Офицер может управлять тактическими единицами одним пальцем. Но не в России...
Фото из архива "НВО"
Армия ХХI века не может существовать без автоматизированной системы управления войсками – АСУВ. Об этом рассказывалось в статье «Главные ресурсы в распоряжении АСУВ – информация и время» (см. «НВО» № 38, 2010). Теперь надо поговорить о важнейшем критерии эффективности АСУВ – сокращении цикла боевого управления. Ведь именно для этого и должна создаваться система.
РЕАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Казалось бы, если мы имеем равное с противником количество войск и сил, то чем быстрее (при прочих равных условиях) мы сможем получать и передавать информацию, тем выше наши шансы на достижение победы в бою (операции).
Безусловно, наиболее важными критериями в оценке эффективности работы системы связи являются скорость передачи информации. Вот только простое увеличение «пропускной способности» системы связи не даст серьезного преимущества ввиду того, что львиная доля времени в процессе получения и обработки информации тратится не на ее передачу по каналам связи, а на работу штабов по ее обработке!
Дело в том, что процесс управления войсковыми формированиями с точки зрения передачи и обработки информации можно условно разделить на пять этапов:
сбор и получение (добывание) информации об обстановке от подчиненных и взаимодействующих структур, а также разведорганов;
получение данных об обстановке из вышестоящего органа управления (получение боевых задач от вышестоящего начальника);
обработка полученной информации (оценка обстановки, уяснение задачи, выработка и формулирование решения, утверждение решений подчиненных и планирование боя);
передача обработанной информации подчиненным (постановка боевых задач);
контроль подготовки и исполнения подчиненными поставленной задачи (руководство подчиненными в ходе боя).
При выполнении задачи или изменении обстановки, которое требует принятия принципиально нового решения, командир и штаб любого уровня начинают выполнять указанный алгоритм с первого пункта. Полное выполнение всех пунктов алгоритма называется «циклом боевого управления».
Как видим, информация не просто передается по средствам связи. Штабы всех уровней помимо приема-передачи информации обязаны обобщать ее, обрабатывать, докладывать «наверх», вырабатывать и оформлять решения по создавшейся обстановке и доводить боевые задачи до войск, а также контролировать выполнение ими поставленных задач. Причем собственно передача информации по средствам связи с учетом ее шифрования-дешифрования составляет мизерную (по времени) часть цикла!
Если внимательно присмотреться, то пункты алгоритма боевого управления в большинстве своем являются «организационными», то есть связанными с обработкой информации. И лишь непосредственная подготовка войск к выполнению боевых задач и собственно их выполнение являются практическими мероприятиями, которые «сжать по времени» не представляется возможным ввиду самой их природы. Ну, например, сколько-нибудь значительно ускорить сверх установленных нормативов процесс рытья окопов личным составом просто физически невозможно.
Поэтому реальное и ощутимое преимущество перед противником в использовании той самой связки информация – время может дать лишь ускорение обработки информации непосредственно в органах военного управления.
ОСНОВНОЙ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ
Военные профессионалы, говоря о сокращении организационной части цикла боевого управления, обычно используют термин «оперативность системы управления».
А как ускорить процесс обработки полученной штабом информации? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какая информация в первую очередь нужна командиру и штабу при выработке решения на бой (операцию) и как она обрабатывается.
У нормального военного человека офицер штаба всегда ассоциируется с картой. И это правильно. Карта – основной, а иногда и единственный боевой документ, который позволяет с высокой точностью, а главное – относительно быстро визуализировать обстановку, представить ее в наиболее «легкоусвояемом» виде. Сущность работы по отображению информации в штабах сводится к тому, что текстовая или голосовая информация превращается в некую «картинку» на карте. Каждому офицеру положено вести свою личную рабочую карту. Кроме того, помимо рабочих карт существует масса документов, имеющих в основе топографическую карту.
Опытный офицер на хорошо отработанной карте в предельно короткие сроки различает, где свои войска и где противник, где резервы, а где артиллерия и так далее.
