Первое публичное появление БМП-1АМ состоялось два года назад на полигоне Алабино. Фото © АО «Концерн «Уралвагонзавод»
Прошедшие модернизацию в заводских условиях боевые машины пехоты первого поколения, похоже, начинают поступать в войска. Свидетельством тому стала демонстрация БМП-1АМ на статической площадке международного научно-технического форума «Армия-2020», причем ей выделили место среди других типов бронированной техники, состоящих на вооружении Сухопутных войск Российской Федерации.
Кроме того, в интернете появились фотографии поезда в районе железнодорожной станции Барнаул, перевозящего не менее 20 БМП-1АМ. Визуально они отличаются от серийной конфигурации заменой приземистой башни с короткоствольным орудием на высокий боевой модуль от БТР-82А с 30-мм автоматической пушкой.
Официальной информации о принятии БМП-1АМ на снабжение пока нет. Однако еще 4 июня 2019 года на селекторном совещании военного ведомства его глава Сергей Шойгу сказал: «В текущем году в войска должно поступить свыше 400 новых и модернизированных единиц бронетанковой техники, среди них танки Т-72БЗМ с отечественными прицельно-наблюдательными комплексами, Т-90М «Прорыв-3», Т-80БВМ и боевые машины пехоты БМП-1АМ».
Согласно таблице с техническими характеристиками у натурного экспоната в Кубинке, внешние габариты остались прежними, за исключением высоты. Она выросла почти на полметра, до 2550 мм. Численность экипажа (три человека) и число мест в десантном отделении (восемь военнослужащих) остались неизменными.
Базовый двигатель УТД-20 заменяется на более ресурсный вариант С1 (как на БМП-2) с сохранением максимальной мощности 300 л.с. (промышленность предлагает и иные решения).
Масса в боевом снаряжении подросла до 14,2 т, но максимальная скорость по шоссе (65 км/ч) и запас хода по топливу (550 км) сохранились.
Старая радиостанция Р-123М уступила место современной Р-168–25У-2, одному из дюжины исполнений подобной аппаратуры из состава цифрового комплекса «Акведук», призванного удовлетворить потребности армейских частей тактического звена в устойчивой и хорошо защищенной радиосвязи.
Сила огня
Вместо башни с 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой 2А72, стабилизированной в двух плоскостях. Для своего времени «Гром» обладал хорошими качествами, особенно по поражению укрепленных позиций противника на поле боя, включая ДОТы, ДзОТЫ и т.п. А выстрелом ПГ-15В с кумулятивной гранатой ПГ-9В можно было подбить даже танк. К настоящему времени, однако, бронетехника стран блока НАТО получила многослойное разнесенное бронирование с повышенными противокумулятивными свойствами.
По сегодняшним меркам у «Грома» малая начальная скорость снаряда и кучность стрельбы, а установка в башне малых габаритов наложила сильные ограничения по углам наводки, особенно вертикальной. Кроме того, запасы ранее произведенных снарядов исчерпались, а возобновлять выпуск выстрелов уникального калибра, который помимо БМП-1 использовался только станковым гранатометом СПГ-9, нелогично. Поэтому перевооружение на весьма распространенный и хорошо зарекомендовавший себя 30-мм автомат – мера скорее вынужденная по соображениям унификации и обеспечения боеприпасами.
Таким образом, по силе огня из ствольного оружия БМП-1АМ сравнялся с БТР-82А и БМП-2. Замена классической башни на современный боевой модуль также несет и улучшение обзора для командира и наводчика-оператора. А высокая точность стрельбы обеспечивается новой системой управления огнем, в состав которой входит прицел с ночным каналом для стрельбы в темное время суток.
При этом максимальный угол возвышения ствола увеличился до 74 градусов, и теперь можно стрелять не только по наземным целям, но еще и воздушным. А также более эффективно действовать в условиях городского боя, когда требуется вести огонь по верхним этажам.
