В результате атаки танкер USS Mississinewa был полностью уничтожен. Фото с сайта www.history.navy.mil |
НОВАЯ УГРОЗА
В мировой исторической литературе наиболее подробно описана, пожалуй, деятельность летчиков «одноразовых самолетов», известных как «камикадзе». Вскоре после начала применения те если уж и не наводили панический ужас на врага, то заставили его предпринять серьезные усилия для организации эффективной борьбы с новой, как сейчас принято говорить, асимметричной угрозой.
Впрочем, смертники атаковали не только на суше или с воздуха, под водой американцев ждала не менее страшная угроза – «Кайтены». Именно так назывались японские человеко-торпеды, которые управлялись добровольцами, готовыми в любой момент по приказу командования и ради достижения победы над врагом расстаться со своей жизнью.
Причем недостатка в желающих поступить в «подводные камикадзе» среди японских военнослужащих не было. В том числе и по той причине, что водители человекоуправляемых торпед имели огромные привилегии. В частности, им вне очереди присваивали воинские звания, а семья водителя «Кайтена» в случае его гибели на боевом задании в обязательном порядке получала компенсацию в размере 10 тыс. йен. Так что отбирали действительно лучших из лучших.
Стандартная тактика применения японских человеко-торпед выглядела следующим образом.
На дистанции примерно 6–7 км от расчетной точки нахождения цели осуществлялся сброс «Кайтена» с носителя, после чего тот, находясь на глубине от одного до шести метров от поверхности воды, на максимально возможной скорости следовал в район местонахождения цели или группы целей. Водитель человеко-торпеды при этом периодически контролировал правильность выбранного курса и оценивал надводную обстановку, используя свой штатный перископ. Перед непосредственным же выходом в атаку – на дистанции около 1 тыс. метров от расчетного местонахождения цели – водитель подвсплывал, оценивал обстановку, находил назначенную ему цель и переводил «Кайтен» на глубину, соответствующую примерной осадке корабля-цели, после чего следовал прямо на нее.
Свою первую боевую атаку водители «Кайтенов» провели в ноябре 1944 года, но ее результаты до сих пор оцениваются военно-морскими специалистами как весьма неоднозначные.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Первоначально подготовка водителей «Кайтенов» осуществлялась только на одной специальной базе, получившей условное обозначение «База П».
Сначала отобранные в «подводные камикадзе» добровольцы в течение трех месяцев проходили подготовку на быстроходных катерах-брандерах, в ходе которой главной задачей ставилось обучение новичков навыкам вождения катера «вслепую» – только с использованием перископа и магнитного компаса. После успешного окончания этого этапа военнослужащим присваивалось специальное звание «водитель человекоуправляемой торпеды».
Второй этап – подготовка на тренажерах-имитаторах «Кайтенов», на которых их будущие водители отрабатывали умение на ощупь находить любой из приборов управления, расположенных в кабине человеко-торпеды, а также выполнять все действия, необходимые для перехода в район нахождения назначенной цели и выхода в атаку на нее. Уже после войны оставшиеся в живых бывшие курсанты и водители «Кайтенов» вспоминали, что поначалу справиться с такими вроде бы несложными заданиями было очень трудно – зачастую покинувший кабину имитатора японского варианта «чудо-оружия» курсант узнавал, что он вышел в назначенный район с «погрешностью» в несколько сотен метров. Для внезапной атаки вражеского корабля или судна это было совершенно недопустимо, задание в таком случае можно было с большой долей вероятности считать проваленным.
После успешного завершения двух первых этапов подготовки курсанты, наконец, приступали к заключительному этапу – выходам в море на реальных «Кайтенах».
Однако достаточно быстро вышестоящему командованию стало понятно, что осуществлять подготовку набранного весьма значительного числа добровольцев в быстром темпе не получается – не хватало не только инструкторов и готовых «Кайтенов», но и самой инфраструктуры. В итоге многие курсанты были вынуждены слишком долго заниматься теорией и отрабатывать навыки вождения на тренажерах. В конечном итоге в целях ускорения подготовки водителей человеко-торпед был открыт второй учебный центр – база в Хикари, на побережье залива Токуяма, в распоряжении которого к ноябрю 1944 года уже имелось около 70 «Кайтенов».
Следует отметить, что профессия водителя человеко-торпеды была чрезвычайно опасна: расстаться с жизнью он мог еще до того, как ему представлялась возможность выйти в атаку на корабль врага. Так, в ходе подготовки на обеих указанных базах во время учебных выходов на человеко-торпедах погибли, по обнародованным японским данным, минимум 15 военнослужащих. Среди погибших оказался и Куроки Хироси – один из двух идеологов создания «Кайтенов».
