0
10089
Газета Вооружения Интернет-версия

06.09.2013 00:01:00

Космическая отрасль: задачи значат больше, чем возможности

Илья Крамник

Об авторе: Илья Александрович Крамник – военный обозреватель.

Тэги: космос, авиация, космонавтика, ниокр, рогозин


космос, авиация, космонавтика, ниокр, рогозин Так в Роскосмосе представляют себе перспективы развития космонавтики. Схема из архива редакции

Очередной виток реформирования космической отрасли, который, судя по всему, вот-вот начнется по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина, обусловлен вполне весомыми причинами. Растущее число аварий и отказов на «рутинных» этапах, отработанных десятки лет назад, в сочетании с зашкаливающим числом отказов на сложных проектах говорит о системном кризисе отрасли, которая сегодня практически лишилась возможностей регулярной деятельности за пределами геостационарной орбиты и при этом постепенно теряет «околоземные» компетенции.
Вместе с тем, начиная эту реформу, необходимо отчетливо понимать несколько вещей.
1. Реформа имеет шансы на положительный результат (именно шансы, а не увенчается результатом обязательно), только и исключительно в случае разработки, утверждения и последовательного неукоснительного исполнения стратегического плана с ясной, предельно детально сформулированной, реализуемой на имеющейся научно-технической базе целью.
2. Основным содержанием реформы должно стать исправление ситуации «на земле» – то есть улучшение условий работы профильных НИИ и КБ, учебных заведений, промышленных предприятий с постановкой выполнимых задач и формированием структур под эти задачи, но ни в коем случае не наоборот.
3. В соответствии со сказанным выше любые решения об организационной форме космической отрасли должны приниматься только после того, как будет ясен общий план действий и объем решаемых задач.
Вместе с тем необходимо отметить, что предложение Дмитрия Рогозина о реформе Роскосмоса через организационно-правовую форму ОАО с разведением постановки задач и их исполнения является вполне логичным. Формированием планов и постановкой задач должно заниматься государственное агентство, находящееся по отношению к отрасли в позиции основного заказчика и контролера.
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА ИЛИ ОБЩИЕ НИОКР?
Другая идея вице-премьера касалась более глубокой интеграции авиации и космонавтики. Вопрос – в какой форме она возможна?
Прямое объединение авиационной и космической отраслей под одной крышей вряд ли имеет перспективы. Копирование американской модели, где крупнейшие производители объединяют оба направления, неприемлемо для России, где обе отрасли исторически развивались иным путем. Российский космос, о чем все нередко забывают, имеет не военно-воздушное, а армейское, артиллерийское происхождение – первый отечественный «ракетный» НИИ – это НИИ-88, ныне – ЦНИИМаш, из которого в дальнейшем выросла корпорация «Энергия», был создан в мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88. В армии ракетные части также создавались в ведении артиллеристов. Первым ракетным соединением, вооруженным баллистическими ракетами дальнего действия, стала созданная 15 августа 1946 года в составе Группы советских войск в Германии 72-я инженерная бригада особого назначения Резерва Верховного главного командования (РВГК). Ею командовал генерал-майор артиллерии Александр Тверецкий. В декабре 1950 года была сформирована вторая бригада особого назначения. В 1951–1955 годах были созданы еще пять таких бригад, названных с 1953 года инженерными бригадами РВГК. Эти бригады входили в состав артиллерии РВГК и подчинялись командующему артиллерией Советской армии. Руководство ими осуществлял специальный отдел штаба артиллерии Советской армии. В марте 1955 года была введена должность заместителя министра обороны СССР по ракетной технике и специальному вооружению, при котором был создан штаб реактивных частей.
Ответвившаяся затем от военного «ствола» гражданская космонавтика в итоге имела крайне мало общего с авиационной промышленностью, будучи разведенной с ней по разным министерствам и главкам. Лишь немногие предприятия работали на обе отрасли параллельно.
Вместе с тем при нецелесообразности объединения «сверху» давно назрела кооперация «снизу» – так или иначе и в советское время ряд предприятий и КБ работали параллельно на авиацию и космос.
ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ГИПЕРЗВУК
Сегодня объединение вполне актуально – проблемы с материалами, элементной базой и рядом других фундаментальных составляющих являются общими и для ракетчиков, и для авиаторов, особенно учитывая общий для обоих отраслей тренд на разработку гиперзвуковых летательных аппаратов.
Именно гиперзвуковое направление может стать первой и наиболее быстро реализуемой общей программой, которая позволит наработать ряд важнейших компетенций и поднять уровень машиностроения в целом.
