Атомная авиабомба B61-12 станет одним из основных вооружений истребителя пятого поколения F-35. Фото со страницы Nnsa в Flickr
Последние два года Министерство обороны США в своих справках, докладах и брифингах обосновывало важность сохранения стратегической ядерной триады и необходимость срочного обновления ее вооружений в ближайшие 20 лет. Национальное агентство по ядерной безопасности (НАЯБ) Министерства энергетики США в самом конце минувшего года опубликовало доклад Конгрессу с планом развития ядерного боезапаса страны по 2045 год. Все это показывало намерения военно-политического руководства не только по оснащению ядерных сил новым «железом» и «начинкой» на ближайшие 25 лет, но и по поддержанию оснащенности ядерных сил в предстоящие 50–65 лет.
Средства доставки и средства поражения
«Железо» – это средства доставки ядерного оружия и его носители, «начинка» – это ядерные средства поражения. К средствам доставки ядерного оружия относят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ), ядерные авиабомбы. К носителям ядерного оружия причисляют атомные подводные лодки с ядерными БРПЛ (ПЛАРБ), бомбардировщики с ядерными КРВБ или ядерными авиабомбами, истребители-бомбардировщики с ядерными бомбами, шахтные пусковые установки (ШПУ) МБР. Средствами поражения являются ядерные боевые заряды (ЯБЗ).
Современное поколение носителей и средств доставки ядерного оружия, замена которого неоднократно откладывалась по политическим или финансовым соображениям, прекратит свое существование (за исключением БРПЛ «Трайдент-2» и ШПУ МБР) где-то в 2030 – 2050-е годы.
ПЛАРБ второго поколения (типа «Огайо»), вошедшие в состав флота в 1984–1997 годах, будут сняты с вооружения в 2027–2041 годах. МБР типа «Минитмэн-3», поставленные на боевое дежурство в 1970–1977 годах, уйдут в прошлое в середине 2030-х годов. Бомбардировщики В-1 (они были носителями ядерного оружия по 1997 год), поставленные в ВВС в 1985–1988 годах, как будто обречены на списание в 2031 году. А бомбардировщики В-2 (носители ядерного оружия с 1997 года), переданные в ВВС в 1993–2002 годах, вроде бы завершат свою карьеру в 2032 году.
Пришедшая в ВВС в 1981–1986 годах КРВБ AGM-86B станет уступать свое место новой КРВБ не позже начала 2030-х годов. Истребитель-бомбардировщик F-15E, поступивший в ВВС в 1988–2004 годах, постепенно перестанет выполнять свое ядерное предназначение после того, как его преемник F-35A получит ядерную сертификацию в 2023 году.
После перевооружения на новые двигатели бомбардировщики В-52Н, поставленные в ВВС в 1961–1962 годах, останутся на вооружении до 2049 года, если не дольше. В 2036 году завершится модернизация ШПУ МБР для последующего их использования новым поколением МБР.
Самолеты-заправщики КС-135, пришедшие в ВВС в 1957–1966 годах, останутся на вооружении, как полагают, по 2040 год. Но самолеты-заправщики КС-10, произведенные в 1981–1990 годах, обречены на снятие с вооружения в 2021–2023 годах. Очевидно, что сочетание высокого качества продукции и сопровождения у таких компаний, как «Боинг», «Дженерал электрик» и «Локхид», с жесткой требовательностью заказчика обеспечило бомбардировщикам В-52Н, МБР «Минитмэн-3», КРВБ AGM-86B, ПЛАРБ типа «Огайо», БРПЛ «Трайдент-2» и заправщикам КС-135 долгую жизнь.
К настоящему времени Объединенное стратегическое командование ВС США (ОСК), в котором сосредоточены все стратегические ядерные силы и средства, имеет 14 ПЛАРБ с 280 действующими пусковыми установками для БРПЛ «Трайдент-2», 450 ШПУ для МБР «Минитмэн-3» (400 действующих, 50 резервных) и 66 тяжелых бомбардировщиков (46 В-52 и 20 В-2). По состоянию на 1 сентября 2020 года, если верить бюро государственного департамента США, эта страна располагала 658 МБР и 464 БРПЛ.
В развернутых 397 ШПУ она имела 397 моноблочных МБР, в 230 развернутых пусковых установках ПЛАРБ – 230 БРПЛ с 1012 ЯБЗ, за развернутыми 48 тяжелыми бомбардировщиками числила 48 ЯБЗ. То есть всего на 675 развернутых носителях и средствах доставки американцы числили 1457 развернутых ЯБЗ. Нестратегические ядерные силы США, представленные самолетами F-15E, обладают «небольшим» арсеналом ядерных авиабомб.
