Новейший истребитель предстал перед публикой на презентации во всей красе своего боевого оснащения. Фото предоставлено РСК «МиГ»
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю» – эти слова Архимеда Сиракузского, сказанные им примерно за 200 лет до нашей эры, стали сегодня актуальными для военной авиации России.
В конце января 2017 года состоялись два знаковых события. 26-го в Кремле президент России Владимир Путин провел видеоконференцию с Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» (входит в ПАО «Объединенная самолетостроительная корпорация»). Цель – положить начало испытательным полетам истребителя «МиГ-35» (по классификации НАТО – Fulcrum-F, где Fulcrum можно перевести с английского как «Точка опоры»).
– Это действительно интересная, уникальная машина, можно сказать – «4++», приближается к пятому поколению», – такую оценку новинке дал Верховный главнокомандующий.
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Действительно, новый истребитель рассматривается специалистами как переходное звено между четвертым и пятым поколениями и должен успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях. По уровню интеграции технологических решений его уже можно отнести к пятому поколению истребителей. По этому параметру МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.
А 27 января на производственном комплексе РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась мировая премьера этого новейшего многофункционального авиационного комплекса. На торжество приехали делегации 30 зарубежных стран – Индии, Перу, Китая, Вьетнама и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средней Азии, Европы и СНГ. В церемонии приняли участие заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин, главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев, представители госпосредника в торговле оружием «Рособоронэкспорта» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).
Широкой публике машину представили президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, генеральный конструктор – вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко. Летные возможности истребителя продемонстрировали шеф-пилот фирмы Михаил Беляев и летчик-испытатель Станислав Горбунов.
МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Истребитель спроектирован специально для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности и высокой плотности ПВО. Он способен вести маневренные воздушные бои. Тут требуются некоторые пояснения.
Поскольку сегодня на новые ракеты, предназначенные для уничтожения самолетов, нашлись средства противодействия, вновь стал актуальным ближний бой, востребованы фигуры высшего пилотажа. Как и мастерство пилота. Ракетам можно противостоять с помощью пилотажа и маневренных возможностей самолета, которые у МиГ-35 достаточно высоки.
МиГ-35 значительно превосходит возможности своего предшественника МиГ-29. Радиус боевого применения истребителя увеличился в два раза, в том числе за счет возможности замены кресла второго пилота на топливный бак. Максимальная скорость новой машины – 2400 км/ч. У американского «одноклассника» F-35 этот параметр чуть переваливает за 2 тыс.
ВЕРШИНА СЕМЕЙСТВА
Созданный на отработанной, зарекомендовавшей себя платформе, «35-й» признан вершиной семейства самолетов «МиГ». Формально он – средний истребитель, однако обладающий всеми достоинствами легких фронтовых истребителей. При этом у МиГ-35 почти такие же радиолокационное оборудование, авионика и двигатели, как и у последних разработок КБ Сухого Су-35 и перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Радиус действия МиГ-35 повысился до уровня тяжелых истребителей.
Кабина истребителя унифицирована, он может быть быстро переоборудован под пилотирование как одним, так и двумя летчиками. По желанию заказчика на новый самолет может устанавливаться трехмерный отклоняемый вектор тяги, в список стандартного оборудования входят электронный сканирующий радар, новая оптико-локационная станция (ОЛС) – своего рода пассивный электрооптический сенсор, работающий как в визуальном режиме, так и в инфракрасном диапазоне. Сенсор полезен в борьбе с такими машинами, как F-22 и F-35, имеющими пониженную заметность.
ОЛС переднего обзора с сектором плюс-минус 90 градусов по азимуту и минус 15 – плюс 60 градусов по углу места обнаруживает воздушные цели в задней полусфере на дальности 45 км и в передней – до 15 км. ОЛС кругового обзора нижней полусферы позволяет обнаруживать цели типа «танк» на дальности до 20 км, «катер» – до 40 км.
На МиГ-35 установлены два модуля станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). За фонарем кабины – для обзора верхней полусферы и в контейнере под левой мотогондолой – для нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет класса «воздух–воздух» – 30 км, зенитных управляемых ракет – 50 км, ракет ПЗРК – 10 км. В левой и правой законцовках крыла установлены два модуля станции обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающие практически круговой обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения – 30 км.
Новинка оснащена совершенно новой электродистанционной системой управления. В разы снижена радиолокационная заметность самолета, имеющего более легкий планер по сравнению с предшественником. Все системы МиГ-35 – российской разработки и производства, включая инерциальную и нашлемную системы целеуказания. Прицельные системы пятого поколения передают все данные прямо в шлем пилота. В МиГ-35 полностью реализован принцип HOTAS: во время полета вся необходимая для пилота информация выводится прямо на стекло колпака кабины. Для этого используются сразу три «дисплея». Такая концепция позволяет летчику вести воздушный бой, не отвлекаясь на контроль приборов.
В качестве аппаратуры для командной радиосвязи применяется Э502-20 «Бирюза». О приближении к вражеским РЛС пилоту загодя сообщит СПО-15ЛМ «Береза». Для предупреждения обнаружения машины и воспрепятствования наведению высокоточного оружия применяется оборудование для постановки помех «Гардения-1ФУ», а также аппаратура ППИ-26, ответственная за выброс ложных целей.
