0
7279
Газета Вооружения Интернет-версия

25.08.2017 00:01:00

"Фабрика идей" "Швабе"

Тэги: орион, полюс, дворкович, армия 2017, обнинск, радар, берлин, швейцария


орион, полюс, дворкович, армия 2017, обнинск, радар, берлин, швейцария Первый заместитель гендиректора «Швабе» Сергей Попов показывает продукцию предприятий, входящих в холдинг. Фото автора

Пожалуй, ни одно из предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) так часто не сообщает о своих идеях и новинках, как оптический холдинг «Швабе». Предприятия холдинга ведут около 2 тыс. НИОКР в области военной и гражданской продукции, ежегодно регистрируют приблизительно 170 патентов, в том числе международных. Создается впечатление, что у холдинга есть своя «фабрика идей». Где она находится и что из себя представляет? На этот и другие вопросы в беседе с обозревателем «Независимого военного обозрения» Николаем ПОРОСКОВЫМ отвечает первый заместитель генерального директора холдинга «Швабе» – заместитель по НИОКР и инновационному развитию Сергей ПОПОВ.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ – УЧЕНЫЙ

– Оптическая отрасль всегда отличалась наукоемкостью, ее продукция востребована, во всем мире признано: фотоника – один из локомотивов экономики. Мы просто продолжаем реализовывать свой научный потенциал по одной простой причине – из более чем 18 тысяч работающих около 5 тысяч – ученые, они занимаются перспективными исследованиями и разработками новой продукции – это и есть наша фабрика идей. Мы уверенно чувствуем себя на инновационном поле.

– Такая структура с обилием научных работников сложилась в процессе работы или замышлялась при создании холдинга?

– До объединения в холдинг на предприятиях уже существовала практика привлечения научных работников. В Государственном институте прикладной оптики, Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова, государственном научном центре «Орион», НИИ «Полюс» имеются диссертационные советы и аспирантура, осуществляющие подготовку молодых ученых. Кроме того, мы усилили конструкторские службы на предприятиях, воссоздавая отраслевую науку, утраченную в 90-е годы.

– «Фотоника – локомотив экономики…» Это утверждение откуда?

– Эта фраза из Концепции развития фотоники в Европе. Ее часто повторяет заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович – куратор отечественной фотоники, академик Евгений Велихов… Деньги, пусть небольшие, вложенные в эту отрасль, возвращаются с довольно солидной прибавкой.

– Думаю, способность предприятий холдинга так скоро рождать идеи позволила ему и на международный военно-технический форум «Армия-2017» привезти немало нового? Какими новинками намерены удивить участников и гостей выставки?

– В нашем перечне экспонатов форума более 100 образцов продукции. Это, в частности, система оптического наблюдения и разведки для беспилотников и вертолетов; тепловизионные прицелы объектов бронетанковой техники (БТТ), а также противотанковых комплексов. «Сердцем» таких комплексов являются тепловизионные камеры, которые изготавливаются в холдинге.

На «Армии-2017» покажем целый ряд различных прицелов для снайперского и охотничьего оружия, а также различного рода целеуказатели. В качестве новинки будет представлен уникальный оптический прицел постоянной кратности с «вечной» подсветкой прицельной сетки, для которого не нужны батарейки. Благодаря применению волоконного световода формируется прицельная марка.

Одно из направлений холдинга – фотоприемные устройства. Это сочетание микроэлектроники, фотоники, абсолютно новых технологий: выращивание гетероструктур, микролитография. Фотоприемник – элемент всех тепловизионных приборов.

Очень интересно применение фотоприемного устройства, работающего в коротковолновой части инфракрасного диапазона – 0,9–1,7 микрометров SWIR-диапазона. Этот диапазон не является тепловым, и изображение строится за счет отражения излучения от объектов, а не за счет их собственного излучения. Поэтому изображения объектов будут сопоставимы с видимым изображением – фиксируется контраст отраженного излучения, получаемый за счет разницы коэффициентов отражения объекта и фона.

Камера обеспечивает также работу в тумане и в дыму. В Институте климата в Обнинске нам в огромной камере создали туман. Сначала перестала видеть обычная видеокамера, потом – наблюдатели, а SWIR-камера продолжала видеть не только объект, но даже нанесенные специально метки. Камеры, работающие в этом диапазоне, перспективны для флота, авиации, эксплуатации автомобилей и объектов БТТ.

SWIR-камера обнаруживает замаскированные объекты: камуфлированную форму солдат, выявляет военную технику под маскировочными сетями. От такой камеры не скрыть муляжи ракет и танков и другой военной техники. Позволяет обнаружить след снаряда миномета на небе, по которому можно довольно точно определить координаты орудия.

