Герой Социалистического Труда Юрий Васильевич Томашов. Фото предоставлено ОАО «Уралтрансмаш»
Имя генерального конструктора ЦКБ «Трансмаш» (1978–2001), талантливого инженера, ученого, исследователя, автора ряда научных работ и изобретений, члена-корреспондента Российской Академии ракетно-артиллерийских наук (1993), Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий Юрия Васильевича Томашова в представлении не нуждается.
Трудовую деятельность Ю.В. Томашов начал в 1948 году, последовательно пройдя все ступени конструкторской работы от техника- конструктора до генерального конструктора головного КБ самоходной артиллерии.
При его непосредственном участии был создан и поставлен на производство ряд образцов специальной техники: гусеничная база изделия СУ-100П, зенитно-ракетный комплекс «Круг» (2К11), зенитно-пушечная установка «Енисей» (ЗСУ 37-2), 152-мм самоходная гаубица «Акация» (2С3, 2С3М, 2С3М1), 152-мм самоходный миномет «Тюльпан» (2С4), 152-мм самоходная пушка «Гиацинт-С» (2С5). Под его руководством создана 152-мм самоходная гаубица «Мста-С» (2С19), благодаря которой уровень советской и российской артиллерии был выведен на лидирующие мировые позиции. Внедрены в производство приводы штанговых глубинных насосов для нефтедобывающих предприятий, лифтовые лебедки, установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и др.
Накануне 85-летнего юбилея мы встретились с Юрием Васильевичем в его квартире на Уралмаше. Здесь все напоминает о профессии и увлечении хозяина – картины, фотографии, модели военной техники, многочисленные награды и памятные подарки… Юрий Васильевич поддерживает связь с Уралтрансмашем, его пытливый и ясный ум обдумывает возможности для новой военной техники.
– В 1936 году наша семья переехала из Пермской области в Верхнюю Синячиху. Войну я застал в пионерском лагере под Алапаевском. Нам объявили, что началась война, и на следующий день всех развезли по домам. Уже осенью нас, школьников, привлекли на общественные работы. Сначала направили строить овощехранилище. А строительные материалы были подручные: сделали стропила, на крышу рубили молодые березки – укладывали их сверху и засыпали землей. Потом собирали колоски и картошку на полях после уборки и сдавали в колхоз. Так все военные годы и совмещали учебу с работой.
Семья у нас была большая – шестеро детей: четыре сестры и мы с братом. Отец, Василий Яковлевич, в то время работал начальником доменного цеха, видели мы его редко. Он, как и большинство руководителей в те годы, буквально жил на работе. Мама, Раиса Адамовна, – домохозяйка. Когда я закончил семь классов, состоялся семейный совет – что же дальше? Две сестры учились в Свердловске в институтах: Вера – в юридическом, Валентина – в медицинском. Старшая сестра Анна после окончания Нижнетагильского педучилища преподавала математику. Старший брат Сергей окончил ФЗУ – был помощником машиниста, Тамара после школы пошла на курсы парикмахеров. Было решено – надо учиться, приобретать специальность. Получилось так, что мой профессиональный путь выбрала сестра Вера – отвезла документы в Уралмашевский машиностроительный техникум.
Получили вызов из техникума. Из Алапаевска в Свердловск ездили на поезде, а это около двухсот километров, паровоз почти восемь часов шел. После зачисления отправились домой. На обратную дорогу билеты не купить – документов нет. Вокзал охранялся, на перрон не пройти. Пошли мы с ребятами пешком по рельсам с Уралмаша. Дошли, ходим возле поезда, надеемся, что кто-нибудь сжалится, возьмет. У проводниц спросили – не пускают. Времени осталось пять минут до отправления. Подходит парень: «Вам куда?» – «Да вот, мы из рабочего поселка, впервые город-то увидели. Ничего не знаем». Он говорит: «Ну, хорошо, я вас посажу. Полезли под вагон». Делать нечего, полезли за ним под вагон. «Знаете, где аккумуляторы под вагоном? Между ними пространство. Залезай в эти отверстия». И мы поехали. Начало августа, ночи холодные. Не то что неприятно – страшно было. Колеса крутятся, ветер: восемь часов на этих ящиках ехали. Окоченели. Из-под вагона на корячках вылезли. Долгое время шли, еле-еле разминаясь. Потом от Алапаевска до Верхней Синячихи еще 14 километров пешком. Все годы учебы примерно так и ездили домой – как придется
Трудными и голодными были студенческие годы. В одной комнате жили 26 парней. Отопление было печное, топили торфом. Конечно, было ужасно холодно: если вечером кто-то не выпил чай, то утром в кружке был лед. И буквально полчища крыс. Продукты приходилось к потолку подвязывать. Юность была голодная, но насыщенная не только трудностями и лишениями.
