0
8299
Газета Вооружения Интернет-версия

18.05.2018 00:01:00

Ту-142: «Медведь», охотящийся за субмаринами

Морской авиации ВМФ РФ срочно требуются современные противолодочные самолеты

Александр Манякин

Об авторе: Александр Андреевич Манякин – независимый военный эксперт.

Тэги: вмф, морская авиация, ту142, ту95, bear, противолодочный самолет, беркут, морской змей, новелла, тантк


вмф, морская авиация, ту142, ту95, bear, противолодочный самолет, беркут, морской змей, новелла, тантк Дальний противолодочный самолет Ту-142МК «Владимир Дубинский» выполняет перелет к месту своего постоянного базирования. Фото с сайта www.beriev.com

После многолетнего отсутствия противолодочные самолеты российской морской авиации вновь возвращаются в небо над Мировым океаном. В частности, в прошедшем 2017 году российские противолодочные самолеты совершили первые со времен Советского Союза полеты через Северный полюс к Северной Америке. А весной года нынешнего экипажи противолодочной авиации вели поиск субмарин уже в юго-восточной части Средиземного моря. В том и в другом случае речь шла о дальних противолодочных самолетах Ту-142М, обозначаемых в НАТО как Bear-F, то есть «медведь». Данные самолеты исправно несут службу в отечественной морской авиации уже более 45 лет.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка дальней противолодочной машины на базе морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ была задана ОКБ А.Н. Туполева постановлением советского правительства, датированным 8 февраля 1963 года. Первые 18 самолетов Ту-142, оснащенные поисково-прицельной системой «Беркут», были изготовлены в 1967–1972 годах Куйбышевским авиазаводом (в настоящее время – ОАО «Авиакор – авиационный завод»). 

Головной из них поднялся в воздух 18 июня 1968 года, а официальное принятие самолета Ту-142 на вооружение состоялось 14 декабря 1972 года.

С мая 1970 года самолеты Ту-142 начали поступать в 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия Северного флота, дислоцированный на аэродроме Кипелово в Вологодской области.

Позднее появились данные охотники за вражескими субмаринами и на Тихоокеанском флоте, куда к концу 1980 года из Кипелово в состав 310-го отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия на аэродроме Каменный Ручей (Монгохто) в Хабаровском крае были переведены все Ту-142 базовой версии. Их служба здесь продолжалась до середины 90-х годов.

В связи с недостаточной эффективностью поисково-прицельной системы «Беркут» (аналогичная система применялась и на Ил-38) еще 14 января 1969 года постановлением правительства Советского Союза промышленности было задано создание модернизированного дальнего противолодочного самолета Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун». При этом в новой машине был также воплощен и ряд конструктивных доработок, касающихся уже непосредственно самого самолета.

Производство таких машин предстояло организовать на другом авиазаводе – в Таганроге (ОАО «ТАВИА», в настоящее время – в составе ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева», входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации).

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Опытный Ту-142М впервые поднялся в воздух в Таганроге 4 ноября 1975 года, а всего за два десятилетия, вплоть до 1994 года, здесь было изготовлено около 90 таких самолетов в нескольких модификациях.

С сентября 1978 года начались поставки серийных противолодочных самолетов Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун» (поэтому они иногда именуются Ту-142МК) в авиацию Северного флота, на аэродром Кипелово, где они продолжают нести службу и сегодня.

А десять лет спустя был создан модернизированный вариант – самолет Ту-142МЗ, оснащенный новой радиогидроакустической системой «Заречье» (первая буква названия данной системы и стала обозначением этой модификации), а также современным комплексом радиоэлектронного противодействия.

С 1990 года такие противолодочные самолеты несут службу на Тихоокеанском флоте, в Каменном Ручье.

Кроме того, в течение 1984–1989 годов на те же авиабазы Северного и Тихоокеанского флотов таганрогским заводом было поставлено почти два десятка самолетов-ретрансляторов для обеспечения дальней связи с погруженными подводными лодками Ту-142МР. Данная машина была разработана в 1977 году ОКБ Г.М. Бериева на базе Ту-142М, не имела поисково-прицельной системы и вооружения, но оснащалась выпускаемой тросовой антенной длиной более 8 км и другой специальной аппаратурой.

Помимо этих основных серийных вариантов и Ту-142МЭ – экспортного варианта для авиации военно-морских сил Индии, на основе Ту-142М было создано несколько опытных самолетов с новыми системами вооружения и летающих лабораторий для проведения испытаний авиационных двигателей.

Сегодня, спустя более чем полвека после начала разработки, самолеты семейства Ту-142 продолжают нести службу в авиации Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России и являются основными авиационными противолодочными комплексами дальней зоны отечественной морской авиации.

ТРЕБУЕТСЯ НОВЫЙ САМОЛЕТ

Для продления сроков эксплуатации строевые Ту-142МК, Ту-142МЗ и Ту-142МР регулярно проходят капитально-восстановительный ремонт на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева (ТАНТК). Ежегодно в Таганрог для этого прибывает с флотов по нескольку таких самолетов. Капитальный ремонт самолетов Ту-142 различных модификаций наряду с капитальным ремонтом Ту-95МС  является важной составляющей в производственной деятельности ТАНТК.

Показательно, что 50-м по счету отремонтированным на предприятии в Таганроге самолетом марки «Ту» стал сданный в августе 2016 года дальний противолодочный самолет Ту-142МК авиации Северного флота с бортовым номером «51» и собственным именем «Юрий Малинин».

А уже 3 мая нынешнего года специалисты ТАНТК передали авиации ВМФ России очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолет Ту-142МК с бортовым номером «54» и собственным названием «Владимир Дубинский».

Символично, что оба самолета получили свои имена в честь офицеров, руководивших освоением Ту-142 в строю морской авиации – полковника Владимира Ивановича Дубинского, первого командира 76-го отдельного противолодочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Северного флота, и полковника Юрия Александровича Малинина – первого начальника штаба этого же авиаполка.

Правда, следует признать, что находящиеся в строю морской авиации машины Ту-142МК и Ту-142МЗ оснащены только противолодочным оружием и так и не стали полноценными патрульными самолетами, способными бороться как с подводными лодками, так и с надводными кораблями.

Это вдвойне обидно, поскольку в 1990–2000 годах рассматривалось несколько вариантов модернизации находившихся в эксплуатации самолетов Ту-142, которые предусматривали установку новой поисково-прицельной системы («Новелла» / «Морской змей») и современной системы радиотехнической разведки, а также, самое главное, обеспечение самолету возможности применять для поражения надводных целей противокорабельные ракеты семейства Х-35.

К сожалению, все эти планы так и остались на бумаге.

Поэтому давно уже назрел вопрос разработки для российской морской авиации отечественного многоцелевого патрульного авиационного комплекса нового поколения, в целом подобного американскому самолету Р-8 или японскому Р-1. Русский «мишка» еще, конечно, поохотится за субмаринами, но преемника ему нужно создавать уже сейчас.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости