1
8763
Газета Вооружения Интернет-версия

03.09.2020 22:30:00

Сильной России не будет без сильного флота

У РФ есть что защищать в Мировом океане

Владимир Пучнин

Об авторе: Владимир Васильевич Пучнин – доктор военных наук, профессор.

Тэги: военноморской флот, авианосцы, десантные корабли, эсминцы, фрегаты


военно-морской флот, авианосцы, десантные корабли, эсминцы, фрегаты Создание океанского флота невозможно без авианесущих и десантных кораблей. Фото РИА Новости

Рассматривая проблему строительства и развития отечественного Военно-морского флота, ряд экспертов исходят из того, что Россия глубоко континентальная страна. Поэтому флот, по их мнению, для нее не играет значительной роли в обеспечении национальной безопасности и не может быть приоритетным видом Вооруженных сил. Заявляется, что строить корабли дорого и долго, особенно крупные надводные, их строительство непосильно для экономики страны и не имеет смысла ни с военной, ни с политической точки зрения («Асимметричный флот», «НВО» от 07.02.20; «Куда идут Андреевские флаги», «НВО» от 31.07.20).

И континентальная, и морская держава

Либеральное экспертное сообщество страны упорно не хочет видеть Российскую Федерацию мировой державой. Их устраивает роль державы региональной, национальные интересы которой ограничены пределами территориальных границ. А также ситуация, когда Россия не претендует на значимую роль в мировой политике. Такой вектор развития привел к тому, что Россия сегодня практически лишилась современного промышленного производства: станкостроения, машиностроения, производства электронной компонентной базы. А в области судостроения по общему водоизмещению строящихся судов и кораблей Россия отстает от стран-лидеров (Республики Корея, Китайской Народной Республики, Японии) почти в 100 раз.

Как известно, мощность судостроительных предприятий определяется по тому, сколько тонн металла они способны обработать за год. По этому показателю все наши верфи могут осилить за год не более 400 тыс. т. Для сравнения: в Китае работают с полной нагрузкой три верфи мощностью более 1 млн т каждая, в Республике Корея есть верфи на 2 млн т. Общая доля отечественной судостроительной отрасли в ВВП Российской Федерации в настоящее время упала до 0,8%. Кроме того, в судостроении и кораблестроении сложилась значительная зависимость от зарубежных поставок комплектующего оборудования. Так, доля стоимости иностранных комплектующих в структуре стоимости судового оборудования составляет: для гражданского сектора – от 40 до 85%, для военного кораблестроения – от 50 до 60%.

Теперь давайте посмотрим на географическое положение России. Она омывается тремя океанами и 13 морями, протяженность морской границы составляет около 40 тыс. км, 60% внешнеторгового грузооборота страны осуществляется морским транспортом. Правда, к большому сожалению, доля перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, в общем объеме перевозок в 2019 году составила всего 6%. Весь остальной грузопоток обслуживают зарубежные перевозчики. Но это уже другая проблема, которая требует отдельного рассмотрения.

Эти обстоятельства позволяют говорить, что Россию нельзя рассматривать только как континентальную державу. Исторический опыт убедительно свидетельствует, что развитие России и ее успешное соперничество с мировыми державами возможно при условии, что она будет развиваться не только как сугубо континентальная, но и как морская держава, которая должна обладать достаточным морским потенциалом, способным гарантированно обеспечивать ее национальные интересы в Мировом океане. Только с учетом этих позиций следует подходить к решению проблемы строительства Военно-морского флота (ВМФ).

Строительство военного флота – это многосложная и многофакторная военно-политическая, научно-техническая и финансово-экономическая задача. Тут крайне важно учитывать цели национальной морской политики, современные и прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности, связанные с Мировым океаном. Также необходимо учитывать возможности оборонного бюджета страны, для чего следует проводить разумную и реалистичную кораблестроительную политику, которая не должна ложиться тяжким бременем на экономику страны.

