0
3911
Газета Вооружения Интернет-версия

16.07.2010 00:00:00

Пекин занимает чужое место на мировом рынке ВВТ практически без боя

Тэги: китай, вооружение, ввт


китай, вооружение, ввт Истребитель J10 – в основе израильский "Лави" с элементами F-16.
Фото Reuters

Китай впервые принял участие в крупнейшей выставке вооружения сухопутных войск и противовоздушной обороны Eurosatory-2010 в Париже. Пекин давно прорывался на этот престижный международный форум, но только в этом году ему удалось получить разрешение Минобороны и МИД Франции. При этом китайцам было поставлено условие – никаких явных копий чужих образцов оружия.

СКУПКА, ШПИОНАЖ, КОПИРОВАНИЕ

Шесть китайских компаний – производителей вооружений и военного оборудования были представлены единой экспозицией на Eurosatory-2010. Они не повезли через всю планету натурные образцы колесной и гусеничной техники, а обошлись линейкой макетов, показав весь спектр современных боевых машин – танки, самоходные орудия, бронетранспортеры, средства ПВО и РСЗО. Это было не столько торговое предложение, сколько заявление об амбициозных планах на мировом рынке вооружения.

Впервые КНР вышел на этот рынок в 1979 году. Но вскоре случился мятеж на площади Тяньаньмынь, его подавление и санкции со стороны Запада. Долгое время основными покупателями китайского оружия были такие же, обложенные эмбарго, государства и разного рода «изгои». В частности, бронетехника Саддама Хусейна была в основном китайского производства.

В Париже были представлены модели самоходного зенитно-ракетного комплекса ближнего действия Yitan Shoram; боевой машины пехоты VN9; БТР VN1 с колесной формулой 8х8; самоходной 35-мм спаренной зенитной артиллерийской установки CS/SA1; самоходной 155 мм гаубицы PLZ45; 300-мм РСЗО AR2, подозрительно смахивающий на наш «Смерч».

Модели, разумеется, не так впечатляют, как «живые» машины, но они означают, что китайская оборонная промышленность вышла на самый высокий технологический уровень. Более того, в этом плане она оставила далеко позади российский ОПК.

Дело в том, что с помощью линейки и штангенциркуля не скопируешь самоходную гаубицу, а тем более истребитель. Тут требуются лазерно-копировальная установка и система проектирования 3D. Минуя стадию чертежей с неизбежными ошибками и поправками, виртуальные трехмерные изображения деталей сразу идут на обрабатывающие комплексы. Необходимо заметить, что 80% современных металлообрабатывающих станков, закупаемых российскими предприятиями, произведено в Китае. Копии европейских и японских, разумеется.

Способность в кратчайшие сроки копировать и запускать в производство современные авиационные комплексы и боевые машины свидетельствует, что Китай обладает мощной высокотехнологичной производственной базой, квалифицированными кадрами и материальными ресурсами. Обладай Китай традициями конструирования и конструкторскими школами, он бы уже вышел на первые места в мировой торговле вооружением, поскольку обладает еще одним козырем – низкой ценой.

Слабым местом китайского вооружения остается качество. Но связано это не с плохой обработкой деталей и сборкой, а с низким качеством материалов. Производство специальных сталей и сплавов содержит массу производственных секретов, которые раскрыть весьма проблематично. Приходится использовать металл худшего качества. В результате китайское стрелковое оружие заслужило славу одноразового. По этой же причине скопированные двигатели не могут работать нормально и быстро выходят из строя.

Отсутствие собственной конструкторской школы Китай компенсирует покупкой лицензий, промышленным шпионажем и нелегальной скупкой образцов. Так, в 1999–2001 годах в Украине по поддельным документам были приобретены и вывезены в Китай шесть авиационных ракет Х-55 с дальностью полета до 2500 км, способных нести ядерные боеголовки. На российско-китайской границе неоднократно изымались незаконно вывозимые приборы, агрегаты, детали военной техники.

