Все доклады, представленные на конференции, содержали практическую составляющую. Фото Валерия Стольникова
3-я Всероссийская научно-техническая конференция «Навигация-2017», посвященная перспективам развития систем ориентирования, навигации и топопривязки наземных подвижных объектов, прошла в городе Суздале. Специалисты считают, что это одна из лучших научно-технических конференций по данной тематике. Сюда съезжаются специалисты, чтобы обменяться знаниями, сформулировать актуальные вопросы и получить на них ответы, обсудить проблемы и найти на них решения. Эта конференция представляет собой уникальное научно-практическое мероприятие, где собираются практики, которые реализуют достижения науки в сфере навигационных систем.
1-я конференция в 2013 году ставила своей целью собрать разработчиков навигационных систем, определиться с тематикой, обменяться опытом. На 2-й уже обсуждали документы, подготовленные совместно рядом предприятий. В итоге был разработан проект положения, устанавливающего единые требования к характеристикам, параметрам и методам испытаний разрабатываемых навигационных систем. Данное положение сегодня находится на конечной стадии согласования с Главным ракетно-артиллерийским и Главным автобронетанковым управлениями Минобороны, с военными научно-исследовательскими институтами (НИИ). Следующим шагом будет согласование на уровне заместителя министра обороны. В результате у всех разработчиков и изготовителей навигационных систем появится единая методика.
Оргкомитет конференции проводит предварительный отбор представленных докладов. Многие докладчики не допускаются к участию, особенно те, целью которых является самореклама. Прежде всего доклад должен иметь научную значимость, а также в нем обязательно должна присутствовать практическая составляющая.
Научно-техническая конференция «Навигация-2017» проводилась под эгидой Министерства обороны России, Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), администрации и законодательного собрания Владимирской области. Организатором конференции неизменно является акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» (АО «НПО «Высокоточные комплексы», государственная корпорация «Ростех»).
ПЛЮС РОБОТОТЕХНИКА
АО «ВНИИ «Сигнал» – одно из крупнейших предприятий города Коврова, уже более 60 лет ведущее успешную научно-исследовательскую и производственную деятельность в сфере вооружения и военной техники. В 2013 году институт стал победителем регионального конкурса «Лучшая организация Владимирской области». В 2014 году предприятию была объявлена благодарность правительства России.
Институт ведет разработки по нескольким направлениям. Это комплексы и средства автоматизированного управления огнем артиллерии сухопутных войск; системы наведения и стабилизации вооружения сухопутных войск, ВМФ и ВКС; системы навигации и топопривязки; гидрообъемные трансмиссии, электрогидравлические системы управления и гидромашины.
С 2013 года «ВНИИ «Сигнал» ведет разработку робототехнических систем. В рамках этого нового направления при участии ведущих технических университетов страны запущена научно-исследовательская работа по созданию робототехнических комплексов. Институт производит опытные и серийные образцы новой уникальной техники для отечественных вооруженных сил, активно развивает экспортное направление.
КОНФЕРЕНЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ
В конференции «Навигация-2017» приняло участие более 140 ученых, специалистов и представителей военного ведомства, РАРАН, организаций и предприятий, которые разрабатывают и применяют гироскопические системы ориентирования, навигации и топопривязки, системы управления движением. Названия многих предприятий, производств и научных школ на слуху. Это и Ростовский НИИ радиосвязи, Институт инженерной физики (Серпухов), НПК «Оптолинк» (Москва), Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (Санкт-Петербург), завод им. В.А. Дегтярева (Ковров), Рязанский государственный радиотехнический университет, «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова и другие не менее значимые организации.
На пленарном заседании и по трем секциям было прочитано 42 доклада с последующим обсуждением. Цель всех представленных докладов – определение направлений, по которым следует создавать новое поколение основных элементов систем ориентирования, навигации и топопривязки, систем управления движением. Речь шла о гироскопических системах ориентирования, датчиках пройденного пути и скорости, приемниках спутниковой навигации, о системах технического зрения, приводов наведения и стабилизации и многом другом.
