Российские военные возвращаются в Арктику, восстанавливают еще советские аэродромы и базы, заброшенные в 90-е годы. Поскольку, защищая свои интересы в регионе, Россия интенсивно наращивает военную арктическую группировку, особенно актуальной становится проблема ее обеспечения качественной техникой для работы в северных широтах.
На прошлой неделе Министерство обороны России получило первый вертолет Ми-8АМТШ-ВА производства Улан-Удэнского авиационного завода (входит в холдинг «Вертолеты России»), который будет выполнять задачи в составе арктической группировки войск.
Новый вертолет для Арктики, оказавшийся для Улан-Удэнского авиационного завода юбилейным, 1000-м вертолетом, создан на базе военно-транспортного варианта Ми-8АМТШ-В (экспортное наименование – Ми-171Ш).
Он может работать в условиях низких температур, полярной ночи, безориентирной местности, неустойчивой радиосвязи, больших расстояний между точками базирования и длительных полетов над водной поверхностью.
Вертолет предназначен для высадки, поддержки действий с воздуха и эвакуации групп специального назначения, воздушной разведки и целеуказания, транспортно-десантного и санитарного обеспечения действия арктической группировки войск, а также поисково-спасательного обеспечения охранных сил, терпящих бедствие экипажей и пассажиров летательных аппаратов и морских судов, в том числе в районах Северного морского пути.
В отличие от камуфляжной окраски большинства вертолетов Минобороны России, арктический вертолет окрашен специальными светоотражающими красками эффектного темно-серого и ярко-красного цвета, что делает вертолет как можно более заметным среди бескрайних снегов или унылого пейзажа тундры. Рядом с кабиной пилотов на вертолете нанесено изображение стилизованного белого медведя. Бурый медведь – это традиционный символ Улан-Удэнского завода, и его изображение иногда появляется на технике, которая впервые взлетает с площадки У-УАЗ. В случае с арктическим Ми-8АМТШ медведь поменял традиционную окраску и стал белым.
При создании нового вертолета широко использовались технологии, применяемые в самолетостроении. «Все продольные элементы конструкции вертолета Ми-8АМТШ-ВА не клепанные, как на большинстве обычных вертолетов, а сварные. Сварные швы улучшают аэродинамику вертолета, их легче ремонтировать в «полевых» условиях Крайнего Севера. Кроме того, люди, которые собирают вертолет, не испытывают вредных вибрационных воздействий, как при клепке», – рассказал «НВО» главный инженер У-УАЗ Сергей Соломин.
В отличие от базовой версии Ми-8АМТШ-ВА оборудован газотурбинными двигателями компании «Климов» ВК-2500-03. Максимальная дальность полета вертолета без посадки – более 1300 км (у обычной версии – 1065 км). Такая дальность обеспечивается двумя дополнительными топливными баками на внешней подвеске и двумя дополнительными внутренними топливными баками.
Машина также получила более мощную вспомогательную силовую установку ТА-14, которая обеспечила автономность эксплуатации вертолета в отрыве от базового аэродрома. При работе на земле при температуре ниже 40 градусов она обеспечивает предполетную подготовку бортового оборудования, работу керосинового обогревателя (обогрев кабин вертолета), работу системы подогрева редукторов трансмиссии и силовой установки, работу оборудования для подогрева бортпайков и кипятильника воды.
Улучшение теплоизоляции достигается путем дополнительного применения современного высокотехнологичного материала «вспененный фибергласс», обладающего пониженной теплопроводимостью. Сочетание стандартной и дополнительной теплоизоляции грузовой кабины, а также установка теплоизоляционных штор позволяет уменьшить теплопотери в грузовой кабине.
Помимо нового двигателя и силовой установки на Ми-8АМТШ-ВА установили новый комплект авионики. В частности, за счет цифрового автопилота повышены эффективность пилотирования и точность навигации вертолета в условиях малоориентирной местности и арктической полярной ночи. Также машина оснащена дублированной спутниковой системой, цифровой навигационной системой со встроенным генератором карт и бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определить текущие координаты местоположения вертолета при пропадании спутниковых сигналов.
Начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС генерал-майор Олег Чесноков высоко оценил новый вертолет, отметив, что при его создании были учтены все пожелания Министерства обороны, однако «окончательную оценку мы получим только после реальной работы данной модификации вертолета в тех широтах, где он нужен».
Директор по государственным поставкам и военно-техническому сотрудничеству холдинга «Вертолеты России» Владислав Савельев также весьма осторожно высказался о количестве арктических Ми-8АМТШ, которые Министерство обороны получит в течение следующих четырех лет: «Сегодня невозможно сказать, сколько таких машин до 2020 года получат российские ВКС, так как вертолет только создан. Но заинтересованность заказчиков имеется очень большая, в том числе не только Министерства обороны».
По словам производителей Ми-8АМТШ-ВА, будет производиться и гражданский вертолет для работы на Севере. Прежде всего он будет предназначаться для шельфовых работ (перевозки пассажиров и грузов). К гражданской машине проявляют интерес субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (например, МЧС России), а также компании нефтегазового сектора.
У этого вертолета имеются шансы стать новым вертолетным бестселлером для зарубежных заказчиков. Машина может заинтересовать ряд стран, например Аргентину, которая уже является эксплуатантом двух российских вертолетов Ми-171Е, вошедших в 2011 году в состав авиагруппы специальных операций 7-й авиационной бригады ВВС Аргентины. Эти вертолеты уже четыре года обеспечивают поисково-спасательные и логистические работы в Антарктиде. Главнокомандующий аргентинских ВВС бригадный генерал Нормандо Константино при этом подчеркивал в 2011 году, что руководство Минобороны рассматривает возможность купить больше вертолетов типа Ми-17, так как двух машин не хватает, чтобы эффективно работать в Антарктиде. В 2015 году министр обороны Аргентины Агустин Росси подтвердил интерес к закупкам российских вертолетов.