Легкий многоцелевой вертолет "Ансат".
Фото из книги "Оружие и технологии России"
24 октября, выступая в эфире популярной российской радиостанции «Эхо Москвы» (еженедельная передача «Военный совет») , врио начальника управления армейской авиации ВВС РФ полковник Алексей Ланде отметил, что «в ближайшее время будут поступать легкие вертолеты... связи, разведки», которые «нужны очень сильно». Впрочем, такие машины необходимы не только для выполнения задач связников и разведчиков...
НАПРАСНО ОТКАЗАЛИСЬ!
В начале октября произошли два вроде бы не связанных между собой события.
Минобороны Великобритании привычно сообщило об очередной смерти своего военнослужащего в Афганистане. 5 октября во время пешего патрулирования районного центра Над е-Али (Nad e-Ali) провинции Гельменд в результате срабатывания взрывного устройства погиб Джеми Джейнс (Jamie Janes – JJ) – солдат 1-го батальона гренадерской гвардии. 16 мая британцу исполнилось всего 20 лет. Кстати, это была уже его вторая командировка на войну. Два года назад JJ находился в Афгане в течение четырех месяцев. После чего прошел интенсивную подготовку на Фолклендских островах и в Кении.
Не спасло. Этим же взрывом было ранено еще трое военнослужащих. Джэйнс умер по дороге в госпиталь. Очень жаль мальчишку┘
Для справки: с октября 2001 года в Афганистане погибло свыше 220 британцев (на сегодня трагический счет уже перевалил за отметку), в том числе 182 – в результате действий противника.
Глава российского Министерства обороны доложил президенту РФ о приобретении пяти вертолетов (четырех Ми-8 и одного Ка-52 «Аллигатор») на сэкономленные деньги. Приятно было услышать, что нашлись средства на «вертушки». Однако и Ми-8, и Ка-52, и даже Ми-24, и Ми-28 – все они массой за 10 тонн. Приобретая пока исключительно тяжелые боевые вертолеты, мы упорно продолжаем политику «игры мускулами», до сего дня фактически игнорируя легкие винтокрылые машины.
Общее у этих двух событий – забыли о солдате. Между тем в XXI веке особенно важное значение приобретает воздушная эвакуация раненых и пострадавших. Главный урок, который преподнесли Ирак и Афганистан, заключается в том, что основная причина гибели и ранения личного состава коалиционных войск – подрывы. Единственное спасение – вертолеты! В той же Великобритании в последнее время постоянно ругают руководство Минобороны за неадекватную «вертолетную политику», хотя в войсках ее величества, находящихся в Афганистане (9000 военнослужащих), интенсивность санитарных рейсов увеличивается с каждым годом: в 2006-м – 262, в 2007-м – 572, в 2008-м – 800, с января по август 2009-го – свыше 830.
Но вопрос гораздо шире. Кроме медицинской помощи и эвакуации разговор идет о целом спектре специальных, на первый взгляд, неважных задач, для выполнения которых необходимы легкие многоцелевые вертолеты. Сегодня во всем мире набирают силу программы легких многоцелевых винтокрылов. Наглядный пример – американский LUH-72A Lakota, индийский Dhruv, южноафриканский и шведский A109LUH, корейский KUH и другие.
Соединенные Штаты не испугались заказать 345 европейских(!) вертолетов. На сегодня Пентагоном закуплено 128 машин для сухопутных войск и пять – для ВМС, поставлено – 86, общий налет превысил 17 500 часов при исправности 93%! В бюджете 2010 финансового года на приобретение LUH выделено 326 млн. долл. (для сравнения: на закупку AH-64 Longbow Apache намечено ассигновать лишь 219,2 млн. долл.).
Легкие многоцелевые вертолеты (LUH) способны эффективно выполнять обе санитарные задачи: доставлять пострадавших с места происшествия в госпиталь и осуществлять межгоспитальные перевозки (полевой пункт – госпиталь – медицинский центр). Легкая винтокрылая машина справляется с этими задачами ничуть не хуже, а в некоторых случаях – лучше, чем тяжелая. Она – маневреннее (более юркая), обладает меньшими размерами и более экономична. Легкий – это значит приносящий удачу.
У нас легкий вертолет для оказания медицинской помощи отсутствует как класс. Несмотря на то что и «Ансат», и Ка-226 выполнили свой первый полет более 10 лет назад, мы до сих пор не определились со стратегией развития. Тот же «Ансат» продвигается как учебно-тренировочный вертолет начального обучения. Хотя в большинстве стран военные ведомства готовят своих вертолетчиков на гораздо более легких однодвигательных машинах (наверное, потому, что умеют считать деньги).
