Авианосец «Теодор Рузвельт».
Фото из Энциклопедии авианосцев
В настоящее время самым большим количеством авианосцев располагают Соединенные Штаты Америки. Однако и у них есть проблемы, о которых говорится в публикуемой ниже статье, предоставленной редакции «НВО» российским представительством Фонда «Наследие» (The Heritage Foundation).
Недавно руководство военно-морских сил США направило на Капитолийский холм предложение о временном сокращении численности авианосцев с 11 до 10 в течение 2012–2015 годов. Ранее после продолжительных дискуссий американские законодатели уже одобрили просьбу ВМС об уменьшении количества этих боевых кораблей с 12 до 11, что привело к выводу из состава флота Соединенных Штатов в 2007 году АВ «Джон Кеннеди».
Однако на сей раз Конгресс должен отказать ВМС. Сегодня они располагают рекордно низким числом «плавающих аэродромов» по сравнению с 80-ми годами прошлого века, со времен наращивания боевых сил и средств американского флота при администрации президента США Рональда Рейгана. Тогда же американские ВМС установили минимально необходимую цифру наличия авианосцев в строю (15), чтобы обеспечить безопасность в открытом море. Законодателям следует продолжать энергично поддерживать военное судостроение и попытаться увеличить финансирование этой сферы в оборонном бюджете.
КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕРАСТАЕТ В КАЧЕСТВО
В 2006 году руководители военно-морских сил представили в Конгресс доклад с предложением о поддержании состава флота в количестве 313 единиц, включая 11 авианосцев, 48 ударных подводных лодок, 88 крейсеров и эсминцев, 55 литоральных боевых кораблей, 31 корабль-амфибию и эскадры заблаговременного морского развертывания с двенадцатью новыми кораблями-амфибиями и транспортными судами. Важным приоритетом руководства ВМС должно оставаться восстановление численности флота, сократившегося за последние 15 лет более чем на 50%.
К сожалению, ВМС попали в сложное, но вполне ожидаемое положение из-за 33-месячного интервала между выводом из состава действующего флота авианосца «Энтерпрайз» в ноябре 2012 года и введением в строй для его замены АВ «Джеральд Форд» в сентябре 2015 года. Именно в ноябре 2012 года истекает срок действия ядерных реакторов «Энтерпрайза» после 51-го года его звездной карьеры. Ирония в том, что ВМС знали о приближающихся трудностях, но за последнее десятилетие не сделали ничего для смягчения их последствий.
В дискуссии о количестве авианосцев был упущен один важный момент. В течение довольно продолжительного времени одному из авианосцев типа «Нимитц» придется постоянно находиться на капитальном ремонте и перезарядке топливом. Из-за этого его возможности по быстрой и эффективной передислокации будут ограничены. Таким образом, если руководство ВМС добьется от Конгресса принятия своего предложения, количество авианосцев снизится до девяти.
Законодателям необходимо задуматься: допустим ли такой риск, когда девять авианосцев с трудом покрывают сферу ответственности пяти различных региональных авианосных ударных групп? Конгрессу следует внимательно изучить вопрос, располагают ли ВМС в настоящее время достаточным числом авианосцев для выполнения своих глобальных обязательств. Если в настоящее время они испытывают трудности в выполнении боевых задач, то при возникновении непредвиденной ситуации, когда не все необходимые авианосцы окажутся в наличии, принятие компромиссных решений станет неизбежным. Тогда встает вопрос: может ли страна позволить себе не поддерживать минимальный флот из 11 авианосцев?
МАСШТАБЫ РИСКА ОЧЕНЬ ВЫСОКИ
Соединенные Штаты – морская держава. ВМС, морская пехота и береговая охрана являются главными гарантами этого глобального статуса. В компетенцию ВМС входит поддержание американского превосходства в Мировом океане и воздушном пространстве над ним в противовес всем силам, включая национальные государства и негосударственных игроков. Для того чтобы ВМС могли продолжать обеспечивать безопасность морей в глобальном масштабе на протяжении всего XXI века, им потребуется мощный флот – как по количеству, так и по качеству кораблей.
Конгресс должен отказать в просьбе ВМС и взамен заставить их представить план по устранению дефицита авианосцев в 2012 году. Если законодатели настроены серьезно в отношении поддержания возможностей военно-морских сил США по проецированию мощи в защиту свободы во всем мире и не желают, чтобы ВМС Соединенных Штатов пошли по пути британского королевского флота, они не санкционируют эту рискованную игру. В качестве одного из вариантов можно рассмотреть ускорение спуска на воду авианосца «Джеральд Форд», увеличив бюджетные ассигнования на строительство кораблей.
К 2019 году или раньше иметь на вооружении 12 авианосцев – вот к чему Конгрессу необходимо постоянно подталкивать руководство ВМС. Принимая во внимание тенденции и стремление ВМС к досрочному списанию кораблей, например крейсеров типа «Тикондерога» и ударных подводных лодок типа «Лос-Анджелес», Конгресс должен придать силу закона дополнительному требованию, чтобы все авианосцы типа «Нимитц» прошли перезарядку топливом. Это требование должно упредить действия чиновников из Административно-бюджетного управления, направленных на отмену капремонта и перезарядки топливом ради иллюзорной экономии бюджетных средств. Кроме того, нельзя допустить переориентации средств, выделенных на программы судостроения.
В целом, сохранение программы строительства кораблей, скорее всего, потребует от Конгресса продолжать увеличение бюджета поставок вооружений для ВМС, как он и делал многократно и лояльно все последние годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конгрессу надо решительно и отрицательно отреагировать на просьбу ВМС. Он должен требовать, чтобы авианосный флот постоянно насчитывал не менее 11 кораблей. Финансирование будущего флота – это здравая необходимость для морской державы.
Для того чтобы остановить уменьшение численности кораблей ВМС в последующие 10–20 лет, необходимо крупное финансирование программ кораблестроения. Дефицит авианосцев – это еще одно напоминание о том, что верхняя планка оборонного бюджета слишком низка для того, чтобы ВМС могли одновременно развертывать боеготовые силы, поддерживать текущие боевые операции и модернизироваться. Конгресс должен взять обязательство расходовать 4% ВВП на национальную оборону, для того чтобы удовлетворить текущие потребности по модернизации вооруженных сил, включая авианосный флот.