0
5817
Газета Вооружения Интернет-версия

22.06.2018 00:01:00

МиГ-29К – долгий путь на палубу

30 лет первому полету истребителя

Тэги: вмф, морская авиация, миг29к, су27к, су33, кузнецов, горшков, тавкр, пугачев, аубакиров, викрамадитья, севмаш, рск миг


вмф, морская авиация, миг29к, су27к, су33, кузнецов, горшков, тавкр, пугачев, аубакиров, викрамадитья, севмаш, рск миг Самолеты МиГ-29К позволили обновить парк российской авианосной авиации. Фото с сайта www.migavia.ru

Завтра, 23 июня, исполняется ровно 30 лет с того дня как летчик-испытатель Московского машиностроительного завода (ММЗ) им. А.И. Микояна Токтар Онгарбаевич Аубакиров – будущий Герой Советского Союза, а также 72-й (и последний) космонавт СССР и первый космонавт казахской национальности – поднял в воздух первую опытную машину МиГ-29К.

После проведения 33 полетов, в которых оценивались устойчивость и управляемость нового самолета, начались испытательные полеты МиГ-29К на расположенном в Крыму наземном тренажере для летчиков палубной авиации, который уже давно в обиходе именуют «Нитка», хотя на самом деле НИТКА – это аббревиатура от полного названия данного комплекса: наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный.

Испытания на «Нитке» продолжались в сентябре-октябре 1989 года. По их результатам было подтверждено соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным, что позволило приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту нового тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 11435.

1 ноября 1989 года летчик-испытатель Т.О. Аубакиров выполнил первую посадку МиГ-29К на палубу ТАВКР «Тбилиси», который сегодня носит имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и является единственной боевой единицей авианосных сил ВМФ России. И в тот же день вечером он выполнил и первый взлет с корабельного трамплина.

Летно-конструкторские испытания машины были успешно завершены 22 ноября 1989 года, а в ходе заводских ходовых испытаний ТАВКР в следующем году летчик-испытатель ММЗ им. А.И. Микояна Анатолий Николаевич Квочур – будущий Герой Российской Федерации – совершил на МиГ-29К первые ночные посадку и взлет с корабля, а также взлет с четырьмя управляемыми ракетами (последний выполнялся днем).

В общей сложности в процессе испытаний первый экземпляр МиГ-29К совершил 313 полетов, в том числе 13 полетов – по программе государственных испытаний. Все – и конструкторы, и военные – признавали: машина, что называется, удалась. Однако все это уже не имело, по большому счету, значения, поскольку на тот момент судьба уже сделала свой жестокий выбор.

Дело в том, что первым на палубу авианосца незадолго до МиГ-29К сел опытный Су-27К (Т10К-2), который пилотировал Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачев – летчик-испытатель Машиностроительного завода (МЗ) им. П.О. Сухого и автор знаменитой фигуры высшего пилотажа «Кобра Пугачева». Именно Су-27К, получившему обозначение Су-33, и суждено было стать на долгие годы главным и единственным истребителем корабельного базирования отечественного Военно-морского флота.

После 1992 года испытания МиГ-29К не проводились и были возобновлены только в 1996 году, однако новый толчок данной программе смог дать только контракт с ВМС Индии на модернизацию ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и создание одновременно с этим модернизированного варианта МиГ-29К и его двухместной модификации МиГ-29КУБ. Работы по последней ранее, кстати, активно не велись. В конце 1980-х годов проводилась только проработка двухместного варианта МиГ-29УБ – были построены лишь продувочная модель МиГ-29КУ и полноразмерный макет головной части корпуса.

«Индийский контракт», как часто для краткости именуют комплексный контракт, подписанный 20 января 2004 года между Военно-морскими силами Индии и Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ», в буквальном смысле спас МиГ-29К, что некоторое время спустя оказало самое непосредственное влияние (положительное, конечно) на процесс обновления палубной авиации российского ВМФ.

