0
8442
Газета Вооружения Интернет-версия

04.12.2015 00:01:00

Вертолетный бум в Поднебесной

Александр Шлындов

Об авторе: Александр Васильевич Шлындов – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, полковник в отставке.

Тэги: китай, ноак, сухопутные войска, вертолет, ми 17, z 9a, бла, wz 10, рлс


китай, ноак, сухопутные войска, вертолет, ми 17, z 9a, бла, wz 10, рлс Новейший китайский ударный вертолет WZ-10. Фото Пенга Чена

Авиация сухопутных войск (армейская авиация), или авиация поддержки войск (АПВ), является родом Сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Она предназначается для действий непосредственно в интересах формирований сухопутных войск и включает авиацию военных округов и армейских групп. Основной оргштатной единицей являются вертолетные бригады (полки) смешанного состава. Они имеют на вооружении боевые (противотанковые, огневой поддержки), многофункциональные транспортно-боевые, десантно-транспортные и специальные (разведывательные, спасательные, санитарные, управления, РЭБ) вертолеты.

По состоянию на начало 2015 года в авиации Сухопутных войск НОАК имелось 150 боевых вертолетов, из них: Z-10 – около 90 единиц, Z-19 – около 60 единиц. На вооружении также имелось более 350 единиц многофункциональных (многоцелевых) вертолетов, в том числе Ми-17 различных модификаций – 68 единиц, SA342L Gazell – 8 единиц, Z-9A – 21 единица, Z-9W – 31 единица, Z-9WA – 10 единиц, Z-9WZ – 193 единицы. Транспортных – около 340 единиц, включая тяжелые – более 60 единиц, средних – более 200 единиц.

В последнее время на вооружение авиации Сухопутных войск НОАК принято довольно большое количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА), главным образом разведывательного назначения, в том числе тяжелых BZK-005, BZK-009 и WZ5, средних ASN-105, ASN-206, BZK-006 и BZK-007, а также легких ASN-104 и W-50.

УДАРНАЯ МОЩЬ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ

Боевые вертолеты являются основной ударной силой авиации Сухопутных войск НОАК. Они предназначаются для непосредственной авиационной поддержки войск в ходе боя, поражения наземных целей, включая бронетанковую технику, уничтожение живой силы противника, сопровождения (эскортирования) транспортно-боевых и транспортно-десантных вертолетов.

Боевые и частично транспортно-боевые вертолеты имеют на вооружении неуправляемые (НУР) и управляемые (в том числе противотанковые) ракеты и пушечно-пулеметное вооружение. В армейской авиации Сухопутных войск НОАК имеется также несколько средних и легких транспортных самолетов.

Вертолет Z-10, поставки которого в НОАК начались приблизительно в 2010 году, cоздан путем синтезирования современных западных и российских технологий на основе эскизного проекта 041, разработанного КБ Камова.

К опытно-конструкторским работам по проекту широко привлекались специалисты европейских вертолетостроительных компаний «Еврокоптер» и «Агуста-Вестланд», а также южно-африканской «Денел». В силу этого по своим тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям он соответствует вертолетам вышеназванных фирм, соответственно «Тайгер», «Мангуста» и «Руйвалк». Вертолет спроектирован по классической схеме с четырехлопастным несущим и Х-образным четырехлопастным хвостовым винтами. Экипаж вертолета составляют два человека – летчик и оператор вооружения, размещенные по тандемной схеме. Силовая установка включает два турбовальных (ТВаД) двигателя WZ-9, созданных на основе нелицензионного копирования двигателя американской фирмы Pratt & Whitney. Мощность каждого – 1340 л.с. Предусмотрена возможность установки ТВаД типов ТВ3–117 или ВК-2500, а также перспективного китайского ТВаД WZ-16 мощностью 2000 л.с., создаваемого с привлечением специалистов фирмы «Турбомека».

