В работе МВМС-2017 в Санкт-Петербурге приняли участие около 400 компаний из почти полусотни стран. Российская экспозиция состояла из 105 компаний. Более 100 тыс. человек посетили корабли в Гавани на Васильевском острове. «На полях» салона реализована обширная деловая программа: конференции, семинары, доклады, встречи представителей отечественной оборонки с иностранными делегациями, представляющими вооруженные силы и бизнес-структуры разных стран. В частности, главком ВМФ провел пять протокольных встреч с военными делегациями Пакистана, Анголы, Греции, Таиланда, ОАЭ.
Экспозиция Объединенной судостроительной корпорации была одной из самых крупных и информативных. |
Наиболее заметными были экспозиции «Рособоронэкспорта», Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», холдинга «Высокоточные комплексы» и ряда других компаний.
У причалов Морского вокзала были представлены сторожевой корабль проекта 11540 «Ярослав Мудрый», корвет проекта 20380 «Стойкий», базовый тральщик проекта 12700 «Александр Обухов», ряд катеров ВМФ и пограничной службы ФСБ России. На полигоне Минобороны России «Ржевка» для официальных иностранных делегаций и представителей прессы демонстрировались в действии морские артиллерийские системы и стрелковое оружие.
Корреспонденты «Независимого военного обозрения» Николай Поросков и Геннадий Старых прошлись по стендам участников МВМС-2017, делая акцент на новинках.
«ПАНЦИРЬ» ЦВЕТА МОРСКОЙ ВОЛНЫ
«Рособоронэкспорт» представил более 200 образцов вооружения и военной техники. «Наша задача – заложить основу для подписания новых контрактных документов. Начиная с 2000 года мы поставили на экспорт около 50 боевых кораблей. Треть из них – подводные лодки. Суммарный объем поставок военно-морской техники за этот период составил около 24 млрд долл.», – накануне салона сообщил гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.
На МВМС-2017 специалисты госпосредника проанализировали, к какому оружию проявляют наибольший интерес иностранцы, и выяснили – к корвету проекта 20382
Новейший комплекс ПВО «Панцирь-МЕ». Фото Николая Новичкова |
«Тигр», большой дизель-электрической подлодке проекта 636, корабельному ракетному комплексу с противокорабельной крылатой ракетой «Яхонт», ракетным системам «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) и «Калибр-НКЭ» (Club-N). Выяснили также, из каких краев любопытные потенциальные заказчики – это государства Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка, Филиппины), а также традиционные партнеры (Вьетнам, Индия и Китай). «Рособоронэкспорт» ведет активные консультации по военно-морской тематике со странами Латинской Америки, в том числе Уругваем, Перу и Бразилией.
«Доля вооружения и техники для Военно-морских сил составляет в среднем 12% от общего объема продаж «Рособоронэкспорта». Мы постоянно работаем над увеличением номенклатуры и географии поставок», – отметил возглавлявший делегацию замглавы «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.
Инозаказчиков, как ожидается, привлечет многоканальный однопостовой морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс малой дальности «Панцирь-МЕ». Его красочная, с участием артистов, презентация состоялась во время салона. Завершена разработка комплекса, он запущен в серийное производство.
«Панцирь-МЕ» – экспортная модификация корабельного комплекса. Он, как и вся линейка «Панцирей», существенно превосходит иностранные аналоги и по скорости реакции, и по точности стрельбы. Особые требования к «Панцирю-МЕ» диктует работа в условиях агрессивной морской среды, повышенное требование к механической стабилизации при повышенном волнении моря. Комплекс может размещаться на любом корабле водоизмещением от 300 т, его можно устанавливать и на неподвижные платформы.
«Панцирем-МЕ» могут вооружить и экспортные корабли Зеленодольского завода. Об этом во время салона сообщил гендиректор предприятия Ренат Мистахов. По его мнению, наличие на кораблях такого комплекса увеличит их привлекательность для потенциальных заказчиков. Кстати, «Панцирь-МЕ» уже установлен на ракетный катер проекта 1241 «Молния» и испытывается в Черном море. Испытания займут около двух лет.
Появление «Панциря-МЕ» обеспечит защиту кораблей от современных и перспективных (до 2030-х годов) средств воздушного нападения с вероятностью, практически равной единице. Военно-морской флот уже заказал «Панцирь-МЕ», сообщил генеральный директор холдинга «Высокоточные комплексы» Александр Денисов. Предприятие по этому направлению будет загружено на долгие годы.