Карта – основной рабочий инструмент (естественно, после головы) любого офицера любого уровня управления. Нанесенные на карту данные анализируются и докладываются командиру (командующему) в виде выводов. Иногда вместо карт используются соответствующим образом обработанные аэро- и космические фотоснимки. Но сути визуализации информации это не меняет.
Всего в ходе планирования любой операции оперативный отдел армии (штаба оперативного командования) отрабатывает целый ряд боевых графических документов. Большинство из них имеет в основе топографические карты. Каждый документ положено отработать в течение определенного, жестко заданного срока (норматива), исчисляемого, как правило, десятками и сотнями минут. Полный перечень документов (то есть карт), отрабатываемых в оперативном отделе штаба армии (ОК), включает в себя около 20 позиций.
Обычно в ходе учений, проводимых с «высокими» штабами, оперативный состав этих штабов отрабатывает две-три, иногда четыре операции.
Здесь, как и везде в армии, существуют жесткие нормативы: за минуту с точностью до миллиметра офицер должен с голоса (с текста) нанести не менее шести тактических знаков.
В ходе только одного этапа (операции) должны отрабатываться 15–18 боевых графических документов (некоторые – в нескольких экземплярах).
Всего в оперативном отделе штаба армии – около 20 человек.
Общий объем времени на отработку только девяти самых необходимых документов, которые эти 20 человек должны выполнить в течение одних суток «в ручном режиме», составляет 448 человеко-часов.
По 22 часа и 20 минут в среднем на человека! И так в течении 5–6 суток.
А ведь большинство информации, наносимой на карты, в штаб приходит в текстуальном виде. Причем на всех картах полученная информация должна наноситься с высокой точностью. Ошибка в нанесении объекта допускается в пределах одного, максимум двух миллиметров. Иначе можно стрельнуть по своим – а это, согласитесь, не здорово. Большинство потерь от «дружеского» огня явилось следствием неправильно нанесенных на карту данных обстановки.
Информации в любом виде в штаб поступает очень много. Значит, значков, стрелочек и подписей на карте тоже очень много. Иногда их число на карте решения командующего армией переваливает за 2, а то и 3 тыс. И все они должны быть нанесены так, чтобы не мешать друг другу, не забивать собой топографическую основу карты, а также соответствовать первичной (текстуальной или голосовой) информации.
Армия – это единый организм. Пехота не может обойтись без танков, артиллерия – без складов с боеприпасами, летчики – без знания того, где проходит передний край своих войск, и т.д. А обстановка во всей полноте отображена только на одной – «большой» командирской карте. Информация нужна всем, и она должна доводиться до всех отделов штаба (разумеется, в части, их касающейся). Как это делается? Карту в цветной ксерокс не засунешь. Она размером два на два метра. Иногда и больше. Не влезает.
Обстановку с «большой» карты копируют на специальном столе с прозрачной поверхностью, снизу подсвеченной лампочками. Называется такой стол светокопировальным. Но на специфическом военном жаргоне его обзывают «дровоскоп». На него кладут сначала «большую» карту, а сверху – ту, на которую будут копировать. Включают лампочку, совмещают и рисуют. Обычными фломастерами и карандашами.
В хорошо отлаженном штабе существует строгий порядок – кто, когда и сколько экземпляров копий делает с «большой» карты. Кроме того, собранная, обобщенная и отображенная на карте информация периодически докладывается в вышестоящий штаб по телефону и текстуально (опять визуализация – текстуализация).
Решение об обстановке командир в абсолютном большинстве случаев также принимает по карте. На ней же оно и оформляется.
Но в штабе хорошо – все карты одного масштаба. А как довести информацию до подчиненных войск? В штабе армии – основной масштаб карты 1:200 000. А иногда и 1:500 000.
А в штабе подчиненных бригад основной масштаб – 1:50 000.