Согласно данному контракту, ВМС Индии закупали достаточно крупную партию многофункциональных истребителей корабельного базирования в одноместном, МиГ-29К («корабельный»), и двухместном, МиГ-29КУБ («корабельный, учебно-боевой»), вариантах. РСК «МиГ» при этом поручалось выполнение следующих работ: разработку, производство, испытания и передачу индийскому заказчику в период 2007–2009 годов 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также проведение соответствующего обучения летчиков и технического персонала морской авиации ВМС Индии плюс обеспечение нашего стратегического партнера по военно-техническому сотрудничеству необходимыми тренажерами, запасными частями и организацию сервисного обслуживания поставленных самолетов на базе заказчика. Дополнительно контрактом была предусмотрена возможность приобретения в срок не позднее 2015 года по опциону еще до 30 машин данного типа (опцион переведен заказчиком в твердый контракт в 2010 году – заказано 29 самолетов). Стоимость контракта оценивается в 740 млн долл., по крайней мере именно такая цифра указана в пресс-релизе Министерства обороны Индии от 22 декабря 2004 года.

При этом напомним, что данный контракт стал составным элементом более важного и всеобъемлющего российско-индийского межправительственного соглашения по вопросам военно-технического сотрудничества, которое было заключено между нашими двумя странами 4 октября 2000 года. В рамках данного соглашения предусматривалось также проведение работ по ремонту и модернизации в интересах ВМС Индии российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (в индийском флоте получил имя «Викрамадитья» – в честь одного из легендарных древнеиндийских царей, правившего с 375 по 413 год, чье имя в переводе с санскрита означает «всемогущий как Солнце»), создание для него соответствующей береговой инфраструктуры, а также обучение индийских моряков самостоятельной эксплуатации и боевому применению корабля. Работы по данной части комплексного договора были поручены расположенному в Северодвинске ПО «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш»).

Совокупная стоимость всего пакета документов составила порядка 1,5 млрд долл., что стало одним из самых серьезных успехов Москвы на ниве военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в те годы.

Примечательно, что подписание первого в истории программы МиГ-29К/КУБ контракта на поставку серийных машин произошло в юбилейный для «корабелки» микояновской фирмы год – ведь ровно за 20 лет до этого, в 1984 году, после успешного завершения на тренажерном комплексе «Нитка» летных испытаний (программы исследований) переоборудованных под трамплинный взлет и аэрофинишерную посадку серийных истребителей МиГ-29 и Су-27, совместным решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР руководству ММЗ им. А.И. Микояна и МЗ им. П.О. Сухого была поручена разработка соответственно легкого и тяжелого истребителей корабельного базирования – МиГ-29К и Су-27К.

Первый должен был решать задачи ПВО в ближней зоне и наносить удары по надводным и береговым целям, а на второй возлагалось преимущественно дальнее истребительное прикрытие авианосной группы и завоевание господства в воздухе. В нашей стране, как мы помним, в прошлом веке развитие корабельной авиации пошло по «тяжелому» пути, а вот индийские моряки сделали ставку на легкую машину.

Впервые в воздух опытный образец обновленного «МиГа» поднялся 20 января 2007 года. В тот день экипаж в составе старшего летчика-испытателя РСК «МиГ» и руководителя программы испытаний Героя России Павла Николаевича Власова и ведущего летчика-испытателя по программе Михаила Александровича Беляева (будущего Героя России) поднял в небо с аэродрома Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском «спарку» МиГ-29КУБ.

Данное событие ознаменовало собой начало летных испытаний самолетов МиГ-29К/КУБ. 18 марта 2008 года в воздух поднялся уже первый серийный МиГ-29К, а к осени того же года на предприятии РСК «МиГ» в Луховицах были собраны и прошли контрольные испытания уже четыре серийных самолета – два одноместных МиГ-29К и две «спарки» МиГ-29КУБ. Причем на последних той же осенью в Луховицах начались и тренировочные полеты летчиков индийской морской авиации, прошедших к тому времени курс теоретической подготовки на новый для них тип самолета и налетавших необходимое количество часов на пилотажном тренажере МиГ-29К, созданном РСК «МиГ» и признанном экспертами одним из наиболее совершенных в своем классе. Переучивание же следующих групп летчиков военно-морской авиации Индии предусматривалось уже непосредственно на территории заказчика.