Морская политика

Национальная морская политика является составной частью политики государства и общества, которая направлена на определение, реализацию и защиту национальных интересов в Мировом океане и формирование благоприятных условий для морской деятельности Российской Федерации в интересах ее устойчивого социально-экономического развития.

В соответствии с действующими в настоящее время концептуальными и нормативно-правовыми документами национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане в современных геополитических условиях и на долгосрочный период являются:

- обеспечение незыблемости суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, распространяющееся на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

- обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

- обеспечение свободы открытого моря, включая свободу судоходства, полетов, рыболовства, морских научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

- обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

- закрепление за Российской Федерацией статуса великой морской державы, деятельность которой в Мировом океане направлена на поддержание стратегической стабильности, усиление влияния и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях формирующегося полицентричного мира;

- развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование;

- развитие Северного морского пути в качестве глобально конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;

- безопасное функционирование морских трубопроводных систем углеводородного сырья, имеющих стратегически важное значение во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

В документах подчеркивается, что реализация национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и их защита являются высшими приоритетами российского государства, для чего Россия должна проводить прагматичную национальную морскую политику, основными целями которой могут быть:

- наращивание своих экономических, политических, дипломатических, информационных и военных возможностей по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;

- осуществление военно-морской деятельности в Мировом океане в интересах поддержания стратегической и региональной стабильности;

- обеспечение в соответствии с принципами и нормами международного права гарантированного доступа Российской Федерации к пространствам Мирового океана, его водным, топливно-энергетическим, минеральным и биологическим ресурсам;

- создание благоприятных политических, экономических, военных и информационных условий для компаний и организаций всех видов собственности Российской Федерации для освоения и рационального использования морских природных ресурсов и проведения научно-исследовательской работы в Мировом океане;

- повышение конкурентоспособности российского морского транспортного комплекса и Северного морского пути на рынке морских перевозок;

- стратегическое и региональное сдерживание потенциальных противников и предотвращение агрессии с океанских и морских направлений.

Средства реализации целей

Анализ оперативно-стратегических возможностей морских сил общего назначения Российской Федерации и результаты моделирования их действий в различных районах Мирового океана, бесспорно, свидетельствуют, что достижение указанных стратегических целей морской политики кораблями прибрежной и морской зоны не представляется возможным. Необходимым условием реализации и гарантированной защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане является наличие такого военно-морского потенциала, который может обеспечить право и возможности на военно-морское присутствие и демонстрацию силы в стратегически важных, в том числе удаленных, районах Мирового океана. Решить эту проблему только подводными лодками, а также с помощью корветов и фрегатов водоизмещением 2000–4500 т весьма проблематично. В условиях формирующегося многополярного мира и жесткого противостояния обеспечение национальных интересов в Мировом океане во многом зависит от баланса между потенциальными возможностями отечественного Военно-морского флота и его реальной способностью присутствовать в ключевых районах Мирового океана. Для этого в его боевом составе, безусловно,, нужны надводные корабли дальней морской и океанской зоны, включая эсминцы, универсальные десантные и авианесущие корабли, способные появляться в нужное время и в нужном районе Мирового океана в соответствии с меняющимся геополитическим и военно-стратегическим ландшафтом.

Реальный корабельный состав

Конечно, возникают вопросы: сможет ли наша экономика обеспечить строительство и эксплуатацию крупных надводных кораблей, сколько их нужно иметь в составе наших флотов, какие потребуются затраты и посильны ли они нашему оборонному бюджету.

Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на открыто опубликованные параметры нашего оборонного бюджета, который, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира, по итогам 2019 года составил 65,1 млрд долл. На долю Военно-морского флота сегодня приходится примерно 16–17% бюджета Министерства обороны РФ (максимально на ВМФ выделялось до 24% оборонного бюджета в 70-е годы прошлого столетия – времена гглавнокомандующего ВМФ Сергея Горшкова, когда строился ракетно-ядерный океанский флот СССР). То есть ежегодное финансирование ВМФ в настоящее время может составлять около 11 млрд долл. При этом на строительство новых кораблей и подводных лодок, а также на закупку вооружений и военной техники (ВВТ) для морской авиации и береговых войск флот может тратить до 50% выделяемых средств – около 5,5 млрд долл. ежегодно.