Для борьбы с бронированными объектами противника используется противотанковый ракетный комплекс 9К115 «Метис». Пуск выполняется по цели, удаленной на расстояние до 2 км, пробиваемость – 950 мм брони.
Динамический показ
Первое публичное появление БМП-1АМ состоялось пару лет тому назад в ходе динамического показа на полигоне Алабино, проводимого в рамках мероприятий МВТФ «Армия». Рассказывая зрителями о данном участнике, организаторы мероприятия добавляли к цифро-буквенному обозначению еще и собственное имя «Басурманин».
Столь необычный выбор названия вызвал домыслы, что изделие якобы предназначается главным образом на экспорт. Появление слова «басурманин» в русском языке относится к эпохе Средневековья; им население Руси нарекло воинствующих иностранцев мусульманской веры.
Следуя данной логике, можно было предположить, что целевой аудиторией выступали страны Ближнего и Среднего Востока. Суммарно они получили несколько тысяч БМП-1, причем многие сохраняются на вооружении по настоящий день. Начиная с 1966 года на производственной площадке в Челябинске (с 2011 года Челябинский тракторный завод входит в состав корпорации «Уралвагонзавод») было собрано более 20 тыс. таких машин, причем две трети пошли на экспорт.
Много БМП-1 и БМП-2 состоит на вооружении Индии, включая значительное число собранных по лицензии. Дели давно строит планы по модернизации парка боевых машин пехоты с участием иностранных фирм и широким привлечением местных компаний, однако пока что приемлемого по цене и качеству варианта не выявлено.
Наличие в мире платежеспособных клиентов настраивало отечественных разработчиков и производителей бронетехники на выработку предложений по доработкам старых образцов с надеждой на получение заказов как из-за рубежа, так и от собственной армии.
Модернизацией БМП-1 и БМП-2 занимались несколько организаций. За пару десятилетий ими в совокупности разработан широкий спектр вариантов – от довольно простых до весьма радикальных. Но внимание клиентов привлекли лишь два из них: сравнительно недорогой по БМП-1 и несколько более затратный по БМП-2. Опытные образцы БМП-1АМ и БМП-2М вместе выдвигались на огневую позицию в рамках динамического показа техники в ходе форума «Армия». Следующие эпизоды шли с участием БМП-3, БТР-82А и БМД и др., что предоставило зрителям возможность составить личное впечатление о возможностях всех этих машин и каждой в отдельности, а также сравнить их между собой. А иностранным покупателям – определиться с собственным выбором пути модернизации боевых машин пехоты советского и российского производства.
Плюсы и минусы
Как уже было сказано, «Басурманин» – бюджетная модернизация, которая позволяет продлить век старой техники (базовая конструкция 1965 года) еще лет на 10. На вооружении Российской армии сохраняется до тысячи БМП-1. Замена их таким же числом новеньких БМП-3 с завода потребует сумму около 82–86 млрд руб., если расчет вести по цифрам из открытых источников о партии, закупленной в 2019 году по линии ГОЗ. Между тем на экспорт подобные машины идут по гораздо более высоким ценам; партия в тысячу единиц иностранному клиенту обойдется в 2,5 млрд долл. Словом, замена по принципу «один к одному» не проходит прежде всего по экономическим соображениям.
Появление «Басурманина» в российских войсках наверняка вызовет повышенный интерес за рубежом, ведь многие страны взяли за правило приобретать себе только серийную продукцию, закупаемую армией страны-производителя. Общий экспортный потенциал велик с учетом нескольких тысяч БМП-1 на складах долговременного хранения. В случае соответствующей договоренности перед поставкой иностранному заказчику они могут быть сняты с консервации и подвергнуты соответствующим работам в заводских условиях.
Эксперты критикуют «Басурманина» за низкую защищенность и подвижность (на уровне серийной БМП-1), а также за скромные возможности борьбы с танками. Снизить уязвимость к огню противника можно установкой дополнительной защиты в виде навесных/накладных экранов по примеру соответствующего комплекта для БМП-2М. Правда, это приведет к дополнительному понижению подвижности.
