0
3960
Газета Вооружения Интернет-версия

07.09.2012 00:00:00

Стреляющие цифры

Николай Новичков

Об авторе: Николай Николаевич Новичков - главный редактор агентства АРМС-ТАСС, кандидат технических наук.

Тэги: сша, оружие, торговля, рособоронэкспорт


сша, оружие, торговля, рособоронэкспорт Выставка оружия – это почти галерея современного искусства.
Фото Виктора Литовкина

Официальные российские структуры, отвечающие за торговлю оружием на мировом рынке, не балуют статистическими данными, характеризующими эту самую торговлю. Давно уже выработан определенный шаблон, в соответствии с которым идет крайне ограниченное оглашение результатов российского военного экспорта по итогам года.

В этот шаблон включены сведения о том, на какую сумму поставлено продукции военного назначения (ПВН) и как этот объем соотносится с показателем предыдущего года, какая страна стала крупнейшим покупателем отечественной ПВН за отчетный период. По другим странам применяется замечательная формулировка – «ну, и ряд других стран, являющихся стратегическими партнерами России в сфере военно-технического сотрудничества». Не отображаются также и сведения о том, как представлена в объеме российского военного экспорта основная экспортная номенклатура ПВН (даются в процентах авиационная техника, военно-морская техника, средства ПВО и техника Сухопутных войск). Вот, пожалуй, и вся информация. Да, еще упоминается, на каком все-таки месте среди крупнейших мировых экспортеров вооружений находится Россия.

Обычно эту секретнейшую информацию оглашает первое лицо государства. Надо полагать, с подачи Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами (ФСВТС). И, по-видимому, из-за чрезвычайной секретности этой информации ссылка идет не на данные официальных российских структур по торговле оружием, а на Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира (СИПРИ), в недрах которого непонятно, какие исследователи, и непонятно, за чьи деньги ранжируют ведущих мировых торговцев оружием.

С ОПОРОЙ НА ЗАПАДНЫЕ ИНСТИТУТЫ

В принципе интересная получается картина. Вроде бы имеем в структурах ФСВТС и компании «Рособоронэкспорт» необходимые информационно-аналитические структуры. В их задачу входят всевозможные «стратегические анализы и прогнозы». Однако итоговые цифры о своей торговле оружием сообщаем со ссылкой на западные институты. По этим цифрам и подводим итоги на важных совещаниях и заседаниях.

В частности, проводя 2 июля в Сочи заседание комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Путин позиционировал положение России на мировом рынке вооружений по данным СИПРИ, согласно которым «Россия занимает второе место – 24% от мирового военного экспорта». «В США – 30%, далее Германия – 9%, Франция – 8%, то есть задел у нас достаточно солидный», – сообщил тогда Путин.

Если президент страны считает возможным опираться на западные оценки в определении итогов экспорта российских вооружений, то и мы можем взять их за основу, поскольку своих данных все равно нет. А в качестве базовой платформы выберем выпускаемый ежегодно исследовательской службой Конгресса США аналитический отчет о поставках обычных вооружений в развивающиеся страны. Тем более что последнее издание такого отчета за 2004–2011 года опубликовано 24 августа.

Интересно отметить, то этот ежегодный отчет на протяжении многих лет готовится всего лишь одним аналитиком, известным экспертом в области международной безопасности Ричардом Гримметом. Его отчет является для Конгресса официальной несекретной аналитической базой данных, сформированной на основе информации правительства США по передаче обычных вооружений в развивающиеся страны ведущими экспортерами за прошедший восьмилетний период (в данном случае с 2004 по 2011 год).

Что касается используемой в отчете информации об экспорте вооружений Соединенными Штатами, то она достаточна транспарентна. В отчете представлены официальные данные об экспорте вооружений, поставляемых зарубежным странам в рамках программы военной помощи иностранным государствам FMS (Foreign Military Sales). Собственно говоря, только через эту программу, утверждаемую Конгрессом США, и осуществляется экспорт американских вооружений во все регионы мира. Видимо, поэтому отчет исследовательской службы Конгресса готовит не информационно-аналитическое управление или департамент в составе десятков экспертов, а всего лишь один исследователь. Правда, он имеет важное преимущество – полный доступ к необходимой информации.

