В Петербург с дружеским и отчасти деловым визитом прибыл французский десантный корабль-вертолетоносец «Мистраль». Корабли подобного размера заходят в акваторию Невы нечасто. Тем не менее «Мистраль» успешно пришвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта, расположенной в самом центре города. Корреспондент «НВО» побывал на борту корабля и вынес на берег целый ворох противоречивых впечатлений.
Рубка корабля на несколько дней стала, как сейчас модно говорить, высотной доминантой Василеостровского района. Надстройка возвысилась над петербургскими куполами и шпилями – корабль было видно практически со всех мостов центральной части города.
«Мистраль» пришвартовался у причала, который часто используют прибывающие в город грузопассажирские паромы. Вблизи, кстати, корабль сам отчасти напоминает паром – такие же высокие и строго вертикальные борта, сходные обводы корпуса, обрубленная корма. Системы вооружений, которых, к слову, у «Мистраля» немного, со стороны практически не видны. Только надстройка на полетной палубе и мрачный серый цвет выдают боевой корабль. Не будь этих особенностей, корабль вполне можно было бы спутать с каким-нибудь «Силья Лайном». Как выяснилось позже, эти аналогии имеют под собой некоторые основания.
Петербургским журналистам представилась уникальная возможность побывать на территории Франции без виз и заграничных паспортов. И хотя гостей пропускали на борт через таможенный терминал, документы никто не проверял. Французская сторона как будто говорила: «Чувствуйте себя как дома, этот корабль почти ваш». Журналисты, ожидавшие на берегу представителей французского консульства, весело шутили на тему того, какой пробег у этого транспортного средства, проходило ли оно все положенные ТО, сколько у него было хозяев. Впрочем, речь о продаже России конкретно этого корабля не идет – если стороны договорятся, для нашего флота будут построены новые вертолетоносцы. Как говорится, с адаптацией к российским условиям эксплуатации.
Пока представители прессы ждали, с корабля на берег спустилась делегация офицеров ВМФ России и инженеров-судостроителей. Им провели ознакомительную экскурсию по кораблю. Среди прочих был замечен офицер с нашивкой крейсера «Аврора». Это сразу вызвало волну перешептываний на тему того, для чего же Россия покупает «Мистраль» – для службы в составе флота или для проведения вечеринок?
Когда, наконец, журналистов пустили на борт, они смогли воочию убедиться в том, что на паром он похож не только снаружи. Жилые отсеки практически ничем не выдают свою принадлежность к военному кораблю. Уютные коридоры, обшитые пластиковыми панелями, обычные двери с доводчиками, фотографии с морскими пейзажами. Сходство усиливают автоматы по продаже напитков, расположенные на каждой палубе. В эпоху глобализации в них за 80 евроцентов можно купить не только водичку «Перье», но и кока-колу. В рамках российской адаптации, судя по всему, к ассортименту добавится квас.
Командир французского корабля Дидье Пьятон любезно согласился ответить на вопросы, касающиеся технических аспектов. Он сразу предупредил, что про условия сделки говорить не собирается: «Я капитан, а не продавец». Господин Пьятон рассказал, что «Мистраль» был построен в рамах концепции стратегии ВМФ Франции, принятой в 2000 году. На службе этот конкретный корабль состоит уже три года. С момента закладки до спуска на воду прошло около двух лет. Корпус корабля строился по частям на двух верфях. Причем при строительстве передней части использовались технологии гражданского судостроения. От этого и сходство с паромом.
Главной особенностью «Мистраля» Дидье Пьятон назвал его многофункциональность. В зависимости от поставленной задачи он может выполнять разные миссии. Прежде всего он может выступать в качестве морской базы вертолетов. В ангаре корабля умещается до 16 вертолетов массой до 12 тонн, которые поднимаются на палубу двумя лифтами. На полетной палубе оборудовано 6 взлетно-посадочных площадок. Также корабль может выполнять миссии по высадке десанта – в его отсеках размещается 60 броневых машин и 450 десантников в полном обмундировании. Для выполнения гуманитарных миссий на корабле есть госпиталь на 69 коек, два операционных блока и даже кабинет стоматолога. Но самой главной особенностью «Мистраля» является командный центр площадью 850 кв. м, в котором, по словам Дидье Пьятона, могут работать до 150 офицеров. Какую бы миссию ни выполнял корабль, он может находиться в море до 350 дней в году.
После небольшой пресс-конференции журналистам представилась возможность осмотреть корабль. Сперва группу провели на капитанский мостик, с которого открылся роскошный вид на крыши Петербурга. В обычное время такой вид можно наблюдать разве что с колоннады Исаакиевского собора. Впрочем, и сам мостик производит сильное впечатление. Он похож на рубку не морского, а скорее космического корабля – такое здесь обилие всяких пультов, кнопок, панелей и экранов. Дидье Пьятон не без гордости отметил, что корабль максимально автоматизирован, благодаря чему его экипаж составляет всего 170 человек. Долго разглядывать мостик не дали – буквально через три минуты всех любопытствующих попросили на выход.
Следующим пунктом программы была полетная палуба. О ней, кроме того, что она большая (5200 кв. м) и плоская, сложно что-либо рассказать. Удивило только практически полное отсутствие освещения. На вопрос, почему так мало света, французские офицеры только пожали плечами.
Прямо под палубой находится большой ангар для вертолетов. В нем было пусто, так как визит «Мистраля» носил дружеский характер. Только несколько служебных машин были закреплены вдоль стен. Эти автомобили предназначены для передвижения вертолетов и тушения пожаров. Также у стены ангара установлена модель корабля в разрезе – это уже для посетителей.
Еще ниже расположен ангар для бронетехники. Как и в случае с вертолетным ангаром, здесь было пусто. В самом дальнем конце стоял притянутый тросами белый японский пикап с французскими номерами. Впрочем, представить себе этот ангар, набитый под завязку бронетехникой, не так уж сложно. Тем более что на стенах висят плакаты, демонстрирующие вместимость корабля. При высадке бронетехника съезжает по наклонному пандусу на нижнюю палубу, где находится затапливаемый док для десантных катеров. Здесь, наконец, удалось увидеть военную технику – два десантных бота на воздушной подушке. Всего ангар вмещает до четырех подобных катеров.
Небольшая пробежка по жилым отсекам корабля показала, что российским морякам они скорее всего придутся по душе. Для старшего офицерского состава предназначены двухместные каюты, младшие офицеры живут вчетвером, матросы селятся по шесть человек в каюту. Обстановка скромная, но аккуратная – как в каютах эконом-класса пассажирских лайнеров. Койки, кстати, разработаны не для карликов – на них могут вполне удобно расположиться даже рослые матросы. Есть кают-компании для отдыха с удобными диванами, большой спортивный комплекс, в котором можно поиграть в волейбол или мини-футбол.
В целом «Мистраль» произвел приятное впечатление – ощущается его продуманность и основательность. Кроме того, видно, что за кораблем хорошо следят. Несмотря на то что он уже бывал в длительных плаваниях, и внутри, и снаружи корабль выглядит как новый. Наверное, если сделка о покупке будет заключена, корабли класса «Мистраль» станут украшением российского флота. И в этом одновременно достоинство и недостаток вертолетоносца. Ведь если корабль не впишется в концепцию боевого применения российской морской пехоты, он так и останется лишь украшением, а не реальным инструментом ведения внешней политики.
Санкт-Петербург