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) данной машины создано по принципу «стеклянной кабины». При этом Z-10 является первым боевым вертолетом китайского производства, органы управления которого выполнены в соответствии с концепцией НОТАS, позволяющей летчику применять бортовое вооружение, не снимая рук с органов управления вертолета. На машине данного типа также впервые навигационное и прицельное оборудование интегрировано в единый прицельно-навигационный комплекс, который может принимать данные со спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, «Галилео» и «Бэйдоу». Максимальная скорость вертолета – более 300 км/ч, крейсерская – более 270 км/ч. Вооружение: одна 23-мм пушка, до восьми противотанковых управляемых ракет (ПТУР) HJ-10 «Красная стрела», несколько управляемых ракет класса «воздух–воздух» TY-90, четыре блока неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 57 мм и 90 мм. Вертолет оснащен стандартной для современных боевых машин данного типа системой пассивной обороны. Общая боевая нагрузка вертолета составляет 1500 кг.

Легкий разведывательно-боевой вертолет Z-19 создан на основе европейских и американских технологий, разработанных компаниями «Агуста-Вестланд», «Еврокоптер» и «Белл». Предназначается для воздушной разведки, поражения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения.

Экипаж – два человека (пилот и оператор вооружения), максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 245 км/ч, практическая дальность – 700 км, практически потолок – 4500 м. Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1) мощностью 848 л.с. Каждый двигатель оборудован системой снижения инфракрасной заметности. Бортовое радиоэлектронное оборудование реализует принцип «стеклянной кабины». Корпус выполнен с применением технологии «стелс». Под носовой частью фюзеляжа находится турель с оптоэлектронной прицельной системой. Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», НАР и контейнеры со стрелково-пушечным вооружением могут устанавливаться на четырех точках подвески.

В ближайшее время ожидается поступление на вооружение НОАК нового многоцелевого вертолета Z-20, созданного путем копирования закупленных в США гражданских вертолетов S-70C-2 разработки компании «Сикорский». По своим боевым возможностям и тактико-техническим характеристикам он фактически является аналогом известного американского вертолета UH-60 Black Hawk, спроектированного на основе вышеназванной гражданской версии. Единственным отличием китайской машины от S-70C-2/UH-60 является то, что она оснащена пятилопастным несущим винтом и имеет несколько большие размеры грузопассажирской кабины. Масса полезной нагрузки вертолета Z-20 предположительно составляет до 9 тыс. кг (в грузопассажирской кабине приблизительно 1 тыс. кг, остальное – на внешней подвеске). Машина может перевозить до 15 бойцов с вооружением и амуницией.

В ПЕРСПЕКТИВЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ И КОНВЕРТОПЛАНЫ

Следует отметить, что в настоящее время в Китае наблюдается повышенный интерес к вертолетной тематике. Совместно с российскими специалистами планируется создать вертолет тяжелого класса. Весьма амбициозные проекты китайские авиастроители осуществляют собственными силами: полным ходом ведутся НИОКР по созданию тяжелого конвертоплана типа американского V-22 «Оспри» с четырехлопастными винтами большого диаметра. Одновременно создается скоростной вертолет, по схеме компоновки сходный с американской винтокрылой машиной S-97 «Рейдер» разработки компании «Сикорский», но имеющей большие размеры, примерно соответствующие российскому вертолету Ми-8. Указанный летательный аппарат, судя по фотографиям и сопутствующим материалам китайских сайтов, выполнен по соосной схеме с четырехлопастным несущим винтом и двумя многолопастными винтами, размещенными в кольцевых каналах, расположенных в хвостовой части фюзеляжа. Можно предположить, что вертолет будет иметь скорость более 400 км/ч.

Несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые Китаем в создании авиационной техники, китайские Вооруженные силы еще серьезно отстают от ведущих технологических и военных держав современного мира как по качеству, так и по количеству находящихся на вооружении Сухопутных войск НОАК авиационных средств поддержки войск. В результате на современном этапе китайская армейская авиация в целом, как представляется, не в состоянии эффективно решать поставленные перед ней задачи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
707
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
696
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
569
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
392

Другие новости