МИРОВОЙ РЫНОК

Если исходить из оценок западных экспертов, которые регулярно готовят для ООН аналитические отчеты о распространении легкого стрелкового оружия (ЛСО), то наилучшую транспарентность в предоставляемой информации о торговле ЛСО среди 52 стран-экспортеров демонстрируют Швейцария и Великобритания. США по этому показателю находятся на 14-м месте, а Китай – на 45-м. Позиции России по открытости информации в торговле ЛСО весьма слабые. Она находится в конце списка пятидесяти двух, занимая 47-е место. После России находятся только страны с нулевой транспарентностью – Иран, Северная Корея и Объединенные Арабские Эмираты. Очевидно, примерно такая же ситуация и с итоговой информацией об экспорте российских вооружений, предоставляемая отечественными официальными структурами.

Исходя из отчета Ричарда Гриммета, в 2011 году США в восьмой раз подряд уверенно заняли первое место по объемам поставок ПВН во всем мире, отгрузив этой продукции на сумму почти 16,2 млрд. долл. (36,5% всех мировых поставок). Россия по этому показателю заняла 2-е место, поставив ПВН на сумму 8,7 млрд. долл. 3-е место заняла Великобритания – 3 млрд. дол. На всю эту «тройку», поставившей вооружений на сумму 27,9 млрд. долл., пришлось 62,9% всех мировых поставок ПВН. Далее в числе 10 крупнейших экспортеров по итогам 2011 года в порядке убывания следуют: Израиль (1,8 млрд. долл.), Франция (1,7), Италия (1,7), Германия (1,6), Испания (1,5), Китай (1,3), Швеция (1,2) и Канада (1,0).

Объем всех международных поставок вооружений в 2011 году составил почти 44,3 млрд. долл. и превысил показатель 2010 года (41,2 млрд. долл.). Всего за последний четырехлетний цикл (2008–2011 годы) было поставлено ПВН на сумму около 167 млрд. долл., что превысило показатель предыдущего четырехлетия (2004–2007), зафиксированного на уровне 155,8 млрд. долл.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

На развивающиеся страны в 2008–2011 годах пришлось 59,5% всего объема международных поставок вооружений. В предшествующий период (2004–2007 годы) этот показатель был выше (64,1%). В 2011 году объем поставленных в развивающиеся страны ПВН составил 63,3% от всех международных поставок вооружений.

В 2011 году по объемам заключенных соглашений на поставки ПВН (на их основе каждая страна-экспортер формирует портфель заказов на ближайшую перспективу) в развивающиеся страны США осуществили экстраординарный рывок, вновь заняв 1-е место среди ведущих экспортеров вооружений (56,3 млрд. долл., или 78,7% от стоимости всех заключенных соглашений). Для сравнения: в 2010 году США имели соглашений только на 14,3 млрд. долл. (43,6%).

В прошлом году основной объем соглашений на поставки ПВН у США составили несколько основных новых заказов от стран Ближневосточного и Азиатского регионов. Прежде всего это Саудовская Аравия, ОАЭ и Оман на Ближнем Востоке, а также Индия и Тайвань в Азии.

У России в 2011 году было заключено соглашений с развивающимися странами на поставку ПВН на сумму 4,1 млрд. долл., или 5,7% от общей суммы всех подписанных соглашений подобного рода. Это существенно меньше результатов 2010 года, когда было подписано соглашений на 7,7 млрд. долл. (23,5%). Если рассматривать последний восьмилетний цикл, то максимальный объем соглашений на поставки российской ПВН был зафиксирован в 2006 году (15,3 млрд. долл.).

Как подчеркивается в отчете, главной российской экспортной номенклатурой является ракетная и авиационная техника и в меньшей степени – военно-морская техника. Однако отсутствие соответствующего финансирования новых НИОКР и разработок новой военной техники могут существенным образом повлиять на долгосрочные перспективы России в торговле оружием. В отчете отмечается, что хотя в России и имеются определенные программы НИОКР в области вооружений, однако у других ведущих мировых экспортеров эти программы реализуются гораздо более быстрыми темпами, что может отрицательно сказаться на расширении базы потенциальных российских клиентов. В качестве примера приводится закупка Россией у Франции универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», а не организация в самой стране работ по созданию подобного УДК для ВМФ.