Отучившись, Юрий Васильевич по распределению попал на Уралмашзавод – помощником мастера на участок сборки силовых агрегатов для буровых установок.
Талантливый и целеустремленный молодой человек практически сразу продолжил образование, поступив на вечернее отделение в Уральский политехнический институт. По удачному стечению обстоятельств ему и еще десяти студентам предложили работу в конструкторском отделе завода.
– Отдел был большой – около 70 человек трудились под руководством Льва Израилевича Горлицкого. Почти половина отдела – конструкторы, прошедшие войну: закаленные, сильные, талантливые. Костяк составили специалисты, эвакуированные со Сталинградского тракторного завода, Ижорского, Кировского, Ленинградского заводов. И нас 10 молодых техников. Прислали молодых специалистов из Баумановского технического института, Ленинградского механического института. Получилось почти поровну молодежи и опытных работников. Коллектив подобрался очень хороший, спаянный.
Попал Юрий Васильевич в корпусное бюро к талантливому конструктору Михаилу Степановичу Тарасову. Наставником стал молодой инженер Валентин Михайлович Пьянков, впоследствии его близкий друг.
Довольно быстро на заводе оценили молодого способного конструктора и назначили руководителем группы вновь созданного ОКБ-3. А в начале 1961 года – заместителем главного конструктора. Такая должность в советские годы для 31-летнего инженера – высочайшее доверие и оценка. Юрий Васильевич вспоминает:
– В первый день после Нового года сидим, делимся впечатлениями. Приходит секретарь директора: «Юрий Васильевич, вас требует немедленно директор Уралмаша». Сразу в голове вопросы: откуда он знает мою фамилию рядового руководителя группы конструкторского отдела? Пока шел от конструкторского отдела до заводоуправления, в голове творилось черт знает что: «Что я натворил, если сам директор мной заинтересовался? Тем более в секретном отделе… Может, я что-то сказал, где-то не то сделал?» Захожу, в кабинете кроме директора Виктора Васильевича Кротова главный конструктор Георгий Сергеевич Ефимов, главный инженер Павел Родионович Малафеев, другие руководители. Невольно заволнуешься!
Предложение занять высокий пост было неожиданным, но отказ под предлогом, что в отделе есть гораздо более авторитетные, опытные и грамотные специалисты, не был принят.
В тот период впервые в Советском Союзе создавалась зенитная самоходная установка со спаренной автоматической 37-мм пушкой «Енисей». В машине применялись все новейшие достижения в электронике. «Машина находилась на полигоне, на заводских испытаниях, – вспоминает Юрий Васильевич. – Сегодня меня назначили, а завтра уже Ефимов уезжает на полигон в командировку на месяц. Вот тебе бразды правления – давай руководи. Через месяц он возвращается – нужно ехать на полигон мне. А машину я знал плохо. Сложно пришлось. Но справился».
После войны уральские конструкторы разрабатывали первое поколение самоходной артиллерии. Базовая СУ-100П – пушка калибра 100 мм. На ее основе создали уже 152-мм тяжелое вооружение: гаубицу и пушку, бронетранспортер. Целый ряд техники, в том числе – прожекторную машину. Командующий в те годы Уральским военным округом Георгий Константинович Жуков дал высокую оценку изделиям.
По решению Н.С. Хрущева артиллерия, названная им «пещерным веком», стала считаться не нужной на современном этапе. Все новейшие разработки того периода были запрещены и практически уничтожены. Дальнейшие события в мире доказали ошибочность и теории, и решения.
В 1964 году на вооружение был принят зенитный ракетный комплекс «Круг», разработанный под требования Сухопутных войск. Создавался комплекс совместно с КБ Завода им. Калинина. Впервые в Советском Союзе создавался носитель для ракетной установки и носитель для наведения. На полигоне Эмба эти машины отрабатывались два года. Больше года в целом прожил на полигоне конструктор Томашов: «Что такое Эмба? Это сплошной песок да песчаные бури. Есть было невозможно – песок в еде. Жили сначала в бараках. В конце концов комплекс создали, он получился хороший. У нас принято – если машина красивая, стало быть, она по – настоящему хорошая».
