0
4503
Газета Вооружения Интернет-версия

09.07.2020 21:00:00

Современные боевые самолеты становятся все дороже

Проблемы развития истребительной авиации

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: истребители, су57, су35С, миг31к, сирия


истребители, су-57, су-35С, миг-31к, сирия Наши машины сочетают сверхманевренность с высоким ударным потенциалом. Фото Виталия Кузьмина

После Второй мировой войны в СССР очень опасались массированных ударов американской авиации (подобных тем, которые разрушили Германию и Японию) и отдавали приоритет развитию собственной истребительной авиации.

Однако «неприоритетная» фронтовая ударная авиация («Преодоление всемирного ракетного фетишизма», «НВО» от 22.05.20) приобрела очень значительный, причем весьма успешный боевой опыт в Афганистане и Чечне, а сейчас закрепляет его в Сирии. А вот истребительная авиация всерьез повоевала только в Корее в 1950–1953 годах, но это, по сути, стало продолжением Второй мировой (практически все советские и американские летчики этой войны имели опыт предыдущей, в которой были союзниками). За последующие более чем шесть десятилетий отечественные истребители по-настоящему воевали лишь летом 1970 года над Суэцким каналом (за Египет против Израиля), причем нельзя сказать, что успешно («Битва на истощение», «НВО» от 01.03.19). В небе Вьетнама вопреки распространенным и устойчивым мифам в кабинах советских истребителей против американцев воевали исключительно вьетнамцы. Эта война стала триумфом советских самолетов (в первую очередь МиГ-21), но не летчиков. При этом натерпевшиеся от «21-го» американцы создали F-15, который на голову превосходил по всем параметрам не только МиГ-21, но и его наследника МиГ-23. Перехватчик МиГ-25 обладал феноменальными (отчасти непревзойденными до сих пор) скоростными и высотными характеристиками, но он не мог вести маневренный воздушный бой, к тому же был дискредитирован перелетом в Японию на этом самолете предателя Беленко в 1976 года.

В рамках перехода к четвертому поколению истребителей в СССР было решено повторить американскую концепцию сочетания тяжелого и легкого истребителей при количественном соотношении между ними примерно 1:3. Но получилось не совсем то. Американский тяжелый F-15 был почти чистым истребителем, а легкий F-16 – многоцелевым истребителем-бомбардировщиком с большим уклоном в ударные функции. Самолеты дополняли друг друга. Советские тяжелый Су-27 и легкий МиГ-29 стали чистыми истребителями с минимальными ударными возможностями. Они не дополняли, а дублировали друг друга. В итоге после развала СССР и резкого ухудшения экономической ситуации в России они стали, по сути, друг другу конкурентами. У МиГ-29 единственным преимуществом перед Су-27 была более низкая цена, но в тот момент действовал принцип «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». По ТТХ же абсолютное превосходство имел Су-27. Просто за счет более крупных размеров он мог брать больше топлива (имел большую дальность полета), имел более мощные РЛС и средства РЭБ, а также большую боевую нагрузку во всех аспектах – массы, количества, номенклатуры боеприпасов. По этой же причине он имел гораздо большие возможности для модернизации.

В начале 1990-х на базе учебно-боевого Су-27УБ был создан двухместный Су-30 – почти идеальный многоцелевой истребитель-бомбардировщик. В 1990-е и начале 2000-х, когда российский ВПК работал почти исключительно на экспорт, Су-27 и Су-30 стали одними из наиболее успешных товаров и остаются таковыми до сих пор. Эти самолеты поступили на вооружение ВВС и морской авиации НОАК, а затем – ВВС Индии (в этой стране Су-30 производятся по лицензии), Индонезии, Вьетнама, Алжира, Малайзии, Венесуэлы, Казахстана, Белоруссии, Армении, Эфиопии, Анголы и даже Уганды. Очень значительные экспортные доходы позволили ОКБ Сухого разработать версии Су-30М2 и Су-30СМ для отечественных ВВС, а затем истребитель Су-35С, внешне почти неотличимый от Су-27, но имеющий принципиально другие боевые возможности.

Единственным же удачным экспортным контрактом МиГ-29 в постсоветский период стала поставка его палубного варианта в Индию. Продажи небольшого количества этих самолетов в Судан, Мьянму и Бангладеш ни в какое сравнение с успехами Су-27/30 не шли, а недавние поставки в Сербию и Монголию вообще ведутся из наличия ВКС РФ. Для собственных ВВС был создан МиГ-35, но гораздо позже, чем Су-30 и Су-35 и без каких-либо преимуществ над ними. В итоге, когда в конце 2000-х возобновились закупки самолетов для ВКС РФ в значительных количествах, они были полностью монополизированы «Сухими».

