0
2747
Газета Вооружения Интернет-версия

13.04.2012 00:00:00

Портфель заказов похудел

Руслан Пухов

Об авторе: Руслан Николаевич Пухов - директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Минобороны РФ, военный аналитик.

Тэги: вооружения, экспорт


вооружения, экспорт Индийский авианосец "Викрамадитья" имеет российскую родословную.
Фото Reuters

Когда в прошлом месяце были обнародованы официальные цифры российского экспорта вооружений за 2011 год, большинство экспертов и журналистов, как обычно, сосредоточили внимание на том факте, что был поставлен очередной рекорд по объему поставок, которые увеличились по сравнению с 2010 годом с 10,4 до 13,2 млрд. долл. Это действительно заметный рост. Однако он отражает выполнение контрактов, которые были заключены в прошлые годы.

А вот другой, гораздо более тонкий индикатор российского положения на рынке вооружений – стоимость портфеля заказов – такого пристального внимания и обсуждения не удостоились. Напрасно! На самом деле в прошлом году случилась неприятная сенсация – впервые с конца 90-х годов объем контрактных обязательств российских экспортеров снизился. Например, Рособоронэкспорт имел на конец 2010 года портфель заказов на 38,5 млрд. долл., а в конце прошлого – уже только 33–35 млрд. До сих пор этот показатель на протяжении более 10 лет только рос. Это означало, что торговцы ежегодно контрактовали оружия больше, чем промышленность производила и поставляла иностранным заказчикам.

В 2011 году тренд переломился. При поставках на 13,2 млрд. было получено, по моей оценке, контрактов на сумму от 7,7 до 9,2 млрд. долл. С уверенностью можно прогнозировать, что эта ситуация повторится и в текущем году. Видимо, в 2012 году Россия поставит на экспорт оружия на 14 или даже чуть больше млрд. долл., установив, таким образом, очередной номинальный рекорд. Это произойдет благодаря очень крупным передачам военно-морских вооружений в Индию.

В декабре планируется официально передать ВМС этой страны многострадальный авианосец Vikramaditya, перестроенный и глубоко модернизированный бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». В течение года индийцы получат также два фрегата Talwar-class. Кроме того, в начале года из Владивостока ушла в Индию многоцелевая атомная лодка «Нерпа», получившая в ВМС Индии, которые взяли ее в лизинг, название Chakra II. Подписать контрактов на 14 млрд. долл. – задача практически нереальная. Для этого нужно заключить сразу две или три большие пакетные сделки, подобные тем, что были подписаны в 2006 году с Алжиром и Венесуэлой. Значит, снижение портфеля заказов продолжится.

Случились в прошлом году и провалы, получившие широкую известность. Россия проиграла три крупных и важных международных тендера. Крупнейшим из них стала неудача в индийском мегатендере MMRCA на закупку 126 средних многоцелевых истребителей на сумму до 20 млрд. долл. Российский истребитель МиГ-35 не смог пройти даже в короткий список и был отсеян уже на первом этапе конкурса, который в конечном итоге выиграл французский истребитель Rafale.

Затем индийские ВВС предпочли российскому ударному вертолету Ми-28Н американский Apache. И, наконец, в Индонезии россияне потерпели довольно унизительно поражение от южных корейцев, которые сумели продать в эту страну три устаревшие подводные лодки, которые они к тому же производят по немецкому проекту 209. Российское предложение лодок Kilo-class оказалось для индонезийцев слишком дорогим. На самом деле в каждом из этих случаев были свои специфические причины неудачи.

В Индии – это стремление страны к диверсификации источников вооружений и уже слишком сильное присутствие России на рынке истребителей. Кроме того, сам истребитель МиГ-35 еще находится в разработке. То же самое можно сказать и о Ми-28Н – это еще новая, довольно сырая машина, которой трудно тягаться с проверенным в боях Apache. В Индонезии сыграли свою роль особые политические, промышленные и технологические связи индонезийцев с южными корейцами. Но взятые вместе все три case говорят о нарастании системных проблем с продвижением на экспорт российского оружия.

Основными негативными факторами является насыщение некоторых традиционных российских рынков или снижение платежеспособности наших клиентов. К первым относится Китай или в меньшей степени Индия. Эти страны, купившие за последние 20 лет 530 истребителей семейства Су-27/30 различных модификаций, конечно, уже никогда не будут закупать технику этого поколения в таких масштабах.

Венесуэла, которая хотела бы продолжить крупные закупки, не может этого сделать из-за экономических трудностей, да и политические риски на этом рынке чрезвычайно высоки. Следующее обстоятельство – переворот в Ливии, в результате которого Россия потеряла уже заключенные контракты на 1,3 млрд. евро, а с учетом подготовленных, но еще не заключенных контрактов общая сумма потерь достигает 4,5 млрд. долл. Наконец, в результате присоединения президента Медведева к эмбарго против Ирана Россия потеряла и этого клиента, который мог бы, по моей оценке, ежегодно закупать российское оружие примерно на 1 млрд. долл.

Кроме того, сейчас сложилась такая ситуация, при которой основные российские военные бестселлеры последнего десятилетия начинают морально устаревать, а системы новых поколений или еще находятся в разработке, или их продажам препятствуют военные, которые хотят иметь приоритет в их приобретении. Например, спрос на истребители Су-30МК, которые были основным драйвером российских продаж полтора десятка лет, почти иссяк. Вероятна еще только одна крупная закупка этих машин: Индия должна приобрести еще 42 Су-30МКИ. А для завершения разработки более современного Су-35 нужно еще три-четыре года.

То же самое относится и к конвенциональным подводным лодкам. Хотя некоторый спрос на отличные, с мощным ракетным вооружением субмарины Kilo-class еще сохраняется, сами они начинают выглядеть архаичными по сравнению с новейшими немецкими предложениями. А зенитные системы нового поколения С-400, которые пользуются огромным спросом на рынке, могут быть предложены на экспорт не ранее 2015 года: до этого времени все их производство выкуплено российским Министерством обороны. В сегменте военно-транспортной авиации России сейчас просто нечего предложить на рынок, и эта ситуация продлится до развертывания серийного производства Ил-476 в Ульяновске, то есть еще лет пять. Так что в ближайшие годы мы будем иметь циклическую паузу, связанную с недостатком конкурентоспособных предложений.

Впрочем, промышленность от этого не пострадает. По некоторым позициям ежегодный рост государственного оборонного заказа достигает 300%, а в целом в рамках выполнения программы ГПВ-2020 некоторые компании должны будут увеличить производство на порядок. Те же авиастроители, которые сталкиваются с усыханием внешнего рынка, только за последние месяцы получили от военных заказы на 92 фронтовых бомбардировщика Су-34, 30 истребителей Су-30СМ и 24 палубных МиГ-29К. Экспортная модель, в рамках которой промышленность жила все постсоветское время, на глазах замещается более традиционной парадигмой, при которой главным заказчиком становятся национальные Вооруженные силы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
966
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1298
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
995
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
824

Другие новости