0
3587
Газета Вооружения Интернет-версия

17.12.2010 00:00:00

ГЛОНАСС: недоперестраховались

Тэги: глонасс, роскосмос


глонасс, роскосмос "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС готовится к старту.
Фото ИТАР-ТАСС

5 декабря 2009 года блок из трех космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» не вышел на расчетную орбиту и упал в Тихий океан в 1,5 тыс. км от Гонолулу. Так неудачно завершилась федеральная целевая программа (ФЦП) «Глобальная навигационная система», на которую с 2001 года издержали 4,7 млрд. долл. Спутниковая группировка ГЛОНАСС окончательно подтвердила статус космического долгостроя.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЛЁТ

ГЛОНАСС имеет для России стратегическое значение. В августе нынешнего года, проводя в Рязани совещание по вопросам спутниковой навигации, премьер Владимир Путин сказал: «Всем хорошо известно, что ГЛОНАСС, глобальная навигационная система, – это система двойного применения. Без систем подобного рода невозможно развитие современных средств вооружения, современных средств ведения вооруженной борьбы, высокоточного оружия». При этом подчеркнул, что гражданские аспекты важны не меньше, и в 2010–2011 годах в развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено порядка 48 млрд. руб.

Падение спутников обернулось серьезным падением темпов развития спутниковой навигации в России. Три космических аппарата, запущенных 5 декабря, и экспериментальный «ГЛОНАСС-К», старт которого запланирован на 28 декабря с космодрома «Плесецк», должны были завершить создание полноценной группировки ГЛОНАСС из 24 спутников. Это обеспечило бы непрерывный прием навигационного сигнала на всей поверхности планеты и открывало перспективы внедрения российских технологий ГЛОНАСС на всех континентах.

Буквально накануне, 30 ноября, президент РФ Дмитрий Медведев заявил в Послании Федеральному собранию, что в ближайшие два года начнется массовое использование ГЛОНАСС. Теперь понятно, что не начнется. А ведь ГЛОНАСС – самый масштабный пример инновационной модернизации страны. Полное развертывание системы стало бы «победой года».

Первые сообщения с Байконура были радостными – старт состоялся, сбоев нет, первая ступень отделилась штатно. Запуск был важнейшим, на космодроме собрались главные конструкторы и руководители участвующих в программе ГЛОНАСС предприятий, дали бодрые интервью. Затем сообщили, что разгонный блок вышел из зоны радиовидимости. Все отправились по местам в ожидании заключительного радостного известия – «выведены на расчетную орбиту».

Однако через полтора часа, когда спутники должны были снова появиться в зоне радиовидимости российских средств слежения, стало понятно, что ситуация нештатная. Некий «источник, принимающий участие в операции по выведению космических аппаратов на орбиту», сообщил, что спутники оказались на более высокой орбите, чем нужно. По расчетам спецов Роскосмоса, вышло, что виноват разгонный блок ДМ-3, давший слишком сильный импульс. И не понятно, как разруливать ситуацию.

Обычно в подобных случаях в течение нескольких недель, а то и месяцев следуют попытки перевести спутники ближе к расчетным точкам, используя двигатели коррекции. В нынешнем случае вполне могло ожидать нечто подобное, но кто-то «спалил» Роскосмос. Наверное, Минобороны, потому что средства слежения за космическими объектами есть только у военных и Роскосмоса.

Когда Дмитрию Медведеву доложили, что блок и спутники упали в океан, а не продолжают полет, пусть и на нерасчетной орбите, он немедленно отдал распоряжение Генеральной прокуратуре РФ и Контрольному управлению президента провести проверку законности расходования средств, отпущенных на ФЦП «Глобальная навигационная система», и представить предложения об ответственности лиц, причастных к произошедшей аварии.

На следующий день первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая проведет проверки на предприятиях, в том числе тех, где производятся ракеты-носители «Протон-М» и спутники ГЛОНАСС. Совместно с прокуратурой проверять причастные к созданию ГЛОНАСС организации будут МВД, ФСБ, ФАС, Роспатент, Росфиннадзор и Рособоронзаказ.

Проверяться будет и законность тендера по отбору страховщика спутников ГЛОНАСС. Аварийный запуск 5 декабря был застрахован ООО «Страховой центр «Спутник», лицензия С 3541 77 от 28.10.2009. Уставный капитал – 90 млн. руб. Страховой полис стоил 3,5 млн. долл., а объем страхового возмещения порядка 2 млрд. руб.

Компанией руководят сыновья бывшего и нынешнего заместителей главы Роскосмоса. Пост гендиректора занимает Дмитрий Медведчиков – сын бывшего заместителя руководителя Роскосмоса Александра Медведчикова. Его заместителем работает Петр Ремишевский – сын нынешнего заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Cовладельцем СЦ «Спутник» через структуру «СЦ-Холдинг» выступает Елена Перминова. Однако, утверждается, она не родственница руководителя Роскосмоса и недавно сменила фамилию на Артемова. Является гендиректором ЗАО «СЦ-Холдинг», согласно базе данных СПАРК, владеет долей в «СЦ-Холдинге» в 0,2% акций. Остальными акциями владеет предприниматель Александр Павлов.

Офис «Спутника» расположен по соседству с Роскосмосом на улице Щепкина в Москве. В этом же здании располагается ФГУП «ЦЭНКИ» – исполнитель работ по организации и проведению пусков спутников ГЛОНАСС с космодрома Байконур.

Только 14 декабря в СМИ появилось сообщение, что СЦ «Спутник» обещает «безусловно и в полном объеме» выполнить обязательства по договору страхования в установленные договором сроки. Было заявлено: «Риск выплаты по соответствующему договору страхования надежно перестрахован». Правда, на какую сумму застрахованы спутники, где перестрахованы и какую долю ответственности СЦ «Спутник» оставил на собственном удержании, не сообщают.

Ранее глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил: «Спутники были застрахованы частично. Поэтому часть средств может быть возвращена». Но, по его словам, получение страховых денег – длительный процесс. Он связан с выполнением массы формальностей. Страховую компанию он не назвал ни разу.

ГРУЗИТЕ КИСЛОРОД БОЧКАМИ

Межведомственную комиссию с участием Минобороны по расследованию спутниковой аварии возглавил «независимый», по словам Анатолия Перминова, директор ЦНИИМАШ Геннадий Райкунов, его подчиненный. Независим он, оказалось, от участия в ГЛОНАСС. Господин Перминов запамятовал, как летом нынешнего года вместе с Райкуновым закладывал фундамент Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, входящего в структуру ЦНИИМАШ. Этот институт вообще ведет научно-техническое сопровождение ФЦП «Глобальная навигационная система».

Хотя межведомственная комиссия наложила эмбарго на запуски «Протона», гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Нестеров заявил 10 декабря, что вины ракеты-носителя в неудачном запуске нет. Впрочем, это было очевидно с самого начала – ракета не взорвалась, не отказала. Но сразу после неудачного старта было сообщение, что она отклонилась от траектории на восемь градусов, что и стало причиной падения спутников.

Но это значит, что в циклограмме полета была грубая математическая ошибка. Трудно поверить, что ошибочный расчет без проверок и моделирования заложили в полетное задание и затем загрузили в систему управления «Протона». Сразу возникает мысль об умысле с целью спрятать в океанских водах какие-то финансовые концы и технологические провалы.

Однако эту информацию тут же перекрыли версиями о неправильном импульсе разгонного блока ДМ-3. Впрочем, сразу выяснилось, что «разгонник» к моменту планового включения уже восемь минут плавал в Тихом океане. Тогда появилась версия о лишнем весе. Сначала по расчетам выходило, что лишний груз составил тонну. Потом пересчитали и заговорили о полутора тоннах. Наконец глава межведомственной комиссии Райкунов остановился на двух тоннах.

Причина усматривалась в неисправности датчика и в ошибочных действиях боевого расчета во время заправки. В связи с этим стоит рассмотреть, возможно ли по ошибке залить в баки разгонного блока две тонны жидкого кислорода?

Для заправки компонентами ракетного топлива в ночь на 3 декабря ДМ-3 доставили на заправочную станцию. В один бак залили керосин, который легко контролировать по объему и массе. В другой заправили жидкий кислород, который частично испаряется и создает массу проблем. Поэтому расчетное количество жидкого кислорода сперва заливают в специальный дозатор, который установлен на высокоточных весах. То есть лишнего грамма влить нельзя, а о тонне и говорить абсурдно. В случае отказа одного из многих датчиков заправка прекращается, дозатор заменяется.

Поэтому Геннадий Райкунов в конечном счете сказал так: «По предварительным данным, был некорректно сделан расчет заправляемого объема топлива. Не исключено, что вкралась ошибка в эксплуатационную документацию, подготовленную РКК «Энергия». Боевой расчет, отвечавший за заправку разгонного блока, не виноват, они просто действовали согласно полученной документации». При этом информация о проблеме с датчиком контроля топлива пока имеет самый предварительный характер и однозначно не подтверждена. «Работа межведомственной комиссии не завершена. Все представленные причины будут обязательно проверяться и уточняться, поэтому пока все сказанное имеет лишь предварительный характер», – подчеркнул Геннадий Райкунов.

Если есть ошибка в документации, что тут можно уточнять? Пишите акт и кладите на стол президенту. А если столь элементарная ошибка в заправочных документах до сих пор лишь предполагается, то не годится главе комиссии по расследованию изо дня в день внушать стране эту сомнительную версию. Все, кто связан с заправкой разгонного блока, отлично знают соотношение керосина и окислителя в баках. Лишние две тонны кислорода удивили бы всех и вызвали массу вопросов.

