На учениях «Кавказ-2020» была представлена необычная тактика проведения морского десантирования. Фото с сайта www.mil.ru
За годы Великой Отечественной войны Красный флот высадил более 100 десантов в тылы противника. Бывали они разными – удачными и неудачными, но всегда отвлекали на себя значительные силы фашистских войск. Была у них еще одна общая отличительная особенность: высадка с моря на берег производилась с помощью «нештатных» средств. Это были «морские охотники», то есть противолодочные катера, торпедные катера, бронекатера, катерные тральщики, мотоботы, включая рыболовные, и другие подобные плавсредства. Десантных кораблей и катеров просто не было в составе ВМФ. Только к концу войны на Тихом океане появились соответствующие ленд-лизовские боевые единицы американского производства. Они приняли участие в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов.
Кто бы мог подумать, что Российскому флоту придется проявлять недюжинную изобретательность и сноровку при десантной операции спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Мы имеем в виду недавние стратегические командно-штабные учения (СКШУ) «Кавказ-2020». В рамках этих маневров, к которым привлекалось около 80 тыс. военнослужащих, на Каспийском море в районе дагестанского городка Зеленоморск производился десант морской пехоты на необорудованное побережье. В этом эпизоде СКШУ были задействованы около 500 морпехов, 24 боевых корабля, вспомогательных судов и катеров Каспийской флотилии и два пограничных сторожевых корабля, плавающие бронетранспортеры БТР-82АМ, реактивные системы залпового огня «Град», минометные комплексы «Сани» – всего более 40 единиц военной техники. С воздуха огневую поддержку осуществляли два звена вертолетов Ми-24 и Ми-35. После огневой подготовки с кораблей вертолеты Ми-8 высадили передовые десантно-штурмовые группы морской пехоты. То есть все шло как положено в таких операциях.
А вот дальше события стали развиваться не совсем штатно. Минную разведку у среза воды вели разъездные катера БЛ-820, а на подходе к берегу водолазы-минеры действовали с борта многофункциональных катеров поисково-спасательного обеспечения проекта 23370, предназначенных главным образом для работы в портах и на рейдах. Собственно, минно-тральные корабли на учениях тоже присутствовали – два рейдовых тральщика РТ-59 и РТ-181 проекта 697ТБ, построенных в Астрахани на базе рыболовных сейнеров в 1976 и 1980 годах. Они расчищали путь основным силам десанта.
А перебрасывали их на берег все шесть имеющихся в составе Каспийской флотилии скоростных десантных катеров проекта 11770 «Серна». Они развивают 30-узловый ход и при полном водоизмещении без малого 100 т способны транспортировать один танк Т-72 или два бронетранспортера БТР-82АМ. Каждый БТР с экипажем из трех человек берет на борт семь бойцов. Нетрудно подсчитать, что для переброски полутысячи морпехов шести «Серн» маловато.
Поэтому прямо на берег морпехи высаживались и с артиллерийских катеров проекта 1204 «Шмель» водоизмещением 77 т. Таковых в составе Каспийской флотилии имеется четыре. Они построены на рубеже 70-х годов прошлого века. Длина «Шмеля» – 27,4 м, ширина – 4,32 м. То есть площадь палубы невелика. По ней не разбежишься. Кроме всего прочего, она очень тесная. На ней имеется надстройка с боевой рубкой. В носовой части – 76-мм артиллерийская установка в башне танка ПТ-76, за надстройкой – спаренный 25-мм автомат 2М-3М и 17-ствольная 140-мм РСЗО БМ-14–17. То есть на «Шмеле» можно от силы разместить дюжину десантников. И то в тихую погоду. К счастью, она как раз благоприятствовала в районе Зеленоморска.
И хотя катера имеют небольшую осадку (всего один метр), командиры берегут свои маленькие кораблики и не захотели повреждать их ветхие днища. Поэтому они приказали морпехам бросаться в бой, не доходя до береговой линии. Те прыгали с их палуб, уходя под воду с головой. Морской воды они наглотались, но, слава богу, кажется, никто не погиб.
Осмелимся предположить, что в высадке десанта принял участие десантный катер «Атаман Платов» проекта 21820 «Дюгонь», который, вероятно, просто не попал в объективы телевизионных камер. «Дюгонь» по сравнению с «Серной» гораздо более крупное десантно-высадочное средство. При полном водоизмещении 280 т и 40-узловой скорости он перевозит три танка или пять БТР и 50 человек личного состава. Но в составе Каспийской флотилии такой катер один, и, конечно, погоды не делает.
Несомненно, апофеозом высадки десанта стало участие в нем транспорта вооружения ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк». Судно предназначено для хранения, перевозки и перегрузки вооружения, например, для снабжения малых ракетных кораблей крылатыми ракетами «Калибр». Его полное водоизмещение – около 2 тыс. т, длина – 61,5 м, ширина – 15,7 м, осадка – 3,1 м, скорость полного хода – более 10 узлов. Главное «оружие» ВТР-79 – мощный грузовой кран.
