Бронеавтомобиль IVECO LMV на полигоне выглядит эффектно. А в боевых условиях – не очень.
Фото c сайта www.military-todey.com
Решение принять на вооружение Российской армии итальянский автомобиль повышенной проходимости IVECO LMV М65 вызвало в обществе большой резонанс. Этот ранее беспрецедентный шаг обсуждался и в прессе, и в Интернете. Сегодня мы еще раз попытаемся максимально взвешенно посмотреть на новинку.
Начнем с того, что IVECO – это действительно очень серьезная компания. Жителям Санкт-Петербурга, например, почти каждый день доводится видеть на улицах города автомобили ее производства: могучие четырехосные самосвалы, маленькие грузовички для развозки по магазинам розничных товаров, микроавтобусы с ультрасовременным дизайном. До известной степени преуспела эта итальянская фирма и в производстве армейской бронетехники. В этом ряду главным ее шедевром, вероятно, нужно считать восьмиколесный бронеавтомобиль «Чентауро» («Кентавр»), созданный совместно с фирмами FIAT и OTO Melara. Этот без малого 25-тонный броневик вооружен 105-мм пушкой и способен на шоссе разогнаться до скорости 108 км/ч. Сами итальянцы, надо сказать, предпочитают называть его колесным танком. На вооружение их армии «Кентавры» стали поступать в 1990 году. Десять таких бронеавтомобилей в ходе миротворческой миссии побывали в Сомали, где вполне достойно себя зарекомендовали, участвуя в операциях против партизан.
Главный же герой нашей статьи был создан в 2001 году на основе внедорожника IVECO-2500. Ключевой особенностью LMV стала специальная конструкция шасси для защиты от мин. Для снижения воздействия ударной волны при подрыве на мине максимально возможно увеличен клиренс – до 0,473 м, днище корпуса имеет V-образную форму, трансмиссия и топливный бак смещены в заднюю часть машины, самая нижняя часть днища изготовлена из композиционной брони. Сиденья экипажа установлены упруго, чтобы амортизировать удар, двери бронированные, а на крыше имеется турель для пулемета. Масса базовой модели составляет 6,5 тонны, максимальная скорость – 130 км/ч. Помимо итальянцев LMV приняли на вооружение своих армий Великобритания, Бельгия, Норвегия, Испания, Австрия, Хорватия, Чехия и Словакия.
И ВСЕ ЖЕ ОН НЕ ЛУЧШИЙ
Англичане, надо сказать, свои LMV «Пантера» основательно доработали, установив на них оригинальной конструкции дистанционно управляемую пулеметную турель, способную сделать полный оборот вокруг своей оси всего за одну секунду. Иногда над задней частью «Пантер» монтируется еще и внешне похожий на большой табурет генератор помех для радиофугасов. Таким образом, этот автомобиль повышенной защищенности стал самым популярным в своем классе среди европейских стран НАТО. А к концу 2010 года и Министерство обороны РФ договорилось с итальянской стороной о создании совместного предприятия. В первые пять лет, начиная с 2011 года, на нем будет выпущено 1775 LMV для нужд Российской армии. Порой приводят и несколько иные данные: 2500 автомобилей, за право произвести которые уплачено 762 млн. евро.
Но можно ли при всей популярности LMV сказать, что он столь уж разительно превосходит другие автомобили аналогичного класса? Вряд ли. В этом плане показательна история с тендером, объявленным в Ирландии в июле 2008 года. Страна эта на протяжении по меньшей мере 70 лет последовательно проводит политику нейтралитета, но ее солдаты участвовали в миротворческих миссиях ООН чуть ли не с первых дней формирования организации. Именно для миротворцев и планировалось приобрести 27 новых автомобилей повышенной защищенности. Вскоре определились три финалиста: IVECO LMV, южноафриканский RG-32M «Скаут» и «Игл-4» швейцарской фирмы MOWAG. В феврале 2009 года, после долгих дебатов и разбирательств, победителем был объявлен южноафриканский «Скаут».
