0
22368
Газета Вооружения Интернет-версия

15.06.2018 00:01:00

Бесполезный и слишком дорогой

Истребители пятого поколения становятся обузой для военных

Тэги: f22, f35, j20, f3, су50, истребитель пятого поколения, рлс


f22, f35, j20, f3, су50, истребитель пятого поколения, рлс Американский F-22 стал первенцем в семействе истребителей пятого поколения. Фото с сайта www.defense.gov

В 80-е годы ХХ века истребители четвертого поколения начали уверенно вытеснять из военно-воздушных сил (ВВС) основных стран мира своих предшественников второго и третьего поколений (см. материал «Совершенство приводит к деградации» в «НВО» от 07.07.17), а ученые, инженеры и военные уже работали над пятым поколением.

Общие требования к истребителю пятого поколения определялись примерно так: малая заметность (не только радиолокационная, но и инфракрасная, а также наличие пассивных средств разведки), сверхзвуковая крейсерская скорость, высокая маневренность, многоканальность по целям и наводимым на них ракетам, очень высокая степень автономности и автоматизации боевой работы, многофункциональность, то есть способность одинаково успешно работать по воздушным, наземным и надводным целям. Было снято требование иметь высокие взлетно-посадочные характеристики (то есть возможность эксплуатации с коротких полос). Все эти требования разрабатывались в конце холодной войны с расчетом на крупномасштабные войны с участием тысяч машин.

Однако в железо машины начали воплощаться, когда холодная война уже закончилась и геополитические условия изменились кардинально. В этой ситуации проявился главный недостаток истребителей пятого поколения – исключительно высокая цена. Самолеты были буквально дороже золота (то есть они стоили больше, чем кусок золота аналогичного веса). Для истребителя это абсолютно ненормально, ибо самолеты этого класса – «расходный материал». 

Если подобные машины рассчитаны на войну с противником, который не может их сбить, то они избыточны, с таким противником прекрасно могут справиться гораздо более дешевые машины четвертого поколения. Если воевать ими нужно с равным противником, то самолетов нужно будет очень много, поскольку в такой войне темп потерь будет чрезвычайно высоким. А очень много «золотых» истребителей потянет очень немного стран. Или вообще ни одна.

Кроме того, из-за требований малозаметности оружие на истребителе пятого поколения должно быть убрано с внешних подвесок во внутренние отсеки. Из-за чего он берет его в два-три раза меньше, чем машина четвертого поколения. Малозаметность создает и еще одну проблему. Для современного истребителя мощная РЛС чуть ли не более важна, чем оружие, поскольку главное в современном воздушном бою – обнаружить врага первым. Но излучение РЛС автоматически уничтожает невидимость самолета. В таком случае непонятно, зачем невидимость вообще нужна.

Впрочем, осознание всех этих недостатков пришло тогда, когда работы над пятым поколением шли уже полным ходом. Останавливать их не были готовы ни военные, ни руководители ВПК. Впереди планеты всей, разумеется, были США, а их потенциальные оппоненты, естественно, не хотели отставать.

АМЕРИКАНСКИЙ «ХИЩНИК»

Китайские самолеты J-20 уже несут службу в войсках.	 Фото Джеймса Вудворда
Китайские самолеты J-20 уже несут службу в войсках. Фото Джеймса Вудворда

Первым стал F-22 «Рэптор» (Raptor, в переводе с английского – «Хищник»). В конце 80-х для ВВС США планировалось произвести 750 таких машин. Первый опытный экземпляр взлетел в 1997 году, серийное производство велось с 2001 по 2011 годы. В ходе него и выяснилось, что машина «золотая». Стоимость собственно истребителя составила почти 150 млн долл., а с учетом разработки и различных косвенных затрат превысила 400 млн. Из-за этого программа производства сокращалась несколько раз. Было выпущено пять экспериментальных и предсерийных машин (сейчас две из них в музеях, три являются наземными стендами), а затем 192 серийных экземпляра. Из них к настоящему времени еще одна стала наземным стендом, четыре потеряно в авариях. Осталось соответственно 187 – ровно в 4 раза меньше, чем по первоначальным планам (причем часть из них находится в различных испытательных подразделениях, а не в строевых авиакрыльях). Назвать такое количество машин достаточным для «нормальной» войны довольно сложно, а против заведомо слабейшего противника «Рэпторы» совершенно не нужны.