Организаторы учений на Каспии приспособили судно и его «оружие» к десантной деятельности. На палубе транспорта они разместили несколько бронетранспортеров. По прибытии к месту высадки ВТР-79 своим мощным краном по очереди спустил на воду бронетранспортеры. На них по канатам перебрались морпехи. Затем БТРы своим ходом уже пошли к берегу. Просто цирковой номер!
На всякий случай эти рискованные действия страховал спасательный буксир СБ-45 проекта 22870, оснащенный самыми современными средствами оказания помощи терпящим бедствие на море и под водой.
Все это здорово. Смекалка организаторов учений радует. Но вот что пишет по этому поводу польское военное издание Defence24: «Такого рода нетрадиционные приемы были бы невозможны во время высадки десанта в условиях реального боя при противодействии противника и в иных акваториях, особенно при даже минимальной волне». С этими словами трудно не согласиться. Стоит только добавить, что подобные «цирковые номера» создают иллюзию благополучия на Каспийской флотилии.
Сейчас на Кавказе полыхает война. Прикаспийские государства наращивают свою военную мощь. ВМС Азербайджана и Туркменистана получают современное оружие из Турции, Израиля и стран Запада. Поэтому и Каспийскую флотилию следует снабдить совершенными средствами ведения войны на море и с моря против берега.
Прежде всего речь идет о десантных кораблях и катерах. На этот театр стоит хотя бы временно перебросить с Балтики три имеющиеся там «Дюгоня» – пока промышленность не компенсирует их отсутствие на Каспии. Флотилии требуется как минимум пара средних десантных кораблей проекта 21810. На форуме «Армия-2020» демонстрировались материалы по такому улучшенному СДК водоизмещением 1740 т. При длине 97 м, ширине 15 м, осадке 2,6 м и полной скорости хода 18 узлов он может транспортировать к месту высадки пять танков Т-72 или 16 БТР и 170 человек морской пехоты, а также до 400 т грузов. На нем имеется взлетно-посадочная площадка для приема вертолета. СДК несет два десантно-штурмовых катера проекта 22080 и два 17-метровых транспортно-десантных катера. Вооружение включает 57-мм автоматическую пушку, два 30-мм автомата, два 12,7-мм пулемета в автономных модулях и 8 ПЗРК «Игла». По желанию заказчика на корабле могут устанавливаться 40-ствольная 122-мм РСЗО «Град-М» и 22-ствольный 140-мм огнеметно-зажигательный комплекс А-22 «Огонь» для оказания непосредственной поддержки десанту.
И конечно же, Каспийской флотилии, как, впрочем, и другим объединениям ВМФ РФ, остро необходимы современные противоминные корабли, в том числе способные работать на мелководье, искать и уничтожать мины впереди по курсу корабля и в случае надобности иметь возможность прибегать к услугам водолазов-минеров. Существуют не только проекты подобных тральщиков, но и «живые» образцы. По заказу ВМС Казахстана в России построен рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э. При полном водоизмещении 169 т он несет самое современное минно-тральное вооружение.
Так сложилось, что Каспийская флотилия в начале 2000-х годов стала в авангарде модернизации ВМФ РФ. Это объединение получило ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661, ставший флагманом флотилии. Затем пришли три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян» – по сути дела, современные канонерские лодки, вооруженные мощными 100-мм автоматическими орудиями А-190, РСЗО «Град-М» и двумя 30-мм 6-ствольными автоматами АК-360. Флотилия первая получила ракеты «Калибр», способные поражать морские и наземные цели на больших дистанциях. Собственно, испытания этого оружия производились с борта ракетного корабля «Дагестан». А затем объединение пополнилось тремя малыми ракетными кораблями проекта 21631 «Буян-М» с восемью вертикальными пусковыми установками для «Калибров» и 100-мм пушками. Это они 7 октября 2015 года потрясли мир, когда вместе с «Дагестаном» нанесли высокоточные удары по штабам, базам и предприятиям террористов в Сирии из акватории Каспийского моря. 20 ноября того же года они повторили удар. МРК внутренними водными путями, через Черное море и турецкие проливы, ходили на боевую службу в Средиземное море.
Но потом развитие флотилии стали тормозить. Не умышленно, конечно, а по корабельной бедности нашего ВМФ. Предназначавшиеся ей МРК и десантные катера типа «Дюгонь» перенаправили на другие театры. Вот и осталась Каспийская флотилия без высадочных средств и современных тральщиков.
Сегодня «кипит» не только на Южном Кавказе, куда для поддержки Азербайджана Турция перебрасывает из Сирии недобитых боевиков террористических организаций, но и в Средней Азии, где очень неспокойно. Враг вот-вот окажется у ворот. Если завтра война, если завтра в поход, то как Каспийская флотилия сможет встать на пути противника?
комментарии(0)