КОРВЕТ НА ЗАВТРА
Конструкторские бюро и заводы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), основного поставщика оружия и военной техники для российского ВМФ, привезли на МВМС свыше 40 моделей новых кораблей и судов, а также ряд гражданских проектов. В их числе модели подлодки проекта 636 с комплексом Club-S, субмарин «Амур 1650» и «Амур 950», малых субмарин «Пиранья» и «Пиранья-Т», многоцелевого фрегата проекта 22356, сторожевого корабля проекта 11356, малого сторожевого корабля проекта 20382 «Тигр», малого ракетного корабля проекта 22800Э «Каракурт-Э», пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан», большого десантного корабля проекта 11711Э, спасательного судна проекта 21301, судна тылового обеспечения проекта 23120, противоминного корабля проекта 12701 «Александрит-Э» и рейдового тральщика проекта 10750Э, многих других проектов. Все эти высокотехнологичные и конкурентоспособные образцы спроектированы, строятся или могут быть построены на предприятиях корпорации.
Боевые корабли – традиционные участники мероприятия. |
Вот как раз то, что может быть построено, то есть модели боевых кораблей будущего, показал Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). Среди них выделяется корвет «Бриз». У него совершенно новая форма подводной части, которая обеспечивает повышенную устойчивость хода, значительно уменьшает сопротивление воды и облегчает управление движением. Силовая установка, более компактная и экономичная, позволила внутри корпуса высвободить значительные объемы. Появилась возможность дать корвету больше различного вооружения. Корабль будет оснащаться различными типами вертикальных пусковых установок для размещения ракетного вооружения, предусмотрена установка двух четырехтрубных торпедных аппаратов калибра 324 мм, артиллерийской установки калибра 100 мм и двух малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов калибра 30 мм. По требованию заказчика может быть размещен вертолет.
«Даже такие небольшие корабли могут нести стратегическое оружие, в этом отличие современных корветов от кораблей прошлого века, которые несли службу в прибрежных водах», – сказал генеральный директор КГНЦ Владимир Никитин. Проекты корвета и универсального десантного корабля – опережающие, инициативные разработки Центра. Крыловский центр уже объявил о разработке тяжелого авианосца проекта 23000Э «Шторм» водоизмещением до 100 тыс. т, способного нести авиагруппу из 80–90 летательных аппаратов.
Корабелы Невского ПКБ продемонстрировали макет экспортной версии большого десантного корабля (БДК) проекта 11711 «Иван Грен». Основное отличие экспортного варианта – экспортные же средства радиоэлектронного вооружения. Десантовместимость экспортной версии не изменится. Разработчики предлагают для размещения на палубе корабля Ка-29, но заказчик может остановить свой выбор на иностранном вертолете. БДК этого проекта могут перевозить 13 танков или 36 боевых машин пехоты и до 300 десантников. На вооружении корабля три шестиствольные 30-мм артустановки.
На салоне был продемонстрирован целый ряд разработок необитаемых (безэкипажных) морских надводных и подводных аппаратов различного назначения, несколько образцов роботизированных систем.
Однако какие корабли будущего без новых силовых установок! И Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в госкорпорацию «Ростех») представила компетенции в области разработки и производства газотурбинных двигателей и агрегатов морского назначения (в рамках программы импортозамещения). ОДК создает на рыбинском ПАО «ОДК – Сатурн» отечественную базу морского газотурбостроения. В экспозиции были представлены два газотурбинных двигателя для ВМФ, судовой газотурбогенератор гражданского назначения и малоразмерный двигатель для беспилотных летательных аппаратов. Генеральный директор ОДК Александр Артюхов заверил: «Успешная реализация ряда опытно-конструкторских работ по двигателям морского применения и создание уникальной производственной и испытательной базы позволит нам удовлетворить любые потребности отечественного Военно-морского флота». Особенности новых российских морских ГТД – увеличенные показатели эффективности и межремонтного ресурса. Газотурбинные двигатели морского назначения ОДК универсальны и могут быть использованы на кораблях разных типов.
Создается и оружие для кораблей будущего, иногда это – хорошо забытое старое. Научно-производственное объединение «Сплав» (входит в госкорпорацию «Ростех») выставило модернизированную противолодочную ракету под индексом 90Р1, которую не производили и не поставляли ВМФ более 15 лет. Она необходима для ближней обороны кораблей от подводных лодок, торпед и диверсантов. Новый боеприпас, по оценкам военных, повысил эффективность поражения подводных целей в 8–10 раз. Ракеты 90Р1 универсальны – могут использоваться на всех типах кораблей. Субмарину управляемый подводный снаряд 90Р способен настигнуть на глубине до километра. Один фрегат может уничтожить как минимум пять субмарин. На базе ракетной части 90Р1 НПО «Сплав» производит специальный снаряд-носитель акустической аппаратуры противодействия самонаводящимся торпедам.