Наконец, 28 сентября 2009 года в 11 часов 47 минут на палубу находящегося в Баренцевом море российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» успешно совершил посадку опытный МиГ-29К, который пилотировал заместитель генерального директора РСК «МиГ» по летной работе – начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова – начальник летной службы РСК «МиГ» заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов. А через полчаса за ним на серийном МиГ-29КУБ, окрашенном в цвета морской авиации ВМС Индии, посадку совершили летчики-испытатели РСК «МиГ» Герой России Николай Федорович Диордица и Михаил Беляев. Менее чем через два часа оба самолета с теми же экипажами выполнили взлет с палубы авианосца.

В общей сложности в течение двух суток было совершено несколько посадок и взлетов обеих машин, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. И здесь тоже не обошлось без символичности: полеты обновленных МиГ-29К/КУБ на российском авианосце были осуществлены накануне 20-летия первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей 4-го поколения и ознаменовали, таким образом, возвращение «МиГов» на корабельную палубу.

28 июля 2012 года в 9 часов 18 минут МиГ-29КУБ, пилотируемый летчиками-испытателями РСК «МиГ» Михаилом Беляевым и Николаем Диордицей, выполнил первую посадку уже на палубу индийского авианосца «Викрамадитья», находившегося в тот момент в Баренцевом море на ходовых испытаниях. В тот же день всего через четыре часа летчики выполнили и первый взлет с палубы корабля. А 6 августа на МиГ-29К первую посадку на авианосец выполнил и летчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра МО РФ им. В.П. Чкалова Герой России полковник Олег Евгеньевич Мутовин, причем самолет имел подвеску габаритно-массовых макетов управляемых ракет класса «воздух–воздух». 20 августа на МиГ-29К он выполнил и первый взлет с короткой стартовой позиции (125 м).

В течение 2009–2011 годов точно в соответствии с графиком первая партия из 16 серийных МиГ-29К/КУБ была поставлена ВМС Индии, а летом 2011 года компания РСК «МиГ» приступила к производству следующей партии МиГ-29К/КУБ для индийских ВМС. В рамках нового контракта на поставку еще 29 самолетов, подписанного 12 марта 2010 года и оцениваемого в 1,2 млрд долл.

Успешная реализация программы создания и серийной постройки нового многофункционального истребителя корабельного базирования в интересах ВМС Индии имела более значимые результаты для России, чем просто успешная программа в области военно-технического сотрудничества. Накопленный РСК «МиГ» опыт и созданный задел позволили компании предложить МиГ-29К/КУБ и российскому ВМФ, который оказался перед настоятельной необходимостью закупки новых самолетов корабельного базирования, поскольку в противном случае отечественная авианосная авиация могла оказаться на грани гибели.

В конечном счете руководство МО РФ подписало контракт на поставку Морской авиации ВМФ России 24 новых самолетов (20 одноместных и 4 «спарки»), которые должны были пополнить боевой состав корабельного авиакрыла ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Решение это оказалось верным, и сегодня МиГ-29К наряду с Су-33 составляют основу палубной авиации России. А в ходе похода российского авианосца к берегам Сирии они на деле продемонстрировали свой высокий боевой потенциал.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
268
Региональная политика 15-18 апреля в зеркале Telegram

Региональная политика 15-18 апреля в зеркале Telegram

0
993
Килограмм памяти

Килограмм памяти

Галина Щербова

Подвиг не может быть неинтересен

0
4215
О последствиях теракта в "Крокус Сити Холле"

О последствиях теракта в "Крокус Сити Холле"

Для обеспечения нашей безопасности спецслужбы должны стоять на твердой почве реализма

0
12021

Другие новости