Беспилотный летательный аппарат вертолетного типа Strsljen/X-01. Фото автора
В выставочном центре Абу-Даби недавно состоялась 3-я выставка и конференция в области беспилотных систем UMEX-2018. На мероприятии были традиционно представлены беспилотные авиационные системы различного типа и класса, наземные роботизированные комплексы, а также безэкипажные катера и необитаемые подводные аппараты.
Ведущую роль здесь, конечно, играли местные компании и финансовые фонды, которые ведут отбор и продвижение различных, как правило, зарубежных проектов в регионе. Так, макет беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Предейтор ХР» (Predator XP) разработки американской компании General Atomics Aeronautical Systems был представлен на стенде эмиратской компании International Golden Group (IGG). Одно из центральных мест на выставке занимал макет беспилотника P.1HH «Хаммер Хед» (HammerHead) компании Piaggio Aerospace. Необычный концепт БЛА «Хазим Х1.0» (Hazeem X1.0) был показан эмиратской компанией Hotzone Solutions Middle East совместно с эмиратской же компанией Digi Robotics и австрийской CBRN Protection. Аппарат представляет собой конвертоплан с поворотными двигателями, расположенными на крыле.
Присутствовали на выставке и признанные мировые лидеры в области военной техники. Американская Lockheed Martin показала на своем стенде макет тактического БЛА «Фьюри» (Fury). Входящая в состав Boeing компания Insitu продемонстрировала на выставке хорошо известные и БЛА «Скан Игл» (ScanEagle) и более крупный «Блэкджек» (Blackjack), ранее известный под наименованием «Интегратор» (Integrator). С широкой экспозицией беспилотных систем малого класса выступила американская компания Aerovironment. В частности, на стенде компании присутствовали беспилотники «Рейвен» (Raven), «Уосп АЕ» (Wasp AE) и «Снайп» (Snipe). На стенде итальянской Leonardo был выставлен 150-килограммовый беспилотный вертолет AW HERO.
Китайские компании на UMEX-2018 в основном демонстрировали уменьшенные модели БЛА, в частности «Вин Лун II» (Wing Loong II), а также БЛА вертикального взлета-посадки «А-Хок II» (A-Hawk II). Единственным полноразмерным макетом БЛА достаточно тяжелого класса, представленным в Эмиратах китайской корпорацией AVIC, стал разведывательно-ударный аппарат вертолетного типа AV500W.
На протяжении нескольких последних лет определенный прогресс в области создания беспилотных систем демонстрируют компании из стран, ранее являвшихся республиками СССР, а также стран-сателлитов Советского Союза. Так, сербская компания Yugoimport SDPR привезла в Абу-Даби обновленную версию БЛА вертолетного типа «Стршлен/Х-01» (Strsljen/X-01). Еще одним беспилотников, представленным на стенде компании Yugoimport, стал малоразмерный БЛА «Врбак» (Vrbac).
Многочисленные разработки в области беспилотных авиационных систем были представлены на стенде Украины. Особое внимание привлекали тактический беспилотник PD-1AF с вертикальным взлетом от компании «Укрспецсистемз» и БЛА-камикадзе RAM от компании «Оборонительные электронные технологии». Киевское предприятие «Матрица технологий» на стенде эмиратской компании IGG представила БЛА вертолетного типа мультироторной схемы с комбинированной силовой установкой.
Польская компания WB Electronics показана на UMEX беспилотник «Флай ай» (FlyEye) и барражирующий боеприпас «Уормейт» (Warmate), уже известные на мировом рынке и поставляемые целому ряду стран.
Достаточно интересное впечатление производил стенд Эстонии, на котором были показаны многочисленные разработки в области беспилотной техники. Так, компания Therod Systems помимо нескольких мультироторных БЛА вертолетного типа, таких как KX4 «Интерсептор» (Interceptor) и KX4-LE «Титан» (Titan), показала относительно свежие разработки в области БЛА самолетного типа – EOS и «Стрим С» (Stream C).
Российская компания Skat Systems, ставшая единственным представителем нашей страны на UMEX-2018, представила здесь свой БЛА самолетного типа с возможностью вертикальных взлета-посадки X-27 Avatar, который дебютировал на прошлогоднем московском авиасалоне МАКС-2017.
Были показаны на UMEX и некоторые известные наземные роботизированные комплексы мировых производителей. В частности, это система MAARS, «Дрэгон Раннер 10» (Dragon Runner 10) и «Дрэгон раннер 20» и TALON, созданные североамериканским подразделением компании Qinetiq совместно с другими организациями.
Украина помимо беспилотных авиационных комплексов также представила некоторые решения в области наземных роботизированных систем – аппараты семейства «Фантом» (Fantom и Fantom II), предназначенные для транспортных и боевых задач. Эстонская компания Milrem Robotics показала на выставке новую модификацию своего известного роботизированного транспортного средства THeMIS. Новая версия была доработана с точки зрения применения в условиях пустыни и жаркого климата. Оснащенный оружием роботизированный комплекс был представлен и на стенде Сербии.
Морская компонента выставки была представлена безэкипажными катерами. Так, эмиратской компанией Al Seer Marine Technologies были показаны катер серии «Тамин» (Tamin), а также макет безэкипажного катера 4M серии «Гидра» (Hydra). Еще одна компания из ОАЭ – Al Marakeb Boat Manufacturing Company – представила макеты безэкипажных катеров B7, его модернизированной увеличенной версии B7X, а также более крупного B10.
Модель в уменьшенном масштабе подводного необитаемого аппарата «Дабл Игл Саров» (Double Eagle Sarov) была представлена на стенде шведской компании SAAB. А южнокорейская компания LIG Nex1 показала предназначенный для картографирования местности, обнаружения объектов, а также участия в спасательных операциях необитаемый подводный аппарат.
Особо следует отметить тот факт, что на выставке стало заметно появление новых участников, которых в какой-то степени можно даже назвать «новыми игроками» на рынке беспилотных систем. Главным образом, это представители бывших республик СССР и стран так называемого «соцлагеря». Думается, это, связано с тем, что в ряде стран ведутся работы по наращиванию компетенций в области беспилотных систем, что объясняется, в том числе, и попыткой реализовать потенциал имеющихся в стране технических специалистов в данной перспективной сфере. При этом ограниченный объем внутреннего рынка для них ставит на первый план необходимость выхода на рынок международный.
Остается надеяться, что у российских компаний, работающих в области беспилотных систем, в перспективе все же появится здоровый интерес к экспансии на мировые рынки. А будет ли подобного рода интерес реализован на Ближнем Востоке, или на других региональных рынках – покажет время.
Более подробно о представленных на выставке образцах роботизированных систем будет рассказано в материале «НВО» за 30 марта 2018 года.
комментарии(0)