ПЕРВЫЕ ВОДИТЕЛИ
6 ноября 1944 года состоялся торжественный выпуск первых 11 курсантов «Базы П», сразу по выпуску получивших первичные офицерские звания. К тому времени командование уже решило осуществить первую операцию с применением нового оружия. В операции должен был принимать участие и Нисима Сэкио – второй идеолог создания «Кайтенов». Причем он планировал взять с собой на операцию урну с прахом погибшего во время учебного выхода Куроки Хироси – так тот смог бы символически принять участие в первом реальном бою «Кайтенов» с ненавистным врагом.
В состав первого отряда водителей «Кайтенов», которым предстояло отправиться на операцию, вошли 12 офицеров: Нисима, Мураками, Уцуноми, старший лейтенант Камибэппу Ёсинори, лейтенант Ёсимото Кэнтаро, лейтенант Фукуда Хитоси, лейтенант Тоёдзуми Кадзухиса, младшие лейтенанты Иманиси Таити, Сато Акиро, Кондо Кадзухико, Ватанабэ Кодзо и Кудо Ёсихико.
«Во второй половине дня 7 ноября 1944 года был проведен особый церемониал, – вспоминает в своих мемуарах Ёкота Ютака, один из бывших водителей «Кайтенов». – К этому дню американские войска уже высадились на Филиппинах, а наш флот потерпел еще одно поражение в акватории этих островов. За пять суток врагом были потоплены около 30 боевых кораблей, в числе которых был и громадный «Мусаси», однотипный с могучим «Ямато». Наш флот лишился также четырех авианосцев, включая и «Дзуйкаку», с палубы которого взлетали самолеты, участвовавшие в свое время в атаке на Перл-Харбор. В том же самом сражении погибли также 20 крейсеров и эсминцев. Почти лишившаяся своих военно-морских сил, Япония оказалась в поистине опаснейшей ситуации. Требовалось нанести удар потрясающей силы, чтобы остановить триумфальное продвижение врага, поскольку план предотвратить высадку амфибийных сил врага на острове Лейте закончился разгромом нашего флота» (цитируется по: Ёкота Ютака. Субмарины-самоубийцы. Секретное оружие Императорского флота Японии. 1944–1947. – М.: Центрполиграф, 2005).
Нанести такой мощный удар и должны были по замыслу адмиралов «Кайтены». Причем на церемонию проводов на боевое задание первого отряда человеко-торпед прибыл лично вице-адмирал Мива Сигэёси, командующий 6-м флотом, выступивший с пространной речью перед собравшимся личным составом «Базы П» и экипажами подводных лодок I-36, I-37 (обе – типа В1) и I-47 (типа С2), находившихся в заливе в готовности к выходу в море. Их командирам была поставлена задача доставить по четыре «Кайтена» каждая в район атолла Улити, где, по данным разведки, в тот момент находилась большая часть вражеского флота, когда она не была задействована в наступательных операциях. В общем, японские адмиралы намеревались одним ударом отправить на дно значительное число крупных боевых кораблей противника: если бы удалось потопить 12 таких кораблей, наступательная сила американского флота была бы пусть и частично, но все же подорвана.
После торжественной речи вице-адмирал Мива вручил всем 12 офицерам-водителям по короткому мечу – важному символу для каждого японского воина. Принявший такой меч приносил свою жизнь «на алтарь Империи», с этого момента она ему больше уже не принадлежала.
«Этим же вечером офицеры устроили прощальный ужин для первых водителей «Кайтенов», – вспоминает Ёкота Ютака. – Двенадцать человек, одетых в легкие брюки цвета хаки, коричневые рубашки с голубыми флотскими галстуками сидели на почетных местах. Все они уже упаковали свои личные вещи для отправки родным. Среди этих вещей были и остриженные пряди волос и обрезки ногтей, представлявшие собой «останки», которые должны были получить родные для почетного погребения».
АТАКА
8 ноября 1944 года в 9 часов 00 минут три оснащенные «Кайтенами» подлодки вышли в море: I-37 должна была следовать проливом Коссоль к острову Палау и атаковать вражеские корабли, проходящие этим маршрутом, тогда как I-36 и I-47 должны были идти прямиком к атоллу Улити, где атаковать американский флот на якорной стоянке, выпустив свои человеко-торпеды у двух входов в огромную лагуну атолла. Поскольку от Оцудзимы до цели было около 2 тыс. миль, на протяжении которых можно было встретить вражеские корабли и самолеты, подлодки поднимались на поверхность только ночью, а днем скрывались под водой, двигаясь экономичным ходом. В итоге переход морем в район операции занял достаточно много времени.
