Компьютерная модель УДК проекта 23900 разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Графика JSC Zelenodolsk Design Bureau
В истории приобретения – неважно, посредством иностранной закупки или создания отечественным оборонно-промышленным комплексом (ОПК) – универсальных десантных кораблей (УДК) для Военно-морского флота (ВМФ) России политическая значимость этого проекта пока значительно превосходит его военную необходимость. Многим их присутствие в ВМФ РФ кажется чрезмерным. Но очевидно, что развитие мировой военно-политической ситуации расставит верные акценты. В условиях нынешних конфликтов низкой интенсивности часто применение универсальной морской боевой платформы, такой как УДК – вертолетоносец, штаб, госпиталь и десантный корабль в «одном флаконе» – достаточно для решения тактической боевой задачи на удаленном театре военных действий (ТВД), особенно в ходе миротворческой операции. Однако одно останется неизменным – покупка французских вертолетоносцев Mistral в свое время обещала стать крупнейшим военно-экономическим проектом России и коллективного Запада. Именно коллективного, поскольку Париж, совершенно необоснованно разорвав эту сделку под мощнейшим давлением Вашингтона и Брюсселя, выступил от «имени всего Запада, озабоченного ситуацией на Украине». С этого момента началось фактическое военно-политическое противостояние Москвы и Североатлантического блока и его сателлитов. Поэтому УДК для России – еще и «исторический» проект.
Немного истории
У Военно-морского флота СССР имелось два противолодочных крейсера-вертолетоносца – «Москва» и «Ленинград» проекта 1123. Каждый нес на борту 14 вертолетов Ка-25. Строительство третьего такого корабля, «Киев», было отменено. «Москву» и «Ленинград» пустили на металлолом после распада СССР.
Классические УДК проекта 11780 «Херсон» и «Кременчуг» так и не были заложены из-за несовпадения позиций главкомата ВМФ и Генштаба СССР. Они должны были нести по 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29 в десантном варианте и по 25 вертолетов Ка-27 в противолодочном. Плюс 40 основных боевых танков (ОБТ) и до 1 тыс. морских пехотинцев.
Помимо желания российского руководства расширить военное и военно-техническое сотрудничество с Западом, которое набирало обороты в годы, предшествовавшие украинскому кризису, французская сделка по Mistral отражала еще личное желание тогдашнего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Надо было наказать российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК), с которым он вел непримиримую ценовую войну, особенно в военно-морском сегменте. Следует отметить, что украинский кризис и разрыв военных связей с Западом спасли военный бюджет и Вооруженные силы России от постановки на вооружение самой разнообразной дорогой и чаще всего ненужной боевой техники.
Планировалась закупка четырех французских вертолетоносцев (16 тяжелых вертолетов или 32 легких), способных перевозить до 40 ОБТ и до 900 морских пехотинцев, но заказали два корабля. Кормовые части заказанных во Франции УДК строились на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. После долгих проволочек французы расторгли контракт на поставку кораблей «Владивосток» и «Севастополь» и в 2015 году вернули деньги, представив этот поступок, ударивший по имиджу Франции как надежного военно-технического партнера, как санкцию за присоединение Крыма к России.
В сентябре того же года оба вертолетоносца с согласия РФ были проданы Египту и получили названия «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер». Их оперативная значимость для египетских военно-морских сил, с учетом их крайне ограниченной географии применения, незначительна, пока это только дорогие игрушки. В 2018 году оба вертолетоносца высаживали морской десант на побережье во время операции против террористов на Синайском полуострове. Операция была оценена как избыточная.
Вертолетоносцы России
На Керченском судостроительном заводе «Залив» были заложены два российских универсальных десантных корабля «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900 Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Корабли такого класса также называют десантными вертолетоносными кораблями-доки (ДВКД). Стоимость строительства – около 100 млрд руб. Кстати, французский контракт на два УДК Mistral стоил 1,2 млрд евро. Передача первого вертолетоносца российскому флоту ожидается в 2025 году, второго – в 2027 году.
Согласно попавшим в СМИ тактико-техническим характеристикам, проектное водоизмещение кораблей увеличено более чем 30 тыс. т (ранее заявлялось 25 тыс. т). Такое конструкторское усиление, очевидно, связано с увеличением авиационной группировки корабля. Помимо 16 тяжелых вертолетов морской «камовской» линейки – Ка-27, Ка-29, Ка-31 и новейшего разведывательно-ударного вертолета Ка-52К «Катран» на перспективном УДК будут базироваться ударные и разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Находящийся в разработке тяжелый ударный БПЛА С-70 «Охотник» компании «Сухой» весит около 20 т. А такой вес имеет значение. Но также беспилотный самолет «Охотник» автоматически превращает вертолетоносец в авианосец с соответствующим оборудованием – аэрофинишеры, катапульты и так далее. Логичнее было бы использовать БПЛА вертолетного типа, такие как, например, БПВ-500 санкт-петербургской компании «Радар-ММС» с полезной нагрузкой 180 кг. Несколько российских компаний инициативно разрабатывают беспилотники подобного типа, но все это пока прототипы.
УДК «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» будут оснащены доком для четырех катеров, обеспечивающих высадку десанта. Десант – до 1 тыс. морских пехотинцев (два усиленных батальона). До 75 единиц перевозимой бронетехники.
Уроки Мистраля
Стоит отметить, что с того момента, как десять лет назад началась дискуссия об УДК для российского ВМФ, военно-политическая ситуация в мире и география действий Вооруженных сил России значительно изменились. Военная кампания РФ на удаленном сирийском театре военных действий показала желательность присутствия такого корабля в Восточном Средиземноморье.
Ведь помимо всего прочего это еще и госпиталь, и плавучий штаб, и корабль управления с системами связи дальнего радиуса действия, и плавучая база для гуманитарных и спасательных операций. Французы вполне справедливо предпочитают называть свои Mistral кораблями проекции силы. На удаленном ТВД универсальный десантный корабль станет ядром экспедиционных сил. Впрочем, это означает, что необходимо дополнительное строительство боевых кораблей класса «фрегат» и авианосцев, которые позволили бы УДК действовать в далекой океанской зоне. Без плотного авиационного и ракетного прикрытия он беззащитен. Пока все это УДК может получить при действиях в прибрежных водах или на таких ограниченных морских ТВД, как Балтийское или Черное моря.
комментарии(1)
0
Борис 18:49 06.09.2020
УДК, как класс появился без достаточного обоснования теории современной морской войны. Автор требует для эскадры с УДК авианосец, что отсылает нас в 1945 год. УДК нужны крейсера с артиллерией 6Х152 мм и РСЗО "Смерч". Батальоны морской пехоты, просят огня, который арт пукалки и "калибры" с фрегатов обеспечить не смогут.