Модернизация и перевооружение
Каковы перспективы у средств доставки и носителей ядерного оружия стратегических и нестратегических ядерных сил? Стратегическая ядерная триада сохранится, однако состав ее компонентов может измениться.
Присмотримся сначала к МБР. Модернизация 450 действующих и резервных ШПУ для МБР следующего поколения по плану завершается в 2036 году. Ранее сообщалось, что размещение новых МБР в этих ШПУ займет девять лет. Развертывание этих МБР начнется в 2029 году. При размещении предложения компаниям на разработку новой МБР выдвигалось требование обеспечить нахождение этих ракет на вооружении в течение 50 лет. Следовательно, эти МБР будут на вооружении в 2029–2079 годах.
С учетом количества ШПУ, потребного количества ракет для размещения в ШПУ, для проведения учебно-боевых стрельб в течение 50 лет и для изучения процессов старения нужно не менее 650 МБР. Кроме того, необходимы ракеты для проведения опытно-конструкторских и приемочных испытаний. Американцы – люди дальновидные, поэтому они вряд ли ограничат себя способностью размещать на ракете только один боевой блок.
В период 2031–2042 годов 12 ПЛАРБ третьего поколения приступят к несению боевого дежурства в море, имея на каждой подлодке не по 24 или 20 действующих пусковых установок, а всего лишь по 16. Первая такая ПЛАРБ должна быть передана флоту в 2028 году, вторая и последующие – по одной в год в 2031–2041 годах. Срок службы каждой ПЛАРБ определен в 42 с половиной года (с учетом времени капитального ремонта). Следовательно, новые ПЛАРБ будут находиться на вооружении более 55 лет – в 2028–2084 годах.
БРПЛ «Трайдент-2» – самая удачная американская БР. В одном из официальных заявлений в конце 2019 года сообщалось, что эта ракета и ее ЯБЗ доживут до 2084 года. Закупки первой серии этой ракеты в количестве 425 единиц (не считая 58 для Великобритании) были проведены в 1987–2005 годах, а поставки флоту осуществлены в 1989–2007 годах. Вторая серия из 108 ракет закуплена в 2008–2012 годах. Планируется закупка еще 108 ракет.
Выполнение первой программы продления срока службы БРПЛ «Трайдент-2» с увеличением дальности при полной нагрузке ведется с 2012 года. Начало выполнения второй программы продления срока службы ракет пока намечено на 2021 год, развертывание ракет назначено на 2039 год. Интересно отметить, что ранее концом срока службы БРПЛ «Трайдент-2» назывался сначала 2042, а затем 2049 год и что еще в 2018 году планировалось приступить с 2020 года к исследованиям по созданию новой БРПЛ на замену существующей.
Будущее флота малозаметных дозвуковых проникающих бомбардировщиков-ракетоносцев двойного назначения В-21 «Рейдер», способных нести ядерное и обычное оружие, менее ясно. Прежние планы предусматривали строительство 100 стратегических бомбардировщиков В-21 в течение 5–10 лет, достижение первоначальной боевой готовности первой эскадрильей в 2025 году, получение ядерной сертификации в 2027 году, нахождение самолетов В-21 на вооружении в этом флоте в течение 50 лет (2025–2075 годы). Намеченные сроки поступления самолета могут отодвинуться на один-три года. Первый полет нового бомбардировщика ожидается в 2022 году.
Как бы то ни было, к 2030 году на вооружении ВВС окажутся бомбардировщики четырех типов, а в середине 2030-х годов – двух типов. К 2031 году планируется завершить модернизацию инфраструктуры всех пяти авиабаз бомбардировщиков.
С 2018 года стартовала кампания за увеличение количества закупаемых самолетов В-21. Сначала ее организаторы говорили о необходимости иметь 225 бомбардировщиков (75 В-52 и 150 В-21), а в 2020 году стали ратовать за флот из 225 самолетов В-21. Инициативу иметь 225 бомбардировщиков (без указания типов самолетов) поддержали законодатели США.
Министерство обороны в 2020 году подтвердило, что развертывание бомбардировщиков В-21 начнется в середине 2020-х годов. Надежды оптимистов на поставку всех 100 самолетов к 2031 году пока не находят подтверждения.