Радикальным способом увеличения тяговооруженности может стать установка нового дизеля УТД-23 с турбонаддувом, способного выдать 400 л.с., – на 100 «лошадок» больше штатного УТД-20. Представители промышленности порой говорят о более мощной силовой установке применительно к обычной БМП-1АМ, хотя фактов, подтверждающих соответствующее решение заказчика, на данный счет пока нет.
Двигатель повышенной мощности и подходящая для него коробка передач – одно из главных требований индийского военного ведомства к программе модернизации парка российских БМП. Оно объясняется условиями более жаркого климата, а также необходимостью проведения операций в условиях высокогорья. Если иностранный заказчик оплатит соответствующие работы, это станет дополнительным стимулом и для российских военных.
Усиление противотанкового вооружения – тема не новая, ей занимаются с советских времен. По мере создания более совершенных противотанковых ракет их примеривали на БМП-1. Первоначально машина вооружалась «Малюткой», с 1979 года – «Фаготом». Предлагаемые российскими фирмами варианты модернизации включали установку боевого отделения МБ2 с ПТРК «Конкурс» («Муромтепловоз»), модуля «Кливер» или «Берег» с ПТУР «Корнет» (АО «КБП»). Последний комплектуется цифровой автоматизированной системой управления огнем с различными сенсорами (включая тепловизоры) для поражения целей днем и ночью из 30-мм пушки и ПТУР на дальности до 8 км.
Главная проблема связана с установкой дополнительной защиты, нового двигателя и ракет – высокие финансовые затраты, несопоставимые с остаточной стоимостью БМП-1. Однако дело не только в этом. Боевая машина пехоты задумывалась военными и конструкторами как средство транспортировки личного состава отделения по дорогам и/или пересеченной местности с целью доставки его к месту выполнения боевой задачи, а после спешивания – поддержки огнем.
Советская военная доктрина полувековой давности делала упор на крупномасштабные наступательные операции танковых и мотострелковых соединений при массированной поддержке авиации и артиллерии. В едином развернутом строю с танками должны были действовать и многочисленные БМП-1. Хотя ее конструкция и позволяла вести огонь из автоматов, считалось, что, сидя в боевой машине, пехота возложенных на нее задач выполнить не сможет. Для этого мотострелкам нужно спешиться за несколько сотен метров до передовой линии окопов и далее действовать под прикрытием огня бронемашин, которые пушечным и пулеметным огнем подавляли бы огневые точки противника.
Задача уничтожения вражеских танков на БМП-1 не возлагалась; она лишь могла защитить себя, поразив бронированного противника огнем 73-мм пушки и ПТУР. Добиться прямого попадания «Малюткой» в движении было невозможно – только с остановки (в обороне – с места). Израсходовав одну ракету, экипаж мог подготовиться к повторному пуску, вручную поместив следующую «Малютку» на направляющую, расположенную на башне, для чего необходимо было открыть люки и выбраться наружу.
Соответственно назначению броневая защита БМП-1 выбиралась из расчета непробиваемости «в лоб» из мелкокалиберной автоматической пушки, а «в борт» – из крупнокалиберного пулемета. Уже после появления БМП-1 страны Запада разработали улучшенные боеприпасы, что понизило ее защищенность. Тем не менее, как показывает опыт локальных конфликтов, броня и сегодня выдерживает выстрелы из подствольных гранатометов, пулеметов и автоматов калибра 7,62 мм, а также защищает от осколков противопехотных мин, ручных гранат и мин минометов калибра до 82 мм.
Словом, БМП-1 и сегодня способна выполнять основные задачи, возложенные на нее при постановке на вооружение. Поэтому, собственно, она и продолжает стоять на вооружении Сухопутных войск. Модернизация в вариант «Басурманин» не даст ей «вторую молодость», а лишь продлит активный срок службы, немного повысив функционал и способность действовать в условиях вооруженных конфликтов современности.
комментарии(0)