Больше всего от китайского шпионажа страдают США, поскольку в этой стране проживает много этнических китайцев. Нередко они имеют доступ к критически важной информации. Инженер Донгфан Чунг передал в КНР целый ряд технологических и коммерческих секретов фирмы Boeing, выполнявшей работы по программам создания космического корабля многоразового использования «Спейс-шаттл» и ракет Delta IV, а также сведения о системе заправки ракет топливом, на пятилетнюю разработку которой компания израсходовала 50 млн. долл. Кроме этого, за годы работы он переправил 300 тыс. страниц закрытых документов «Боинга». Получил 15 лет.

Завербованный в 1983 году инженер Чи Мак работал инженером в научно-исследовательской компании Power Paragon, которая была субподрядчиком американской фирмы L-3 Communications, входящей в десятку ведущих фирм военно-промышленного комплекса США. Занимаясь научно-исследовательскими работами в интересах ВМС США, он передавал секретную информацию в КНР. В 2007 году его приговорили к 24 годам тюрьмы.

В Украине трое бывших военнослужащих, работавших на предприятии «МиГремонт» (Запорожье), подрядились за 800 тыс. долл. добыть и передать китайскому заказчику секретную военно-техническую информацию. Были задержаны во время копирования чертежей и в феврале нынешнего года получили от 7 до 11 лет заключения.

В России ФСБ периодически задерживает граждан, сотрудничающих с различными госструктурами КНР. Нередко это ученые, сотрудники НИИ, люди с именами, на защиту которых встает общественность, правозащитники. Китайцы скупили в России почти все интересующие их технологии производства военной техники и вооружения вместе с образцами и лицензиями. Это было одним из главных условий военно-технического сотрудничества с РФ. За последние 20 лет Китай «переварил» все российское ВВТ и теперь больше заинтересован в научных данных в самых разных сферах, в перспективных разработках и технологиях. Например, Пекин активно интересуется двигателестроением, космическими технологиями и т.п. С этой целью создаются различные совместные российско-китайские исследовательские программы, под их прикрытием скупается научно-техническая информация.

Копировать западные разработки Китай наловчился с помощью Пакистана на взаимовыгодной основе. Специалисты Поднебесной изучают, к примеру, американский F-16А, поставленный Исламабаду, разрабатывают на основе этих исследований истребитель J10A и предлагают его пакистанским ВВС в несколько раз дешевле американского оригинала. Точно так же сейчас идут переговоры о поставке китайских дизельэлектрических подводных лодок пр. 039. Вполне вероятно, что эксперты из Китая предварительно изучили ДЭПЛ Agosta 70 пакистанских ВМС и предлагают примерно то же самое, но гораздо дешевле.

Иностранные атташе в Пакистане, особенно шведский, следят, чтобы китайцы не «ознакомились» с самолетом ДРЛО SAAB2000 шведского производства. Особенно их беспокоит доступ к конструкции радара с фазированной антенной решеткой. Китай в 2000 году приступил к разработке подобного самолета с очень похожей антенной.

Китай стал третьей космической державой, отправившей человека в пилотируемый орбитальный полет. Это наглядно свидетельствует о колоссальных возможностях китайской промышленности. Копии, не уступающие оригиналу, но более дешевые, имеют серьезные конкурентные преимущества. В том числе на рынке вооружения.

БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ

В Кремле наконец-то обратили внимание на активность Пекина на рынке вооружения и обеспокоились. Для управления администрации президента РФ по внешней политике дана заявка на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Особенности стратегии и тактики китайских экспортеров вооружения и военной техники: феномен успеха и основные конкурентные преимущества». Среди прочего исследователи должны провести сравнение системы военно-технического сотрудничества России и Китая и отдельно изучить, как китайские экспортеры работают на тех рынках, которые Россия считает своими.

