0
10325
Газета Вооружения Интернет-версия

23.08.2013 00:01:00

Характеристики новых авиационных ракет улучшены вдвое

Тэги: авиасалон, МАКС, ОПК, ракеты, гособоронзаказ


авиасалон, МАКС, ОПК, ракеты, гособоронзаказ Цех по производству крылатых ракет корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Фото Виктора Литовкина

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) на прошлом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 представила 15 образцов авиационных ракет, вызвавших большой интерес.  
К настоящему времени в корпорацию вошла военно-промышленная компания «Научно-производственное объединение машиностроения» (ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов), которая включает в себя ряд предприятий, расположенных главным образом на Урале.
Как изменилась деятельность компании после ее нового укрупнения, с чем выходят на МАКС-2013 предприятия корпорации, спросил корреспондент «НВО» Виктор МЯСНИКОВ генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Викторовича ОБНОСОВА.
– Борис Викторович, расскажите о личных впечатлениях после знакомства с предприятиями ВПК «НПО машиностроения».
– Впечатления превзошли все ожидания. Мы лоббировали это объединение из чисто прагматических интересов, понимая, что ВПК «НПО машиностроения» – это хорошая конструкторская школа, которая в своих разработках если и не полностью совпадает, то в большой степени перекликается с нашими научно-техническими замыслами. А с учетом того, что у нас, как и везде в оборонке, остро ощущается недостаток квалифицированных конструкторских кадров, объединение должно было дать консолидированный эффект. Особенно по высокоскоростным изделиям. Кроме того, «НПО машиностроения» располагает достаточно развитой технологической базой.
Первый опыт взаимодействия подтвердил значительный потенциал, которым обладают вошедшие в корпорацию предприятия. Теперь вместо того, чтобы строить новые заводы, как это пытаются делать некоторые компании, можно использовать те мощности, которые имеются в наличии.
К нам пришли достаточно большие сформировавшиеся коллективы. После ознакомления с их возможностями уже удалось серьезно загрузить ряд предприятий. В первую очередь это относится к оренбургскому ПО «Стрела». Гендиректор предприятия Александр Матвеевич Маркман произвел очень сильное впечатление.
Подобного эффекта мы ожидаем от взаимодействия испытательных баз. Объединение базы «НПО машиностроения» с испытательно-лабораторными базами «Радуги», головной площадки «Звезды»–«Стрелы», «Вымпела» и «Региона» позволит расширить общий потенциал объединенной компании.
С учетом открывшихся возможностей мы внесли изменения и в ряд проектов, планируемых в рамках ГПВ-2020. Это касается и сборочно-снаряжательной базы. Такое предприятие, как «Машиностроитель» в Перми, открыло нам глаза на многие вопросы, которыми, к сожалению, мы до сих пор не владели. Результатом ознакомления с «Машиностроителем» станет его мощная дозагрузка.
Отмечу еще одно направление, которое успешно развивается предприятиями «НПО машиностроения». Речь идет о сфере композиционных материалов - защитных и конструкционных. Считаю, что дальнейшая консолидация усилий в рамках корпорации по многим направлениям весьма перспективна.
– Изделия пятого поколения должны изготавливаться на оборудовании пятого поколения, поскольку лишь они обеспечивают необходимую точность обработки. Как происходит модернизация предприятий корпорации?
– Сегодня в рамках ФЦП по развитию ОПК на предприятиях корпорации реализуется свыше 100 проектов, направленных на модернизацию технологического оборудования. Поэтапно переоснащается станочный парк, введен в строй новый современный цех гальваники, проводится капитальный ремонт производственных площадей. В сентябре вступает в строй новый лабораторно-конструкторский комплекс (ЛКК).
ФЦП является очень серьезной программой государства. Обновлять станочный парк и переходить на новые технологии, опираясь только на собственные средства, было бы невозможно. Тем не менее, со своей точки зрения, отмечу, что хотелось бы увеличения объемов вложений по проектам ФЦП. Вследствие нехватки реальных денег многие проекты переводятся на так называемую кредитную схему. А это создает сложности.
Кредиты – это дополнительное бремя на каждое предприятие. Очень важно, чтобы те денежные средства, которые для нас распределены до 2020 года, были сконцентрированы «на сейчас и сегодня», а не спустя 2–3 года.
– Можно подробнее рассказать о лабораторно-испытательном комплексе?
– На головном предприятии завершена комплектация нового ЛКК общей площадью около 8000 кв. м, оснащенного современным лабораторным оборудованием и стендами полунатурного моделирования. Это обеспечит создание перспективных изделий с различными типами систем наведения и головок самонаведения в широком диапазоне частотных характеристик. ЛКК оснащен огромной безэховой камерой, позволяющей моделировать реальные условия полета. Кроме этого, имеются стенды моделирования с уникальными возможностями, имитирующими реальные условия полета. Температурные стенды, способные воспроизводить нагрев на высоких скоростях, особенно на острых поверхностях – законцовках крыльев и др. Эластомерные стенды, позволяющие испытывать ракету с включенным двигателем. Вибрационные и другие. В четвертом квартале ЛКК начнет выполнять плановые работы.
Но основная проблема – это не оборудование, а люди. Квалифицированные работники по многим специальностям – острейший дефицит. «Независимое военное обозрение» публиковало несколько статей на эту тему, в том числе вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина, который отвечает за ОПК.
Я повторял и повторяю, что нужна общегосударственная программа обучения и адаптации с последующим закреплением молодых кадров.
– Каким образом происходит закрепление кадров? Ведь это напрямую связано с решением социальных проблем.