Истребитель несет всего восемь ракет «воздух–воздух», почти вдвое меньше, чем его предшественник четвертого поколения F-15. Очень высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) обладает РЛС AN/APG-77, которая посылает не мощные импульсы в узком диапазоне, как «нормальные» РЛС, а низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот. Это позволяет резко снизить опасность обнаружения истребителя по излучению его собственной РЛС. Тем самым американцы в значительной степени справились с одним из недостатков машин пятого поколения, но автоматически усугубили основной недостаток (высокую цену машины). При этом ради снижения заметности F-22 лишен возможности обмениваться информацией с истребителями любых других типов. Тем самым он практически полностью выпадает из концепции «сетецентрической войны», на которой строятся нынешние ВС США. Таким образом, крайне сложно однозначно ответит на вопрос, стал ли «Рэптор» триумфом или, наоборот, провалом. И стоила ли игра свеч.

Самолет как бы проходит боевое крещение в Ираке и Сирии, но лишь в несвойственной для него роли ударного самолета и, главное, заведомо вне зоны действия ПВО какого-либо противника. Таким образом, данный боевой опыт является весьма условным.

СТРАННАЯ «МОЛНИЯ»

Примечательно, что американцы и для пятого поколения решили не отказываться от концепции сочетания тяжелого и легкого истребителей. Тяжелый F-22 должен был заменить F-15 (в реальности он заменил только его ранние модификации А и В), а вместо легкого F-16 на вооружение ВВС должен был поступить F-35А «Лайтнинг-2» (Lightning – в переводе «Молния») в количестве аж 1763 машин. Кроме F-16 он должен был заменить еще и штурмовик А-10. Для ВМС США разрабатывались F-35В с вертикальным взлетом и посадкой и F-35С для традиционной горизонтальной посадки на авианосец. Авиация флота должна получить 260 самолетов F-35С для замены F/A-18A/B/C/D, авиация морской пехоты – 340 самолетов F-35В и 80 машин F-35С (сейчас эти планы изменены на 353 и 67 соответственно) для замены тех же F/А-18 и «Харриеров».

Изначально предполагалось, что F-35 будет чуть ли не дешевле F-16, но жизнь «откорректировала» эти планы. Цена каждого из вариантов «Лайтнинга-2» ушла сильно за 100 млн долл. за штуку. При развертывании массового производства предполагается снизить цену до 83 млн для F-35А, что все равно будет сильно дороже даже самых дорогих вариантов F-16. В связи с этим совершенно удивительна мысль о том, что F-35А заменит А-10 – штурмовик, предназначенный для действий непосредственно над полем боя, под огнем всех возможных средств ПВО противника (в классической войне штурмовики считаются «одноразовыми» машинами). Цена морских вариантов F-35 ниже 100 млн долл. явно не опустится. Вся программа, видимо, обойдется Пентагону не менее чем в 1 трлн долл., став самой дорогой в мировой истории. При этом по большинству параметров «Лайтнинг-2» не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения. К тому же он в типовом варианте может нести всего две ракеты «воздух–воздух» и две управляемые авиабомбы (УАБ). Впрочем, летчики хвалят самолет за очень хорошую управляемость.

Ко всему прочему темпы производства F-35 сильно отстают от первоначального графика. Мелкосерийное производство началось в 2006 году, полномасштабное ожидается лишь с 2019 года. На данный момент ВВС имеют 147 самолетов F-35А, включая четыре предсерийных (еще один поврежден и находится на хранении, один превращен в наземный стенд, один списан из-за пожара на земле), авиация флота – 30 истребителей F-35С, включая четыре предсерийных (кроме того один опытовый самолет находится в музее), авиация морской пехоты – 62 самолета F-35В, в том числе пять предсерийных (еще один в музее) и два F-35С. При этом если авиация ВМС имеет альтернативу «Лайтнингу-2» в лице F/A-18E/F «Супер Хорнет», то у ВВС альтернативы ему нет, поэтому самолет будет «доводиться» любой ценой (в прямом и переносном смысле данного выражения).

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

Вашингтон категорически отказывается продавать F-22 даже ближайшим союзникам, а вот F-35 должен широко пойти на экспорт, как в страны НАТО, так и в Азию. Причем, как и у самих США, у большинства их союзников просто нет ему альтернативы.