В 2007 году китайское оружие вступило в конкурентную борьбу с российским. В том году Турция объявила тендер на поставку систем противовоздушной обороны. Противником российского ЗРК С-400 выступил китайский комплекс HQ-9. В том же году в тендере Минобороны Таиланда конкурировали бронетранспортеры. ВВС Индонезии пока не сделали окончательный выбор, но есть данные, что для замены учебно-боевых самолетов могут быть в равных количествах закуплены российские Як-130 и китайские FTC-2000. В 2009 году российский МиГ-29 конкурировал с китайскими J-10 и FC-1 в тендере ВВС Мьянмы. Пока победа осталась за МиГ-29, но тенденция обозначилась четко: главным конкурентом России на рынке вооружения развивающихся стран уже стал Китай.

Мировой рынок условно можно разделить на три сектора. Первый – это сфера влияния США и стран Запада. Это страны, связанные общей политикой, членством в НАТО, союзническими отношениями. Здесь реализуются новейшие образцы ВВТ по высоким ценам.

Сектор, который условно можно назвать «российским», – это страны, традиционно закупавшие советское, а позже российское вооружение. Среди них такие крупные покупатели, как Индия и Китай, а также ряд государств Ближнего Востока. Иногда отдельные государства меняют поставщика. Так когда-то Египет вышел из «советской» сферы, а недавно Венесуэла вошла в «российскую». В основе торговли оружием лежит политика, поэтому всяким изменениям в этих секторах обычно предшествуют определенные политические события. Конкуренция на этих рынках достаточно условна и не носит масштабного характера.

Есть еще один сектор – это беднейшие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Они тоже участвуют в гонке вооружения, но объемы закупаемого ими вооружения таковы, что не представляют серьезного интереса для европейского, американского и российского производителя. Да и сами они не интересуются дорогостоящими современными образцами. Это рынок подержанной техники и дешевых копий. Именно здесь Китай оттачивает навыки оружейного экспорта.

В течение последних 20 лет этот рынок заполнялся оружием бывшего Варшавского блока. Постсоветские республики и государства Восточной Европы, вступающие в НАТО, избавлялись от прежних запасов. Этим же путем шли государства НАТО, сокращавшие свои армии и списывавшие технику. Одновременно шла ликвидация оборонной промышленности бывших соцстран. Переход на стандарты НАТО и высокие цены Евросоюза убили местный ОПК, а с ним и военный экспорт.

Например, Румыния до 1990 года ежегодно экспортировала ВВТ на 500–800 млн. долл. В 1995 году продажи составили 160 млн. долл., а в 2000 году – мизерные 30 млн. долл. Выросшие до европейского уровня накладные расходы и цены сделали неконкурентоспособным румынское оружие.

В оборонной промышленности Чехии до 1989 года работало 150 тыс. человек. Сейчас осталось 25 тыс. Главные покупатели чешского вооружения – Индия и страны Евросоюза, в первую очередь соседняя Словакия. Из развивающихся стран покупателями в прошлом году были лишь Таиланд и Египет.

Освободившуюся на рынке нишу самого дешевого вооружения как раз и заполняет Китай, готовый торговать почти даром и в розницу. «Рособоронэкспорт» никогда не будет вести переговоры с африканской страной о продаже одной гаубицы, потому что командировочные расходы съедят всю прибыль и принесут убытки. Китайцы убытков не боятся. Они, похоже, вообще не интересуются прибылью. Денег им и так хватает – в госказне накоплено уже свыше 2,5 трлн. долл.

Для Пекина гораздо важнее, чтобы оборонная промышленность работала, производила продукцию, повышала квалификацию. Поэтому там, где российское оружие не по карману, появляются китайцы. Свою деятельность они стараются особо не афишировать и данные по экспорту называют весьма скупо. В частности, не любят называть конкретные типы поставленного ВВТ. Так, в Национальной книге по обороне за 2008 год приведены данные экспорта за 2007 год. Поставлено: в Пакистан – 18 основных боевых танков; в Танзанию – 10 боевых бронированных машин (ББМ); в Чад – 10 ББМ; в Бангладеш – 1 истребитель; в Руанду – 6 орудий крупного калибра; в Гану – 4 самолета; в Йемен – 2 ракеты и пусковая установка; в Индонезию – 7 ракет и пусковая установка.