На выставке в Мюнхене я видел три фирмы, которые выставили аналоги нашей камеры. Это нечастый случай, когда мы, Россия, оказались впереди многих, потому что научились сами выращивать гетероструктуры, делать матрицы и на их основе изготавливать законченное изделие.

– Предприятие «Радар-ММС» испытывало системы оптического наблюдения для российских беспилотников. Развивается это направление?

– Развивается активно в направлении уменьшения массы и габаритов, в частности, для беспилотников среднего класса. Работая с асферической оптикой, мы смогли, например, вместо семи обычных линз использовать лишь две. Масса объектива уменьшилась в полтора-два раза. На форуме мы демонстрируем такую оптико-электронную систему. Второе направление – стабилизация аппаратуры на борту. И самое главное для военных – лазерная подсветка, которая обеспечивает точное наведение управляемых боеприпасов.

– УОМЗ занимался, по сути, экзотическим оборудованием для воздухоплавательных комплексов. Есть результаты?

– Аппаратура для аэростата и вертолета отличается частотой и природой вибрации.

– Еще об одном направлении холдинга хотелось бы узнать: о тепловизорах для носимого вооружения, применяемого в ближней зоне, вообще об оптике для средств ближнего боя.

– В рамках совершенствования экипировки мы разрабатывали два изделия: всесуточный носимый прибор разведки и переносной прибор разведки. Это новый класс приборов, которые позволяют видеть в инфракрасном диапазоне, определять координаты цели, у них есть встроенные компас и система позиционирования. Информация от них поступает в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).

Также это прицелы для стрелкового оружия, специальные оптические прицелы для снайперов, малогабаритный бинокль, лазерный целеуказатель для прицельного комплекса разработки.

«Швабе» не зацикливается на том, что есть сегодня, прорабатывает экипировку солдата очень далекого будущего – что можно отнести к научной фантастике. Это будут, в частности, нашлемные наглазники, мониторы, имеющие инфракрасную и телевизионную составляющие, система дополненной реальности – когда на очки подается дополнительная информация. В итоге то, что солдат видит перед собой, совмещается с целеуказаниями, электронными картами, командами.

И это уже не фантастика – мы это делаем. Изготовили систему управления роботизированными устройствами. В ней нашлемное устройство позволяет видеть так же, как робот, плюс дополненная реальность: координаты места, ближайшие объекты, ожидаемое направление угрозы.

При всем этом учитывается требование военных заказчиков: делать аппаратуру функциональную, но недорогую.

– Боевые, силовые лазеры – во многом закрытая сфера. Но что-то можно узнать об этих своего рода гиперболоидах? Заодно спрошу и о преобразовании солнечной энергии в энергию лазера, передаче ее на землю. В том числе для подавления тайфунов на стадии зарождения. Холдинг вплотную подошел к созданию мощного лазерного комплекса для разрушения ледовых полей…

– Мы действительно занимаемся проблемой ледопроходимости судов по Северному морскому пути. Это тема главным образом гражданская. Лазерным излучением ослабляются ледяные поля, что позволяет судам даже с небольшими возможностями преодолевать метровые и полутораметровые льды. Система новая, только отрабатывается. В ноябре на ледоколе «Ермак» ее опробуем.

По подавлению тайфунов у нас глобальный проект, по сути, фантастический, мы его частично реализовываем. Суть проекта: на орбите располагается лазерная система с прямой солнечной накачкой, сформированный луч позволяет передавать энергию на Землю, где есть специальная площадка для ее приема. Это проект далекого будущего. А на сегодняшний день есть небольшая установка, которая позволила передать пучок энергии на небольшие расстояния. На орбите пока ничего нет.

Через фонд перспективных исследований мы подали заявку на постановку работы. Думаю, со временем разместим установку и на орбите. Мы провели декомпозицию проекта, разделив реализацию на несколько этапов. Нужна адаптивная оптика, которая использует энергию Солнца в качестве энергии накачки лазера.

Практических шагов по реализации проекта не было, это чисто теоретическая проработка. Скептики призывают к осторожности, пока не просчитаны возможные последствия. Пока реализуются два проекта. Первый – создание адаптивного зеркала, способного размещаться на орбите, второй – моделирование условий при взаимодействии с обсерваторией на Земле.

ИНФРАКРАСНЫЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТА

– Для противодействия терроризму холдинг планировал создать тепловизионный комплекс бесконтактного дистанционного контроля эмоционального состояния человека по его тепловому полю. Его можно было бы использовать и при подборе кадров. Есть уже такой комплекс?

– Проблема, которую пытаются решить многие: как в толпе выделить человека, который имеет опасное для окружающих намерение? Работая с инфракрасным изображением человека, мы научились уверенно отличать, какому его эмоциональному состоянию соответствует тепловизионное изображение. Если зрительно человек может артистично «держать лицо», то зафиксированное в инфракрасном диапазоне эмоциональное состояние не утаишь.