Сейчас истребительная авиация представляет собой сочетание произведенных еще в СССР Су-27 (часть из них модернизирована по варианту СМ) и МиГ-29 с новейшими Су-30СМ/М2 и Су-35С. Кроме того, остается на вооружении перехватчик МиГ-31, наследник МиГ-25, самолет еще более уникальный. Его летные ТТХ ненамного ниже, чем у МиГ-25, а возможности бортовой РЛС с ФАР не имеют аналогов в мире. В каком-то смысле эта машина опередила свое время. Недостаток у МиГ-31 тот же, что и у предшественника, – неспособность вести ближний маневренный воздушный бой. В настоящее время все оставшиеся перехватчики этого типа проходят модернизацию по варианту МиГ-31БМ/БСМ. Они же становятся единственными носителями аэробаллистической ракеты «Кинжал», то есть приобретают ударные функции.

Сегодня у России следующая истребительная авиация.

В ОСК «Север» имеется единственный 98-й смешанный авиаполк (Мончегорск, Мурманская область), на вооружении которого, в частности, состоят МиГ-31БМ.

В ЗВО имеются 4-й штурмовой и 689-й истребительный авиаполки (аэродромы Чкаловск и Черняховск, Калининградская область) с Су-27 и Су-30СМ, 14-й истребительный авиаполк (иап) (Курск) с Су-30СМ, 159-й иап (Бесовец, Карелия) с Су-35С, 790-й иап (Хотилово, Тверская область) с МиГ-31, Су-27 и Су-35С. Кроме того, в Липецке и Саваслейке (Нижегородская область) развернут 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава. На его вооружении по нескольку истребителей всех перечисленных типов.

В ЮВО имеются 3-й иап (Крымск, Краснодарский край) с Су-27СМ3 и Су-30М2, 31-й иап (Миллерово, Ростовская область) с Су-30СМ, 38-й иап (Бельбек, Севастополь) с Су-27 и Су-30М2. Кроме того, в составе 43-го морского штурмового авиаполка (Саки, Крым) имеются Су-30СМ. На 3624-й авиабазе (Эребуни, Армения) развернуты 18 МиГ-29 (в том числе 4 УБ), последние самолеты этого типа в строю ВКС РФ. Кроме того, на территории ЮВО (в Краснодарском крае) размещены две учебные авиабазы: 195-я (Кущевская) и 200-я (Армавир), в их составе имеется несколько Су-27 и МиГ-29.

В ЦВО имеется два иап с перехватчиками МиГ-31БМ: 712-й (Канск, Красноярский край) и 764-й (Большое Савино, Пермь). По-видимому, именно 712-й иап станет первым строевым полком, получившим на вооружение вышеупомянутый «Кинжал».

В ВВО имеется 22-й иап (Центральная-Угловая, Приморский край) с МиГ-31БСМ, Су-27, Су-35С и Су-30М2, 23-й иап (Дзёмги, Хабаровский край) с Су-27, Су-30 и Су-35С, 120-й иап (Домна, Забайкальский край) с Су-30СМ, 317-й смешанный авиаполк (Елизово, Петропавловск-Камчатский) с МиГ-31.

Всего в ВКС РФ около 70 МиГ-29.120–130 МиГ-31, примерно 140 Су-27 (в том числе не менее 50 СМ), более 70 Су-35С, не менее 120 Су-30, причем поступление Су-35С и Су-30 продолжается, но при этом списываются МиГ-29 и ранние Су-27. На хранении находится еще до 200 МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, но большая часть этих самолетов предназначена для утилизации, их возвращение в строй маловероятно.

Что касается заказа Минобороны на шесть МиГ-35, то этого было бы мало даже для банановой республики. Совершенно очевидно, что единственная цель данного заказа – юридическое принятие данного самолета на вооружение ВКС РФ, что должно облегчить его продажу в те страны, которые хотят заменить МиГ-29 советского еще производства. России эта машина не нужна. Впрочем, на данный момент неясно, кому этот самолет понадобится и за ее пределами: практически все его потенциальные покупатели либо уже выбрали Су-30СМ (в частности, это сделали все страны ОДКБ, имеющие реальные ВВС), либо не будут покупать МиГ-35 по политическим и/или финансовым соображениям.

Зато парк тяжелых истребителей должен пополниться 76 машинами 5-го поколения Су-57. Впрочем, катастрофа первого серийного истребителя этого типа в конце прошлого года может сильно затянуть данный процесс. Су-57 идет к принятию на вооружение очень тяжело, что совсем неудивительно, учитывая крайнюю сложность и высокую цену данной машины.

По количеству и качеству тяжелых истребителей (с учетом МиГ-31) ВКС РФ почти не уступают ВВС США и немного превосходят китайскую авиацию. По легким же истребителям наше отставание и от американцев (особенно с учетом их морской авиации), и от китайцев очень велико, причем только нарастает. Впрочем, если наращивать количество тяжелых истребителей, то отставание в легких проблемой не будет. Но именно если наращивать.

