С 1 января следующего года запускается новая государственная программа вооружения ГПВ-2027. Действовать она будет на фоне еще продолжающейся ГПВ-2020, которая успешно выполнялась в сложной обстановке резкого падения цен на углеводороды, в условиях экономической стагнации и введения импортозамещения в ответ на санкции со стороны стран Запада.
Благодаря перекрытию двух программ процесс модернизации будет продолжен, доля современных вооружений и техники будет доведена до 70%, что позволит решить одну из главных целей программы, завершающейся в 2020 году.
В связи с постоянно нарастающим обострением международной обстановки ГПВ-2027 имеет ряд особенностей. «Ключевые показатели программы должны прежде всего обеспечить гарантированное стратегическое сдерживание, а в случае потенциальной внешней угрозы – ее эффективную нейтрализацию», – сказал президент РФ Владимир Путин на совещании с участием руководящего состава Министерства обороны и представителей оборонно-промышленного комплекса.
«Все, что мы начинали в текущей ГПВ, начинает плавно находить отражение, завершение работ в следующей ГПВ. Первый приоритет, конечно, дан развитию систем ядерного сдерживания как основного вида ВС, который гарантирует безопасность нашей страны в любого рода конфликтах», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов журналистам по итогам совещания у президента РФ и добавил, что «Россия будет развивать стратегические ядерные силы». По словам Борисова, развитие стратегических ядерных сил будет приоритетом государственной программы вооружения на период до 2027 года.
«Основной приоритет – это необходимое развитие СЯС как основного сдерживающего фактора возможной агрессии», – сказал Борисов. По его словам, единственная часть, которая совершенно понятна и исполняема безальтернативно, – это переоснащение ядерных сил. Основные образцы ракет, за исключением тяжелого «Сармата», разработаны, хотя и не все переданы пока на вооружение, ведется создание аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения.
Особое место в будущей ГПВ должно занимать обновление вооружений СЯС. Закупки новой техники для всех их составляющих уже ведутся в рамках действующей ГПВ и не прекратятся после ее завершения. Новую материальную часть до 2027 года должны будут получить РВСН, морская составляющая СЯС и дальняя бомбардировочная авиация.
По имеющимся данным, в конце текущего десятилетия МБР Р-36М шахтного базирования начнут заменять новыми РС-28 «Сармат». При выполнении всех имеющихся планов, к середине двадцатых годов число таких ракет будет произведено в необходимом количестве и они станут важным элементом системы ядерного сдерживания.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, в свою очередь, в интервью «Интерфаксу» заявил, что «Сармат» способна преодолевать любую систему ПРО. Он также отметил, что эти ракеты хорошо вписываются в план замены МБР «Воевода», и «в договор с американцами по сокращению стратегических наступательных вооружений по количеству блоков и носителей».
Авиационная составляющая СЯС будет пополняться прежде всего за счет строительства новых самолетов Ту-160. На данный момент предполагается строительство полусотни таких машин, и первые образцы новой серии будут собраны именно в ходе реализации ГПВ-2027. Уже созданы новые образцы вооружений для стратегической авиации, которые должны будут выпускаться как минимум до конца текущего десятилетия. Кроме того, нельзя исключать, что в двадцатых годах на вооружение поступят новые ракеты того или иного класса.
РВСН являются главным компонентом СЯС, они предназначены для сдерживания возможной агрессии противников РФ. В них проводится плановое перевооружение на новейшие ракетные комплексы стационарного и подвижного базирования. Как ранее заявили в Минобороны РФ, «особенно интенсивно проходит переоснащение мобильной группировки РВСН с плановой заменой подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь» на «Ярс».
Как отметил Борисов, в ГПВ-2027 «особое внимание уделено высокоточному оружию, потому что это современная тенденция развития всех военных конфликтов». По его словам, если речь идет о высокоточном оружии, то это, безусловно, системы информационного обеспечения. «Без информации высокоточное оружие не работает. Это и авиационные системы, это и космические системы, это и наземные системы», – сказал советник.
В ГПВ-2027 предполагается переориентироваться на крупное финансирование оборонных научно-исследовательских работ, в рамках которых должен быть создан новый задел для последующих опытно-конструкторских работ по созданию готовых образцов стратегических вооружений. «При общем падении престижа науки в целом и престижа ученых и исследователей в частности имеет место недостаточное финансирование научных исследований», – указывает доктор экономических наук Игорь Аглицкий (Третья ступень образования оказалась бракованной, «НГ» от 29.11.17). Не хватает и квалифицированных специалистов. По данным некоторых экспертов, только 18% окончивших аспирантуру представляют к защите диссертации. А новые технологии, решения и материалы, которые можно будет использовать с середины 2000-х годов при разработке техники следующего поколения, очень нужны для повышения обороноспособности.
Особенностью ГПВ-2027 станет исчерпание так называемых научно-технических заделов, которые были накоплены к началу 1990-х (а по ряду направлений и позже) и в основном финансируются в рамках ГПВ-2020. По некоторым данным, бюджет ГПВ-2027 сложно согласовывался министром обороны Сергеем Шойгу и министром финансов Антоном Силуановым. Но в конечном итоге согласие было достигнуто. Как объявила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова: «ГПВ сбалансирована, спланирована, самое важное, что текущая ГПВ – 19 триллионов – это поставки вооружений и военной техники, и триллион – на систему синхронизации». Она также отметила, что предыдущая «ГПВ была спланирована только под поставки вооружений, но не включала расходы на синхронизацию».
Президент РФ Владимир Путин сказал журналистам Интерфакс-АВН, что новая госпрограмма вооружений определит боеспособность РФ на долгосрочную перспективу, а ее выполнение будет зависеть от возможностей оборонных предприятий и научных центров.