0
5031
Газета Вооружения Интернет-версия

03.08.2018 00:01:00

Чем была вооружена «царица полей»

Несколько слов об оружии русской пехоты в годы Первой мировой войны

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета.

Тэги: первая мировая, пехота, пулемет, миномет, автомат федорова, максим, огнемет


первая мировая, пехота, пулемет, миномет, автомат федорова, максим, огнемет Русский миномет на передовой. Фото из альбома «Картины войны». 1917

Значение техники в вооруженной борьбе огромно. И особое значение имело вооружение главной силы армий противоборствующих сторон – «царицы полей», пехоты.

Основным вооружением пехоты армий Первой мировой войны была винтовка со штыком. На вооружении состояли винтовки различных образцов и калибров – от 6,5 до 8 мм. Эти винтовки обладали дальностью стрельбы до 2 тыс. м, магазинным заряжанием, обыкновенным прицелом с целиком и мушкой. Усовершенствования этого оружия сводились к тому, чтобы достигнуть улучшения баллистических качеств винтовки – прежде всего при стрельбе на ближних дистанциях.

РУССКАЯ «ТРЕХЛИНЕЙКА»

Трехлинейная (7,62-мм) винтовка образца 1891 года системы генерал-майора Сергея Ивановича Мосина обладала такими несомненными достоинствами, как хорошая баллистика и большая живучесть. Необходимо отметить и такое выдающееся качество мосинской винтовки, как взаимозаменяемость ее отдельных частей, достигавшаяся высокой точностью их изготовления.

Винтовка образца 1891 года состояла из 106 частей. Каждая изготавливалась рядом последовательных операций, носящих техническое наименование «перехода». Для изготовления всех частей винтовки, их сборки и проверки было необходимо осуществить 1443 перехода. Каждую из частей и сборку винтовки в целом приходилось неоднократно проверять особыми шаблонами или лекалами. Число таких лекал для русской винтовки составляло 540, и ими осуществлялось 812 обмеров.

Но если в отношении образцов винтовок довоенная техника оказалась на должной высоте, то в отношении численности этого оружия технике пришлось разрешать труднейшую задачу – по увеличению производства винтовок. Для русской армии потребности войны превысили довоенные расчеты в четыре раза. Для пополнения крупной недостачи винтовок пришлось использовать устаревшие образцы, снятые с вооружения, но еще хранившиеся на складах. К этой мере можно было прибегнуть, особенно в период позиционной войны – при стрельбе на близкие дистанции более слабые баллистические качества старых систем не сказывались столь резко. Пользование трофейным оружием также стало правилом – причем даже для таких промышленно сильных государств, как, например, Германия.

В России кроме состоявшей на вооружении мосинской винтовки образца 1891 года войска на фронте вооружались японскими винтовками Арисака, трофейными германскими и австрийскими винтовками, американскими винтовками Винчестера, изготовленными под наш патрон, а тыловые части – русской старой винтовкой Бердана и аналогичными с ней итальянскими винтовками Веттерли, французскими Лебеля, Гра и Гра-Кропачека.

АВТОМАТ ФЕДОРОВА

Велись в России активно работы и по созданию автоматической винтовки. Пионером в данной области стал выдающийся ученый-оружейник Владимир Григорьевич Федоров.

Автомат В.Г. Федорова имел длину 104 см, вес в снаряженном состоянии 5,2 кг, питание 6,5-мм патронами осуществлялось из съемного магазина. Это было оружие как ближнего, так и дальнего боя. Автомат имел меньшие габариты и массу, чем винтовка и ручной пулемет, совмещенные с эффективностью последнего. Малокалиберный патрон позволил снизить как вес автомата, так и отдачу при ведении автоматического огня.

В 1916 году после необходимых испытаний новинку приняли на вооружение русской армии. На Румынском фронте в некоторых пехотных полках были сформированы роты автоматчиков. Так, в конце 1916 года специальная команда в составе 189-го пехотного Измаильского полка 48-й пехотной дивизии была вооружена сорока пятью 6,5-мм автоматами и восемью 7,62-мм автоматами (экспериментальная модель Федорова). В расчет нового оружия входили автоматчик и подносчик патронов. Использовался автомат и в авиационных частях (прежде всего у экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец»), являясь бортовым оружием летчиков. Автоматом планировалось перевооружить стрелковые и ударные части.

