ЗРК «Тор-М2К» – представитель второго поколения «Торов».
В начале 70-х годов ХХ века Министерство обороны при поддержке ЦК КПСС и Совета Министров СССР подняло вопрос о необходимости улучшения войсковой противовоздушной обороны (ПВО). Ужесточение требований к ПВО произошло из-за появления новых образцов средств воздушного нападения: крылатых ракет, управляемых авиационных бомб. Для борьбы с ними, а также низколетящими сверхзвуковыми авиационными комплексами требовалась новая быстродействующая система ПВО. Основная ее цель – сопровождать войска на марше, а при необходимости прикрыть от воздушных ударов и стационарные объекты.
В 1975 году Московский научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ) получил тактико-техническое задание в качестве головного разработчика зенитной ракетной системы «Тор». Главным конструктором системы стал Вениамин Павлович Ефремов, а главным конструктором боевой машины (БМ) 9А330 – Иосиф Матвеевич Дризе. Академик Петр Дмитриевич Грушин отвечал за создание ракеты 9М330.
Зенитная ракетная система (ЗРС) «Тор» была не только новейшей разработкой российских конструкторов в области средств противовоздушной обороны, но и воплощением уникальных конструкторских решений и высоких технологий производства. Так, в ЗРС «Тор» впервые был установлен механизм вертикального пуска ракет из корпуса боевой машины, обеспечивающий круговой обстрел воздушных целей и позволяющий до минимума сократить время поражения внезапно появляющихся целей. Аппаратура боевой машины была создана на новой элементной базе, в которой использовался цифровой метод обработки информации, узлы и блоки конструктивно выполнены на многослойных печатных платах.
Вскоре в качестве соисполнителя в работах по созданию ЗРС «Тор» принял участие Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ). Ему поручили изготовление экспериментального и двух опытных образцов боевой машины (БМ) 9А330. Кроме того, заводу поручались разработка и изготовление опытных образцов машин технического обслуживания, блоков радиоуправления ракеты 9М330 и аппаратуры контроля.
ИЭМЗ в то время был головным предприятием по выпуску всемирно известного ЗРК «Оса-АКМ», который неоднократно участвовал в боевых действиях и показал отличные результаты в локальных военных конфликтах в различных горячих точках мира. Для производства новой БМ «Тор» развернулось строительство дополнительных производственных площадей: литейного завода, цеха по изготовлению фазированной антенной решетки (ФАР), корпуса для настройки и испытаний БМ, а в 1979 году были созданы рабочие места для изготовления антенно-пускового устройства, сборки необходимых блоков, фазированной антенной решетки, а также изделия в целом.
Несмотря на все трудности освоения нового производства, к концу 1982 года работы по созданию опытных образцов боевых машин 9А330 были завершены, и изделия были отправлены на Эмбинский полигон.
С декабря 1983 года по декабрь 1984 года на полигоне Эмба в ходе государственных испытаний были подтверждены основные боевые и эксплуатационные характеристики системы, а также практически все концептуальные требования, техническое исполнение которых еще долго представляло собой ноу-хау.
19 марта 1986 года ЗРС «Тор» приняли на вооружение. Серийный выпуск основных элементов осуществляли Ижевский электромеханический завод (БМ 9А330), Кировский машиностроительный завод (ЗУР 9М330) и Минский тракторный завод (гусеничное шасси ГМ-355).
Вместе с тем, несмотря на успешно выполненное задание, конструкторские работы, как говорится, набирали обороты. Развитие средств радиоэлектронного противодействия и подавления обусловило необходимость дальнейшего совершенствования ЗРС «Тор» в направлениях увеличения огневой мощи и помехозащищенности.
Суть модернизации заключалась в обеспечении обстрела двух целей двумя ракетами, что в два раза увеличивало огневую мощь системы и уменьшало время ее реакции для поражения второй цели. Для реализации этого требования в БМ ввели вторую бортовую ЭВМ и разработали новое программное обеспечение системы.
Для повышения надежности и помехозащищенности приемной системы во входные устройства вместо волноводных узлов ввели СВЧ – микросборки. С целью сокращения времени заряжания и упрощения пусковой установки создали новую систему заряжания БМ двумя контейнерами с четырьмя ракетами в каждом.
В 1991 году после завершения основных видов испытаний опережающего образца и утверждения конструкторской документации новый «Тор-М1» был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск.
ЗРС нового поколения «Тор-М1» на то время была единственным в мире комплексом, способным определять государственную принадлежность и распознавать цели по типам, сопровождать и вести огонь по двум целям в диапазоне высот от 10 до 6000 метров одной боевой машиной практически без участия боевого расчета.
Вслед за этим последовала дополнительная модернизация по усовершенствованию БМ ЗРК «Тор-М1». Новая машина имела увеличенный до 6 км курсовой параметр и расширенную по высоте зону поражения высокоскоростных воздушных целей, а наличие нового режима боевой работы «Звено» позволило одной БМ получать информацию обо всех обнаруженных другой машиной целях при работе их РЛС обнаружения в различных углах сектора. Новая вычислительная система обрабатывала информацию и выдавала целеуказания о воздушной обстановке в большем секторе.
Помимо этого, машина получила повышенную защищенность от радиоэлектронных помех благодаря установке оптико-электронных средств, способных самостоятельно и совместно с РЛС сопровождать цели в автоматическом режиме.
«Тор-М1» стала одной из самых совершенных систем ПВО малой дальности и по сей день не имеет зарубежных аналогов, способных столь же эффективно поражать крылатые ракеты, корректируемые и планирующие бомбы, малоразмерные и активно маневрирующие воздушные цели на высотах от 10 метров до 10 километров и на дальности до 12 км.