В 2011 году США занимали 1-е место по объему поставок ПВН в развивающиеся страны (10,5 млрд. долл., или 37,6%). Россия по итогам прошлого года была на 2-м месте по объемам поставок ПВН в эти страны (7,5 млрд. долл., или 26,8%).

США доминировали в 2011 году и по суммарному объему подписанных соглашений на поставку ПВН на мировом рынке (66,3 млрд. долл., или 77,7% от общей суммы всех заключенных соглашений на мировом рынке). Этот годовой показатель стал рекордным в истории американской торговли оружием. Россия в 2011 году заняла 2-е место по объему подписанных соглашений на поставку ПВН на мировом рынке (4,8 млрд. долл., или 5,6%).

Всего в мире в 2011 году было заключено соглашений на поставки ПВН суммарной стоимостью 85,3 млрд. долл., что стало рекордным показателем с 2004 года. В 2010 году эта сумма составляла 44,5 млрд. долл.

Исходя из отчета Гриммета, за последний восьмилетний цикл (2004–2011 годы) основной объем экспорта вооружений в развивающиеся страны обеспечили два-три ведущих экспортера. США в этот период были крупнейшим экспортером ПВН (занимали 1-е место в течение пяти последних лет из восьми). Россия по объемам соглашений на поставки ПВН в развивающиеся страны занимала 1-е место с 2004 по 2006 год, а затем была 2-й на протяжении 2007–2011 годов. При этом, как отмечается в отчете, Россия обеспечила такой результат, потеряв традиционную для себя в предыдущие годы клиентскую базу, которую заняли США и основные европейские экспортеры вооружений. Тем не менее за счет нескольких ключевых стран-импортеров России удалось сохранить вторую позицию в мировом рейтинге в этом восьмилетнем цикле. Среди этих стран составители отчета выделяют Индию, с которой продолжают заключаться наиболее важные и объемные соглашения на поставки ПВН. Кроме того, наша страна достигла определенных успехов в заключении подобных соглашений с рядом стран Ближневосточного региона и Юго-Восточной Азии.

Прорывным регионом в торговле оружием для России стала Латинская Америка, где наша страна ранее имела весьма слабые позиции, но за счет главного регионального импортера российской ПВН, Венесуэлы, сумела их улучшить в последние годы.


Российская бронетехника по-прежнему пользуется спросом зарубежных покупателей.
Фото Виктора Литовкина

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ

Если рассматривать региональные рынки вооружений, то ситуация здесь на примере двух основных следующая. Ближневосточный регион по-прежнему лидирует среди крупнейших импортеров ПВН. В более ранний период (2004–2007 годы) на этот регион приходилось 47,9% общего объема соглашений на поставки ПВН в развивающиеся страны (60,3 млрд. долл.). Азия в 2004–2007 годах занимала 2-е место (41,6%, или 57,2 млрд. долл.). По итогам 2008–2011 годов Ближневосточный регион по объемам заключенных соглашений на поставки ПВН вновь занял 1-е место (56,2%, или 116,6 млрд. долл.). Азия осталась на 2-м месте (60,3 млрд. долл., или 29,1%).

Крупнейшим экспортером вооружений на Ближнем Востоке являются США. В 2004–2007 годах они подписали 30,3% соглашений на поставку ПВН на сумму 16,1 млрд. долл., а в 2008–2011 годах – 78,9% соглашений на сумму почти 92 млрд. долл.

В 2004–2007 годах на ближневосточном рынке Великобритания занимала 2-е место (17,5 млрд. долл., или 26,5%), а Россия – 3-е место (16,3 млрд. долл., или 25%). Однако в 2008–2011 годах Россия вышла на 2-е место, подписав соглашений на поставку ПВН в страны региона на сумму 6 млрд. долл. (5,2%), в то время как 3-е место заняла Франция (4 млрд. долл.), а Великобритания переместилась на 4-е место (1,1 млрд. долл.).

