Дальний противолодочный самолет Ту-142МК «Владимир Дубинский» выполняет перелет к месту своего постоянного базирования. Фото с сайта www.beriev.com
После многолетнего отсутствия противолодочные самолеты российской морской авиации вновь возвращаются в небо над Мировым океаном. В частности, в прошедшем 2017 году российские противолодочные самолеты совершили первые со времен Советского Союза полеты через Северный полюс к Северной Америке. А весной года нынешнего экипажи противолодочной авиации вели поиск субмарин уже в юго-восточной части Средиземного моря. В том и в другом случае речь шла о дальних противолодочных самолетах Ту-142М, обозначаемых в НАТО как Bear-F, то есть «медведь». Данные самолеты исправно несут службу в отечественной морской авиации уже более 45 лет.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Разработка дальней противолодочной машины на базе морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ была задана ОКБ А.Н. Туполева постановлением советского правительства, датированным 8 февраля 1963 года. Первые 18 самолетов Ту-142, оснащенные поисково-прицельной системой «Беркут», были изготовлены в 1967–1972 годах Куйбышевским авиазаводом (в настоящее время – ОАО «Авиакор – авиационный завод»).
Головной из них поднялся в воздух 18 июня 1968 года, а официальное принятие самолета Ту-142 на вооружение состоялось 14 декабря 1972 года.
С мая 1970 года самолеты Ту-142 начали поступать в 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия Северного флота, дислоцированный на аэродроме Кипелово в Вологодской области.
Позднее появились данные охотники за вражескими субмаринами и на Тихоокеанском флоте, куда к концу 1980 года из Кипелово в состав 310-го отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия на аэродроме Каменный Ручей (Монгохто) в Хабаровском крае были переведены все Ту-142 базовой версии. Их служба здесь продолжалась до середины 90-х годов.
В связи с недостаточной эффективностью поисково-прицельной системы «Беркут» (аналогичная система применялась и на Ил-38) еще 14 января 1969 года постановлением правительства Советского Союза промышленности было задано создание модернизированного дальнего противолодочного самолета Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун». При этом в новой машине был также воплощен и ряд конструктивных доработок, касающихся уже непосредственно самого самолета.
Производство таких машин предстояло организовать на другом авиазаводе – в Таганроге (ОАО «ТАВИА», в настоящее время – в составе ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева», входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации).
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Опытный Ту-142М впервые поднялся в воздух в Таганроге 4 ноября 1975 года, а всего за два десятилетия, вплоть до 1994 года, здесь было изготовлено около 90 таких самолетов в нескольких модификациях.
С сентября 1978 года начались поставки серийных противолодочных самолетов Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун» (поэтому они иногда именуются Ту-142МК) в авиацию Северного флота, на аэродром Кипелово, где они продолжают нести службу и сегодня.
А десять лет спустя был создан модернизированный вариант – самолет Ту-142МЗ, оснащенный новой радиогидроакустической системой «Заречье» (первая буква названия данной системы и стала обозначением этой модификации), а также современным комплексом радиоэлектронного противодействия.
С 1990 года такие противолодочные самолеты несут службу на Тихоокеанском флоте, в Каменном Ручье.
Кроме того, в течение 1984–1989 годов на те же авиабазы Северного и Тихоокеанского флотов таганрогским заводом было поставлено почти два десятка самолетов-ретрансляторов для обеспечения дальней связи с погруженными подводными лодками Ту-142МР. Данная машина была разработана в 1977 году ОКБ Г.М. Бериева на базе Ту-142М, не имела поисково-прицельной системы и вооружения, но оснащалась выпускаемой тросовой антенной длиной более 8 км и другой специальной аппаратурой.
Помимо этих основных серийных вариантов и Ту-142МЭ – экспортного варианта для авиации военно-морских сил Индии, на основе Ту-142М было создано несколько опытных самолетов с новыми системами вооружения и летающих лабораторий для проведения испытаний авиационных двигателей.
Сегодня, спустя более чем полвека после начала разработки, самолеты семейства Ту-142 продолжают нести службу в авиации Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России и являются основными авиационными противолодочными комплексами дальней зоны отечественной морской авиации.
ТРЕБУЕТСЯ НОВЫЙ САМОЛЕТ
Для продления сроков эксплуатации строевые Ту-142МК, Ту-142МЗ и Ту-142МР регулярно проходят капитально-восстановительный ремонт на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева (ТАНТК). Ежегодно в Таганрог для этого прибывает с флотов по нескольку таких самолетов. Капитальный ремонт самолетов Ту-142 различных модификаций наряду с капитальным ремонтом Ту-95МС является важной составляющей в производственной деятельности ТАНТК.
Показательно, что 50-м по счету отремонтированным на предприятии в Таганроге самолетом марки «Ту» стал сданный в августе 2016 года дальний противолодочный самолет Ту-142МК авиации Северного флота с бортовым номером «51» и собственным именем «Юрий Малинин».
А уже 3 мая нынешнего года специалисты ТАНТК передали авиации ВМФ России очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолет Ту-142МК с бортовым номером «54» и собственным названием «Владимир Дубинский».
Символично, что оба самолета получили свои имена в честь офицеров, руководивших освоением Ту-142 в строю морской авиации – полковника Владимира Ивановича Дубинского, первого командира 76-го отдельного противолодочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Северного флота, и полковника Юрия Александровича Малинина – первого начальника штаба этого же авиаполка.
Правда, следует признать, что находящиеся в строю морской авиации машины Ту-142МК и Ту-142МЗ оснащены только противолодочным оружием и так и не стали полноценными патрульными самолетами, способными бороться как с подводными лодками, так и с надводными кораблями.
Это вдвойне обидно, поскольку в 1990–2000 годах рассматривалось несколько вариантов модернизации находившихся в эксплуатации самолетов Ту-142, которые предусматривали установку новой поисково-прицельной системы («Новелла» / «Морской змей») и современной системы радиотехнической разведки, а также, самое главное, обеспечение самолету возможности применять для поражения надводных целей противокорабельные ракеты семейства Х-35.
К сожалению, все эти планы так и остались на бумаге.
Поэтому давно уже назрел вопрос разработки для российской морской авиации отечественного многоцелевого патрульного авиационного комплекса нового поколения, в целом подобного американскому самолету Р-8 или японскому Р-1. Русский «мишка» еще, конечно, поохотится за субмаринами, но преемника ему нужно создавать уже сейчас.
комментарии(0)