Судьба у всех трех подлодок и размещенных на них водителей «Кайтенов» оказалась разной.
I-37 поставленную ей задачу выполнить не смогла. 19 ноября в районе острова Палау ее обнаружили и атаковали американские эсминцы DE-439 «Конклин» (USS Conklin) и DE-440 «Мак-Кой Рейнольдс» (USS McCoy Reynolds; оба – типа «Джон Батлер»), в результате чего субмарина погибла вместе со всем экипажем и всеми «Кайтенами». Замечу, Ёкота Ютака в упомянутой книге утверждает, что I-37 была потоплена 17 ноября эсминцем DD-449 «Николас» (USS Nicholas) типа «Флетчер», но на сегодня точно установлено – на самом деле в середине ноября он потопил японскую подлодку I-88.
Остальные же подлодки, I-36 и I-47, успешно проследовали предписанным им маршрутом, а 17 ноября их командиры капитан-лейтенанты Тэрамото Ивао и Орита Дзэндзи получили радиограмму, из которой им стало известно, что у атолла Улити находится многочисленная группировка кораблей противника – флот стоит во внутренней лагуне атолла, на якорях, рассредоточенный на три группы. В радиограмме, по словам Ёкоты Ютаки, сообщалось: «Севернее находятся примерно 30 кораблей, в том числе 3 линкора. В центре лагуны стоят на якорях около 100 транспортов и вспомогательных судов. Южнее них располагаются примерно 50 боевых кораблей. Предположительно представляют собой силы вторжения. В составе имеются линкоры и авианосцы».
18 ноября подлодка I-47 находилась уже в 50 милях от атолла Улити, примерно в полдень следующего дня субмарина оказалась практически у самого южного входа в лагуну, а в ночь с 19 на 20 ноября ее четыре «Кайтена» ушли в атаку (Нисима, Сато, Ватанабэ и Фукуда). Ситуация на I-36 тем временем вышла из-под контроля – ввиду технических неисправностей в атаку смог выйти только «Кайтен» лейтенанта Иманиси, остальные три, принадлежавшие Кудо, Ёсимото и Тоидзуми, так и не покинули субмарину-носитель. 30 ноября I-47 и I-36 вернулись в Куре.
Первоначально японцы высоко оценили результаты первого боевого применения «Кайтенов». 2 декабря 1944 года командование 6-го флота объявило: водители человеко-торпед из группы «Кикусуи» потопили три авианосца и два линкора. «Лейтенант Нисима, лейтенант Фукуда и младший лейтенант Иманиси потопили по авианосцу. Младшие лейтенанты Сато и Ватанабэ потопили каждый по линкору», – заявил капитан 1-го ранга Сакамото на совещании командного состава флота.
Реальность оказалась иной – японским «подводным камикадзе» удалось потопить только танкер-заправщик АО-59 «Миссисинева» (USS Mississinewa) типа «Аштабула», который имел водоизмещение около 24,5 тыс. тонн и был под завязку гружен авиационным и дизельным топливом, а также флотским мазутом. В результате атаки танкер был полностью уничтожен, из экипажа численностью 20 офицеров и 278 матросов погибли 63 человека.
Примечательно, что уже в начале 2000-х годов американцам пришлось удалять топливо, все еще остававшееся на «Миссисиневе». Всего откачали около 1,95 млн галлонов нефтепродуктов. История же этого корабля, ставшего первой и самой крупной жертвой «Кайтенов», подробно описана в книге Майкла Маира «Нефть, огонь и судьба» (Michael Mair. Oil, Fire and Fate: The Sinking of the USS Mississinewa AO-59 in WWII by Japan’s Secret Weapon. SMJ Publishing, Platteville, Wisconsin, 2008).
Пять человеко-торпед и пять их бесстрашных водителей, а если брать в расчет те, что погибли на I-37, то и вовсе – девять (не говоря о самой I-37 и ее экипаже), в обмен на один, пусть и крупный танкер – наверное, это того стоило в сложившихся на тот момент условиях. Ведь топливо – это кровь танков, самолетов и кораблей, которые тогда неумолимо сокрушали оборону японцев, приближаясь к их родным островам. Но сдержать натиск вражеской армады это, конечно, не могло.
Больше же всего водителям «Кайтенов» удалось, пусть и временно, поколебать моральный дух американцев. Адмирал Форрест Шерман, занимавший тогда должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом ВМС США, позже вспоминал о последствиях первой атаки человеко-торпед: «Мы чувствовали себя словно сидящими на пороховой бочке... нам стало казаться, что в открытом море мы будем в большей безопасности».
комментарии(0)