Китай успешно замещает российское вооружение своими более дешевыми копиями. Китайская 152-мм гаубица тип 52 (Т52) является копией российской Д1. Батарею этих орудий приобрела Руанда. А 155-мм образцы купили Судан, Алжир и Египет. Постоянно конфликтующие между собой Судан и Чад в основном тоже вооружены китайским оружием. Большие усилия предпринимает Пекин, чтобы продвинуть свое оружие, а с ним и влияние, – в Йемен. В Судане, Чаде и Йемене китайцев интересует не только оружейная торговля, но и аренда нефтяных месторождений. В других государствах Африки они также готовы от военно-технического сотрудничества перейти к разработке природных богатств. И наоборот.


На Eurosatory-2010 были представлены отнюдь не игрушки.
Фото с сайта www.news.cn

Помимо названных стран китайское оружие в последние годы приобрели и другие африканские государства: Зимбабве (учебно-тренировочный самолет К8), Мали (вертолеты Z9), Намибия (К8), Нигерия (истребители J7), Уганда (танки Т85IIM), Замбия (БТР WMZ551, танки T59, артиллерия), Бурунди (торпедные катера, артиллерийские системы ПВО), Конго (122-мм гаубица Т60, 130-мм орудие Т59), Камерун (130-мм орудие Т59), Мозамбик (85-мм орудие Т56). Следует добавить, что Египет приобрел у Китая такой специфический товар, как подводные лодки (пр. 033 на основе советского пр. 633) и фрегаты. Это помимо истребителей и учебно-тренировочных самолетов.

Мировой рынок оружия развивается, несмотря на кризис. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), объем продаж товаров военного назначения в последние пять лет вырос на 22% по сравнению с предыдущей пятилеткой. Треть всего сбыта составила авиатехника. Резко повысили закупки государства Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Одновременно происходит перераспределение рынка среди экспортеров. Группа лидеров сбыта выглядит так: США, Россия, Германия, Франция. При этом США сохранили прежний уровень, а Россия потеряла 7%, Германия увеличила объем поставок в два раза (!), Франция – рост 30%, Великобритания – откат на 17%. Поскольку методика подсчета SIPRI значительно отличается от привычного нам счета в реальных контрактных суммах, а хитрым образом уравнивает все типы и образцы вооружения, давая им единую цену, то можно эти данные всерьез не принимать. Но они, тем не менее, достоверно отражают происходящие процессы. Кроме Германии в группу лидеров следует добавить Израиль, а следом за ним – Испанию и Италию. Восточноевропейские страны, когда-то вместе с Советским Союзом снабжавшие оружием полмира, отошли во второй эшелон, а то и просто исчезли с рынка.

Лидеры среди покупателей, по хитрым подсчетам SIPRI, – Китай (9%), Индия (7%), ОАЭ (6%), Южная Корея (6%) и Греция (4%). При этом доля Китая в предыдущую пятилетку составляла 20%, а Индии – 14%. Налицо резкое снижение закупок. Обе эти страны до сих пор остаются главными покупателями российского оружия, но если раньше на их долю приходилось 90% отечественного оружейного экспорта, то сейчас едва ли многим более половины. Легко понять, что сократили они закупки именно российского вооружения. В то же время Китай резко увеличил закупку ВВТ в Германии с упором на лицензионное производство.

Российский оружейный экспорт достиг 8,5 млрд. долл. в год. Это потолок для отечественного ОПК. Больше нельзя изготовить из-за деградирующей производственной базы и нехватки квалифицированных кадров. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Место российских вооружений начинают занимать китайские, тем более что они совместимы с российскими, да к тому же существенно дешевле. Венесуэла уже приобрела у Пекина учебно-тренировочные самолеты К8. А до конца 2010 года Национальная Боливарианская военная авиация должна получить в дополнение к российским средствам ПВО 10 китайских радаров JYL-1-3D производства China Electronics Technology Group (CETC) с дальностью действия 350 км. Российская и китайская техника будет использоваться в рамках интегрированной системы.