Поступление новой ядерной КРВБ ранее увязывалось со сроками поставок бомбардировщиков В-21, а срок нахождения ракет на вооружении определялся в 50 лет (2025–2075-е годы). По сравнению с существующей КРВБ AGM-86B новая КРВБ (AGM-180 или AGM-181) станет малозаметной, получит новый ЯБЗ, будет обладать большей точностью и дальностью. По оценке Министерства обороны, она поступит на вооружение в начале 2030-х годов. Ранее в СМИ сообщалось, что из примерно 1 тыс. планировавшихся к закупке новых КРВБ лишь половина будет иметь ядерное оснащение.
Создание новой ядерной «нестратегической» крылатой ракеты морского базирования (КРМБ) для размещения на атомных подводных лодках и надводных боевых кораблях основных классов на замену снятой с вооружения в 2011 году ядерной КРМБ «Томагавк» считалось в верхах в 2018 году срочным делом. Но оказалось, что на разработку нового ЯБЗ малой мощности требуется 7–10 лет. Очевидно, что сроки производства нового ЯБЗ (2029–2032 годы) синхронизированы со сроками принятия новой ядерной КРМБ на вооружение.
Вновь изменены сроки превращения истребителя ВВС F-35A в носитель ядерного оружия, на этот раз их перенесли с 2024 на 2023 год.
На 2019–2027 годы намечены поставки первой серии из 179 самолетов-заправщиков КС-46А, предназначенных для замены заправщиков КС-135. Каждый самолет КС-46А рассчитан на эксплуатацию в течение 40 лет.
Атомные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу ударной группировки наступательных ядерных сил. Фото со страницы US Navy в Flickr |
Рассмотрим нынешнюю и будущую «начинку» ядерных сил США сначала в общем виде и затем подробнее.
Из сообщения Министерства обороны США от 6 апреля 2020 года следует, что Соединенные Штаты сократили свой ядерный боезапас по сравнению с пиком холодной войны на 85%. Если считать пиком период 1979–1985 годов, когда число ЯБЗ в США каждый год изменялось в вилке от 22 886 до 24 138, то получается, что на апрель 2020 года ядерный арсенал исчислялся бы в 3400–3600 развернутых и резервных ЯБЗ. Судя по заявлению представителя Пентагона от 21 февраля 2020 года, «не будет сколько-нибудь значительного (significant) увеличения в размерах стратегического боезапаса». В том же месяце командующий ОСК сказал, что «мы не стремимся к паритету с Россией».
В 2017–2019 годах в США была произведена переоценка направлений модернизации ядерного оружейного научно-производственного комплекса и ядерных боезарядов, определены требования, возможности и перспективы по разработке новых ядерных боезарядов по 2045 год, уточнены количественные и качественные требования по ядерному боезапасу страны на ближайшие годы.
Основные требования по ядерному оружию были сформулированы в «Стратегии национальной безопасности» в 2017 году и в «Обзоре ядерной политики» 2018 года, в «Президентском меморандуме по национальной безопасности» (NSPM-22), в «Стратегическом плане на 2019–2044 годы» Совета по ядерному оружию. Были определены показатели по ядерному боезапасу и по демонтажу ЯБЗ на 2019–2024 годы. Предусматривалось осуществлять модернизацию ядерных боезарядов и приступить к разработке перспективных ЯБЗ с поставкой первого ЯБЗ нового типа к концу 2020-х годов. Основное внимание уделялось возможности выхода производства плутониевых узлов с 2030 года на уровень 80 в год и модернизации тех ЯБЗ, которым предстояло быть на вооружении в следующие 15–20 лет, чтобы после модернизации они служили бы еще десятилетия.
Теперь подробнее о существующих и перспективных ядерных боезарядах. В настоящее время на вооружении ядерных сил США находятся авиабомбы В61–3/4 (для самолетов двойного назначения F-15E тактической авиации), В61–7/11 и В83–1 (для самолетов двойного назначения В-2 стратегической авиации), ЯБЗ W80–1 на КРВБ (для самолетов двойного назначения В-52 стратегической авиации), ЯБЗ W78 и W87 для МБР и ЯБЗ W76–1/2 и W88 для БРПЛ.
Мечта НАЯБ состояла в том, чтобы иметь в арсенале вместо ядерных авиабомб всех типов ядерную бомбу только одного типа (В61–12) как для тактической, так и для стратегической авиации. Сейчас она планирует заменить на В61–12 только авиабомбы В61–3/4/7/10. Программа продления срока службы ЯБЗ бомб В61 предусматривает выпуск обновленных и превращенных в высокоточные авиабомб В61–12 в 2022–2026 годах с расчетом службы каждой такой бомбы еще на 20 лет.
