0
2357
Газета Вооружения Интернет-версия

17.09.2020 22:10:00

Отечественные поставщики готовы вытеснить западное оружие с турецкого рынка

Москва открыта к военно-техническому сотрудничеству с Анкарой

Владимир Карнозов

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Тэги: турция, россия, втс, одк климов, tfx, с400 триумф, су30см, су35с, миг35с


турция, россия, втс, одк климов, tf-x, с-400 триумф, су-30см, су-35с, миг-35с На фото прибытие частей комплекса С-400 "Триумф" в Турцию. Фото TURKISH NATIONAL DEFENSE MINISTRY / HANDOUT/Anadolu Agency via Getty Images

Курс президента Реджепа Таийпа Эрдогана и возглавляемой им Партии справедливости и развития, предполагающий активное использование турецкой армии при решении внешнеполитических и экономических задач, встречает растущее противодействие стран Запада. Кроме прочего это находит отражение в сворачивании участия американских, израильских и европейских компаний в долгосрочных программах турецкого оборонно-промышленного комплекса. Словом, на турецком рынке вооружений и военной техники появляется место для новых поставщиков, прежде всего России.

Первыми сворачивать военно-техническое сотрудничество с Анкарой начали американцы. Конгресс США отказался давать добро на запросы о поставках Турции реактивных систем залпового огня типа M270A1, зенитных ракетных комплексов MIM-104 Patriot, беспилотных летательных аппаратов семейства MQ-1 Predator, а также комплектующих и боеприпасов к ним. Причем отказы сделаны в обидной для турок форме, уже после согласования соответствующих контрактных документов и опробования товарных экземпляров данных марок вооружения в рамках сотрудничества по линии блока НАТО.

А самым сильным ударом по двусторонним отношениям в оборонной сфере явился отказ Вашингтона передавать истребители пятого поколения F-35A, включая даже те экземпляры, что уже были собраны и облетаны по турецкому заказу. Анкара планировала приобрести 116 истребителей, но в прошлом году сделка была запрещена конгрессменами по причине покупки Турцией в России комплексов ПВО С-400. Этим летом ВВС США заключили контракт с Lockheed Martin на сумму 861,7 млн долл., выкупив у производителя восемь серийных самолетов F-35А турецкой модификации и согласившись взять еще шесть по мере их готовности.

Сотрудничество с Израилем прервалось по чисто политическим мотивам: Партия справедливости и развития заступилась за палестинцев в конфликте вокруг Иерусалима и оккупированных арабских территорий. Соответственно не получили продолжения совместные программы по модернизации турецкого парка истребителей F-4 Phantom II и танков М-60, прекратились поставки беспилотных аппаратов типа Heron.

Германия

Взаимодействие с европейскими партнерами продолжается, однако его масштабы идут на убыль. Если в случае с США и Израилем факты сворачивания оборонных программ не скрываются и находят широкое обсуждение на страницах печати, то о таковых со Старым Светом предпочитают особо не распространяться. Публичность в данном вопросе не выгодна ни турецкой элите, ни европейским фирмам, прежде всего по PR-соображениям. Поэтому редко кто из журналистов и издателей обращает внимание на готовность парка военно-транспортных самолетов А400М: из девяти экземпляров, поставленных ВВС Турции, лишь один-два поддерживаются в летном состоянии.

Между тем официальный Берлин последовательно ужесточает условия по военному экспорту в Турцию. Причиной послужило вооруженное вторжение на север Сирии. Прежде всего под запрет попадают вооружение и техника, что может применяться против курдов. Сообщается о сложностях, возникающих с поддержанием боеспособности танков германского происхождения семейства Leopard. Германский экспорт с 243 млн евро в 2018 году и 184 млн в первые четыре месяца 2019-го сократился на порядок.

Вместе с тем продолжается программа лицензионного строительства серии из шести подводных лодок германского типа 214. Сборка ведется по контракту 2009 года на сумму 2,5 млрд евро с ThyssenKrupp Marine Systems, предполагающим использование немецких технических комплектов. Поскольку турецкие военно-морские силы при вторжении в Сирию не задействовались, на их программы ограничения не накладывались.

Президент Турции принял личное участие в церемонии спуска на воду головной субмарины «Пири Реис», состоявшейся в декабре прошлого года на судостроительном заводе Гёльджюк в Коджаэли. Однако его выступление перед сотрудниками предприятия в основном носило агитационный характер. Специалистов насторожили озвученные Эрдоганом сроки сдачи: «Пири Реис» будет готова к сдаче в 2022 году (согласно контракту, планировалась на 2015-й), вся партия – в 2027-м. Три года для завершения достраиваемой на плаву лодки – срок большой. Особенно с учетом того, что Гёльджюк имеет опыт строительства 11 субмарин типа 209 с 1981 по 2007 год.

Возможно, столь медленная достройка вызвана некими трудностями, возникшими во взаимоотношениях c немецкими партнерами в последнее время. Берлин выступает за конструктивный диалог по ситуации в Ливии и поиску взаимоприемлемых путей разработки нефтегазовых месторождений в Средиземном море, но его подход не всегда находит понимание у конфликтующих сторон.

В свое время Анкара отказалась подписывать Конвенцию ООН по морскому праву и сегодня, не считая себя связанной его положениями, пытается вести поиск энергоресурсов в территориальных водах стран-соседей. Почти год специализированные турецкие суда ведут разведку газовых и нефтяных месторождений на континентальном шельфе Греции, утверждая, что некая его часть принадлежит Турции. В результате регион оказался на грани войны. Возник еще один источник нестабильности, и Берлин может среагировать, запретив отправку морской техники по известному адресу.

Вероятность, что Турция отступит, низка. Страна экспортирует 92% потребляемой ей сырой нефти и практически весь природный газ. На их приобретение в прошлом десятилетии в среднем расходовалось около 44 млрд долл. ежегодно. Анкара рассчитывает в пятилетней перспективе покрыть треть своей потребности в газе за счет разработки новых месторождений в близлежащих водах. Вводя дополнительные меры по ограничению военного экспорта, Германия вряд ли сможет заставить турецкую сторону отказаться от реализации данной программы.

Франция

Сложности появились и в отношениях с Парижем, а ведь он славится толерантностью подходов, изобретательностью и пробивным характером, когда дело доходит до заключения сделок по поставке французского оружия за рубеж. Не находит практической реализации заключенное в январе 2018 года при личном присутствии президентов Макрона и Эрдогана соглашение по совместной разработке перспективного зенитно-ракетного комплекса SAMP-T. Руководитель Директората оборонной промышленности Исмаил Демир так обрисовал ситуацию: «Мы все еще находимся на этапе согласования технического облика. Франция негативно настроена к продолжению совместной работы, создает препятствия для движения вперед».

События лета-осени сего года говорят о дальнейшем охлаждении климата в турецко-французских отношениях. Париж предпочел поддержать Афины и Каир в конфликте по морским границам и за нефтегазовые месторождения в Средиземноморье. 12 сентября премьер-министр Кириакос Мицотакис объявил о сделке по покупке партии из 18 истребителей Rafale, а также четырех фрегатов и такого же числа палубных вертолетов к ним.

Новость пришла на фоне словесной перебранки на высшем уровне. Со стороны президента Франции ядовитые замечания в адрес турецкого визави можно объяснить желанием выказать враждебность силе, противостоящей грекам, тем самым сделать им приятное. «Он говорит, что у Франции проблемы не с турецкой нацией, а с Эрдоганом. Господин Макрон, у тебя будет гораздо больше проблем со мной лично. Не связывайся с турецким народом и не связывайся с Турцией. История Африки – это история Франции, это вы убили миллионы людей в Африке», – отреагировал Эрдоган. Турецкий лидер подчеркнул, что Париж «не имеет права преподавать урок человечности» Анкаре.

Приведенный фрагмент недавнего выступления Эрдогана лишь подтверждает: страна продолжает терять старых партнеров. Европейцы недовольны новым политическим курсом Анкары на строительство новой Османской империи и возвеличивание собственной страны за счет более слабых в военном отношении государств-соседей.

Поиск альтернатив

Реагируя на происходящее, администрация Эрдогана прилагает значительные усилия по поиску альтернативных источников технологий и комплектующих, коль скоро своими местная наука и промышленность в полном объеме не располагают.

Россия наряду с Украиной, Китаем, Южной Кореей, Сингапуром и Пакистаном в нынешних условиях представляется Анкаре наиболее подходящим партнером для расширения и углубления отношений в области разработки и производства военной техники. Причем выбора нет: прочие страны либо не идут на сближение с Турцией по политическим причинам, либо не обладают тем, что ей нужно.

Наиболее остро вопросы высоких технологий и комплектующих стоят применительно к проектам перспективного истребителя TF-X и основного боевого танка Altay. Ранее и истребитель, и танк сначала предполагалось оснастить моторами западноевропейского происхождения, а затем на основе последних разработать и запустить в серию собственные. Для успешного решения поставленных задач им зачастую не хватает интеллектуальных и материальных ресурсов.

Истребитель TF-X

Турецкая авиапромышленность уже разработала и запустила в серию ударные беспилотники Bayraktar TB2 и ANKA-S, учебно-тренировочный и учебно-боевой варианты турбовинтового самолета Hürkuş, вертолет огневой поддержки T-129 ATAK, а в настоящее время работает над истребителем собственного проекта TF-X.

Он стартовал 10 лет тому назад и лишь недавно прошел стадию макетирования: полномасштабный макет крылатой машины впервые выставлялся прошлым летом на международной выставке в Париже. Первый полет прототипа планируется на 2025 год. Проект потребует порядка 50 млрд долл. инвестиций, поставки товарной продукции намечены на 2029 год.

