0
6442
Газета Вооружения Интернет-версия

13.04.2012 00:00:00

Для роста производства прописали кластеры

Вадим Зазимко

Об авторе: Вадим Николаевич Зазимко - генеральный директор, руководитель Рабочей группы по реализации кластерного проекта производства объектов с ядерными энергоустановками морского базирования, кандидат экономических наук.

Тэги: опк, гпв, ниокр


опк, гпв, ниокр В Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева.
Фото из архива редакции

К концу 80-х годов оборонно-промышленный комплекс (ОПК) занимал господствующее место в экономике СССР. Предприятия ОПК производили 20–25% валового национального продукта. На долю оборонных производств приходилось более 12% основного капитала промышленности, а в машиностроении они давали от 62 до 80% совокупного объема производства. Общее число только основных предприятий ОПК превышало 3 тыс. Кроме того, их деятельность обеспечивалась поставками продукции с более 10 тыс. предприятий-смежников.

На военные нужды расходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны. В 1988 году на нужды военных разработок тратилось почти три четверти всех средств, выделяемых в бюджет на НИОКР. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превышала 1,8 млн. человек, что превратило военную сферу в крупнейшую область приложения интеллектуального труда.

Переход к новой военной стратегии в период 60–70-х годов, предусматривавший выпуск новых видов вооружения, потребовал создания новой государственной системы планирования заказов вооружения и военной техники, механизмы которой смогли повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых государством.

Исходя из этого, была создана система программно-целевого планирования вооружения и военной техники (СПЦП ВВТ). Основными принципами СПЦП ВВТ стали: во-первых, определять соответствие военных расходов экономическим возможностям государства, а во-вторых, устанавливать системный подход к планированию развития ВВТ, где приоритетность определялась через подход «эффективность–время–стоимость». Система достаточно успешно работала вплоть до событий 1991 года. Накапливался существенный научный задел, который до сих пор является основой для модернизации и создания новых образцов военной техники.

Однако последующее резкое снижение доли расходов на национальную оборону от ВВП (в 1992 году она составила 5,6%, в 1996-м – 2,8%, в 1999-м – 2,34%) привело к потере некоторых наукоемких технологий, высокотехнологического оборудования, высококвалифицированного научного, инженерно-технического и рабочего потенциала, что способствовало снижению международного престижа России и воспринималось как одно из проявлений ее слабости.

Основными причинами такого положения дел в ОПК были низкие мировые цены на энергоносители, а также слабая диверсификация предприятий оборонной промышленности. Разработанная в конце 80-х годов программа конверсии предприятий ОПК была реализована лишь частично.

Вполне очевидно, что «сырьевая» модель развития экономики России привела к частичной деиндустриализации страны.

ГПВ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ОПК

Современная история государственных программ вооружений (ГПВ) насчитывает 4 программы. ГПВ 1996–2005 годов, свернутая в 1999 году, ГВП 2001–2010 годов, ориентированная на НИОКР, трансформированная благодаря высоким ценам на нефть в ГВП 2007–2015 годов, показавшую себя наиболее результативной. Отдельно стоит отметить новую ГПВ 2011–2020 годов с беспрецедентными для современной России объемами финансирования в 23 трлн. руб. Однако сумма эта наверняка будет урезана. Как показывает практика ранее осуществлявшихся программ, фактические объемы финансирования существенно ниже плановых. (На диаграмме отражены объем и структура Государственного оборонного заказа России в млрд. рублей).

Существенный недостаток вновь принятой ГПВ 2020 – это отказ от постулировавшей в ГПВ-2010 ориентации на НИОКР. Безусловно, из-за разрушения уникальной опытно-экспериментальной базы ОПК, постепенному выбыванию ученых, связанных с этой отраслью, и слабой системности отдача от НИОКР крайне низка. Как сказал президент РФ Дмитрий Медведев, деньги тратятся на модернизацию устаревшего, а НИОКР тянутся подчас не годы, а десятилетия.

Но даже существующие образцы вооружения и разрабатываемая «техника будущего» не находят себе применения в структуре ОПК. Так, сравнительные испытания ударных вертолетов В-80 (Ка-50 «Черная акула») и Ми-28 в 1984 году показали более высокую эффективность первого. В 1995 году Ка-50 был официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета. Его участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике в период с 2000 по 2001 год показало высокую боевую эффективность его применения. Однако, несмотря на это, по неизвестным причинам предпочтение было отдано вертолету Ми-28Н «Ночной охотник». Краткое обозрение ситуации вокруг конкуренции между вертолетами Ка-50 и Ми-28 позволяет говорить о наличии сильных лоббистских структур, которые, зачастую руководствуясь интересами отдельных субъектов ОПК, препятствуют серийному выпуску и оснащению армии и флота РФ лучшими системами вооружений. Особенно важно, что подобные случаи не единичны. Это связано прежде всего с экспортной ориентированностью российского ОПК. Фактически существующие мощности в самолетостроении, авиастроении и судостроении на 80% загружены заказами от стран Азии и Африки. Экспортно ориентированный ОПК бесконечно модернизирует технику 70–80-х годов путем наполнения ее иностранной электроникой и реализует эту продукцию на внешних рынках. Приоритетом при этом является текущее извлечение прибыли в сегменте военной техники экономкласса, о будущем развитии отрасли, внедрении новых технологий, речи, как правило, не идет.