Очевидно, что после 2042–2046 годов наступит пора будущей авиабомбы (FAW), ЯБЗ для которой условно планируется к разработке в 2030–2045 годах. ОСК не хотело бы отказываться от единственной проникающей авиабомбы В61–11 (ее получили в 1997 году в расчете чуть ли не на 50 лет службы) и единственной авиабомбы мегатонного класса В83–1 (ее производство завершилось в 1991 году). Однако в «Обзоре ядерной политики» 2018 года сообщалось, что авиабомбы В61–11 и В83–1 будут сохранены, пока не появится достаточная уверенность в ядерной авиабомбе В61–12.
Программа продления срока службы ЯБЗ W80–1 КРВБ AGM-86B (он производился в 1981–1990 годах) предусматривает его преобразование в 2025–2031 годах в ЯБЗ W80–4 для новой КРВБ AGM-180 или AGM-181. Работы в 2030–2045 годах по замене ЯБЗ W80–4 новым не предусмотрены.
ЯБЗ W87 для МБР производился в 1986–1988 годах. Программа модификации намечает выпуск ЯБЗ W87–1 в 2030–2038 годах и синхронизирована с поступлением на вооружение новой МБР. В настоящее время МБР «Минитмэн-3» оснащены ЯБЗ W78 и W87. ЯБЗ W78 (производился в 1979–1982 годах) будет сниматься с вооружения вместе с МБР «Минитмэн-3» по мере поступления новых МБР с ЯБЗ W87–1. Работы по созданию «будущего стратегического ЯБЗ наземного базирования» (FSLW) для замены ЯБЗ W87–1 условно планируются на 2030–2045 годы.
ЯБЗ W88 для БРПЛ «Трайдент-2» создавались в 1988–1989 и весьма ограниченно в 2007–2010 годах. Выпуск обновленных после модернизации ЯБЗ W88 назначен на 2021–2026 годы. Работы по созданию «будущего стратегического ЯБЗ морского базирования» (FSSW) для обеспечения возможности замены ЯБЗ W88 условно запланированы на 2030–2045 годы.
ЯБЗ W76 для БРПЛ произведены в 1978–1987 годах. Программа продления сроков службы на 20 лет с выпуском ЯБЗ W76–1 выполнена в 2008–2018 годах. В 2019–2020 годах из ЯБЗ W76 переоборудовано и поставлено флоту ограниченное количество ЯБЗ малой мощности W76–2, одновременно начаты работы по продлению срока их службы на 20–50 лет. Считается, что срок службы ЯБЗ W76 до и после его превращения в W76–1 составит 60 лет. Работы по созданию «ЯБЗ для подводных лодок» (submarine-launched weapon) для замены ЯБЗ W76–1/2 условно планируются на 2030–2045 годы. По каким-то причинам НАЯБ не назвало этот новый ЯБЗ стратегическим.
Новый ЯБЗ малой мощности для новой КРМБ (SLCM-N) намечено произвести в 2029–2032 годах.
Новый ЯБЗ W93 для БРПЛ назван в докладе НАЯБ как условно запланированный для появления в 2030–2045 годах без указания, какой ядерный боезаряд он заменит или дополнит. Он должен обладать гибкостью использования, под которой иногда подразумевается наличие возможности переключения тротилового эквивалента, и удовлетворять особым требованиям, суть которых не раскрывается. Судя по различным сообщениям, к разработке ЯБЗ W93 ранее планировали приступить в 2023 году с возможностью получить его через 15–20 лет после начала разработки. Примечательны расхождения представителей Министерства обороны: один утверждал, что ЯБЗ W93 идет на смену ЯБЗ W88, другой говорил, что W93 заменит ЯБЗ W88 и W76.
Причисление ЯБЗ пяти новых типов к категории «условно планируемых» можно объяснить несколькими обстоятельствами. Темп производства новых плутониевых узлов в 2030–2045 годах не обеспечивает одновременного создания полной серии ЯБЗ пяти новых типов. Одновременное создание ЯБЗ пяти новых типов чрезмерно дорого. Нет смысла создавать ЯБЗ новых типов на замену, пока надежность ЯБЗ существующих типов обеспечивается менее дорогостоящей модернизацией.
Интересно, что Конгресс при утверждении бюджета на 2021 финансовый год предотвратил возможность проведения натурных ядерных испытаний на ядерном полигоне запретом выделения средств.