ТРИУМФ ТЕХНОЛОГИЙ
Наши корреспонденты то и дело натыкались на технологические новинки. Первый отечественный длинноволновой высокоскоростной вертикально излучающий лазер (ВИЛ) привез на салон концерн «РТИ». Благодаря исключительным характеристикам лазер нашел широкое применение, в частности, в телекоммуникационной индустрии для передачи информации по оптическим линиям связи и в радиолокации при обработке радиосигнала. Такой лазер производят лишь несколько компаний в мире. Подана заявка на европейский патент на конструкцию прибора. Ожидаемый срок регистрации – сентябрь 2017 года. Это пример импортозамещения и даже ипмортоопережения. ВИЛ с длиной волны 1550 нм и скоростью свыше 25 Гбит/с, создаваемые концерном «РТИ», имеют возможность в перспективе занять значительную долю отечественного и мирового телекоммуникационного рынка.
Среди новшеств и технологии, дающие кораблям радиолокационную, оптическую, акустическую невидимость – за счет сочетания композитных материалов со специальными покрытиями. Новейшие разработки в области передачи и подавления радиосигналов реализованы в корвете «Гремящий». Группа «Транзас» создает уникальную «оболочку» для управления кораблями – беспилотное судовождение, системы оптимизации расхода топлива и планирования маршрута, другие рутинные операции на единой платформе.
Линейку защищенной электроники для военных – ноутбук, вычислительное системное устройство и источник бесперебойного питания «выдало» НПО «Пуск». Ноутбук полностью спроектирован и построен в России из отечественных комплектующих. Сделано это по заказу военного ведомства. Оборудование уже поставляется в российскую армию.
Концерн «Техмаш» (входит в госкорпорацию «Ростех») представил новое защитное средство для кораблей. Оно обладает высокой адгезией, повышенной стойкостью к воздействию кислоты, щелочи, нефтепродуктов и солевых растворов, стойкостью к ультрафиолету, а также к воздействию радиации и многократной дезактивации и дезинфекции. У средства – особая термоустойчивость – до 180±С выше нуля.
Кроме того, «Техмаш» показал корректируемую авиационную бомбу «Загон». Ее изюминка в том, что она может «планировать» над поверхностью воды и, отыскав цель, поражать ее.
Компания «ПромКомпозит» показала линейку композитных отражателей для радаров, российских аналогов которым не существует. Основное преимущество композитных отражателей перед алюминиевыми – точность. Еще одно существенное преимущество разработки – снижение массы на 30–50%: композитные материалы легче алюминиевых. Разработку предложат Министерству обороны России. Сейчас производством отражателей для радаров из композитных материалов занимаются две зарубежные компании – Prodelin и CanalMaster.
«ХАСКИ» НА ГЛУБИНЕ
Высказали свое отношение к перспективным кораблям, субмаринам и оружию их главные заказчики и потребители – военные моряки. Заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук считает очень верным шагом оснащение ядерной энергетической установкой перспективного эсминца проекта «Лидер». И он будет не один в этой серии. Проект эсминца под шифром «Лидер» разрабатывают в Северном проектно-конструкторском бюро в Петербурге. Водоизмещение будущего корабля может составить от 10 до 15 тыс. т. Строительство «Лидера» планируется начать в 2019 году.
«Главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, – концептуально дополняет адмирала вице-премьер Дмитрий Рогозин, – это «мускулистые» корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС».
Адмирал Бурсук рассказал также о планах военных к 2025 году поставить на вооружение ВМФ два новых вертолетоносца. К этому же времени, как ожидается, будет подписан контракт на строительство нового авианосца с атомной энергетической установкой. Флот рассчитывает получить его к концу 2030 года. В рамках государственной программы вооружения до 2025 года также предусмотрено проектирование и строительство универсального десантного корабля «Прибой».
Военные приветствуют работу судостроителей по обеспечению всесезонности и всепогодности кораблей. На Северной верфи заложено судно тылового обеспечения «Эльбрус». Его уникальность в том, что оно удерживается в заданной точке при любых погодных условиях. «Эльбрус» может буксировать корабли вплоть до авианосцев и вести поиск затонувших объектов, это еще и настоящая плавучая медицинская лаборатория с барокамерой для помощи терпящим бедствие.
Российская подводная лодка «Хаски» идет на смену подводной лодке проекта 885 «Ясень», она будет ее дополнять. Появление новой ПЛ планируется после 2025 года, по своим комплексам вооружений она будет универсальная, то есть сможет нести комплексы противокорабельных ракет, а также комплексы баллистических ракет. Это наш ответ американской подводной лодке «Вирджиния». А по своим ходовым качествам, малошумности и автономности плавания она будет на порядок выше американский подводной лодки.