Тем не менее «технологическая» модель модернизации промышленности страны востребована в современной России почти так же, как была она востребована в Советской России в 20-е годы, когда молодая республика стояла перед лицом вторжения извне. Это значит, что высокотехнологичный ОПК, нацеленный на перспективное развитие российской научно-технической экономики – насущная необходимость.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Стране нужен интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный оборонно-промышленный комплекс, предприятия которого будут восприимчивы к высоким технологиям и стимулировать развитие отечественного научно-технического потенциала; комплекс, способный существовать в системе развитых кооперационных связей, в том числе в рамках международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья; компактный, эффективный, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России.

На данный момент российский ОПК испытывает ряд трудностей связанных прежде всего с экономическими и организационными пробелами. Механизмы субконтракции, активно и успешно применявшиеся в советском ОПК, частично нарушены, так что создание длинных технологических цепочек, необходимых для производства сложной техники, затруднено. Недостающие комплектующие заводам-изготовителям приходится зачастую производить самостоятельно, что негативно отражается на стоимости конечного изделия.

Дополнительно ОПК испытывает трудности и с внедрением инноваций. Расходы на НИОКР в России составляют 1% от ВВП (0,6% – ОПК, 0,4% – гражданская тематика), в развитых странах, государствах БРИКС эти затраты колеблются в пределах 2–3% от ВВП. Очевидно, что именно с этим связана покупка необходимых оборонных технологий: вертолетоносцев «Мистраль», немецкой брони Rheinmetall, итальянских бронемашин Lynx.

Позволю себе развить мысль Дмитрия Рогозина, высказанную им в статье «России нужна «умная оборонка»: финансирование проектно-конструкторских подразделений должно быть выстроено таким образом, чтобы активно заработала цепочка разработчик–производитель–продавец.

Принятие новой Государственной программы вооружений (ГПВ-2020), обеспеченной существенными для современной России объемами финансирования в размере 23 трлн. руб., должно кардинальным образом поменять ситуацию в секторе ОПК. Следует отметить, что почти 3 млрд. руб. планируется направить на модернизацию предприятий ОПК.

Задачи по модернизации предприятий ОПК лежат не только в плоскости переоборудования этих предприятий и обновления кадрового ресурса, хотя решение подобных проблем для ряда предприятий является приоритетным. Весьма существенными задачами являются: последующая диверсификация предприятий ОПК, восстановление системы субконтрактинга путем выявления слабых звеньев в длинной цепочке производства продукции ОПК и их восстановления, повышение прозрачности предприятий ОПК в части справедливого распределения прибыли между контрагентами и как следствие привлечение частных инвестиций в сектор. Эти задачи лежат в смежных отраслях промышленности, между военной и гражданской областями этих отраслей. Эффективность развития ОПК во многом зависит от умелого применения современных экономических и управленческих методов.

При решении задач восстановления механизмов субконтракции не стоит оставлять без внимания гражданский сектор промышленности, представленный малым и средним бизнесом. Вовлекая в выполнение государственного оборонного заказа такие предприятия, в короткие сроки возможно решение накопившихся кадровых проблем, проблем управления, а также освободить крупные промышленные предприятия от выпуска несвойственной им продукции. Частная инициатива в этом случае поможет удешевить производство, а значит, наиболее эффективно израсходовать государственные средства. Однако основные «центры формирования прибыли» не должны быть выведены из-под контроля предприятия, ОПК не должен быть поставлен в условия, когда основная часть рентабельности заказов оседает за пределами предприятия, а такие случаи, к сожалению, не редки. Для организации взаимовыгодного государственно-частного партнерства между ОПК и частными предпринимателями необходимы инструменты, которые привели бы к оптимизации выпуска основной номенклатуры продукции предприятиями ОПК, осуществляли поддержку малого и среднего бизнеса как в производственной сфере, так и в сфере НИОКР. Вполне возможно, при должном спросе на свою продукцию мы застанем становление новых частных военных промышленников.