Вооруженные силы Великобритании должны получить 138 самолетов F-35B. В первую очередь они должны летать с авианосцев, но таковые пока не готовы (головной авианосец нового типа должен обрести статус «полностью боеготового» только к 2020 году). В настоящее время для англичан произведено 15 самолетов F-35В, из которых лишь три поступили в Великобританию и летают с наземных аэродромов.

Для ВС Италии планировалось приобрести 131 самолет F-35, однако затем планы были сокращены до 90 машин – 60 F-35А для ВВС, 30 F-35В для ВМС. Сейчас поставлены 9 и 1 соответственно, причем сборка самолетов ведется в самой Италии.

Все остальные потенциальные клиенты получают или собираются получить лишь F-35А.

ВВС Голландии планировали получить 85 «Лайтнингов-2», затем планы были урезаны до 37 машин, из которых сейчас изготовлены две. ВВС Норвегии закупают 52 машины, из которых сейчас изготовлены 13. ВВС Канады должны получить 65 F-35А, ВВС Дании – 27 (изначально и те, и другие планировали закупку 30 машин), ВВС Турции – 100, из них изготовлен один (и не факт, что его все же передадут Турции из-за нынешнего обострения отношений между Вашингтоном и Анкарой). Всего, таким образом, страны НАТО (кроме самих США) должны иметь 509 самолетов F-35, из которых пока изготовлен 41, причем большинство их находятся на испытаниях в США.

ВВС Израиля изначально собирались приобрести 19 самолетов F-35А, затем планы были расширены до 50. Сейчас на вооружение ВВС страны уже поступило 11 машин. 100 самолетов F-35А должны поступить в ВВС Австралии, сейчас изготовлены шесть машин. ВВС Японии получили восемь истребителей F-35А из 42 запланированных. 40 машин должны поступить на вооружение ВВС Республики Корея, но пока изготовлены две.

Израильские F-35 вроде бы были уже проверены в бою над Сирией. По этому поводу в США (на уровне журнала «Популярная механика») уже родилась идея о том, что российские системы С-300 обнаружить его не смогли, а иначе предупредили бы Сирию и Иран, чтобы те его перехватили. Глупость данной идеи просто удивительна.

Во-первых, Иран в Сирии вообще никаких средств ПВО (кроме, может быть, ПЗРК) не имеет. А системы ПВО России и Сирии ни организационно, ни технически не интегрированы между собой. Соответственно, даже обнаружив F-35, российские операторы могли разве что по обычным средствам связи сообщить сирийцам о данном факте. После чего сирийцы должны были бы обнаруживать F-35 сами. Есть сомнения, что на это были способны средства разведки ЗРК «Бук» (F-35 еще должен был попасть в зону их обнаружения, а затем и в зону поражения ЗУР), а советские ЗРК уж точно этого сделать не могли. И при чем тут С-300?

Во-вторых, F-35 работали над юго-западом Сирии, а российские ЗРС находятся на северо-западе страны, то есть достаточно далеко. Вполне вероятно, что на таком расстоянии они действительно не обнаружили F-35 (и никакая ЗРС в мире этого сделать не смогла бы), но ведь и F-35 с такого расстояния российским объектам ничем не угрожал. Ну а если он таки был обнаружен, то российские военные не должны были бы давать даже косвенного намека не столько израильтянам, сколько американцам, что мы на это способны. И предоставить им возможность писать глупости в «Популярной механике».

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПО-ПЕКИНСКИ

Насколько правильна вся указанная концепция – сказать крайне сложно, хотя американские истребители пятого поколения летают уже более 20 лет. Однако пока прямо не доказано обратное, концепция должна считаться выдающейся. Поэтому по американскому пути ожидаемо двинулись другие (кто имеет такую возможность).

Лидером среди «других» оказался Китай с истребителем J-20. На данный момент изготовлено 11 опытных и предсерийных образцов, за которыми последовали шесть строевых машин с бортовыми номерами 78271-78276. Эти шесть самолетов поступили на вооружение 176-й авиационной бригады, находящейся в прямом подчинении штаба ВВС НОАК. Проводить какие-либо сравнения J-20 с F-22 бессмысленно, поскольку никаких подтвержденных данных о китайском самолете нет. Легким истребителем пятого поколения, то есть альтер эго F-35, должен был стать J-31. Он создавался параллельно с J-20, но, в отличие от него, на вооружение до сих пор не поступил и остался в одном или двух опытных экземплярах. Дальнейшая судьба самолета неясна.