Среди российских неатомных подводных лодок нового поколения выделялась субмарина проекта 677 типа «Лада». Она практически бесшумна и полностью автономна – у нее новейшая анаэробная (воздухонезависимая) энергетическая установка. То есть нет необходимости постоянно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса воздуха. «Лада» сможет находиться в подводном положении до нескольких недель. Такие субмарины называют «черная дыра».
Вообще же по подводным лодкам морская группировка России сейчас приближается по численному составу к морской группировке СССР – впервые после распада Союза.
БОЛЬШОЙ ОБОРОНЗАКАЗ НА ИСХОДЕ
На МВМС-2017 очень заметно было стремление оборонных предприятий, особенно лидеров ОПК, диверсифицировать собственное производство – период большого гособоронзаказа завершается. Например, концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» активно осваивает морскую тематику. Достаточно вспомнить его крылатые ракеты «Калибр», гидролокатор бокового обзора «Неман», о котором недавно писало «НВО».
Концерн «Калашников» ассоциируется в первую очередь со стрелковым вооружением, но осваивает производство скоростных катеров. В Санкт-Петербурге «Калашников» впервые представил гражданский прогулочный катер «Рыбинскъ», сделанный целиком из композиционных материалов. Еще один катер с известной «автоматной» фамилией – скоростной «Мангуст». Он несет патрульную службу в одном из пограничных управлений.
Вполне естественно, что в планах кораблестроителей солидное место занимает Арктика – наверное, самый актуальный район сегодня. В частности, перспективный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» будет обеспечивать национальные интересы России на Крайнем Севере, он сможет выполнять и спасательные операции, решать научно-исследовательские задачи.
«Он может спокойно осуществлять ледовую проводку различных кораблей, у него есть оружие, которое обеспечит безопасность конвоирования кораблей, радиоэлектронные средства, спасательные средства, а также модульные контейнеры, в которые можно ставить любое оборудование, включая поисково-спасательное, – перечислил достоинства новинки главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Виктор Чирков. – При необходимости на этом корабле может базироваться вертолет».
«Иван Папанин» – первый патрульный корабль ледового класса проекта 23550. Он был заложен 19 апреля этого года, планируется к сдаче флоту к 2021 году. Представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля, смогут преодолевать лед толщиной до 1,5 м.
ЦКБ «Нептун» показало амфибийный катер на воздушной подушке «Пардус» с полностью гидравлической трансмиссией. За счет использования гидравлики удалось расширить температурный режим работы от минус 40 до плюс 40 градусов. «Пардус» применим в качестве пассажирского, спасательного грузового и патрульного судна. Он способен перемещаться по воде, льду и по земле.
«Гранит-Электрон» представил радиолокационный комплекс МРК-50УЭ и пульт анализа ледовой обстановки «Дельта». Устройства разработаны в рамках арктической программы «Полярный кодекс».
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Ложку дегтя мы все же обнаружили, побеседовав с бывшим крупным военным, ныне «генералом ОПК». У него были и критические замечания. В частности, по его словам практически нет на выставке кораблей 5–6 поколения, слабо пока еще (несмотря на презентацию ЗРК «Панцирь-МЕ»), прикрытие кораблей с воздуха. Наконец, нет единого информационного поля управления военно-морскими группировками – а это элемент прогнозируемых сетецентрических военных действий.
Не из разряда радостных и известие о том, что МВМС-2017 последний на территории комплекса «Ленэкспо» в Гавани. С 2019 года выставка переедет в Кронштадт, в строящийся сегодня филиал парка «Патриот». Ездить туда совсем не так легко, как на Васильевский. Но стремление Минобороны к плотной централизации выставок крепчает. В подтверждение – шумные истории с перебазированием RussiaArmsExpo и авиасалона МАКС.
С 2018 года во Владивостоке будет проводиться собственный морской салон, более ориентированный на гражданскую продукцию. Новая морская выставка будет проводиться по четным годам, чтобы «разминуться» с МВМС в Санкт-Петербурге. Появление морского салона во Владивостоке его организаторы объясняют тем, что он будет способствовать продвижению на азиатские рынки продукции российских судостроителей. Азиатско-Тихоокеанский регион и Южная Азия сейчас являются основными покупателями российских морских вооружений.
Несмотря ни на что, как показал МВМС-2017, отечественная школа военного кораблестроения сохранила все свои традиции, активно развивается и обладает надежным потенциалом для строительства современного и эффективного флота. Несколько майских совещаний, проведенных президентом России в Сочи с руководителями Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса, внесли серьезные коррективы в проект государственной программы вооружения на 2018–2025 годы.
Для Военно-морского флота предусматривается строительство атомных и дизель-электрических подводных лодок, фрегатов, корветов, тральщиков и судов обеспечения. Решение вопросов о сроках реализации проектов боевых надводных кораблей океанской зоны как основы сбалансированного ВМФ также становится все более актуальным.