Самолет оснащен российской бортовой радиолокационной станцией «Жук-МА». Радар способен отслеживать цели размером с истребитель на расстоянии до 130 км. РЛС «Жук» оснащена активной фазированной антенной решеткой, работает в любых погодных условиях и при организованных помехах. Станция способна одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и поражать до 6 из них в воздухе и до 4 на земле. «Жук» может самостоятельно выделять самые опасные объекты, передавать данные о тактической обстановке на другие самолеты, вести картографирование и разведку, распознавать неподвижно висящие вертолеты, вести радиоэлектронное противодействие. Дальность работы по целям достигает 260 км.
С шести до восьми увеличено количество точек подвески – это позволяет использовать и существующие, и перспективные образцы авиационных средств поражения, в том числе лазерное оружие. Впервые на самолете установлен бортовой комплекс обороны. И, что очень важно в современных условиях, МиГ-35 получил мощную установку радиоэлектронной борьбы.
Генеральный директор и генеральный конструктор «НПО машиностроения» Александр Леонов сообщил, что на МиГ-35 сможет размещаться легкая версия крылатой ракеты «БраМос». Она имеет дальность полета до 290 км и несет боеголовку весом от 200 до 300 кг.
САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ НУЖЕН ВСЕМ
МиГ-35 поколения «4++» обладает высоким экспортным потенциалом, в частности, благодаря низким эксплуатационным расходам, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заверил: российская сторона готова предложить новый истребитель Индии. Россия надеется на возобновление индийского тендера на закупку истребителей – уже с МиГ-35. Тендер предполагал закупку 126 истребителей для национальных ВВС на сумму более 10 млрд долл.
Замглавы ФС ВТС Анатолий Пунчук считает, что МиГ-35 будет востребован в Европе, прежде всего Болгарией, Словакией и Польшей, армии которых, несмотря на членство в НАТО, эксплуатируют истребители МиГ-29. Заметим, кстати, что цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у его предшественника МиГ-29.
Чтобы повысить привлекательность покупки самолета для зарубежных покупателей, была предусмотрена возможность навешивания вооружения зарубежных производителей. МиГ-35 отводится важная роль и в формировании перспективного парка ВКС России.
– Мы с удовольствием будем брать эти самолеты: они нам нужны, – сказал главком ВКС России Виктор Бондарев.
Летные испытания новинки планируется завершить до 2019 года, после этого самолет пойдет в серию. ВКС планируют полностью обновить парк легких истребителей, поэтому закажут сначала 30 машин, всего же их потребуется не менее 170. Военных привлекает и то обстоятельство, что самолет имеет увеличенную больше чем наполовину дальность – за счет большей емкости внутренних баков и возможности дозаправки в воздухе, причем с самолетов этого же семейства.
МиГ-35 может садиться даже на необорудованную полосу. Увеличена возможность автономного базирования, в том числе за счет наличия на борту кислорододобывающей станции. Неприхотливость позволяет МиГ-35 базироваться вблизи линии боевых действий и практически мгновенно оказываться в нужной точке для поддержки сухопутных сил.
По предположению иностранных СМИ, постановкой «на крыло» МиГ-35 ОАК и РСК «МиГ» рассчитывает восстановить былую славу конструкторского бюро Микояна, возвратить утраченную долю международного рынка боевых самолетов. Однако напомним: общий портфель заказов РСК «МиГ» на сегодня – около 4 млрд долл. Истребитель еще до презентации включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.
Срок службы МиГ-35 – не менее 40 лет. Специалисты отмечают, что потенциала модернизации этой модели может хватить вплоть до 2040 года. Ресурс машины по налету – выше 6 тыс. часов. Вообще же МиГ-35 создан на эксплуатацию «по техническому состоянию». Это означает удлинение сроков между процедурами технического обслуживания, снижение стоимости и трудоемкости ремонта как такового. Это аргумент в борьбе за мировой рынок, где все больше ориентируются на самолеты, имеющие низкую стоимость жизненного цикла. Тенденция связана и с ростом стоимости авиационного горючего.
По контракту с Минобороны опытно-конструкторские работы по МиГ-35 продолжаются.
– Они идут с незначительным отставанием от графика по вине предприятий кооперации, задерживающих поставки комплектующих, – рассказал глава Дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов, – но можно сказать, что в общем и целом эта проблема решается, мы догоняем график. В 2017 году пройдут весьма непродолжительные по времени испытания машины, поскольку уже имеется многократно испытанный ее прототип. В 2018 году самолет начнет поступать в части ВКС.
Обычно доля легких истребителей во фронтовой авиации составляет примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула была выведена с учетом в том числе экономических критериев. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. Их боевые потери значительно легче восполнять. В ВКС России сегодня сложилась прямо противоположная картина: легкие фронтовые истребители МиГ-29 различных модификаций составляют всего одну треть общего парка самолетов, а доминируют тяжелые самолеты семейства «Су».
– Современного и высокотехнологичного легкого фронтового истребителя для ведения сетецентрических боевых действий в нашей стране пока нет, – поясняет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – И строить всю политику в сфере истребительной авиации только на основе машин тяжелого класса было бы неправильным. Кроме того, многим нашим союзникам и потенциальным покупателям объективно, в силу небольших размеров национальной территории, не нужны тяжелые и дорогие в эксплуатации истребители, а требуются именно легкие фронтовые машины со сравнительно небольшой дальностью полета.
Ясно понимая эти тенденции, РСК «МиГ» приступил к модернизации летно-испытательного комплекса «Третьяково», который выбран основной площадкой для проверки собранных на производстве истребителей, испытания серийных и перспективных образцов авиационной техники, причем не только военной, но и гражданской.