Второе место среди импортеров вооружений и военной техники по-прежнему занимает Азиатский регион. В этом регионе идет процесс совершенствования и модернизации национальных вооруженных сил, что стимулирует увеличение продаж обычных вооружений на этом сегменте мирового рынка.

Как отмечается в отчете, начиная с середины 90-х годов Россия стала основным поставщиком усовершенствованных обычных вооружений в Китай и в течение 10-летия поставила в эту страну истребители, неатомные подводные лодки, эсминцы и ракеты, хотя позиционирует себя как основного поставщика вооружений в Индию.

Поставки российской ПВН в Китай и Индию оказали влияние на увеличение азиатского сегмента на рынке вооружений. Россия расширила свою клиентскую базу в Азии, получив заказы на авиационную технику от Малайзии, Вьетнама, Бирмы и Индонезии.

В то же время, как отмечается в отчете, Индия, хотя и является основным заказчиком российских вооружений, в последние годы взяла курс на диверсификацию своего ВТС.

На индийском рынке Россия начинает сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны ведущих западных экспортеров. В частности, Индия в 2011 году исключила Россию из числа финальных участников тендера на закупку многоцелевых истребителей нового поколения, отдав этот контракт Франции.

В 2008–2011 годах Азия заняла 2-е место по объему заключенных соглашений на поставки ПВН (29,1% от общего объема таких соглашений с развивающимися странами, или 60,3 млрд. долл.). В предыдущий период 2004–2007 годов Азиатский регион также был вторым (41,6%, или 57,2 млрд. долл.).

В период 2004–2007 годов Россия заняла 1-е место среди крупнейших экспортеров на азиатском сегменте мирового рынка вооружений (36,5%, или 20,9 млрд. долл.) в основном за счет поставок боевых самолетов и военно-морской техники в Китай и Индию. США в этот период были на 2-м месте (18,4%, или 10,5 млрд. долл.).

Однако в последний четырехлетний период (2008–2011 годы) США вышли в Азиатском регионе на 1-е место по объемам заключенных соглашений на поставки ПВН (30,1%, или 18,1 млрд. долл.), а Россия переместилась на 2-е место (27%, или 16,3 млрд. долл.).

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Если связывать ситуацию с российскими вооружениями на мировом и внутреннем рынках, то настораживает следующее. Минобороны РФ в последнее время регулярно отмечает, что количество рекламаций на некачественное вооружение и военную технику, а также на срыв их поставок в войска не снижается. В частности, в 2011 году из войск поступило 2272 рекламации, а по итогам первого полугодия 2012 года – 994. В 2011 году военные представительства 336 раз приостанавливали приемку финальной ПВН, за первое полугодие 2012 года таких фактов было уже 188.

Поскольку оборонный комплекс у нас один, то надо полагать, что ситуация с экспортной ПВН по определению не может быть лучше. Когда в стране формировалась система ВТС, то количество рекламации на некачественную экспортную продукцию было 12%. В настоящее время этот показатель повысился, страшно произносить, в разы!

Так что ситуация с российской торговлей оружием, очевидно, не такая радужная, какой она выглядит, судя по официальным сообщениям. На заседании комиссии по ВТС 2 июля президент страны отметил, что «в целом портфель экспортных заказов составляет порядка 43 млрд. долл. «Уже в текущем году заключены новые экспортные контракты на сумму 5,7 млрд. долл. – на 2,4 млрд. долл. больше, чем в первом полугодии 2011 года», – сообщил тогда глава государства.

Но если исходить из представленных в отчете исследовательской службы Конгресса США данных, то динамика заключаемых Россией соглашений на поставки ПВН в развивающиеся страны, формирующих портфель экспортных заказов на продукцию отечественного ОПК, вот уже три года подряд характеризуется резким отрицательным трендом: почти 14 млрд. долл. в 2009 году, около 8 млрд. долл. в 2010 году и только 4 млрд. долл. в 2011 году. Это кардинальным образом отличается от той информации, которую президент страны сообщил 2 июля. Но, по-видимому, американские аналитики опять что-то напутали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2507
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3138
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2332
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4122

Другие новости