По результатам конференции планируется разработать совместно с ЦНИИ Минобороны методологию оценки параметров навигационных систем и их компонентов при проведении различных испытаний и утвердить эту методологию в военном ведомстве. Предприятиям – разработчикам и производителям навигационных систем и компонентов будут выданы рекомендации, как при разработке учитывать свойства объектов размещения. Участники конференции отметили необходимость создания современной отечественной элементной базы, замещающей импортные аналоги. При этом все большую популярность набирает термин «импортонезависимость». Кроме того, планируется сформировать предложения для Минпромторга.
На конференции рекомендовали совершенствовать методы комплексирования сигналов от датчиков, построенных на различных физических принципах, повышать устойчивость аппаратуры к механическим и климатическим возмущениям. По направлению робототехнических комплексов следует развивать перспективное направление разработки систем с использованием нейронных сетей; по системам управления движением приоритетным является расширение области применения безредукторных приводов.
Несомненно, что все намеченное будет выполнено, поскольку рекомендации предыдущей конференции, прошедшей два года назад, уже претворены в жизнь. В частности, широко используются цифровые карты местности, развиваются нетрадиционные методы ориентирования (оптические, корреляционные и т.д.).
НЕИЗВЕСТНЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ
Следует отметить, что «Навигация-2017» была посвящена памяти Бориса Васильевича Новоселова – доктора технических наук, профессора, заслуженного изобретателя РСФСР, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного конструктора РФ, действительного члена Международной академии информатизации и Академии инженерных наук Российской Федерации.
К сожалению, мы далеко не всегда знаем героев оборонки. Часто это связано с засекреченностью человека. Между тем Борис Васильевич известен и глубоко уважаем среди специалистов ОПК, поэтому попытаемся хотя бы частично восполнить пробел.
Борис Новоселов родился 18 мая 1933 года в деревне Ежиха Брусовского района Калининской области. В 1951 году после окончания средней школы поступил в Ленинградский ордена Красного Знамени военно-механический институт, окончил его с отличием в 1957 году по специальности «Автоматические приводы». В том же году поступил на работу в недавно образованный филиал ЦНИИ АГ (с 1968 года ВНИИ «Сигнал») в городе Коврове.
Борис Васильевич Новоселов прошел производственный путь от инженера-исследователя до начальника научно-производственного комплекса – главного конструктора направления по созданию систем автоматического регулирования. В 1964 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1971-м стал доктором технических наук. В 1969 году утвержден Высшей аттестационной комиссией в ученом звании старшего научного сотрудника, а в 1979 году – профессора кафедры приборов точной механики. 2 декабря 1994 года избран действительным членом Международной академии информатизации, а 19 января 1995 года – действительным членом Академии инженерных наук Российской Федерации.
Известен Борис Васильевич прежде всего тем, что разработал теорию систем комбинированного регулирования с самонастройкой и двухканальных систем с силовым опорным каналом. Им предложены также новые критерии оценки плавности работы следящих приводов. Он является автором 483 научных трудов, в том числе 17 книг, 202 статей и 264 изобретений и патентов.
Под его непосредственным руководством и при личном участии созданы и внедрены в серийное производство целый ряд приводов наведения и стабилизации для объектов оборонной и гражданской техники. Это, в частности, зенитная самоходная установка «Шилка», корабельная радиолокационная станция «Створ», корабельная пусковая установка ЗИФ-21. В активе ученого – привод для оптико-электронного комплекса «Окно», следящего за космическими объектами.
Новоселов также трудился над стабилизаторами для танков, боевых машин пехоты, вертолетов, самолетов, зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Борису Васильевичу приходилось быть не только конструктором, но и организатором. Работы, выполненные под его руководством и при непосредственном участии, в числе ряда других работ института дают предприятию стабильное финансово-экономическое положение.