Следует отметить, что В.Г. Федоров стал пионером в развитии ручного скорострельного оружия не только России, но и всей Антанты, а во многом предвосхитил развитие соответствующих систем вооружения Второй мировой войны и наших дней (штурмовые винтовки).

«АДСКИЙ КОСИЛЬЩИК»

Роль пулеметов во время войны возросла многократно. Они даже получили прозвище «адский косильщик».

Пехотные и кавалерийские части оказались вооруженными станковыми (тяжелыми) пулеметами, обладавшими наилучшими качествами, а также ручными (легкими) пулеметами, менее совершенными, но более подвижными.

Технические свойства пулеметов оказались удовлетворительными – особенно пулемета системы Максима. Этот пулемет состоял из 282 частей, изготовляющихся путем 2488 переходов, требующих для проверки и сборки 830 лекал, которыми производилось 1054 обмера. Точность изготовления превышала требования точности изготовления частей винтовки.

Кроме пулемета «Максим» на вооружении русской армии состояли пулеметы Льюиса, Кольта, Гочкиса, Шоша, Мадсена.

Вспомогательное оружие пехоты – ручные и ружейные гранаты, бомбометы и минометы различного типа – получили особое развитие при переходе боевых действий в стадию позиционной войны. Ручные гранаты применялись самых различных конструкций. Достаточно вспомнить отечественные ручные гранаты систем Новицкого и Рдултовского.

МИНОМЕТЫ

Первая мировая война 1914–1918 годов выдвинула на передний план такие технические боевые средства, как минометы. Хотя по своей сути миномет является достаточно примитивным орудием (как будто вышедшим из эпохи кулеврин и единорогов), но использование мощных боеприпасов и соответствующей тактики применения позволило ему занять видное место в арсенале армий – участниц конфликта.

Особо ценными оказались качества миномета в позиционной войне, когда появилась возможность отказаться от наиболее дорогостоящего качества артиллерийских орудий – дальнобойности. Сознательный отказ от дальнобойности, сопряженный с незначительностью начальной скорости снаряда, дал возможность значительного уменьшения заряда, что, в свою очередь, было связано с уменьшением величины давления пороховых газов внутри канала ствола миномета. Это позволяло уменьшить толщину стенок последнего, а также уменьшило силу отдачи после выстрела. Отсюда – изумительная легкость минометного оружия.

Малая величина давления в канале орудия и малая начальная скорость позволили значительно увеличить вес разрывного заряда мины за счет ее прочности. Многие типы мин вкладывались в дуло миномета своим хвостом. С одной стороны это дало возможность в отношении прочности снаряда считаться только с его начальной скоростью и, не опасаясь разрывов снаряда в дуле орудия, доводить толщину его стенок до минимальной величины. А с другой стороны, это позволило значительно увеличить калибр снаряда.

Германская армия являлась новатором в использовании минометов – уже в 1914 году на ее вооружении состояло 44 тяжелых и 116 легких минометов. В период войны наиболее эффективно применялись 175- и 250-мм системы.

Русская армия, имевшая окопный опыт Русско-японской войны, также уже к 1914 году имела первые образцы траншейной артиллерии. Применялись 6-дюймовые (152-мм) тяжелые минометы образца 1915 года (двух систем – Путиловского и Петроградского металлического заводов). Но фронт требовал более легких и компактных систем.

Это привело к появлению 58-мм миномета типа Ф.Р. на деревянном станке (общий вес – 172 кг), а также аналогичного миномета, но на железном станке Невского завода (вес системы 254 кг) и на железном станке Ижорского завода (вес около 238 кг). Все эти образцы вели огонь различными типами стальных и чугунных мин, предельная дальность выстрела в зависимости от типа снаряда (максимальный вес – до 40 кг), составляла 535–1120 шагов (один шаг в старорусской системе измерений равнялся 88,9 см).

Из легких минометов широкое распространение получил чрезвычайно легкий 47-мм миномет системы Лихонина. При весе 91 кг он обладал значительной мощностью, отправляя 25-кг снаряды (почти половина веса – взрывчатка) на расстояние до 600 шагов.

Важнейшее достоинство миномета заключалось в том, что его снаряды, летящие по гаубичной траектории, имели огромную разрушительную силу. Соответственно значение миномета в борьбе за укрепленные полосы трудно переоценить. Русские наставления времен позиционной войны приравнивали действие 47-мм минометов Лихонина и 58-мм минометов к 48-линейным (122-мм) и даже 6-дюймовым (152-мм) гаубицам. Указывалось, что сила тяжелых минометов (89-мм и 9,45-дюймовые (240-мм) английские) превосходит силу 6-дюймовой гаубицы. Сила фугасного действия минометов подтверждалась размерами делаемых ими воронок. При одинаковом калибре снарядов минометы производили большее разрушение, чем орудия дальнего боя. Более того, являясь более дешевым оружием и требуя меньшей квалификации для своего расчета, миномет затрачивал на разрушение фортификационного сооружения меньше ресурсов, чем артиллерийское орудие. К тому же минометы легко разрушали и проволочные заграждения – что так трудно давалось легким полевым орудиям.

Кроме фугасного действия минометы были и хорошим средством поражения бойцов противника. К тому же падающий под большим углом снаряд при разрыве давал значительное количество маленьких осколков, обладающих очень большими начальными скоростями, но очень быстро их теряющими и потому неопасных для своих войск. Такой снаряд выводил из строя много солдат противника на переднем крае. Кстати говоря, применение минометного оружия привело к «пустоте» переднего края – в передовых окопах оставались лишь наблюдатели и часовые. Именно минометы среднего и малого калибров применялись для систематического ослабления противника, нанося ему потери в людях посредством так называемого тревожащего огня.

Другое характерное свойство минометов – повышенная крутизна траектории огня, дающая возможность не только навесной стрельбы, но даже вертикальной. Обладая исключительной крутизной траектории, некоторые типы минометов были способны и к настильной стрельбе – что тоже стало весьма ценным свойством этого оружия.

Главным недостатком минометов являлась крайне незначительная дальность огня (в пределах 1–1,5 км). В условиях траншейной войны, борьбы на переднем крае – достаточно, но не более того. К тому же при таком сближении с противником минимизируется возможность подавления миномета артиллерией врага – она будет опасаться поразить своих.

Еще одним существенным недостатком минометов следует признать медленность их стрельбы – он терпим в условиях позиционной борьбы, но при атаке или отражении атаки дает себя чувствовать очень остро.

Из конструктивных свойств миномета тактическое значение имела простота его устройства, дающая возможность быстрого усвоения приемов стрельбы и ухода за оружием, а также допускающая ремонт подручными средствами.

ГУБИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ

К середине декабря 1916 года в России было произведено до 5,5 тыс. огнеметов отечественных образцов: 5 тыс. малых и 50 траншейных огнеметов Товарницкого, 180 огнеметов Горбова, 140 огнеметов Александрова, а также огнеметы Ершова и др. А всего за годы участия в войне в России выпустили свыше 10,5 тыс. огнеметов – из них 10 тыс. легких ранцевых огнеметов, которыми были вооружены команды пехотных, гвардейских и гренадерских полков.

В деле развития огнеметного оружия русская армия не только шла в ногу с требованиями времени – по объему произведенного огнеметного оружия она значительно превосходила ведущие державы Антанты, произведя огнеметов больше, чем вся остальная Антанта, вместе взятая (Франция – 3930, Англия – 214 огнеметов).

В заключение следует отметить, что современный и качественный комплекс вооружения русского пехотинца Первой мировой войны позволял ему действовать эффективно, решая боевые задачи любой степени сложности.              


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От палимпсеста до вечности – один Рим

От палимпсеста до вечности – один Рим

Дарья Курдюкова

В Пушкинском музее представили античность, Возрождение и барокко Вечного города на гравюрах из собрания Максима Атаянца

0
5304
О любви к людям и грибам

О любви к людям и грибам

Вардван Варжапетян

Любопытные истории о том, что ушло без возврата, но всегда рядом  

0
5884
Кончилась вооруженная борьба, но мы храним память о ней

Кончилась вооруженная борьба, но мы храним память о ней

Виктор Леонидов

Вышел сборник материалов и документов, посвященный столетию Общества русских ветеранов Великой войны

0
5472
Один сплошной геройский подвиг

Один сплошной геройский подвиг

Виктор Леонидов

Военкор Первой мировой войны Евгений Чириков и его очерки

0
4810

Другие новости