Специалисты по вооружению готовят 5-тонную авиабомбу к подвеске на бомбардировщик Пе-8. Фото 1943 года
Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе разработкой авиабомб занималось два конструкторских бюро: Государственное союзное конструкторское бюро № 47 (ГСКБ-47) под руководством Н.Т. Кулакова и Бюро спецконструкций № 35 (КБ-35) Н.И. Гельперина.
Под руководством Кулакова, в частности, были созданы фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-100, бронебойные авиабомбы БРАБ-250, БРАБ-500 и БРАБ-1000, светящиеся авиабомбы САБ-50-28 и САБ-100-55. На основе ФАБ-100ЦК разработали зажигательную авиабомбу ЗАБ-100цк. В 1942 году за создание бомб ЗАБ-100цк, САБ-100-55 и ФОТАБ-50-35 группу конструкторов ГСКБ-47 удостоили государственных премий. Что касается Гельперина, то в 1939–1944 годах под его руководством были созданы, в частности, фугасные авиабомбы в корпусах из тонкостенного железобетона ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ.
В качестве авиационных бомб использовали и артиллерийские снаряды. Их оснащали перьевыми или коробчатыми стабилизаторами, а также вертушками АВ-4. Так, с 1936 года 260 тыс. 152-мм фугасных снарядов от устаревших орудий переделали в бомбы ФАБ-50м. По сути, это была осколочно-фугасная бомба.
ВОЙНА – ЛУЧШИЙ ЭКЗАМЕНАТОР
До войны заводские испытания авиабомб проходили на подмосковном Софринском полигоне, при этом самолеты с подвешенными бомбами взлетали с Центрального испытательного аэродрома Подлипки Наркомата тяжелой промышленности им. Кагановича. Затем появился небольшой аэродром (площадка) в подмосковном Красноармейске, а после окончания войны в течение нескольких лет для этих целей использовали аэродром Медвежьи озера.
Государственные испытания авиационных боеприпасов и вооружения проводились в большом объеме на научно-испытательном полигоне авиационного вооружения (НИП АВ) ВВС в подмосковном Ногинске, и этого казалось достаточно, но окончательные выводы по их эффективности пришлось делать уже в ходе Великой Отечественной войны.
Анализируя результаты боевой работы частей ВВС Западного фронта, специалисты 3-го отдела Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС) в мае 1942 года пришли к окончательному выводу, что применение и боевой расход авиабомб частями ВВС не вполне отвечали решаемым задачам. Так, если сравнивать фугасное действие наиболее удачного варианта 100-килограммовой цельнокованой фугасной бомбы ФАБ-100цк с действием ФАБ-50 при загрузке самолетов в 600 кг, то получаем, что по количеству сброшенного взрывчатого вещества (ВВ) шесть ФАБ-100цк содержали 277 кг взрывчатки и 315 кг металла, а 20 ФАБ-50-288 кг ВВ и 312 кг металла.
БОРЬБА С ТАНКАМИ
Сравнивая действие авиабомб по площади поражения танков, в частности, тяжелых с размерами проекции 3,5х5 м, а радиус их надежного поражения ударной волной для 12 ФАБ-50 составит 0,5 м и для шести ФАБ-100цк – 1,3 м, то площадь надежного поражения бомбами (при загрузке 600 кг) составит 324 и 286 кв. м соответственно.
При прочих равных условиях вероятность поражения танка пропорциональна площади поражения. Следовательно, при действии бомбами по тяжелым танкам некоторое преимущество имеют ФАБ-50, дающие большую суммарную площадь поражения, чем ФАБ-100. Кроме того, при числе самолетов, производящих бомбометание по танкам, при сбрасывании 12 ФАБ-50 вероятность накрытия колонны серией бомб увеличивается по сравнению с бомбометанием 12 ФАБ-100.
При бомбометании по легким и отчасти средним танкам, автомашинам и артиллерии начинало сказываться преимущество осколочного действия ФАБ-50м, переделанных из снарядов, по сравнению с ФАБ-100 и ФАБ-50. Объясняется это тем, что давление ударной волны резко падает с увеличением расстояния от точки взрыва. Осколочное же действие фугасных бомб по танкам незначительно в силу относительно тонкого их корпуса (от восьми до девяти миллиметров для ФАБ-50 и ФАБ-100цк) и большого дробления осколков благодаря их большему наполнению ВВ. Осколочно-фугасные бомбы и ФАБ-50м, имея малый заряд ВВ и толстые стальные стенки, давали больше крупных осколков, разлетавшихся с начальной скоростью 1040–1180 м/с. Эти осколки надежно поражали легкие танки на расстоянии до 10 м, а средние – до 5 м, автомашины и самолеты на земле – до 40 м.