Для того чтобы «перегнать» обстановку с карт одного масштаба на другой, в оперативном отделе армии существуют специальные офицеры – направленцы. Это самые несчастные люди. Честно.
Художники меня поймут. Попробуйте вручную сделать копию портрета Моны Лизы в натуральную величину, располагая всего лишь репродукцией на почтовой открытке. «Дровоскоп» – не для направленцев. Всю свою работу эти отважные люди делают безо всякого светостола. На глаз. «Чисто конкретно» вручную. Потом уже с карты соответствующего масштаба они по телефону информируют «свои» направления – подчиненные соединения и части. И с нее же пишут текстуальные боевые распоряжения. Опять-таки визуализация – тектуализация.
Вся эта абсолютно нетворческая работа по визуализации – текстуализации, а также перерисовыванию карт занимает от 60% до 80% времени суток у любого штабного офицера. Не рабочего времени, а именно всего времени суток! А ведь надо еще успеть подумать, проанализировать обстановку, сделать выводы и расчеты, отработать текстуальные документы, иногда поесть и поспать. С последним в наших штабах почему-то всегда особенная напряженка. Самое обидное, что никуда от этого не деться. Работать без карт пока не научились ни в одной армии мира.
Но и это еще не все.
Наиболее продвинутые командиры в последние годы «старого облика» очень полюбили всяческие компьютерные «прибамбасы». Одной из таких «игрушек» для генералов стали презентации, или, как окрестили их в войсках, «мультики». Создавались они на учениях всех уровней руками все тех же штабных офицеров, как правило, с использованием фоновой «картинки» (отсканированной топоосновы бумажной карты) в майкрософтовской программе «PowerPoint».
Как говорится, хрен редьки не слаще. Параллельно с презентацией офицеры по-прежнему были обязаны вести обыкновенные «бумажные карты». Короче, спать перестали совсем. Воистину: нет невыполнимой работы для человека, который не обязан делать ее сам!
Кстати, отсутствие понимания того, что на самом деле нужно офицерам органов военного управления от внедряемых АСУВ, присуще ныне не только разработчикам, но и заказывающим органам Министерства обороны. Что в итоге приводит к бесполезной трате народных денег, времени и сил.
ДВЕНАДЦАТЬ СВОЙСТВ – ВСЕ ГЛАВНЫЕ
Что же нужно от АСУВ всем уровням военного управления, начиная от командира мотострелкового взвода лейтенанта Вани Иванова и заканчивая седовласым начальником Генштаба?
Рискну предложить свой взгляд на условия, при соблюдении которых внедрение конкретной АСУВ в Сухопутные войска можно будет назвать действительно необходимым и оправданным.
Так вот, основной целью создания и внедрения АСУВ должно являться не столько ускорение передачи данных по средствам связи, сколько автоматизация работ по обработке в первую очередь графической информации, и поныне выполняемых офицерами органов управления различных уровней вручную.
Но мало просто создать программное и машинное обеспечение, высвобождающее руки и головы командиров и штабных офицеров всех уровней для действительно творческой работы. Необходимо сделать так, чтобы все действия, выполняемые ими на средствах АСУВ по обработке информации, производились бы быстрее, чем при аналогичной работе вручную.
Другими словами: главным критерием оценки необходимости для Сухопутных войск той или иной подсистемы (объекта, элемента) АСУВ, а также системы в целом следует признать сокращение цикла боевого управления за счет уменьшения времени на организацию и управление боем (операцией) по сравнению с ручным способом обработки информации.
Что является самым трудоемким процессом при обработке информации в штабе любого уровня? Визуализация текстуальной информации. Перевод ее в графическую форму. Иными словами – карта.
Какой вид информации наиболее полно отражает данные обстановки и наиболее легко и быстро воспринимается человеком? Она же, родимая, – графика.
Какой вид информации наиболее «объемен» и вследствие этого сложен для передачи по средствам связи? Опять же графика. Тактическая обстановка.
