Новейший китайский ударный вертолет WZ-10. Фото Пенга Чена
Авиация сухопутных войск (армейская авиация), или авиация поддержки войск (АПВ), является родом Сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Она предназначается для действий непосредственно в интересах формирований сухопутных войск и включает авиацию военных округов и армейских групп. Основной оргштатной единицей являются вертолетные бригады (полки) смешанного состава. Они имеют на вооружении боевые (противотанковые, огневой поддержки), многофункциональные транспортно-боевые, десантно-транспортные и специальные (разведывательные, спасательные, санитарные, управления, РЭБ) вертолеты.
По состоянию на начало 2015 года в авиации Сухопутных войск НОАК имелось 150 боевых вертолетов, из них: Z-10 – около 90 единиц, Z-19 – около 60 единиц. На вооружении также имелось более 350 единиц многофункциональных (многоцелевых) вертолетов, в том числе Ми-17 различных модификаций – 68 единиц, SA342L Gazell – 8 единиц, Z-9A – 21 единица, Z-9W – 31 единица, Z-9WA – 10 единиц, Z-9WZ – 193 единицы. Транспортных – около 340 единиц, включая тяжелые – более 60 единиц, средних – более 200 единиц.
В последнее время на вооружение авиации Сухопутных войск НОАК принято довольно большое количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА), главным образом разведывательного назначения, в том числе тяжелых BZK-005, BZK-009 и WZ5, средних ASN-105, ASN-206, BZK-006 и BZK-007, а также легких ASN-104 и W-50.
УДАРНАЯ МОЩЬ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ
Боевые вертолеты являются основной ударной силой авиации Сухопутных войск НОАК. Они предназначаются для непосредственной авиационной поддержки войск в ходе боя, поражения наземных целей, включая бронетанковую технику, уничтожение живой силы противника, сопровождения (эскортирования) транспортно-боевых и транспортно-десантных вертолетов.
Боевые и частично транспортно-боевые вертолеты имеют на вооружении неуправляемые (НУР) и управляемые (в том числе противотанковые) ракеты и пушечно-пулеметное вооружение. В армейской авиации Сухопутных войск НОАК имеется также несколько средних и легких транспортных самолетов.
Вертолет Z-10, поставки которого в НОАК начались приблизительно в 2010 году, cоздан путем синтезирования современных западных и российских технологий на основе эскизного проекта 041, разработанного КБ Камова.
К опытно-конструкторским работам по проекту широко привлекались специалисты европейских вертолетостроительных компаний «Еврокоптер» и «Агуста-Вестланд», а также южно-африканской «Денел». В силу этого по своим тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям он соответствует вертолетам вышеназванных фирм, соответственно «Тайгер», «Мангуста» и «Руйвалк». Вертолет спроектирован по классической схеме с четырехлопастным несущим и Х-образным четырехлопастным хвостовым винтами. Экипаж вертолета составляют два человека – летчик и оператор вооружения, размещенные по тандемной схеме. Силовая установка включает два турбовальных (ТВаД) двигателя WZ-9, созданных на основе нелицензионного копирования двигателя американской фирмы Pratt & Whitney. Мощность каждого – 1340 л.с. Предусмотрена возможность установки ТВаД типов ТВ3–117 или ВК-2500, а также перспективного китайского ТВаД WZ-16 мощностью 2000 л.с., создаваемого с привлечением специалистов фирмы «Турбомека».
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) данной машины создано по принципу «стеклянной кабины». При этом Z-10 является первым боевым вертолетом китайского производства, органы управления которого выполнены в соответствии с концепцией НОТАS, позволяющей летчику применять бортовое вооружение, не снимая рук с органов управления вертолета. На машине данного типа также впервые навигационное и прицельное оборудование интегрировано в единый прицельно-навигационный комплекс, который может принимать данные со спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, «Галилео» и «Бэйдоу». Максимальная скорость вертолета – более 300 км/ч, крейсерская – более 270 км/ч. Вооружение: одна 23-мм пушка, до восьми противотанковых управляемых ракет (ПТУР) HJ-10 «Красная стрела», несколько управляемых ракет класса «воздух–воздух» TY-90, четыре блока неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 57 мм и 90 мм. Вертолет оснащен стандартной для современных боевых машин данного типа системой пассивной обороны. Общая боевая нагрузка вертолета составляет 1500 кг.
Легкий разведывательно-боевой вертолет Z-19 создан на основе европейских и американских технологий, разработанных компаниями «Агуста-Вестланд», «Еврокоптер» и «Белл». Предназначается для воздушной разведки, поражения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения.
Экипаж – два человека (пилот и оператор вооружения), максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 245 км/ч, практическая дальность – 700 км, практически потолок – 4500 м. Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1) мощностью 848 л.с. Каждый двигатель оборудован системой снижения инфракрасной заметности. Бортовое радиоэлектронное оборудование реализует принцип «стеклянной кабины». Корпус выполнен с применением технологии «стелс». Под носовой частью фюзеляжа находится турель с оптоэлектронной прицельной системой. Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», НАР и контейнеры со стрелково-пушечным вооружением могут устанавливаться на четырех точках подвески.
В ближайшее время ожидается поступление на вооружение НОАК нового многоцелевого вертолета Z-20, созданного путем копирования закупленных в США гражданских вертолетов S-70C-2 разработки компании «Сикорский». По своим боевым возможностям и тактико-техническим характеристикам он фактически является аналогом известного американского вертолета UH-60 Black Hawk, спроектированного на основе вышеназванной гражданской версии. Единственным отличием китайской машины от S-70C-2/UH-60 является то, что она оснащена пятилопастным несущим винтом и имеет несколько большие размеры грузопассажирской кабины. Масса полезной нагрузки вертолета Z-20 предположительно составляет до 9 тыс. кг (в грузопассажирской кабине приблизительно 1 тыс. кг, остальное – на внешней подвеске). Машина может перевозить до 15 бойцов с вооружением и амуницией.
В ПЕРСПЕКТИВЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ И КОНВЕРТОПЛАНЫ
Следует отметить, что в настоящее время в Китае наблюдается повышенный интерес к вертолетной тематике. Совместно с российскими специалистами планируется создать вертолет тяжелого класса. Весьма амбициозные проекты китайские авиастроители осуществляют собственными силами: полным ходом ведутся НИОКР по созданию тяжелого конвертоплана типа американского V-22 «Оспри» с четырехлопастными винтами большого диаметра. Одновременно создается скоростной вертолет, по схеме компоновки сходный с американской винтокрылой машиной S-97 «Рейдер» разработки компании «Сикорский», но имеющей большие размеры, примерно соответствующие российскому вертолету Ми-8. Указанный летательный аппарат, судя по фотографиям и сопутствующим материалам китайских сайтов, выполнен по соосной схеме с четырехлопастным несущим винтом и двумя многолопастными винтами, размещенными в кольцевых каналах, расположенных в хвостовой части фюзеляжа. Можно предположить, что вертолет будет иметь скорость более 400 км/ч.
Несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые Китаем в создании авиационной техники, китайские Вооруженные силы еще серьезно отстают от ведущих технологических и военных держав современного мира как по качеству, так и по количеству находящихся на вооружении Сухопутных войск НОАК авиационных средств поддержки войск. В результате на современном этапе китайская армейская авиация в целом, как представляется, не в состоянии эффективно решать поставленные перед ней задачи.