Итак, на 2021–2038 годы планируется поставка прошедших модернизацию ядерных боезарядов четырех типов (для баллистических ракет и авиабомбы), на 2029–2032 годы намечена поставка нового ЯБЗ для крылатой ракеты морского базирования, к периоду 2030–2040-х годов отнесена теоретическая возможность создания новых ЯБЗ пяти типов (для баллистических ракет и авиабомбы) с перспективой получения первым ЯБЗ W93 с его особыми характеристиками. С выходом на ежегодный выпуск с 2026 года 30, а с 2030 года 80 новых плутониевых узлов ядерный оружейный научно-производственный комплекс США явно сможет создать в 2030–2045 годах не менее 1280 новых ЯБЗ.
Необходимо помнить, что в «Обзоре ядерной политики» 2018 года содержалось требование об изучении возможности «прироста будущего ядерного боезапаса» за счет ЯБЗ, снятых с вооружения. К концу 2016 финансового года в США имелось 2800 ЯБЗ, снятых с вооружения и ожидавших демонтажа.
Посмотрим, как шла и идет разборка таких ЯБЗ. Средний темп демонтажа в 2009–2016 годах составлял около 280 ЯБЗ в год (при среднем темпе снятия с вооружения около 160 ЯБЗ в год). По планам 2010 года демонтаж всех снятых с вооружения ЯБЗ намечалось завершить в 2020-е годы. Сейчас действует пятилетний план разборки ЯБЗ. По оценке руководства НАЯБ от декабря 2020 года, имеет место «значительный прогресс» в этом деле, демонтаж идет с темпом, позволяющим завершить разборку ЯБЗ, снятых с вооружения до конца 2008 года. Кстати, средний возраст находившихся на вооружении ЯБЗ снизился с 27 лет в 2013 году до 26,6 года в 2017 году.
Устрашение и возмездие
Теперь перейдем от «железа» и «начинки» ядерных сил к их предназначению. В последние месяцы и недели правления президента Трампа имели место «еретические» высказывания двух высокопоставленных должностных лиц, связанных с определением ядерной политики США и с применением ядерного оружия этой страной.
Один из них заявил, что в США «не существует чисто ядерной политики, движимой только рациональным стратегическим анализом» и он «не уверен, что мы располагаем публично и ясно сформулированной ядерной стратегией как таковой». Другой пришел к выводу, что «нет такой вещи, как ядерное сдерживание устрашением, существующее само по себе» в отрыве от других видов сдерживания устрашением. Первый из них указал, что главным является сдерживание устрашением как обычной, так и ядерной войны, а если оно не сработает, то нужно «сдерживать устрашением дальнейшее использование ядерного оружия в надежде довести войну до конца, прежде чем разразится самая худшая из вообразимых катастроф».
Вернемся к «Обзору ядерной политики» 2018 года: «В интересах сохранения сдерживания устрашением и гарантирования союзников и партнеров Соединенные Штаты никогда не придерживались политики «неприменения ядерного оружия первыми», с учетом современной обстановки угроз такая политика и сегодня является неоправданной». Следовательно, применение американцами своего ядерного оружия первыми является неотъемлемой частью американского ядерного сдерживания устрашением.
И раньше было известно, что стратегическое сдерживание устрашением имеет две стороны. Лицевая сторона – это проведение демонстративных стратегических операций по сдерживанию устрашением для запугивания американской мощью своих оппонентов. Оборотная сторона – осуществление американцами намеченных ядерных операций.
К тому же не далее как в 2001 году в США официально появилось «наступательное сдерживание устрашением». Оно очень хорошо уживается с американской политикой применения ядерного оружия первыми. Американская угроза противнику «возмездием» в условиях политики применения ядерного оружия первыми не в ладах с логикой: получается, что американцам пришлось бы мстить противнику за свое же применение ядерного оружия.
В ходе недавно закончившейся избирательной кампании позиция партии демократов США и ее лидера в отношении ядерного оружия определялась следующим образом: «Сдерживать устрашением; если необходимо – осуществить возмездие за ядерное нападение». Заявлений о каком-либо намерении нового военно-политического руководства США отказаться от применения своего ядерного оружия первыми не прозвучало.
Демократы и республиканцы Конгресса приняли бюджет США на 2021 год. Следовательно, двухпартийная система одобрила планы обновления и модернизации ядерного потенциала страны не столько на текущий финансовый год, сколько на последующие десятилетия.
комментарии(0)