Мы демонстрировали работу SWIR-камеры. Она отличает, например, загримированного человека, чего невозможно сделать визуально. У загримированного человека камера обнаруживает искусственные волосы – парик или накладные усы и бакенбарды. Психоэмоциональное состояние по тепловому полю тоже может быть определено. Внешне человек, кажется, не покраснел, но в инфракрасном диапазоне видна «розоватость» щек. Есть перечень «картинок», сопоставив которые с изображением на экране камеры, можно судить о состоянии человека. Таким способом человека можно выделить даже в толпе. Есть уже и практическое применение данного метода, на основе накопленного опыта появятся новые методики.

– Вы поставляете бортовое оборудование для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – ПАК ФА. Каково мнение о нем у самолетостроителей?

– Они оценивают наши старания положительно. Как во всяком новом деле, мы заложили характеристики, явно превосходящие аналогичные параметры имеющейся аппаратуры. Достичь этого, конечно, непросто, но сегодня мы уверены: все требования, прописанные в техническом задании, достижимы. В ходе испытаний наша аппаратура уверенно обнаруживает пуски ракет и самолеты на заданной дальности, обеспечивает целеуказание.

– Появилось что-то принципиально новое в создаваемой холдингом аппаратуре опознавания?

– Не совсем наша тема, но мы работаем над тем, чтобы в системе опознавания радиоканал заменить оптическим каналом.

ПОДЖИГАТЕЛЬ ДРОНОВ

– Расскажите, насколько это возможно, о перспективах в поиске новых технологий.

– Пытаемся разработать полимерную оптику, наладить производство отдельных элементов оптических приборов с помощью 3D-технологий. Это ускоряет разработки, дает возможность удешевить конструкцию. Мы работаем над тем, чтобы сделать нашу аппаратуру более доступной по цене.

– У холдинга широкий перечень продукции на экспорт. Назовите, пожалуйста, основные изделия и страны, куда они поставляются.

– Продукция холдинга, гражданская и военная, идет во все регионы России и в 95 стран. Мы традиционно присутствуем во всех странах, с которыми осуществляется ВТС по широкой номенклатуре вооруженной и военной техники.

Получив по указу президента право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в сфере военно-технического сотрудничества, мы активно взаимодействуем со странами, которые в свое время получили от Советского Союза много бронетехники. Они хотят ее модернизировать. Мы проводим сервисное обслуживание ранее проданного в какие-то страны оптического оборудования, поставляем запчасти.

Ожидаются новые контракты, сеть совместных научных проработок в сфере борьбы с дронами. Обнаружение объекта, его идентификация, распознавание на фоне птиц в пассивном оптическом канале у нас тоже отлично работает. Несомненное достоинство продукции холдинга – наличие системы слежения и сопровождения цели.

Сегодня в числе наиболее привлекательных экспортных направлений – Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка. В основном на внешних рынках пользуется спросом медицинская техника, прицелы и светотехника, оптические материалы. Формируется достаточно высокий спрос на новые продукты в области телемедицины. Медицинская техника «Швабе» успешно эксплуатируется во Франкфурте, Берлине, клиниках Швейцарии, госпиталях Гаваны и Лимы, в других странах.

– Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин высказался недавно так: вертикаль в ОПК себя не оправдала, надстройки в виде корпораций, холдингов, концернов неэффективны. Озаботилась этим и Федеральная антимонопольная служба. Хотелось бы знать ваше мнение на этот счет.

– Я был на этой конференции в Росатоме. На мой взгляд, Рогозин говорил о повышении эффективности работы интегрированных структур. Наш холдинг небольшой – 19 крупных и десяток небольших предприятий. Неэффективные структуры объединяем. Это идет на пользу.

В холдинге создана единая система документооборота, видеоконференцсвязь. Информация доводится оперативно, налажено взаимодействие. Иногда несколько предприятий разрабатывает одно изделие. Могло ли раньше быть такое, когда уральское, новосибирское и казанское предприятия работают над одним проектом! Показатели предприятий – научные и экономические – выросли, сроки создания образца вооружения сокращаются. Во многом потому, что каждый из участников проекта силен в своей компетенции. Не редкость, когда образец разрабатывается за три месяца там, где раньше требовалось три года.

– Какова у «Швабе» доля гособоронзаказа?

– Порядка 70%. Но доля гражданской продукции ежегодно растет, поскольку падает ГОЗ. На тех же мощностях мы выпускаем медицинскую технику, светотехнику, включая городские светофоры, геодезическую аппаратуру. Сохраняем при этом свои компетенции. К 2025 году гражданская продукция холдинга будет составлять около 80%.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2441
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3090
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2303
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4073

Другие новости