Проиграл герой нашей статьи и в тендере на легкий автомобиль повышенной защищенности для миротворцев Германии. На сей раз – уже знакомому нам «Игл-4» фирмы MOWAG. Попытки известного концерна «Рейнметалл» продвинуть LMV под маркой «Каракал» на немецкий рынок также не увенчались успехом. В Испании же параллельно с производимым по лицензии LMV делают несколько более тяжелые собственные бронированные внедорожники URO VAMTAC, отметим, лицензию на которые купили грезящие своим новым величием румыны. Да и вообще автомобили повышенной защищенности при желании способны производить не только ведущие индустриальные державы, но и страны, в технологическом плане относящиеся скорее к категории аутсайдеров. Так, собственные «хаммеры» сумели создать в Индии и Венесуэле. Речь идет о вполне качественных машинах «Махиндра АХЕ» и «Тиуна» UR-53AR50. Надо сказать, что удалая боливаристская «мототачанка» вооружена буквально до зубов. На «Тиуне» устанавливается аж до трех пулеметов: крупнокалиберный и два обычных – на шкворнях.
КОРРУПЦИОННЫЙ СЛЕД
Вот и при сравнении с отечественным «Тигром» итальянский LMV тоже вряд ли выиграет по всем статьям. Скорее наоборот. «Итальянец» действительно лучше защищен от воздействия мин. Он имеет шестую степень защиты против третьей у ГАЗ-2975 «Тигр». Но Минобороны РФ само заказывало именно третью степень. Достаточно было потребовать у конструкторов повысить степень защищенности до шестой, и они вполне могли бы это проделать. Тем более что уже существует созданная в инициативном порядке модель «Тигра» с пятой степенью защиты, которая поступает на вооружение спецподразделений МВД РФ.
Кроме того, у LMV в отличие от «Тигра» отсутствуют бойницы, что не позволяет вести огонь из личного оружия на ходу. На LMV невозможно перезаряжать установленный на крыше, на турели пулемет под огнем противника, поскольку боекомплект размещен частью на крыше автомобиля, а частью в кормовом небронированном отделении. У нашего «Тигра» огнетушители находятся внутри салона, поэтому пожар можно тушить, не покидая машины. У LMV даже места под огнетушители внутри салона нет – настолько тесно он скомпонован. Находящаяся между первым и вторым рядами сидений «итальянца» трубчатая конструкция действительно усиливает прочность конструкции при взрыве мины, но она же делает невозможной замену водителя при его ранении кем-либо из членов экипажа без покидания машины.
Эксперты отмечают, что у LMV как таковой нет цельносварной бронекапсулы, подобно той, что предусмотрена конструкцией «Тигра». Вместо нее существует некое сооружение типа каркаса из труб, на которые при помощи крепежа устанавливаются керамические и стальные бронепанели. Причем керамическая броня для LMV изготавливается в Германии фирмой Barat Ceramics, хронически не желающей ни с кем делиться своими секретами, а подложка из высокопрочного полиэтилена под нее – в Голландии, фирмой Dyneema. Подложка из полиэтилена призвана защитить экипаж от керамических осколков при попадании в бронепанель пули. Однако известно, что в сильный мороз полиэтилен сам легко колется. Именно по этой причине российские конструкторы предпочитают более тяжелую подложку из алюминия.
Любопытно, что два LMV, приобретенных КамАЗом для проведения испытаний, итальянцы не разрешили ни обстрелять, ни подорвать. Любопытно и то, как разработчики из IVECO продемонстрировали ее баллистическую стойкость комиссии во главе с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым в ходе визита в Больцано в мае 2010 года. Журнал «Техника и вооружение» описал это действо. В тир пригласили руководителя и некоторых представителей российской делегации, туда же принесли фрагмент защиты автомобиля. Был ли этот фрагмент в действительности элементом конструкции LMV M65 – это еще вопрос. По этому образцу сделали несколько выстрелов – из какого оружия и какими патронами, возможно вовсе и не бронебойными, никто из присутствовавших членов российской делегации не знал. Пробития фрагмента при стрельбе не последовало, и это привело руководителя делегации в восторг.
Российский ГАЗ-2975/233014 вообще-то охотно покупают за рубежом. Последним стал контракт на поставку «Тигров» для наркополицейских Уругвая весной этого года. Так что не случайно, наверное, сделка с IVECO порой кажется блогерам и авторам интернет-статей столь подозрительной, что они говорят о наличии в ней коррупционной составляющей. Каких-либо конкретных фактов и имен при этом не называется, но будет показательно упомянуть, что вполне конкретный коррупционный скандал, связанный с IVECO, действительно имел место в Чехии.