Таким образом, даже при сохранении отмеченных количественных параметров финансирования ВМФ к 2035 году на новые корабли и подводные лодки с учетом обновления морской авиации и береговых войск может быть потрачено не менее 80 млрд долл. Учитывая, что в 2024 году будет завершено строительство серии ракетных подводных лодок стратегического назначения типа «Борей», часть денежных средств может быть перераспределена на силы общего назначения ВМФ и тогда эта сумма к 2035 году может возрасти до 90 млрд долл. и более.

Военно-экономические и оперативно-тактические расчеты, выполненные на основании указанных параметров финансирования ВМФ и с учетом возможности обеспечения официально заявленных национальных интересов России в Мировом океане, показывают, что отечественный Военно-морской флот к 2035 году может быть реально представлен следующим количественно-качественным и сбалансированным составом надводных кораблей и подводных лодок (всего в ВМФ):

- ракетные подводные лодки стратегического назначения – 8–10 единиц;

- многоцелевые атомные подводные лодки – 16–18 единиц;

- многоцелевые дизельные и неатомные подводные лодки – 24–27 единиц;

- авианосцы (авианесущие крейсеры) – 3 единицы;

- корабли дальней морской и океанской зоны (крейсера, эсминцы, фрегаты) – 26–28 единиц;

- универсальные десантные корабли (УДК) – 3–4 единицы;

- большие десантные корабли – 11–14 единиц;

- корабли ближней морской зоны (корветы, малые ракетные и патрульные корабли, базовые и морские тральщики) – 77–83 единицы.

Указанный корабельный состав ВМФ, в котором доля современных вооружений составит не менее 75–80%, способен обеспечить военно-морское присутствие на постоянной основе в трех и более ключевых районах Мирового океана группировки сил общим составом: одного авианосца, не менее одного УДК, до шести кораблей дальней морской и океанской зоны, не менее четырех многоцелевых атомных и до пяти неатомных подводных лодок. Дополнительно в акваториях Черного, Балтийского и Японского морей (в ближней морской зоне) иметь в постоянной готовности не менее 10 корветов и малых ракетных кораблей с высокоточным оружием большой дальности (ВТО БД).

Таким образом, предложенный вектор развития ВМФ позволит ему эффективно противодействовать военным угрозам в Мировом океане, гарантированно обеспечивать наши морские национальные интересы и осуществлять стратегическое ядерное и неядерное сдерживание потенциальных противников. А в условиях региональной (локальной) обычной войны наносить морскими силами общего назначения, вооруженными гиперзвуковым ВТО БД, неприемлемый ущерб критически важным наземным объектам любого противника.

Сегодня Российская Федерация встала на естественный путь развития и существования как великая континентальная и великая морская держава, который обеспечит России достойное и лидирующее место в мировом сообществе. Другого пути у России нет. В большой политике, где Россия заняла прочное место, главную роль играет сила государства. А сильная Россия не может существовать без сильного флота. У нас есть что защищать в Мировом океане. Поэтому России объективно нужен сильный и сбалансированный флот, включая корабли океанской зоны. В противном случае в недалеком будущем все кому не лень будут диктовать России свои условия, игнорируя ее интересы в Мировом океане. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Борис 21:20 04.09.2020

Флотские дела для экономики страны всегда были тяжелы и до конца непознаваемые. Военные теоретики в растерянности. Средства поражения превзошли средства защиты кораблей. Авианосцы превратились из больших аэродромов в большие мишени. Класс ракетных крейсеров потерял свое предназначение. Адмиралы США не знают, какую поставить задачу новейшим эсминцам «Zumwalt». Может быть, это безвременье даст шанс российским конструкторам и адмиралам, потратить деньги на корабли для войны будущего.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости