0
20890
Газета Вооружения Интернет-версия

16.08.2018 11:10:00

Су-30СМ: секрет успеха

Благодаря высокой боевой эффективности и отлаженному производству самолет стал самым массовым истребителем в России

Тэги: Су30СМ, истребитель, нато, Mirage, F16, локхид, рафаль, сирия, брэо, Су57


Су-30СМ, истребитель, нато, Mirage, F-16, локхид, рафаль, сирия, брэо, Су-57 Су-30СМ стал основным истребителем аэродромного базирования российской морской авиации благодаря своему уникальному боевому потенциалу. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В авиастроении есть проекты, успех которых, с одной стороны, очевиден, а с другой – не всегда объясним лежащими на поверхности факторами. Таких примеров немало – и отечественных, и зарубежных.

Лайнер DC8 по ряду показателей превосходил B707, а репутация Douglas в гражданском самолетостроении в середине прошлого века была существенно выше, чем у Boeing. Но кто сегодня помнит о DC8? А B707, хотя и сошел с пассажирских маршрутов, в специальных модификациях продолжает летать по всему миру.

Истребитель МиГ-21 в чем-то превосходил одноклассников начала 1960-х годов, в чем-то уступал им. Но «двадцать первых» выпущено в два раза больше, чем F-5 и Mirage III (V) вместе взятых. Интересно, что более поздние МиГ-23 «сошли со сцены» раньше, чем МиГ-21, хотя были ориентированы на ту же нишу и обладали несомненным превосходством в боевой эффективности.

Только специалисты сегодня вспоминают о том, что вполне удачный и недорогой Mirage F1 был серьезным конкурентом F-16 в борьбе за место основного истребителя европейских стран НАТО. Но производство французского истребителя прекратилось в 1992 году, а дата завершения выпуска F-16 уже 15 лет постоянно сдвигается вправо. В 2006 году глава Lockheed Martin Боб Стивенс сообщил, что первоначальный план корпорации предусматривал серию в 900 самолетов. К сегодняшнему дню этот уровень уже превзойден более чем в 5 раз.

Похожий пример есть и в отечественной практике. Десять лет назад можно было услышать не очень оптимистичный прогноз будущего истребителей Су-30МКИ, поставка которых стартовала в начале 2000-х годов. Считалось, что после исполнения контрактов с Индией производство самолетов завершится.

Однако с тех пор число заказов на иркутские «сушки» существенно возросло. Новый вариант самолета – Су-30СМ стал самым массовым истребителем России и поставляется на экспорт.

В феврале 2018 года заместитель министра обороны России (в настоящее время – вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов, посещая Иркутский авиазавод, анонсировал новые контракты на закупку самолетов в рамках новой госпрограммы вооружений.

В обозримом будущем общее число заказанных и поставленных иркутских Су-30 может перевалить за 500 машин. Это больше, чем у «Рафаля» и близко к показателю «Тайфуна» – самолетов, выведенных на рынок практически одновременно с Су-30МКИ.

ИСТОКИ

В чем причина такого успеха? Однозначного ответа на этот вопрос нет – нужно анализировать совокупность военных, политических, экономических и технических факторов.

Появление родоначальника семейства иркутских истребителей Су-30МКИ стало результатом глубокого анализа будущих потребностей рынка, на основе чего был сформирован бизнес-план программы и облик будущего самолета. Эту задачу удалось решить в сложнейших условиях полного отсутствия в конце 1990-х годов гособоронзаказа.

Высокая серийность упомянутых европейских истребителей достигнута в основном за счет внутреннего заказа. Для обеих машин он составляет примерно три четверти закупок. У иркутских «Сушек» соотношение обратное, причем экспортные победы одержаны на самых высококонкуретных рынках мира, к которым относятся Индия, Малайзия и Алжир.

Первая из этих трех стран стала «якорным заказчиком» самолета. В Дели с опасением смотрели на программу переоснащения авиапарков традиционных соперников – Китая и Пакистана – на самолеты четвертого поколения, в том числе – тяжелые истребители. Основой ВВС Индии оставались самолеты третьего и даже второго поколений.

Дели был нужен истребитель, который на десятилетия вперед обеспечит качественно превосходство над вероятными противниками. Проблема состояла в том, что на доступном для Индии мировом рынке такого самолета в тот момент не было. Его предстояло создать, и Россия оказалась единственным государством, с которым Индия могла это сделать. И дело здесь не только в политических факторах, но и в большом опыте совместных авиастроительных программ Москвы и Дели. Причем последнюю по времени из них – лицензионное производство истребителя-бомбардировщика МиГ-27 – реализовали Иркутское авиационное производственное объединение и Hindustan Aeronautics Ltd (HAL).

Участникам программы удалось, с одной стороны, убедить Дели в возможности создания нового самолета, а с другой – преодолеть внутрироссийские барьеры. Напомним, что в те времена господствовало правило: экспортный самолет должен быть хуже отечественного аналога.

В результате был сформирован облик Су-30МКИ: тяжелый дальний многофункциональный самолет, превосходящий истребители четвертого поколения и не теряющий боевую эффективность в условиях грядущего появления машин пятого поколения.

Исключительно грамотно был сформирован бизнес-план новой программы. Он, в частности, предусматривал последовательный переход от прямых закупок к лицензионному производству на мощностях корпорации HAL.

Учитывая инновационный характер самолета, его доведение до окончательного лица было постепенным и завершилось только к середине 2000-х годов. Лицензионное производство в Индии также предусматривало четыре фазы, синхронизированные с наращиванием возможностей индийской промышленности.

Продуманная и реалистичная стратегия дала эффект: Индия по нескольким поставочным и лицензионным контрактам суммарно заказала 272 истребителя. Это позволило организовать крупносерийное ритмичное производство, что, в свою очередь, позитивно сказалось на ключевых экономических и эксплуатационных характеристиках всех иркутских «сушек».

Безусловно, не совсем корректно рассматривать эти самолеты отдельно от истребителя Су-27 и других машин, созданных на его базе. Однако именно на Су-30МКИ были впервые внедрены технические решения, определившие успех машины. Эти решения базировались на лучших технологиях, которые были разработаны и частично испытаны в нашей стране в интересах создания боевых самолетов нового поколения. Реализованный в Су-30МКИ технологический задел как минимум не отставал от зарубежных аналогов, а на ряде направлений превосходил их.

Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев говорит о Су-30МКИ: «Это был прорывной самолет. Он построил будущее не только себе, но и еще целой плеяде самолетов, которые шли за ним».

ОТКРЫТАЯ АРХИТЕКТУРА ОТКРЫЛА РЫНОК

Одним из ключевых решений, внедренных на Су-30МКИ, стала открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Ее суть достаточно проста. В рамках традиционной архитектуры БРЭО его системы сообщаются между собой через специфические интерфейсы – линии связи, протоколы обмена информацией и т.д. Именно так было организовано БРЭО Су-27 и ранних вариантов Су-30.

FOX_6512_b2.jpg
Важное отличие самолета – способность применять широкую
номенклатуру вооружений.
 Фото Сергея Еленского

У этой архитектуры есть принципиальный недостаток: при установке новой системы или прибора, при интеграции в состав вооружения новой ракеты приходилось перепроектировать все смежные элементы БРЭО. Более того, зачастую требовалось внесение изменений в конструкцию самолета для прокладки новых коммуникаций. Соответственно корректировалась конструкторская документация, заменялась заводская оснастка, проводились дорогостоящие летные испытания.

В рамках открытой архитектуры взаимодействие систем организовано через стандартную шину передачи данных. В большинстве случаев модернизация авионики или наращивание арсенала сводится к доработке программного обеспечения.

Владимир Михеев комментирует: «Для этого самолета разработали принципиально новый подход – так называемую открытую архитектуру, когда мы могли к центральному компьютеру подключать любое количество систем – управлением оружием, пилотажно-навигационных, защитных. И все системы в этом самолете впервые были сделаны цифровыми».

Открытая архитектура БРЭО вошла в число ключевых факторов, и сегодня определяющих конкурентоспособность Су-30СМ. Сегодня боевые самолеты с традиционной архитектурой авионики шансов на мировом рынке не имеют.

Во-первых, открытая архитектура стала основой для ничем не ограниченной модернизации самолета и оснащения его новыми авиационными средствами поражения (АСП).

Во-вторых, она позволила устанавливать на экспортные варианты иркутских Су-30 системы зарубежного производства, когда этого требовал заказчик. Тем самым был реализован принцип, сформулированный в 1990-е годы генеральным конструктором «ОКБ Сухого» Михаилом Симоновым: чтобы завоевать рынок, мы должны научиться работать в режиме ателье, а не магазина готового платья.

В-третьих, без открытой архитектуры невозможно создать в полном смысле многофункциональный самолет. А способность одновременно бороться с воздушными, наземными и надводными целями изначально считалась важнейшим качеством иркутской линии Су-30.

ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЕ

Другим ключевым новшеством, внедренным на Су-30МКИ и перекочевавшим на Су-30СМ, стала бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Ее создание стало серьезным вызовом для отечественного приборостроения. В классе тактических истребителей с созданием радара «Барс» совершен прыжок от параболических антенн к фазированным решеткам, минуя стадию щелевых антенн. Иными словами, от третьего поколения – к пятому, минуя четвертое.

Радар с ФАР существенно расширяет число одновременно сопровождаемых и атакуемых целей и в воздухе, и на земле. Владимир Михеев подчеркивает: «Мы могли любое количество самолетов и ракетно-зенитных комплексов вывести из строя. То есть они нас не видят, не понимают, что происходит, а мы в это время спокойно можем с ними разбираться и противолокационными ракетами, и ракетами класса «воздух–воздух», «воздух–земля».

Не менее важно, что внедрение ФАР создало надежную основу для эволюционного совершенствования Су-30СМ и в части повышения мощности радара (путь Су-35), и в части внедрения активных ФАР (линия Су-57).

УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБУЮ ЦЕЛЬ

Мощная БРЛС, оптико-электронные прицельные системы, открытая архитектура БРЭО позволяют вооружать Су-30СМ широким спектром АСП различного назначения. И, что еще более важно, постоянно наращивать этот арсенал. Посещая Иркутский авиационный завод в начале 2018 года, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил: «Предстоит модернизация этого самолета в части адаптации новых авиационных средств поражения».

Причем в этот арсенал могут войти АСП, которые ранее с истребителей не применялись. Например, тяжелые сверхзвуковые ракеты «БраМос», которые удалось интегрировать в состав вооружения индийских Су-30МКИ. Глядя на этот опыт, можно предположить, что вооружением самолета могут стать и другие тяжелые АСП, переводящие машину в другой класс боевой авиации.

Боевые возможности Су-30СМ проверены в реальных конфликтах. Командир 14-го истребительного авиационного полка ВКС России Максим Севостьянов говорит: «Самолет уникальный по номенклатуре вооружения. Боевая нагрузка составляет 8 тонн, причем уже по его, скажем так, боевому опыту – применяется так называемая смешанная зарядка, то есть самолет может прийти в установленное время, нанести удар бомбовым либо ракетным вооружением, встать в прикрытие других подразделений родов авиации и при необходимости воздействовать вооружением «воздух–воздух».

КОГДА ДВА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОДИН?

Понятно, что, говоря о боевом опыте, командир полка имеет в виду успешное применение Су-30СМ в Сирии. Здесь, помимо других качеств истребителя, полезным оказался и экипаж из двух человек. В сложной и быстро меняющейся обстановке контртеррористической операции, когда от своих войск до противника – несколько метров, летчик и штурман могли распределить боевые задачи между собой. «Авиационный комплекс позволяет выполнять одновременно задачу по земле и по воздуху. У нас есть режим «раздельно», где летчик может выполнять прицеливание по воздуху, вести обзор воздушного пространства, и одновременно при этом штурман может выполнять задачи по нанесению удара по земле», – подчеркивает один из летчиков, летавших на Су-30СМ в небе Сирии.

Существует широкий класс боевых задач, с которыми два члена экипажа справляются лучше, чем один. Двухместная машина эффективнее одноместной при выполнении сложных боевых задач в условиях отсутствия поддержки со стороны воздушных и наземных информационных систем. Летчики отмечают, что вдвоем гораздо легче выполнять длительные полеты над безориентирной местностью. Этот фактор был принят руководством морской авиации ВМФ РФ во внимание при выборе Су-30СМ в качестве основного истребителя аэродромного базирования.

Поэтому в мире сохраняется спрос на двухместные многофункциональные истребители, как более универсальные и адаптивные к любой ситуации самолеты. Нетрудно заметить, что такие машины выбирают государства с большой территорией и/или нуждающиеся в контроле над значительными водными пространствами: Индия, Алжир, Малайзия, Казахстан.

БЛИЖНИЙ БОЙ: БУДЕТ ЛИ ОЧЕРЕДНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?

Не нуждается в рекламе такое качество истребителей семейства Су-30МКИ/МКМ/СМ, как сверхманевренность. Собственно, само это понятие появилось после первых полетов прототипов Су-30МКИ на международных авиасалонах. Никто из экспертов не сомневается, что сверхманевренность обеспечивает безусловное превосходство в ближнем бою. Это показали и многочисленные учения, в которых против Су-30МКИ и Су-30МКМ выступали практически все современные западные истребители от «Миража 2000» до F-22A. Последние такие учения стартовали в августе с.г. в Австралии.

А вот споры о том, насколько вероятен ближний бой, продолжаются. Причем не первый раз в истории. На рубеже 1950–1960-х годов его уже один раз отменяли, что привело к большим потерям США во Вьетнаме. Напомним, что американские ВВС рассчитывали, что истребители F-4, вооруженные ракетами средней дальности, не будут ввязываться в ближние воздушные бои. Реалии заставили отказаться от этой концепции. По опыту Вьетнама был сформирован облик истребителя четвертого поколения F-15, который имел выдающуюся по тем временам маневренность и соответственно мог вести воздушный бой на любой дистанции.

Сегодня аргументы сторонников сохранения способности к ближнему бою обрели новую силу. Малозаметность и прогресс в средствах РЭБ могут существенно снизить эффективность ракет большой и средней дальности. А поскольку задачи завоевания господства в воздухе с истребителей никто не снимал, им нужно быть готовым к «собачьим свалкам».

Только реальные воздушные бои покажут, насколько это суждение справедливо, однако большинство истребителей пятого поколения оснащаются двигателями с управляемым вектором тяги. Рассматривается возможность установить такой двигатель и на европейский «Тайфун». Что касается Су-30СМ, то он сверхманевреннстью уже обладает. И пока теоретики спорят, это качество делает повседневные полеты на самолете более безопасными.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Дальнейшее улучшение летно-технических характеристик Су-30СМ связано с установкой более мощных двигателей. В России сегодня существует серийный авиадвигатель 117С, который является развитием двигателя АЛ-31Ф и отличается увеличенной на 2000 кгс форсажной тягой.

Как ранее заявлял президент ОАК и корпорации «Иркут» Юрий Слюсарь, «прорабатываются варианты модернизации с расширением количества авиационных средств поражения, увеличением боевых возможностей, с ремоторизацией на двигатели нового поколения». По мнению главы ОАК и «Иркута», эти усовершенствования «продлят жизнь самолетам семейства Су-30СМ, и они будут востребованными».

Владимир Михеев прогнозирует, что модернизированный самолет с новым оборудованием будет иметь в разы возросшую боевую эффективность. Существенный вклад в этот рост должны внести новые системы РЭБ, которые могут компенсировать отсутствие у Су-30СМ технологий существенного снижения радиолокационной заметности. Владимир Михеев, в частности, отмечает, что, используя новые решения, «мы практически сделаем истребитель похожим на самолет «Стелс». То есть мы лишим зрения те локаторы, которые против нас направлены как в небе, так и на земле».

Однако еще до готовящейся «большой модернизации» у Су-30СМ есть козырь, который во многом определяет его популярность. «У этого комплекса наряду с высокой технологичностью есть еще такое свойство, как отработанность. Он производится десятками единиц в год, все технологические процессы выверены, кооперация стабильна, все ошибки, которые когда-то были, вычищены», – отмечает Константин Макиенко, заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий. К этому следует добавить, что ритмичное производство позволило сформировать эффективную кооперацию, базирующуюся на долгосрочных контрактах. Это стало еще одним фактором снижения себестоимости самолета.

НАЙТИ ВЕРНЫЙ БАЛАНС

Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи: в чем причина успеха самолета?

Прежде всего – это сбалансировать характеристик семейства Су-30МКИ/МКМ/СМ, как продукта, который оценивается по существенно большему числу параметров, чем собственно самолет.

Управленцы корпорации «Иркут» во взаимодействии со специалистами «Рособоронэкспорта» и иностранными партнерами разработали и реализовали образцовый бизнес-план программы.

Конструкторам «ОКБ Сухого» и производственникам ИАЗ удалось найти верный баланс между инновационностью, стоимостью и технологичностью.

Внедрение при разработке самолета принципиально новых технологий предопределило сохранение конкурентоспособности на много лет вперед.

В результате обеспечены крупносерийное производство и низкая себестоимость, которые в совокупности с высокой боевой эффективностью самолета предопределили успех программы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1689
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
549
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2273
У нас

У нас

0
1079

Другие новости