Развитие ОПК только силами государства неэффективно уже сейчас, а в среднесрочной перспективе – экономически невозможно. Важно продвигать государственно-частное партнерство в оборонной промышленности, в том числе упрощая процедуры создания новых оборонных производств


Объем и структура государственного оборонного заказа России, млрд. руб.

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАСТЕРОВ В ОПК

Эффективными в этом случае могут оказаться методы и механизмы кластерного подхода с применением преференций особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, который был не без успеха реализован и в советском ОПК.

Как показывает анализ организации современной наукоемкой промышленности, она развивается в направлении все большего использования структуры кластерного типа. При этом происходит постепенный переход от програмно-целевых структур управления к многообразным сетевым структурам.

Зарубежный опыт демонстрирует возможности кластерного подхода для решения задач, направленных на подъем экономики отдельных отраслей и регионов: так, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, даже в США больше половины предприятий работают по такой модели производства – предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциалы. Крупные развитые страны дают много примеров, высвечивающих социально-политическое и экономическое значение кластеров. С началом формирования ключевых промышленных кластеров в ведущих экономиках, как, например, в Германии (химия, машиностроение) и Франции (энергетика, производство продуктов питания) в 50–60-е годы, целые группы отраслей стали взаимодействовать внутри кластеров, способствуя мультипликативному эффекту в отношении роста занятости, инвестиций и ускорения трансфертов передовых технологий в национальной экономике. Японская мощь в секторе бытовой электроники позволила успешно развивать производство чипов памяти и микросхем, в то время как США сохраняли лидерство в изготовлении логических микрокомпонентов, используемых в компьютерах, телекоммуникационном оборудовании и военной электронике (Силиконовая долина). Мировой опыт по созданию и развитию кластеров показывает их эффективность в развитии конкурентных преимуществ отдельных компаний, входящих в кластер, и, следовательно, кластера в целом.

Развитие отечественного ОПК может идти по следующему пути:

– финансирование реконструкции и технического перевооружения головных предприятий (ядра) кластера с участием государства на возмездной основе;

– финансирование реконструкции и технического перевооружения основных субподрядчиков, в том числе с участием государства через головное предприятие (ядро кластера);

– формирование сетевой системы управления кластером.

Кластер формируется как единая открытая производственно-хозяйственная, саморазвивающаяся и самоуправляющаяся система. При этом развитие ее предполагается одновременно по трем основным направлениям:

– в направлении планомерного возрастания разнообразия номенклатуры производства кластера;

– вовлечения в кластер все большего числа участников, как производителей, так и инвесторов;

– углубления специализации производства участников и соответственно возрастания связей по кооперации между ними.

Все это становится возможным благодаря сетевой децентрализованной системе управления кластером, в основе которой лежит согласование интересов главных выгодоприобретателей от деятельности кластера.

Необходимо отметить, что при реализации сотрудничества, используя методы кластеризации и государственные преференции, которые предусмотрены действующим законодательством в отношении особых экономических зон, важнейшей задачей становится организация контроля над информационными, материальными и финансовыми потоками. Показательным в этой связи является пример армии США, использующей информационную систему типа ERP (Enterprise Resource Planning System – система планирования ресурсов предприятия) для производства и технического обслуживания во всех арсеналах, хранилищах и заводах по производству вооружений.

Взяв на вооружение кластерный подход, отечественный ОПК сможет приобрести гибкие производственные возможности, необходимые ОПК механизмы выведения на рынок технологических нововведений, «диффузию инноваций», а также необходимую для этого инфраструктуру.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА В ОПК

Применение инструментов и методов кластерного подхода и государственно-частного партнерства позволит значительно сократить непроизводственные издержки предприятий ОПК, повысит прозрачность информационных, финансовых и материальных потоков, обеспечит наиболее полное использование трудовых и интеллектуальных ресурсов на основе частных инициатив. Стоит добавить, что кластер – это наиболее гибкая и приспосабливающаяся организационная структура, позволяющая значительно диверсифицировать производственные мощности предприятий ОПК. По экспертным оценкам, полученным в ходе выполнения работ по кластеру объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯЭМБ), экономическая эффективность сокращения транзакционных издержек достигает 10–15% от стоимости сложной инновационной техники. Подобная экономия в сочетании с поддержкой малого и среднего бизнеса в производственной и научно-изыскательской сферах может оказать существенную поддержку при реализации государственной программы вооружений.

Ярким примером, подтверждающим понимание ведущей роли отечественного ОПК в восстановлении экономики России, является высказывание Дмитрия Рогозина: «Для того чтобы Россия из поставщика ресурсов превратилась в экономического лидера и экспортера инновационных технологий, способного постоять за себя в условиях глобальной конкуренции, нам необходима обновленная, высокотехнологичная и интеллектуальная оборонно-промышленная отрасль».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1010
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
807
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1045
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
562

Другие новости