Поэтому имеющиеся в перспективных АСУВ системы работы с оперативно-тактической обстановкой для удовлетворения главному критерию – сокращению цикла боевого управления, должны обладать следующими свойствами:
1. Графическая информация должна отображаться на электронной карте. Не на отсканированной и вставленной в какой-нибудь «корел-дро» или презентацию бумажной топооснове, а на полноценной многослойной электронной геоинформационной системе. Кстати, без возможности изменения ее топографических элементов командирами и операторами.
2. Графическая информация об обстановке должна наноситься со скоростью и точностью не менее, чем при работе вручную на обычной карте. Иначе теряется смысл внедрения всех компьютерных «наворотов».
3. Объем обрабатываемого файла обстановки (без топоосновы), посылаемый в сеть, не должен превышать объема текстового документа, ранее текстуализировавшего эту графическую информацию (боевое распоряжение, оперативная директива).
4. При обработке файла графической информации на пункте управления должен быть реализован многопользовательский доступ к нему. Чтобы наносить обстановку могли сразу несколько операторов, в том числе работающих на картах разных масштабов.
5. Файл обстановки после передачи вверх или вниз должен легко ложиться на электронную топографическую основу различных масштабов и различных форматов электронных карт. При этом условные знаки должны максимально быстро и максимально корректно уменьшаться (увеличиваться) пропорционально масштабу используемой топоосновы с сохранением точности привязки их к местности. Помните про неблагодарную работу офицера-направленца?
6. Файл обстановки должен иметь возможность быстрого включения в себя других документов в виде таблиц, надписей, фотоснимков и прочего с возможностью их совместной передачи по каналам связи.
7. Файл обстановки должен содержать в себе несколько слоев с разграничением прав пользователей по их просмотру и редактированию.
8. Электронная версия карты с файлами обстановки должна иметь возможность отображения в автоматизированном режиме положения объектов, оснащенных системой привязки к спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС).
9. Объекты, отображаемые на электронной карте, должны обладать возможностью привязки к соответствующим системам управления базами данных с возможностью обращения к ним из окна программы в реальном масштабе времени.
10. Система должна поддерживать возможность математического моделирования боевых действий по принципу сравнения боевых потенциалов войск сторон.
11. Система должна иметь возможность работы как в режиме серверной привязки, так и бессерверной работы в локальной сети, а также в режиме автономной работы, то есть без подключения к сети.
12. Система должна быть проста и надежна в работе, как автомат Калашникова, а интерфейс программы должен позволять обучение оператора в течении нескольких часов.
И наконец, в качестве вывода: если в ходе разработки, проведения государственных или войсковых испытаний выяснится, что какой-то уровень АСУВ или даже отдельный ее элемент не отвечает главному критерию – это серьезный повод задуматься, а нужна ли такая система Вооруженным силам?
Потому что только при выполнении всех этих условий АСУВ позволит нам превратить информацию и время в реальные (а не виртуальные) факторы, оказывающие достаточно мощное воздействие на ход и исход боевых действий.
При принятии на вооружение необходимо многократно убедиться, что рассматриваемый комплекс (объект, подсистема) АСУВ действительно способствует сокращению цикла боевого управления (при соблюдении остальных 12 условий).
Ибо запуск в производство «дорогих электронных игрушек», применение которых в боевых условиях не будет напрямую способствовать главному критерию – сокращению цикла боевого управления, разорительно для страны в мирное время и губительно для армии в военное.
Потому что даже самый красочный парад – это еще не показатель боеготовности армии. Потому что наличие красивой картинки на мониторе еще не означает наличия работоспособной системы. Потому что цифровая радиостанция за плечами солдата еще не означает, что с ее помощью можно качественно управлять. Потому что потраченные на ненадежную или неработоспособную систему народные деньги не есть повод считать, что обороноспособность страны поднялась на недосягаемую высоту.
Потому что очень не хочется говорить о будущем нашей армии и страны в прошедшем времени.