Сравнение суммарных площадей поражения легких и средних танков бомбами ФАБ-50м и ФАБ-100 еще раз подчеркивает преимущество первых. Так, у 12 бомб ФАБ-50м суммарная площадь поражения равна 6120 кв. м (размеры легкого танка 3,2х2 м), а средних – 1905 кв. м; у шести ФАБ-100 эти площади будут 953 и 187 кв. м соответственно.
Исходя из сказанного, ФАБ-50М имеет площадь надежного поражения легких танков в 6,4 раза большую, чем ФАБ-100 и в 10 раз больше при поражении средних танков.
Все сказанное относится к бомбам с взрывателями мгновенного действия. Боевые действия частей как отечественных ВВС, так и люфтваффе по танкам, самолетам и аэродромам подтвердили бесполезность бомбометания фугасными бомбами с взрывателями замедленного действия с малых и средних высот. В этом случае даже при взрыве в непосредственной близости от танка или самолета поражения им бомба не приносила.
РАЗРУШЕНИЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Обе бомбы ФАБ-50 и ФАБ-100 были предназначены также для разрушения полевых фортификационных, наземных гражданских и промышленных сооружений. Кроме того, они применялись для разрушения железнодорожных путей, станций и поездов, а также поражения подлодок и кораблей, имеющих палубную броню толщиной до 30–35 мм. Из всех этих целей ФАБ-50 не была способна разрушить корабельную броню толщиной свыше 30 мм и мосты с железобетонными плитами толщиной 22–25 мм. Для поражения этих целей была предназначена ФАБ-100. Мосты с толщиной железобетонных плит 25–50 мм при отсутствии ФАБ-100 можно было поражать бомбами ФАБ-250. Принимая во внимание сказанное, необходимо признать целесообразным решение для унификации бомб снять с вооружения и производства ФАБ-100.
Учитывая опыт войны, появилась насущная потребность в создании специальной мощной противотанковой бомбы осколочного действия. ФАБ-50м не удовлетворяли этой потребности, поскольку они не штатные, а переделаны из артиллерийских снарядов, поэтому качество бомб ставилось в зависимость от брака при производстве боеприпасов для пушек. Кроме того, габариты ФАБ-50м не соответствовали объемам грузовых отсеков самолетов СБ и Пе-2 и их габаритам, поскольку они были длиннее обычных ФАБ-50.
Количественные характеристики (радиусы поражения различных целей) со слов летного состава 19-й, 46-й, 47-й и 63-й смешанных авиадивизий и со слов штурмана 46-й ад Кукуруза, а также со слов полковника Семенова, старших лейтенантов Медведева, Базилевского, Смирнова и других, часто превосходили приведенные выше радиусы надежного поражения, особенно в отношении ФАБ-50М. Однако для точного определения эффективности действия осколочно-фугасных и особенно фугасных бомб калибра от 50 до 500 кг с взрывателем мгновенного действия предлагалось НИП АВ в Ногинске провести соответствующие испытания.
НЕДОСТАТКИ
В годы Великой Отечественной советские ВВС столкнулись не только с низкими возможностями боеприпасов, но и прицельного оборудования. Не секрет, что квалификация штурманов в строевых частях, несмотря на предпринятые ВВС усилия накануне Второй мировой, оставляла желать лучшего. Бомбометание часто производили по команде штурмана ведущего самолета, а делать это с пикирования могли лишь единицы из-за отсутствия возможности соответствующей подготовки летного состава в тылу.
Весной 1942 года промышленность Советского Союза только приходила в себя после эвакуации предприятий на восток, и ВВС приходилось довольствоваться в основном запасами боеприпасов, накопленных до войны. Но инженеры не сидели сложа руки, а разрабатывали новые образцы авиабомб. Так появились ФАБ-3000, которые свободно размещались в бомбардировщике Ту-2, серийное производство которого освоили в Омске, и сверхмощная ФАБ-5000 для Пе-8.
Однако эффективность бомбового вооружения во многом зависела не только от боеприпаса, но и точности бомбометания. А с этим мы испытывали большие трудности, поскольку в те годы отсутствовали прицелы, способные учитывать слишком много внешних факторов. Разработчики прицелов постоянно работали в этом направлении, но решить эту задачу при использовании баллистических бомб, как известно, удалось только в ХХI веке, что мы наглядно продемонстрировали в Сирии.
комментарии(0)