Обозначение TF-X (сокращение от Turkish Fighter Experimental – экспериментальный турецкий истребитель) выбрано неудачно. Аналогичная аббревиатура ранее использовалась американцами при разработке ударного самолета – первого в мире с крылом изменяемой геометрии и расшифровывалась как Tactical Fighter eXperimental (экспериментальный тактический истребитель).

Детище тогдашнего (1961–1968) главы Пентагона Роберта Макнамары было призвано стать основным летательным аппаратом Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты. Из-за излишней технической сложности, перевеса и неудачного боевого дебюта во вьетнамской войне выпуск F-111 вместо ожидавшихся нескольких тысяч составил всего-навсего 563 экземпляра. Данный проект стал хрестоматийным примером того, как не надо создавать универсальный боевой самолет сразу для нескольких видов Вооруженных сил.

Окажется ли новый турецкий проект под ранее используемым обозначением более удачным? Ответ на поставленный вопрос давать еще рано, но отдельные моменты в его реализации уже настораживают. На турецкий самолет планировался английский двигатель на основе EJ200 истребителя Eurofighter EF-2000 Typhoon. Однако весной прошлого года компания Rolls-Royce фактически отказалась от продолжения совместной программы с турецкими партнерами.

Те поспешили сообщить о замене EJ200 на американский F110 фирмы General Electric, хотя последний обладает значительно большей массой (сухой вес – 989 кг против 2 т) и габаритами (диаметр 74 см против 118). Гораздо ближе по цифрам российский РД-33МК, используемый на палубном истребителе МиГ-29К/КУБ и его аэродромном варианте МиГ-35. Габаритная длина – на 20–25 см больше, масса – 1099 кг, но при этом наш мотор развивает более высокую тягу – свыше 9 т на форсаже. Общаясь с журналистами в этом месяце, исполнительный директор «ОДК «Климов» Александр Ватагин сказал: «Огромный интерес проявляет к этой размерности Турция. Они давно хотят построить свой истребитель. По тому, что мы видим и какую информацию имеем, им нужен двигатель именно с такой тягой».

Сотрудничество с Россией

Если турки поставят двигатели РД-33МК на свой самолет, это станет очередным важным этапом в развитии военно-технического сотрудничества между нашими государствами. Своими корнями оно восходит к временам молодых Страны Советов и Турецкой Республики, когда Москва поддержала южного соседа в войне за независимость. Затем, в 1930-е годы, она помогла ему в создании бронетанковых войск, поставив 63 танка Т-26 и 40 бронеавтомобилей БА-6. Поставки отечественных бронированных машин возобновились в 1990-е годы, когда в счет покрытия государственного долга Турция получила до 240 бронетранспортеров БТР-80.

Кроме того, Германия поставила из арсеналов бывшей Народной армии ГДР 325 БТР-60ПБ. Почти все они затем прошли довольно серьезную модернизацию с заменой двигателя, трансмиссии и системы управления. Также со складов в восточной части страны поступили гранатометы РПГ-7, пулеметы калибра 12,7 и 7,62мм, автоматы Калашникова, ПТУР «Конкурс» и «Малютка». Туркам понравились наши противотанковые комплексы, и в 2008 году они закупили у «Рособоронэкспорта» 80 пусковых установок «Корнет-Э» и 800 ракет 9М133 к ним на общую сумму 70 млн долл.

Среди других важных сделок следует отметить приобретение порядка 20 вертолетов семейства Ми-17 для жандармерии и трех Ка-32А11ВС для пожарных. А самым крупным в истории ВТС между нашими странами стал контракт в 2,5 млрд долл. на зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф». О завершении поставок всех четырех дивизионов на встрече 28 июля с президентом Владимиром Путиным доложил генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Таким образом, Турция стала вторым после Китая иностранным государством, получившим новейшие отечественные средства противовоздушной обороны.

Большой потенциал российско-турецкого сотрудничества кроется в области самолетостроения. Об этом говорят события на МАКС-2019. Прошлогодний аэрокосмический салон в подмосковном Жуковском открыли вместе Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. Лидеры наших стран прошлись вдоль линейки авиатехники, выставленной на «президентской площадке». Там были представлены лучшие образцы продукции отечественного авиапрома, включая истребители поколения «4+» типа Су-30СМ, Су-35С и МиГ-35С. Турецкие гости надолго задержались у машины следующей генерации; подробные пояснения по Су-57Э им давали и Верховный главнокомандующий, и министр обороны РФ, и тогдашний руководитель фирмы «Сухой» Игорь Озар. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Обретение через потери

Обретение через потери

Ольга Дунаевская

Странная страна Амероссия в лицах и судьбах

0
172
Северный караул

Северный караул

Андрей Мирошкин

Крепости на Ладоге и Балтике повидали немало сражений

0
806
У нас

У нас

0
192
Европейский маятник России. Как нам избавиться от ордынского наследия

Европейский маятник России. Как нам избавиться от ордынского наследия

Надежда Арбатова

1
2004

Другие новости

Загрузка...