Система востребована не только российской армией, но и поставлена в 5 стран мира, где находится в эксплуатации уже более 15 лет.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ «ТОРОВ»
В XXI веке произошли очередные изменения в тактике ведения боя и появились новые виды вооружения. Поэтому дальнейшим шагом в направлении улучшения боевых характеристик средств ПВО малой дальности стало создание в 2007–2009 годах ЗРК «Тор-М2У» (в экспортном варианте «Тор-М2Э»), «Тор-М2К» и «Тор-М2КМ».
В новых ЗРК впервые реализована возможность одновременного поражения одной боевой машиной четырех воздушных целей четырьмя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на дальности до 15 км. Они специально разработаны для борьбы как с современным высокоточным оружием (противорадиолокационными ракетами, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, крылатыми ракетами), так и с различными маневрирующими, высокоскоростными пилотируемыми, беспилотными авиационными объектами, действующими на предельно малых, малых и средних высотах, днем и ночью, летящих со скоростью до 700 м/с, в том числе совершающих маневр или использующих средства активных и пассивных помех.
ЗРК изначально создавались как основное боевое средство для борьбы с массированными ударами высокоточного оружия непосредственно над полем боя либо объектами, то есть практически как «комплекс последнего рубежа». Они обеспечивают эффективную ПВО воинских подразделений в местах их дислокации и на марше, во всех видах современного боя, а также защиту военно-стратегических объектов.
ЗРС «Тор-М1» до сих пор остается одной из самых совершенных систем ПВО малой дальности. Фото предоставлено компанией «ИЭМЗ «Купол» |
Немаловажным стал тот факт, что применяемая в комплексе ЗУР 9М331 хранится в зенитном ракетном модуле 9М334 и не требует никакого обслуживания и проверок на протяжении 10 лет. Ракета имеет вертикальный старт и не имеет разгонных отсеков стартового двигателя, как у двухступенчатых ракет некоторых других комплексов, что крайне опасно, так как после отделения разгонных отсеков в ближней зоне они, имея высокие скоростные характеристики, способны нанести значительные повреждения прикрываемым объектам, технике и личному составу. Кроме того, в случае ликвидации ЗУР 9М331 при промахе она уводится вверх, где и происходит безопасный подрыв боевой части. В некоторых комплексах малой дальности, использующих «низкоинтеллектуальные» ракеты, подрыв боевой части при промахе происходит от удара о землю, что при крайне незначительных дальностях с высокой вероятностью может привести к удару по своим позициям.
Боевые машины комплексов «Тор-М2Э» и «Тор-М2К» и автономный боевой модуль (АБМ) комплекса «Тор-М2КМ» способны выполнять поставленные боевые задачи автономно, в составе группы двух БМ (АБМ) в режиме «Звено», а также в составе зенитной ракетной батареи, состоящей из четырех БМ (АБМ) под управлением батарейного командного пункта (БКП).
Отдельно следует остановиться на особенностях работы двух боевых машин в режиме «Звено». В этом режиме за счет автоматического обмена по телекодовому каналу информацией о разведанной воздушной обстановке на двух БМ создается объединенная, дополняющая одна другую картина налета, и каждая машина способна обстреливать любую из воздушных целей вне зависимости от того, кто обнаружил данную цель. Такая работа значительно расширяет тактические возможности боевой машины, повышает «живучесть» группировки и эффективность отражения налета. При этом в случае повреждения станции обнаружения одной из БМ другая БМ способна передать первой данные разведанной воздушной обстановки, что обеспечит ее дальнейшее применение в качестве пусковой установки и позволит выполнить боевую задачу.
Программное обеспечение ЗРК практически полностью автоматизировало процесс боевой работы. В боевой машине реализовано несколько методов наведения зенитной управляемой ракеты на воздушную цель. При этом вычислительная система, исходя из анализа различных параметров цели, выбирает наиболее оптимальный режим наведения, в том числе и по самым сложным – маневрирующим и низколетящим – целям.
По сравнению с зарубежными и российскими аналогами у семейства «Тор» не теоретически, а практически подтвержден достигнутый высокий показатель такой боевой характеристики, как курсовой параметр поражаемой воздушной цели, который составляет 8 км. Это значит, что одна БМ способна поразить воздушную цель по фронту в полосе 16 км, а при соответствующей тактической расстановке боевых машин возможно создание сплошной заградительной линии ПВО по всему фронту ведения боевых действий. Подавляющее большинство современных комплексов малой дальности способны обстреливать и поражать только те цели, которые движутся с «нулевыми» или близкими к ним параметрами, то есть, по сути, они защищают себя, а не прикрываемые ими территории или объекты.
Лучшее подтверждение лидирующих позиций ЗРК семейства «Тор» на мировом рынке вооружений – результаты стрельбовых испытаний, проводимых как на территории иностранных государств, так и на российских полигонах. Так, в мае 2013 года при проведении сравнительных стрельб на полигоне в Астраханской области расчеты зенитной ракетной батареи ЗРК «Тор» в очередной раз подтвердили полное соответствие изделий всем заявленным тактико-техническим характеристикам. Выполнены четыре боевые задачи со стопроцентным результатом при минимальном расходе ЗУР. Были уничтожены одиночные и парные воздушные цели, пикирующие и летящие с активно изменяемым курсовым параметром. Успешно выполнена задача и по одновременному поражению четырех воздушных целей, а также осуществлено поражение высокоскоростного маневрирующего беспилотного летательного аппарата на дальней границе зоны поражения. Никакому другому комплексу на сегодняшний день это выполнить не удается, что свидетельствует о том, что по совокупности боевых, технических характеристик и эффективности применения ЗРК «Тор» нет равных в мире.