Это же относится и к японскому самолету Х-2, который существует в единственном опытном экземпляре. Факт закупки Токио самолетов F-35 скорее всего свидетельствует о том, что на данный момент Япония истребитель пятого поколения не потянула.

Россия отстала от Китая, поскольку ее истребитель пятого поколения хотя и сменил «испытательное» название Т-50 на «строевое» Су-57, на вооружение пока не поступил. Сейчас построено три наземных стенда и 10 летных прототипов, один из которых потерпел аварию, но был восстановлен. При этом, однако, то ли две, то ли четыре машины уже прошли сверхкороткие (менее недели) испытания в Сирии.

О Су-57 известно на самом деле ненамного больше, чем о J-20, поэтому и его сравнивать с «американцами» пока нет смысла. Основной «фишкой» истребителя считается дополнительная РЛС, которая может размещаться на различных элементах планера самолета. Ее наличие увеличивает помехозащищенность и способность обнаруживать малозаметные самолеты противника. Собственная малозаметность «имеет место быть», но в отличие от США в России авиаконструкторы традиционно основное внимание обращают на маневренность самолета. Спор между американской невидимостью и российской маневренностью, похоже, будет вечным.

Для ВВС РФ предполагается первоначально закупить всего 12 строевых Су-57. К такому количеству даже слово «мало» не получается применить. Возникает лишь вопрос – не лучше ли вместо них купить, например, 24 самолета Су-35С?

Под названием FGFA Су-57 должен поступить на вооружение ВВС Индии, однако пока судьба этого проекта не вполне ясна из-за постоянно меняющихся требований и запросов Дели. Не исключено, что проект вообще будет закрыт, после чего Индия останется с огромными амбициями, но без самолета.

ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ

На данный момент пятое поколение истребителей исчерпывается описанной четверкой машин (F-22, F-35, J-20, Су-57). Не исключено, что пополнения у нее никогда не будет. В частности, ни одна европейская страна, видимо, не рассматривает возможность создания собственного истребителя пятого поколения. Европа в силу целого ряда причин экономического, политического и психологического характера постепенно выпадает из военной технологической гонки, в которой теперь участвуют США, Россия и ряд стран восточной половины Азии. Впрочем, не исключено, что в данном случае европейцы окажутся правы, отказавшись от создания «золотых истребителей», из-за своей дороговизны не способных воевать. Эти машины окупятся, только если им придется участвовать в большой войне против равного по силам противника. И не просто участвовать, а обеспечить в этой войне победу. Насколько велика вероятность подобного развития событий?

С другой стороны, остановить прогресс невозможно. И не очень ясно, до каких пор можно совершенствовать машины четвертого поколения. Вполне вероятно, что предел здесь уже достигнут. А может быть, стоит двинуться по пути создания более простых и дешевых истребителей, нечто вроде нового воплощения МиГ-21? Но это, видимо, никому не интересно (отчасти подобным самолетом можно считать лишь южнокорейский FA-50). Гораздо вероятнее, что вскоре мы увидим первые прообразы истребителей шестого поколения. С космическими (возможно, в прямом смысле) ТТХ и по космическим же ценам.

Вскоре после Второй мировой один американский военный аналитик пришел к выводу, что при сохранении тенденции роста цен на боевую технику в 2050 году на весь военный бюджет США можно будет купить не более одного истребителя. Разумеется, его посчитали сумасшедшим. А он, похоже, был провидцем.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ян Непомнящий выиграл турнир памяти Вугара Гашимова

Ян Непомнящий выиграл турнир памяти Вугара Гашимова

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В финале сетевого супертурнира Магнус Карлсен одолел Алирезу Фирузджу

0
2979
Американские ВВС получат "сырые" истребители

Американские ВВС получат "сырые" истребители

Игорь Субботин

Пентагон возобновляет приемку дорогостоящих, но ненадежных F-35

0
3442
Турниры Norway Chess в Ставангере подходят к завершению

Турниры Norway Chess в Ставангере подходят к завершению

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Лидируют фавориты Магнус Карлсен у мужчин и Цзюй Вэньцзюнь у женщин

0
3259
В Ставангере стартовал традиционный Norway Chess

В Ставангере стартовал традиционный Norway Chess

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

После победы над Магнусом Карлсеном лидерство захватил Рамешбабу Прагнанандха

0
2774

Другие новости