Скандал разразился в начале 2010 года, после того как выяснилось, что соседняя Словакия, приобретая партию IVECO LMV, за каждый автомобиль платила на 40% меньше, чем Чехия. Сразу же возникли подозрения, что итальянцы «погрели ручку» кому-то в чешском Министерстве обороны. Подозрения вскоре пали на главу военного ведомства Мартина Бартака. А по осени со своими разоблачениями выступил бывший посол США в Чехии Уильям Дж. Кабанисс, который заявил, что Бартак вымогал взятку еще и у компании «Татра». Разговор между ними состоялся в феврале 2008 года в Вашингтоне. Кабанисс к тому времени уже отошел от дипломатической деятельности и возглавлял наблюдательный совет «Татры», Бартак же в то время был еще заместителем министра обороны. В присутствии не названного свидетеля Бартак предложил за некую круглую сумму отдать предпочтение татровским грузовикам при проведении очередного тендера. Американское руководство чешской компании на такую сделку не пошло, а вот итальянцы, похоже, оказались более сговорчивыми и хорошо выгадали в цене. Мартин Бартак, правда, упорно отрицает свою вину по обоим фактам, а некие могущественные покровители вывели его из-под удара, переведя на должность заместителя министра финансов. Но, не исключено, что размах его коррупционной деятельности был еще шире. Под подозрением находится еще и сделка с испанской компанией CASA на поставку ее военно-транспортных самолетов для ВВС Чехии.
ПРИБЫЛЬ ВАЖНЕЕ ОБОРОНЫ
Вообще-то в приобретении лицензии на импортный автомобиль для собственной армии принципиально нет ничего страшного. Ведь у ныне самой мощной на планете армии США на вооружении есть производимые по лицензии итальянские пистолеты, шведские гранатометы, английские артиллерийские орудия и незначительно переработанный бельгийский пулемет. Ничего страшного от этого с янки не случилось. На вооружении ВВС СССР состояли чехословацкие учебно-боевые самолеты L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» – и опять же ничего страшного. Речь ведь идет всего лишь об исключениях из правила – опираться во всем на отечественную продукцию. К тому же, как вы видите, американцы приобретают лицензии отнюдь не на тяжелые вооружения. Россия же, помимо лицензии на итальянский автомобиль, купила еще и французские вертолетоносцы и, похоже, не намерена на этом останавливаться.
Попутешествовав в англоязычном Интернете, порой можно узнать много интересного. Например, что в мае 2010 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков на одном из итальянских полигонов, вероятно, в окрестностях того же Больцано, ознакомился с бронеавтомобилем «Чентауро» и несколько неказистым на вид, но хорошо защищенном бронетранспортером «Фреччиа». Техника понравилась. При этом Анатолий Эдуардович не забыл сделать реверанс в сторону Германии, отметив, что на итальянской колесной бронетехнике используется высококачественная немецкая броня. Политика есть политика. А уже в этом году «Чентауро» и «Фреччиа» уже должны пройти обкатку на российских полигонах. Необходимость такого шага аргументируется потребностью оказать давление на российских производителей, чрезмерно завысивших цену на свою продукцию военного назначения. Якобы под угрозой конкуренции они ее непременно снизят.
При этом никто вразумительно не может объяснить, зачем предприятия ОПК вообще надо было приватизировать. Словно нельзя было предвидеть, что новые хозяева будут радеть отнюдь не об обороноспособности Отечества, но о возможности наварить на своей продукции как можно большие прибыли. Все это выглядит весьма странным, тем более что история с LMV во многом начиналась с того, что компания–производитель заметно подняла цену на выпускаемые ею «Тигры». Хотя отметим справедливости ради, что даже после этого они остались в три раза дешевле LMV.
Надо сказать, что оказавшиеся в частных руках предприятия порой становятся предметом бесконечной купли-продажи. Так, 18 марта этого года генеральный директор одной из фирм направил письма председателю ВЭБа Владимиру Дмитриеву и президенту концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину. В них он заявил о готовности компании взять в управление или купить, в частности, выпускающие военную технику Курганмашзавод, Липецкий завод гусеничных тягачей, Волгоградский тракторный завод и занимающееся конструированием этой техники Специальное конструкторское бюро машиностроения. После чего наблюдательный совет Внешэкономбанка должен был принять по этому поводу некое решение.
В связи со всем этим встает вопрос: не начался ли под различными благовидными предлогами целенаправленный погром по большей части простаивавшего почти двадцать лет российского ОПК и перевод нашей армии на вооружения иностранного производства? Со всеми вытекающими из этого опасными последствиями.
Санкт-Петербург