Многолетний плодотворный труд Бориса Новоселова отмечен высокими государственными наградами. За создание и внедрение в серийное производство образцов новой техники, активное участие в научно-изобретательской деятельности Борис Васильевич награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» и др.
В 2006 году в составе авторского коллектива он стал лауреатом первой премии в номинации «Лучшее предприятие-соисполнитель» Национальной премии «Золотая идея», а 2008 году – лауреатом премии им. С.И. Мосина. Признанием заслуг и достойной оценкой многогранной деятельности Бориса Васильевича стало присвоение ему в 2002 году звания «Почетный гражданин города Коврова».
Сам о себе, о людях, его окружавших, о родном предприятии Борис Новоселов рассказал в книге «Записки провинциального инженера». Именно так позиционировал он сам себя, хотя знавшие его люди называли Бориса Васильевича выдающимся человеком, большим ученым.
Борис Васильевич ушел из жизни 11 февраля 2016 года. Его портрет помещен в Галерее славы выпускников «ВОЕНМЕХа» в Санкт-Петербурге, а на стене здания административного корпуса ВНИИ «Сигнал» установлена мемориальная доска в честь человека, много сделавшего для обороны страны. Конференция, которую проводят раз в два года, – самая лучшая память об этом выдающемся конструкторе и ученом.
ВЫЯВИЛИ МНОГО ПРОБЛЕМ
Вот что рассказывают о конференции ее участники и организаторы.
Владимир Громов, главный конструктор, заместитель генерального директора завода им. В.А. Дегтярева
Тематика конференций разных лет близка, но для нас важнее научная, техническая среда, которая создается во время конференции. Актуальность тематики определяется стоящими перед отраслью задачами, достижениями, которые есть в нашей области, и ими надо поделиться с коллегами, сверить направления развития, оценить на их фоне собственное развитие, подкорректировать свои позиции. Могу сказать, что страна в последние годы продвинулась в сфере, которая определена названием конференции, – навигация.
Когда люди не общаются, а пытаются развиваться в своей сфере в одиночку, когда привлекают административный ресурс к решению технических задач, возможны ошибки, которые нам дорого обходятся. Все же система навигации во многом определяет эффективность высокоточного оружия, точность данных разведки. Эффективность боевого применения вооружения и военной техники при применении высокоточных высокотехнологичных компонентов и систем может возрасти втрое, а то и вчетверо.
Очень интересное направление – робототехника. Здесь особенно важен обмен опытом.
Сергей Филиппов, заместитель генерального директора НИИ «Сигнал»
На конференции удалось не только «нащупать» много проблем, но и предложить пути их решения. В частности, заказчики повышают требования к точности систем, времени готовности и другим характеристикам. То есть навигационная система должна четко учитывать характеристики тех объектов, на которые она устанавливается. Это могут быть частотные характеристики, вибрации, другие нагрузки. Необходимо выработать единый подход к оценке характеристик навигационной системы. Системы разрабатывают многие организации, они рассматривают характеристики систем со своей точки зрения, что может дезорганизовать заказчика, он не всегда способен корректно определить лучшую систему из предложенных. Нужна единая методика для оценки навигационной системы, она должна создаваться во взаимодействии с военными.
На конференции обсуждались различные методы реализации навигационных систем. Неправильные решения, закладываемые на ранних этапах проектирования, могут затем серьезно сказаться и в денежном, и во временном выражении. В этом случае возможна задержка в разработке и изготовлении сложных финальных образцов спецтехники, в состав которых входят навигационные системы.
Обсуждалась и возможность коммерциализации технических решений, которые можно перенести в гражданскую промышленность. Но идет и обратный процесс: что-то из задействованного в гражданской промышленности можно применить и в военной. На Западе это очень активно используется. Например, мы считаем целесообразным применять наработки из сферы робототехники для Минобороны, в гражданском автомобилестроении.