Однако список общих тем, где можно начать исследования, значимые и для авиационной, и для космической отрасли, отнюдь не исчерпывается гиперзвуком. Вторым важным направлением, реанимация которого позволит загрузить как авиационные, так и космические КБ, может стать, например, реанимация разработки многоразовой авиационно-космической системы (МАКС): двухступенчатого комплекса воздушного старта, использующего в качестве первой ступени самолет соответствующей грузоподъемности. Разработка подобного проекта началась еще в СССР. В качестве «разгонной платформы» предполагалось использовать сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225.
Возобновление этого проекта сегодня может иметь следующие плюсы: резкое снижение стоимости вывода груза на орбиту (менее 1000 долл. за килограмм); полностью многоразовая система в варианте МАКС-М, в исходном варианте МАКС – используется одноразовый внешний бак второй ступени; отсутствие необходимости в космодроме – запуск может быть произведен с любого аэродрома первого класса. Благодаря этому отпадает необходимость в зонах отчуждения для падения отработавших ступеней и появляются возможности оперативной смены района запуска, отмены запуска после старта самолета-носителя, широкого выбора аэродромов посадки многоразового космического корабля, вывода на низкую орбиту до 20 тонн груза (в «грузовом» варианте системы МАКС-Т), наконец, возможность возвращения на Землю грузов массой до 4,5 тонны.
Преимуществом конкретного проекта МАКС является использование уже отработанных элементов системы, включая сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225. В настоящее время летает один самолет данного типа, еще один находится недостроенным в Киеве, однако постройка при необходимости двух-трех аналогичных машин не будет составлять затруднений в случае успешного возобновления производства самолета Ан-124 на Ульяновском авиазаводе. Как известно, Ан-225 представляет собой несколько увеличенный в длину и в размахе крыла Ан-124 с шестью моторами и новой хвостовой частью. Он строится по аналогичному техпроцессу.
Подобная программа может стать успешным примером практического взаимодействия России и Украины в авиакосмической сфере, позволив совершить реальный прорыв: дешевая многоразовая система доставки грузов на орбиту будет необходима при любом направлении развития космонавтики – будь то освоение ближнего космоса, создание станций на высокой орбите, достижение Луны или Марса.
При этом МАКС, пусть даже в модернизированном виде, отнюдь не единственный вариант развития «многоразового» направления. Так, недавно пресс-центр ЦАГИ – ведущего российского авиационного НИИ – опубликовал сообщение о продувках в аэродинамических трубах института аэродинамической модели МРКС-1 – многоразовой ракетно-космической системы, главной особенностью которой является многоразовая первая ступень, способная после отделения второй ступени с полезной нагрузкой совершать посадку на аэродроме. Предполагается, что система будет способна выводить на околоземную орбиту до 20 тонн полезной нагрузки, а в усовершенствованном варианте – и до 60.
Следует иметь в виду, что даже при выборе иного пути развития средств вывода грузов на орбиту многоразовость космических систем останется главным трендом развития отрасли, и здесь объединение исследований по космической и авиационной тематике жизненно необходимо. Наиболее существенный прогресс может быть достигнут в создании многоразовых жидкостных ракетных двигателей и возвращаемых ступеней ракет-носителей. К этому следует стремиться и в разработке космических кораблей, что делает оправданным совместные НИОКР в сфере двигателестроения, топлив, конструкционных материалов, электроники и систем управления. Существенный опыт таких разработок был накоплен, например, в Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова – КБ, разрабатывающем как авиационные, так и ракетные двигатели.
КУДА ЛЕТИМ?
Какой бы путь вывода грузов на орбиту ни был принят – это лишь средство, и само по себе создание семейства ракет-носителей или многоразового космического челнока не может быть целью. Целями должны быть те задачи, для которых мы должны выводить на орбиту грузы, – будь то освоение околоземного пространства или запуск своего «Вояджера».
Успех в освоении космического пространства достижим лишь при условии предварительной разработки плана и постановки задач на дальнюю перспективу. Будь то база на Луне, полет к Марсу, исследование окраин Солнечной системы или просто реализация прикладных задач на орбите – отрасль должна понимать, что ей предстоит делать до начала реформирования. При этом времени остается не так много – еще несколько лет подвешенного состояния вызовут необратимые изменения, которые в сочетании с нарастающим отрывом конкурентов потребуют уже не реформирования, а восстановления отрасли.
Действующие сегодня «Основные положения основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», утвержденные президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 года, выделяют ряд задач на период до 2015, 2020 и 2030 годов. Однако в этих положениях отсутствует конкретная, ясно сформулированная цель. Формулировки вида «обеспечить управление космическими объектами на околоземной орбите и траекториях полета к Луне, Марсу и другим объектам», «разработать обслуживаемый в полете космический аппарат» и т.д. дают лишь средства, однако глобальная задача, под которую можно и нужно выстраивать единую стратегию ее достижения, так и не сформулирована.