– Этим вопросом мы занимались практически с самого начала. Мне даже удалось его засветить перед Владимиром Владимировичем Путиным в 2010 году. Он дал поручение правительству изыскать возможность выделения «пятен» под застройку жилья для корпорации. По законодательству участки выделяют через аукционы, но это приводит к существенному изначальному удорожанию. Кроме того, участки, как правило, выделяют там, откуда добираться до работы, как до Москвы. Нам давали «пятна» за Пушкином, либо выделение сопровождалось дополнительным большим обременением.
В итоге нам пришлось расчистить одну нашу техническую площадку в 4,2 гектара. Город здесь нам помог, и удалось ее выкупить по достаточно льготным ценам. Сделали проекты, согласовали с городскими и областными властями. На сегодняшний момент приступили к практической реализации. Строим четыре 17-этажных дома. Один дом уже возведен на восемь этажей, второй – на три, у двух остальных заложены фундаменты. Думаю, что к следующему году мы строительство всех домов завершим.
Сама по себе стройка достаточно затратная, без соинвестора очень сложно. Лет пять назад, когда нам город выделил участок, мы такой дом построили. Продали своим сотрудникам по себестоимости, тогда она составила около 30–31 тыс. рублей за квадратный метр. Но время идет, стоимость жилья возрастает. Тем не менее при коммерческой цене в городе Королёве порядка 90 тыс. нам удалось договориться, что для наших сотрудников стоимость не превысит 39 тыс. Это позволит нам существенно улучшить ситуацию с жильем. В скором времени рассчитываем пригласить вице-премьера на разрезание ленточки.
– На МАКС-2011 два года назад вы представляли 15 авиационных ракет. Что интересного в этом году?
– В этот раз мы решили выставлять только те изделия, которые уже вышли на заключительные испытания и обладают достаточно уникальными характеристиками. Кроме того, мы будем показывать и продукцию «НПО машиностроения», что позволит несколько уменьшить общий продуктовый ряд. Во избежание того, чтобы количество «не забивало» впечатление, остановимся на таких основополагающих изделиях, которые, на мой взгляд, будут определять в будущем уровень наших поставок как для Минобороны РФ, так и экспорта. То есть те варианты, которые имеют экспортный паспорт, исходя из того, что выставка является международной.
– Назвать вы их можете?
– Это изделия 31АД – скоростная противокорабельная ракета с увеличенной дальностью; Х-35УЭ – дальнейшее развитие известной противокорабельной ракеты, противорадиолокационные ракеты – Х-31ПД и Х-58УШКЭ. Все эти изделия обладают по сравнению со своими предшественниками примерно вдвое улучшенными характеристиками. Это касается и дальности полета, и точности, и поражающего эффекта.
Покажем уникальные изделия – ракеты «воздух–воздух» большой дальности РВВ-БД. Корректируемые авиабомбы калибра 250 килограммов. Из продукции «НПО машиностроения» будет и российско-индийский «БраМос», а также спутниковая продукция.
– Если речь зашла о «БраМосе», как складываются отношения с индийской стороной?
– Мы постарались, чтобы взаимовыгодное сотрудничество продолжалось на прежнем уровне. «БраМос» – уникальный проект, показывающий, как можно объединять усилия двух стран, особенно с такой дружественной, как Индия. Мы успешно выполняем контракты, которые ведем через «Рособоронэкспорт» и РСК МиГ. В частности, наши изделия будут рассматриваться для МиГ-29К и МиГ-29 КУБ.
– Как у вас идет процесс подписания гособоронзаказа?
– Вопрос, сколько процентов законтрактовано, поднимается часто. Порой звучит справедливая критика, что не очень оперативно это делается и после смены руководства Минобороны. Думаю, со временем этот процесс наладится. Мне нравится, что главного заказчика возглавляет такой специалист, как Юрий Иванович Борисов. Он сам был директором, прошел школу в министерствах и ВПК, представляет, из чего делается новая продукция.
На сегодняшний момент мы практически полностью законтрактовались. У нас еще осталась пара конкурсов. Но это не по вине Минобороны, а из-за того, что мы  литеру 1 на конструкторскую документацию не получили. Надеемся, в ближайшее время этот процесс завершится. Серьезно продвинулись по конструкторским работам. На многих предприятиях завершено все, что планировалось в этом году законтрактовать. Налаживается работа и по сервисному обслуживанию. Но если раньше мы не могли даже за выполненные в 2011 году работы получить расчет, то сейчас, когда эта работа приобрела плановый характер, существенно продвинулись в этом направлении. Есть определенные замечания, но они относятся не к Минобороны, а к законодательной базе. Суть замечаний следующая.
Допустим, надо брать кредит под выполнение контракта. Свои обязательства мы завершаем в 2016 году, а нам погашение кредита идет, условно говоря, до 2018-го. И, несмотря на то что продукция уже будет поставлена, обеспечение под этот кредит мы должны сохранять до 2018 года. Это дополнительные расходы. И точно такая же схема расчета за авансирование. Допустим, у нас пятилетний контракт, и авансирование идет каждый год. А мы платим гарантию, выставляем сразу 80% от всего контракта. Но если в этом году нам давали 20%, давайте хотя бы разобьем гарантию пропорционально этому, что существенно снизит нагрузку на предприятие.
Про федеральный закон № 94 говорено много. Если он касается серийной продукции, то его требования обоснованны. Но для ОКР он не годится. Представьте себе, что мы заключаем контракт, в котором говорится, что к 31 декабря должны завершить работу и получить по изделию такие-то характеристики. Какая же это научная работа? Это повторение пройденного. А научная работа – это исследование неизвестного.  Здесь должна быть определенная гибкость. Пример наших друзей-партнеров показывает, что редко тема по ОКР завершается точно в назначенный срок. Должен быть введен какой-то разумный люфт. Вот это хотелось бы отметить.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
605
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1288
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1131
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2159

Другие новости