В 1965 году назрела необходимость кардинальных изменений в артиллерийской технике. Толчком к этому послужили учения войск под Львовом с участием главных конструкторов оборонных предприятий. От ОКБ-3 представителем был Ю.В. Томашов. Итогом учений стал вывод о том, что современной армии нужна совсем другая артиллерия, соответствующая требованиям нового времени. Эти требования были разработаны там же.
– На основании решения, которое мы подписали, было выдано техническое задание нашему конструкторскому отделу, Волгограду и Харькову на разработку самоходной артиллерии. Мы были головные по калибру 152-мм по артиллерии и 240-мм по миномету. В 1966 году был сделан аванпроект. Эти две машины мы разработали и приняли на вооружение в 1971 году. Все делалось впервые – на уровне изобретений. Представьте себе миномет 240 мм, штатная мина – 130 кг, а активно-реактивная – 240 кг. Так вот, когда мы проводили испытание штатными минами – где упала и разорвалась штатная мина, страшно подходить, там целый кратер. Диаметром метров 10 и глубиной метров 10.
При разработке самоходного миномета «Тюльпан» удалось создать на относительно легких шасси (вес изделия – 28 т) тяжелый 240 мм самоходный миномет.
Была создана механизированная боеукладка барабанного типа, в которой размещались 20 штатных или 10 активно-реактивных мин, механизированная система заряжания. Удалось обеспечить устойчивость и допустимые перегрузки изделия при выстреле, у которого сила сопротивления отдачи находится в пределах 450 т, за счет оригинальной подрессоренной опорной плиты.
При разработке первой самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» конструкторы столкнулись с рядом трудных проблем: по загазованности боевого отделения при стрельбе, механизации заряжания, устойчивости при стрельбе, установке орудия и компоновке изделия в целом.
С использованием изобретений, которые были созданы в процессе работ, проблемы были решены.
Также на уровне изобретений создана на шасси 2СЗ мощная дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С»:
– У нас артиллерия именовалась по названиям цветов. Дальнобойная пушка называется «Гиацинт-С». Нам удалось создать действительно дальнобойную пушку, превосходящую мировые образцы того времени, с достаточно высокой скорострельностью – 5–6 выстрелов в минуту.
В 70-е годы ЦКБ под руководством Юрия Васильевича разрабатывает многоцелевой транспортер – тягач среднего класса МТ-С. На нем установлена гидромеханическая трансмиссия обратимого моторно-трансмиссионого отделения (допускающая возможность размещения ее как в передней, так и в задней части корпуса) и еще целый ряд новшеств. В 1981 году МТ-С был принят на вооружение.
В конце 70-х годов Опытное конструкторское бюро с непосредственным участием Ю.В. Томашова приступает к разработке и созданию носителей комплексов, и в начале 80-х годов были приняты на вооружение Советской армии комплексы 1К11 и 1К17.
В 1984 году на вооружение Советской армии был принят модернизированный гусеничный минный заградитель ГМЗ-3. На нем были впервые применены мины с неконтактным взрывателем МВН-80.
В 80-е годы под его руководством создается 152-мм самоходная гаубица «Мста-С» (2С19) на оригинальном шасси, созданном на танковых узлах Т-72 и Т-80:
– Третье послевоенное поколение артиллерийской техники – наша «Мста-С». Это – лебединая песня самоходной артиллерии. Впервые была создана машина с невиданной до того времени скорострельностью, точностью, дальностью. В 1989 году машина была принята на вооружение. Практически все машины, созданные нами, которые находились на вооружении, получили или Ленинскую, или Государственную премию. Самоходная гаубица «Мста-С» (2С19) получила обе указанные премии.
В 90-е годы Юрий Васильевич работал над разработкой четвертого поколения артиллерийской техники. Большое внимание уделял разработке и выпуску гражданской продукции.
Создавать новое всегда непросто, а создавать военную технику – сложнее вдвойне. Требуется не только талант, знания, опыт, но и жесткий, волевой характер, умение отстаивать свою точку зрения, сила воли, чтобы не опускать руки при неудачах, порой приходится идти на риск… Этого у Ю.В. Томашова и сегодня не занимать.
С уходом Юрия Васильевича на заслуженный отдых династия Томашовых на заводе не угасла: здесь работают три внука известного конструктора. И сегодня, в канун юбилея, мы желаем Юрию Васильевичу крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, не терять оптимизма и щедро делиться своим бесценным опытом, знаниями.