У хорошего хозяина на каждый гвоздь – свой молоток. А ведь совсем недавно Ми-2 – всеми любимые «двоечки» – были нужны и незаменимы при выполнении широкого круга задач. Еще живы вертолетчики, служившие в отдельных вертолетных отрядах и эскадрильях (ОВО и ОВЭ) ГСВГ, СВГ, ЮГВ и т.д., которые могут рассказать, как в каждой мотострелковой и танковой дивизии, общевойсковой армии было свое подразделение вертолетов (Ми-2 и Ми-8) и чем оно занималось.
Отказавшись от Ми-2, мы сломали стройную структуру (легкий–средний–тяжелый). Вместе с «двоечками», исчезли ОВЭ и ОВО, а с ними баланс организации боевой подготовки и обеспечения войск, исчезла целая прослойка летно-технического состава со своим особым мировоззрением и своей особой подготовкой. Если в вертолетном полку в силу массового применения на первый план выходит общий (средний) уровень подготовки, то в отряде от уровня профессионализма одного командира экипажа может зависеть успех всего коллектива. И в конечном итоге произошло резкое сужение спектра возможностей вертолетов.
ОБЕСПЕЧИТЬ СПАСЕНИЕ
Отсутствие легких винтокрылых машин привело не только к изменению организационно-штатных структур и сокращению возможностей армейской авиации, но и деформации сознания. Сегодня не только военных, но и гражданское общество приучили грезить исключительно об «Охотниках» и «Аллигаторах». В ходе очередных учений корреспонденты телевизионных каналов, журналов и газет с мест событий радостно рапортуют о слаженности боевых порядков и точности нанесения ударов, но ни слова о том, как будем спасать подорвавшихся танкистов или заблудившихся разведчиков. Как быстро забыли, что во время двух чеченских кампаний раненых мальчишек-солдат вывозили навалом на полу «восьмерок» между дополнительными бочками. Пора мыслить не ударами, а спасенными жизнями.
Современные боевые действия – это не только нанесение огневых ударов (кстати, их доля в общем объеме задач армейской авиации стремительно сокращается), но и боевое, техническое и тыловое обеспечение. Это еще и активная система оказания первой помощи, эвакуации пострадавших в ходе боевых действий и боевой подготовки в повседневной жизни (а сколько случаев гибели и ранения во время перевозки военнослужащих наземным транспортом в мирное время). Будущие военные конфликты – это не столько боевые столкновения, сколько снижение риска, спасение, защита, эвакуация, логистическое обеспечение, в которых на первое место выходит использование воздушного пространства.
В перспективе «воздушные мосты» будут играть гораздо большую роль, чем нанесение ударов, с которыми вполне могут справиться беспилотные платформы. Более того, в некоторых ситуациях важнее будет отказаться от удара в пользу демонстрации силы. А вот спасение нельзя демонстрировать, его нужно оказывать. Кто доставит в госпиталь здесь и сейчас? В частях нужны легкие многоцелевые машины (санитарные, разведки и наблюдения, поиска и спасения, перевозки военнослужащих и грузов и много чего).
Кроме своего прямого назначения – оказания скорой и квалифицированной медицинской помощи – эвакуация имеет огромное морально-политическое и социально-экономическое значение. Забота о военнослужащем начинается с привития ему чувства уверенности, что помощь обязательно придет, и его жизнь будет спасена вне зависимости от места и времени (в Ираке вертолетная помощь приходит через 1 час, в Афганистане – через 2 часа). Новые легкие многоцелевые вертолеты – это новая стратегия эксплуатации, новая экономика, новая социальная политика, новая система обучения.
Что касается прочих силовых структур России. В последнее время отдельные министерства и ведомства (МЧС, МВД, ФСБ, ФПС и др.), получив свободу, бросились закупать легкие вертолеты без каких-либо согласованных планов. Кто во что горазд: ВО105, ВК117, AS355, ЕС145, «Ансат», Ка-226┘ Лишь в выборе производителя вертолетов – это Еврокоптер – просматривается единодушие, которое в ближайшее время должен нарушить другой строитель винтокрылых машин – AgustaWestland. В дверь отечественного вертолетного парка уже стучится AW139. «Разнотипица» лишь усилится. И тем не менее, несмотря на то что все вертолеты хороши и как ни труден выбор, нужно определяться с вертолетом, вокруг которого необходимо возводить будущую интегрированную систему медицинской эвакуации наших силовых ведомств. Система требуется мощная, рассчитанная не на год или два, а на десятки лет вперед.
Уже давно обязательным условием проведения крупных соревнований стало наличие санитарных вертолетов. А для проведения боевых действий они не нужны? Быть может, вместо одного «Аллигатора», который неизвестно когда приступит к исполнению своих прямых обязанностей, надо было бы закупить звено легких машин, которые уже сегодня заступили бы на дежурство в Северо-Кавказском регионе┘
Как бы ни откладывали, нам придется возвращаться к философии легких «вертушек». Хотя бы ради спасения наших мальчишек, которых мы одеваем в военную форму.