Сейчас у Пекина есть реальный шанс продать первый образец ЗРС HQ-9 или FD-2000 в экспортном исполнении. Поскольку Россия отказывается выполнять контракт с Ираном на поставку С-300, Китай готов продать Тегерану свой аналог. Для китайцев это очень важно – выйти на рынок высокотехнологичного вооружения ПВО. Спрос на средства воздушно-космической обороны растет, и надо занимать любую свободную нишу на этом рынке. Китай на уровне бумажных проспектов представлял комплекс HQ-9 на двух крупных оборонных выставках – African Ground Force Equipment Exhibition в южноафриканском Кейптауне и Defense Exhibition в пакистанском Карачи. Следует отметить, что оба региона – вотчина китайских оружейников. Они стремятся буквально упредить спрос.

Комплекс производит компания China Precision Machinery Import-Export Corporation, он с 1990-х годов поступает на вооружение НОАК. Пусковая установка HQ-9 напоминает российскую С-300, но китайцы утверждают, что их разработка совершенно оригинальна и кардинально отличается боевыми характеристиками. Ее дальность против авиационных целей составляет от 7 до 125 километров, что, конечно, ниже показателей ЗРС С-300, но производитель утверждает, что по всем остальным показателям она превосходит российскую систему. Этому мало кто верит, зато цена HQ-9 очень привлекательна, гораздо ниже, чем у российской С-300. Китайцы называют ее только на официальных переговорах, но слухи ходят...

АВИАНАСТУПЛЕНИЕ

Глава РСК «МиГ» и АХК «Сухой» Михаил Погосян выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайско-пакистанские истребители FC-1 (в пакистанской версии – JF-17).

Причиной стала конкуренция со стороны азиатского истребителя с российским МиГ-29 на египетском рынке. По некоторым данным, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев вел в Каире переговоры о поставке партии истребителей – до 32 штук. Одновременно египетская сторона начала переговоры с Китаем не просто о закупке, а о совместном производстве истребителей JF-17 Thunder. При этом высказывалось намерение закупить эти самолеты для ВВС Египта.

Если этот проект начнет действовать, рынок Ближнего Востока и Северной Африки может переключиться с российских самолетов на китайские. Можно считать, что вытеснение России с мирового рынка вооружения ее главным покупателем началось. МиГ-29 лучше по характеристикам, но стоит 35 млн. долл., а FC-1 – всего 10 млн. долл. Для летчиков среднего уровня подготовки сгодится и такой.

Самое обидное, что на китайском аналоге стоит российский двигатель РД-93 производства Московского машиностроительного предприятия имени Чернышева, входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию. В 2005 году был заключен контракт на поставку 100 двигателей на сумму 238 млн. долл. Попутно было подписано рамочное соглашение на поставку в общей сложности 500 таких двигателей. Китай был готов прикупить еще столько же, если двигатель модернизируют, увеличив тягу.

В 2007 году Китай получил разрешение правительства России на реэкспорт двигателей РД-93 в Египет, Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир. Так что ничего не законного в захвате египетского рынка нет. Китай даже не обязан ничего согласовывать.

Компания Liyang Aero Engine Corporation, базирующаяся в Гуачжоу, изготовила собственный вариант двигателя РД-93 под обозначением WS-13 (Tianshan-21), который имеет некоторые отличия от российского аналога, и предназначен для оснащения пакистанских FC-1.

Еще одним камнем преткновения стал истребитель Су-27СК и его китайский клон J11. По соглашению 1996 года Китай приобрел право на «отверточную» сборку 200 истребителей Су-27СК под маркой J11. Но, получив 95 комплектов деталей, 180 двигателей АЛ31Ф и все необходимое оборудование, китайские товарищи в ноябре 2004 года заявили, что больше не нуждаются в российских технологических комплектующих для сборки Су-27. Официально было заявлено, что боевые возможности истребителя оказались ограниченными и его производство остановлено. Однако для «ремонта» продолжились закупки двигателей и ряда узлов.