Эта задача может формулироваться различным образом, более того, в рамках развития космической отрасли государство может параллельно решать несколько стратегических задач – от создания рабочей инфраструктуры ближнего космоса, включая, например, постоянное обеспечение космической связью и вещанием всей территории страны, до освоения дальнего космоса, включая как пилотируемый полет, скажем, к Марсу, так и создание аппаратов для беспилотного исследования окраин Солнечной системы.
ПОЭТАПНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Представляется, что долгосрочное планирование в этой сфере должно быть разбито на несколько этапов, каждый из которых будет последовательно развивать достижения предыдущего.
Задачей первого этапа – на период до 2020 года – может стать создание нового семейства средств выведения, обеспечивающих: а) развертывание орбитальной группировки для полного покрытие доступной космической связью всей территории страны и решения других прикладных и научных задач; б) поддержание деятельности человека на орбите, включая возможное в перспективе развертывание космической станции на высокой орбите; в) возможность пилотируемого облета Луны с перспективой высадки на Луну двух-трех человек.
Задачами второго этапа – на 2020–2030 годы – могут стать следующие: а) создание на орбите Земли «промежуточного старта» – космической станции, на которой могут осуществляться сборка и запуск аппаратов для исследования дальнего космоса и/или пилотируемых полетов к Марсу и Луне; б) высадка на Луну двух-трех человек, НИОКР по созданию долговременной лунной базы; в) пилотируемый облет Марса; г) регулярные пуски космических аппаратов для исследования окраин Солнечной системы.
На перспективу после 2030 года возможным ориентиром может и должна стать марсианская экспедиция с высадкой человека (нескольких человек) на поверхность Марса, возможно – пилотируемая экспедиция к крупным объектам пояса астероидов, создание постоянно действующей обитаемой базы на Луне, возможно – создание обитаемой космической станции, вращающейся вокруг Солнца.
Последовательное решение задач этих этапов позволит не только достичь практических результатов, имеющих конкретный научный и экономический результат на каждом последовательно взятом рубеже, но и обеспечит практическую основу для реализации следующего этапа. В данном контексте главным результатом первого этапа должны стать отработанное производство широкой номенклатуры средств вывода на орбиту и технология производства космических аппаратов. Второго – отработанная технология длительных орбитальных полетов и межпланетный корабль. Говорить о результатах деятельности человечества в космосе на период после 2040 года и далее пока затруднительно в силу сложности прогнозирования научно-технического прогресса на такую длительную перспективу.
Этот список задач носит условный характер. В любом случае конкретные формулировки, этапы и сроки – удел соответствующих государственных органов и их контрагентов. Однако независимо от того, какой объем задач, сроки их достижения и итоговые цели будут выбраны, они должны иметь конкретный статус проектов с назначением генеральных конструкторов, утвержденными планами-графиками их выполнения и заключением контрактов на НИОКР и производственные работы в установленные сроки. При этом лучшим результатом будет выполнение более скромных задач, нежели очередной фантастический план, оставшийся на бумаге.
Вместе с тем искусственное ограничение развития отрасли исключительно решением прикладных задач будет профанацией самого смысла космической деятельности. Главной целью, можно сказать, конечным смыслом космической активности должны быть постоянное, непрерывное и последовательное наращивание знаний человечества об окружающем пространстве и рост возможностей его освоения. При этом на данном этапе развития вопросы рентабельности могут касаться лишь узкого участка практической деятельности, связанной с эксплуатацией различных коммерческих космических аппаратов. Все прочие задачи должны решаться исходя не из принципов коммерческой прибыльности, а из принципов технической реализуемости и научных потребностей.
В сферу приоритетных задач входят и вопросы обороны, включая разработку средств противодействия спутникам военного назначения и орбитальным ударным комплексам, а также создание собственных ударных средств в случае, если эта задача станет актуальной ввиду ухудшения внешнеполитической обстановки. В любом случае приоритеты космической деятельности России должны расставляться прежде всего исходя из интересов национальной безопасности и обеспечения лидирующих позиций в развитии науки и техники как залога безопасности. В случае если единственной целью развития космической деятельности будет объявлена экономическая выгода – лавочку можно немедленно закрывать.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1040
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1287
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1172
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1161

Другие новости