Так что говорить можно лишь об избытке и керосина тоже, а не только кислорода. Тогда можно согласиться с версией о двух лишних тоннах. Но только если не знать одной важной подробности – головная часть (спутники, разгонный блок, обтекатель) взвешивается перед установкой на ракету-носитель. Счет снова идет на граммы. Поэтому не надо ничего вычислять и предполагать. Как говорится, гроссмейстер, у меня все ходы записаны!

Со своей стороны, мы тоже можем выдвинуть кое-какие версии. Например, предположить, что в Роскосмосе твердо намерены назначить «стрелочником» разгонный блок. И теперь торгуются с РКК «Энергия», чтобы «найти» документальное подтверждение и пару человек для наказания. Во всяком случае, в самом Роскосмосе и структурах, связанных с ГЛОНАСС, все чувствуют себя уверенно, спокойно и увольнений не ожидают.

ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ

Восстановление орбитальной группировки ГЛОНАСС началось в 2001 году с принятием соответствующей ФЦП. В конце 2008 года 18 спутников должны были обеспечить покрытие территории России непрерывным навигационным сигналом. А к концу 2009 года 24 космических аппарата (КА) полностью развернутой группировки ГЛОНАСС охватили бы всю планету.

Ставка делалась на спутники «ГЛОНАСС-М» со сроком жизни семь лет. Однако спутники столько жить не хотели, выживая в среднем три с половиной – пять лет. Поэтому группировку никак не могли завершить, даже удвоив количество запусков. В нынешнем году уже запустили шесть аппаратов, оставалось вывести три последних. Не получилось.

Сейчас официально работает 20 аппаратов. Хотя на 15 декабря подсчитанное на пальцах в таблице ЦУПа ЦНИИМАШ количество работающих спутников равнялось 19. Еще пять были выключены или, как корректно это названо, находились «на исслед. Гл. конструктора». Два резервных спутника № 714 и 722 выводились в точки 14 и 17 для последующего использования по целевому назначению. С 15 декабря КА № 714 должен быть включен. Наверное, поэтому количество действующих КА по-прежнему равнялось 20. Но надо отметить, что этот аппарат был запущен еще в декабре 2005 года и летает почти 60 месяцев. Сколько еще он продержится – большой вопрос.

На данный момент самый «старый» спутник ГЛОНАСС находится в космосе 71,7 месяца. Еще два – 47,4 месяца. На сентябрь 2011 года запланирован запуск трех спутников «ГЛОНАСС-М», чтобы их заменить. Еще три КА на подмену запустят в 2012 году. Это значит, что в ближайшие два года ГЛОНАСС останется недоделанным долгостроем. Если не принять экстренные меры. Кстати, цикл изготовления спутника – один год. В дальнейшем планируется запускать спутники третьего поколения «ГЛОНАСС-К» с расчетным сроком жизни 10 лет за счет более радиационностойких электронных элементов, видимо, импортного происхождения. Но мы пока не знаем, как эти аппараты себя поведут.

Сейчас ГЛОНАСС получает не более 1% от доходов мирового рынка навигационных услуг, оцениваемого в 60–70 млрд. долл. в год. В перспективе Россия могла бы иметь 15% – это порядка 9–10 млрд. долл. ежегодно, что превышает доходы от продажи вооружения. Однако ни о чем подобном пока не может быть и речи.

В 2014 году начнется опытная эксплуатация европейской навигационной системы «Галилео». ГЛОНАСС, если к тому времени все же сумеет заработать в полном объеме, получит очень серьезного конкурента с более высоким коэффициентом надежности. А в 2020 году будет полностью развернут китайский «Компас». При этом американская система GPS уже начала переход на следующую ступень развития – 48 спутников и точность позиционирования до 0,9 м.

Российская космонавтика переживает серьезный кризис. Из высокотехнологичной наукоемкой отрасли она превращается в просто капиталоемкую. Глобальные научные проекты отдают прожектерством, а планы реального исследования космоса и планет регулярно откладываются. Ничего нового почти не создается. На смену одним многомиллиардным проектам приходят другие, вызывающие еще больший энтузиазм у получателей бюджета. Десять лет уже разрабатывается многоразовая «Ангара», то закрывается, то открывается космодром «Свободный». Так что ГЛОНАСС – это всего лишь вершина кризисного айсберга.

Через четыре месяца страна с гордостью отметит 50-летие полета Юрия Гагарина. А что сейчас делается, чтобы с гордостью отметить еще через 50 лет? Уж точно не ГЛОНАСС в ореоле вранья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

Татьяна Попова

Бизнесмен предлагает использовать в РФ только лучшие мировые практики

0
761
Алюминий как произведение искусства

Алюминий как произведение искусства

Василий Матвеев

Открытая в Лондоне инсталляция En+ Group «Между небом и лесом» призвана напомнить о роли крылатого металла для экологичного будущего

0
817
Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
2482
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
1444

Другие новости

Загрузка...