В 2007 году Китай презентовал новую «собственную» разработку – истребитель J11В – абсолютную копию Су-27. Завод в Шеньяне тут же приступил к его выпуску. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности, но дело так и заглохло. Между Россией и Китаем нет соглашения о защите интеллектуальной собственности. Да и не переживает Китай по поводу подобных дел – его политический и экономический вес растет, Москве с Пекином ссориться совершенно не выгодно.

На все российские претензии Китай отвечает, что J11B – самостоятельная разработка, поскольку его габариты меньше, чем у просто J11. И уже прозвучало, что китайцы намерены выпустить до 5000 J11B в основном для продажи в страны третьего мира. От 80 до 90% комплектующих они уже изготавливают самостоятельно. Проблемой остаются двигатель и РЛС «Жук». Лицензию на двигатель АЛ31Ф им предусмотрительно не продали. Будь у китайцев надежный двигатель, они бы сейчас начали вытеснять с рынков Азии, Африки и Латинской Америки не только Су-27 и МиГ-29, но и американский F-16.

Сюрпризы китайские авиастроители преподносят один за другим. Компания Shenyang Aircraft Corporation выкатила палубный самолет для будущих авианосцев J15 со складывающимися крыльями. Эксперты сразу же назвали его копией российского Су-33. Однако Россия не продала Пекину эти истребители, поскольку запрашивалось всего несколько штук. Явно для исследования и копирования. Тогда КНР приобрела на Украине находившийся на научно-исследовательском полигоне «НИТКА» прототип Т10К. Этого, видимо, оказалось достаточно. Однако Китай пока не имеет собственного испытательного центра морской авиации, как и обученных палубных летчиков. Впрочем, и собственные авианосцы пока еще не построены, так что время есть.

Между тем китайская авиапромышленная группа Hongdu успешно провела первое летное испытание сверхзвукового учебно-боевого самолета (УБС) L-15-03, оснащенного двумя турбореактивными двигателями и современным бортовым оборудованием, в том числе цифровой системой управления силовой установкой. В основе проекта лежит техническая документация по российскому самолету Як-130, содействие в проектировании оказало Опытное конструкторское бюро имени Яковлева. Серийные самолеты будут комплектоваться двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями АИ-222К-25Ф производства украинской компании «Мотор Сич». УБС L-15 предназначен для подготовки пилотов истребителей Су-27, Су-30, J-10 и J-11.

Компания Commercial Aircraft Corporation of China (CACC) представила на выставке в Сингапуре модель широкофюзеляжного лайнера С919. Летные испытания нового самолета планируется начать в 2014 году, а поставки заказчикам – в 2016 году. На его основе планируется также создать 200-тонный военно-транспортный самолет, к разработке и производству которого хотят привлечь украинские фирмы, прежде всего «Антонова». Уже есть твердые договоренности на установку двигателей LeapX разработки European Snecma Company. Китай не скрывает, что рассчитывает на передачу производственных технологий. Впрочем, договоренности – это одно, а подписанные соглашения – другое. Однако Китай уже планирует открыть сборочное производство двигателей в Шанхае.

В июле в Британском Фарнборо состоится очередной международный авиасалон. Китай и Пакистан собираются продемонстрировать там истребитель JF-17 Thunder с расчетом на международную аудиторию. Можно не сомневаться, что мировые СМИ отметят этот «китайский феномен». А аналитики рынка вооружений, возможно, придут к выводу, что основной покупатель российского ВВТ переквалифицировался в продавца. Россия же, занимавшая 80-е место в списке покупателей оружия, быстро превращается в конкурента Индии в сфере закупок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1094
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
770
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
381
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
524

Другие новости