Что касается общих перспектив, то авиация после «Бури в пустыне» превратилась в нового «бога войны». При этом именно ее в наибольшей степени коснулся феномен запредельного удорожания техники (многотонные боевые самолеты сейчас стоят дороже, чем золото аналогичной массы) и боеприпасов к ней. К тому же пилотируемая авиация, как и большая часть наземной техники, приблизилась к пределу своего развития. Более того, по многим параметрам идет откат, причем довольно давно. Например, уже не менее 30 лет снижается максимальная скорость боевых самолетов. На скорости 2,5 М или больше истребитель в лучшем случае может лететь несколько минут, причем только по прямой (маневрировать на таких скоростях невозможно, перегрузок не выдержит ни человек, ни техника), после чего ему нужно немедленно возвращаться на аэродром, поскольку топливо на форсаже расходуется в тройном размере по сравнению с крейсерским полетом. Смысла в такой скорости нет. На истребителях 5-го поколения и боевая нагрузка оказывается ниже, чем у их предшественников 4-го поколения, поскольку все оружие необходимо размещать во внутренних отсеках, объем которых ограничен. F-2.5-го поколения, состоящий на вооружении ВВС США, оснащен теми же ракетами, что и его предшественник 4-го поколения F-15, только несет их вдвое меньше.

Крайне сложным и спорным является вопрос о том, насколько прогрессивна концепция истребителей 5-го поколения. До сих пор неясно, прорыв это или тупик («Бесполезный и слишком дорогой», «НВО» от 15.06.18). Видимо, для этого самолеты надо проверить в полноценном бою, чего пока не было. Тем более непонятно, что будет собой представлять истребитель 6-го поколения, о разработке которого говорят уже сейчас.

По-видимому, перед пилотируемой авиацией три пути: инерционный, с выжиманием последних возможностей из нынешних машин; дальнейшее их усложнение; упрощение и удешевление. В принципе ни один из этих путей не исключает двух других.

Разумеется, первый путь проще всего. В мире создано достаточно много хороших самолетов, которые можно долго и интересно совершенствовать, выращивая из них множество модификаций и даже как бы новых машин (самые яркие примеры – F-16, «Мираж-2000» и Су-27). Вроде бы идти таким путем до бесконечности невозможно, но если никто не совершает прорывов, почему бы не идти по инерции?

Усложнение ведет к очень сильному удорожанию техники, причем без гарантий реального качественного превосходства над предыдущими моделями. Даже если машины 5-го поколения окажутся отличными воздушными бойцами, это не отменит их дороговизны. Если же дело дойдет до боев, в которых с обеих сторон сойдутся истребители 5-го поколения, то придется пересматривать всю тактику. По-видимому, произойдет возвращение во времена Второй мировой и Корейской войн, когда были возможны только ближние маневренные бои при обязательном визуальном обнаружении друг друга, поскольку с помощью РЛС самолет противника обнаружить не удастся (из-за его малой ЭПР). Ближний маневренный воздушный бой – вещь крайне жестокая, для таких боев характерны очень высокие потери. Они были возможны в эпоху, когда истребители были дешевым массовым расходным материалом. На сколько боев хватит машин, каждая из которых стоит более 100 млн долл. и которых из-за этого произведено в лучшем случае пара сотен для ВВС великих держав и менее полусотни для ВВС стран рангом пониже?

Правда, сейчас создается впечатление, что воздушные бои становятся неким атавизмом. Последние классические воздушные бои «истребители против истребителей» имели место в 1999 году – 17 лет назад! Эти бои стали избиением МиГ-29 первых моделей. Сербские МиГи подверглись избиению со стороны натовских F-15 и F-16, эритрейские – со стороны эфиопских Су-27 («Совершенство приводит к деградации», «НВО» от 07.07.17). Следующего боя, причем единственного, пришлось ждать 20 лет: в феврале прошлого года пакистанский JF-17 (китайская третья или четвертая «производная» от МиГ-21) «завалил бизона» – индийскую модернизацию МиГ-21 («Ближневосточный военный парадокс», «НВО» от 20.03.20). Эта схватка азиатских МиГов лишь усилила ощущение, что классический воздушный бой превращается в архаику.

Упрощение и удешевление в сфере истребительной авиации сейчас всерьез не рассматриваются, поскольку в среде военных стратегов доминирует мнение о том, что крупномасштабных войн, подразумевающих большие потери в технике, больше не будет (насколько это мнение обоснованно – большой отдельный вопрос). Правда, дешевые при этом достаточно неплохие самолеты могут появиться в Азии, в качестве примера можно привести южнокорейский FA-50 или тот же JF-17. Впрочем, скорее всего их тоже скоро «затянет» в усложнение и удорожание. Появление беспилотных истребителей пока не представляется возможным, хотя полумифический истребитель 6-го поколения предполагается сделать как пилотируемым, так и беспилотным. Пока крайне сложно обсуждать это всерьез. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1841
Иран ответил Израилю эффектно и неэффективно

Иран ответил Израилю эффектно и неэффективно

Геннадий Петров

Две страны балансируют на грани масштабного конфликта, который не нужен ни им, ни их союзникам

0
2542
Ограниченно годные F-16 прикроют Украину с воздуха

Ограниченно годные F-16 прикроют Украину с воздуха

Владимир Мухин

Европа поддерживает боевые возможности Киева на одном уровне

0
7946
Джихадисты открыли второй фронт против России

Джихадисты открыли второй фронт против России

Андрей Серенко

Последствия нападения на «Крокус Сити Холл»

0
9820

Другие новости