0
9369
Газета Вооружения Интернет-версия

18.02.2021 20:38:00

Крылья Арктики

Как авиация защищает российское Заполярье

Алексей Рамм

Об авторе: Алексей Михайлович Рамм – военный эксперт.

Тэги: россия, армия, пво, арктика, новая земля, миг31


россия, армия, пво, арктика, новая земля, миг-31 Возвращение перехватчиков МиГ-31 на архипелаг Новая Земля серьезно усилило защиту российского Севера. Фото с сайта www.mil.ru

В январе нынешнего года на боевое дежурство на Новой Земле заступили тяжелые перехватчики МиГ-31. Базироваться «боевые воздушные корабли» будут на отремонтированном и модернизированном аэродроме Рогачево. Как заявили в Минобороны России, боевое дежурство «тридцать первых» позволит существенно расширить область применения истребительной авиации Северного флота в Арктике и значительно увеличит зону контролируемого воздушного пространства над акваторией Северного морского пути.

А уже в начале февраля российское военное ведомство опубликовало первые фотографии новоземельских МиГ-31. Судя по фото, в Рогачево находится четыре перехватчика, а также один военно-транспортный Ан-26. Примечательно, что «тридцать первые» были запечатлены без оружия. Хотя на всех машинах были установлены АПУ (авиационные пусковые установки), в том числе и для ракет малой дальности Р-73/Р-74.

Решение о размещении МиГ-31 на Новой Земле прорабатывалось почти девять лет. Первая информация о возможном перебазировании перехватчиков на аэродром Рогачево появилась еще в 2012 году. Но затем оно было отменено. Позже в рамках учений на Новую Землю перелетали и кратковременно базировались истребители Су-27. Минобороны даже опубликовало эффективные фотографии «сушек», а также белых медведей, которые проходили мимо аэродрома.

Впервые с момента распада Советского Союза в Арктике появилась авиационная группировка, которая должна решать широкий круг задач. Поэтому стоит разобраться, какими воздушными силами располагает Россия в Заполярье.

Немного истории

В Советском Союзе за защиту Заполярья отвечала 10-я армия ПВО. В ее состав входил один корпус и две дивизии, а также около десятка истребительных авиационных полков. Штаб дислоцировался в Архангельске.

Авиационный парк армии был разнообразным и достаточно современным. Именно заполярные истребительные полки одними из первых получили новейшие на тот момент перехватчики Су-27 и МиГ-31. Так, в конце 1980-х 63-й гвардейский истребительный авиаполк был перевооружен на Су-27. На тот момент эта авиационная часть базировалась на аэродроме Рогачево на Новой Земле. А двумя годами ранее Су-27 были освоены личным составом 941-го полка, который размещался на аэродроме Килпъявр.

Одними из первых новейшие сверхзвуковые перехватчики МиГ-31 получили также летчики 10-й армии ПВО. На «боевые воздушные корабли» в начале 1980-х был перевооружен 174-й гвардейский истребительный авиаполк. На тот момент он базировался на аэродроме в Мончегорске. В 1986 году «тридцать первые» получил 72-й гвардейский авиаполк с аэродрома Амдерма в Ненецком автономном округе.

Все 1980-е годы Су-27 и МиГ-31 10-й армии ПВО постоянно были в соприкосновении с авиацией стран НАТО. 72-й и 174-й полки были задействованы в сопровождении американских стратегических разведчиков SR-71. Как указывается в книге Lockheed Blackbird: Beyond the Secret Missions, эти воздушные шпионы выполняли регулярные полеты для отслеживания мест базирования советских подводных лодок на Кольском полуострове.

1 января 1987 года состоялось реальное столкновение между норвежским противолодочным самолетом-разведчиком Р-3 Orion и Су-27 941-го гвардейского авиаполка. Истребитель предпринял несколько маневров с целью вытеснить «норвега». Но в какой-то момент пилот «сушки» старший лейтенант Василий Цимбал немного не рассчитал и левым килем снес винт Р-3. Обе машины благополучно вернулись на свои аэродромы.

Главной задачей истребительных авиаполков 10-й армии ПВО была защита Кольского полуострова, Архангельской области и Новой Земли. Также особым вниманием пользовалось направление на Северный полюс: оттуда ожидался прорыв американских стратегических бомбардировщиков. С конца 1960-х угроза с «полюса» в советском военном планировании неуклонно снижалась. Но в начале 1980-х на вооружение ВВС США поступили крылатые ракеты авиационного базирования. Поэтому северное направление с опять стало приоритетным.

Одной из проблем авиации 10-й армии ПВО были условия базирования. Для защиты авиатехники от негативных погодных факторов требовались укрытия. В книге «Су-27. История истребителя» есть прекрасные фотографии заметенных снегом «двадцать седьмых» на аэродромах Рогачево и Килпъявр.

Также отдаленные авиабазы критически зависели от завоза всего необходимого с Большой земли. Топливо, запасные части и расходные материалы требовались не только самолетам, но и аэродромной технике, а также социально-бытовым объектам. Необходим был постоянный подвоз продовольствия с материка. Тяжелые климатические условия разрушали инфраструктуру аэродромов. От морозов страдало не только радиоэлектронное оборудование, но и ангары, рулежные дорожки и даже взлетно-посадочные полосы.

Современные угрозы

В настоящее время задача по защите неба Заполярье возложена на 45-ю армию ВВС и ПВО. Это объединение, штаб которого размещен в Североморске, входит в состав оперативно-стратегического командования «Северный флот». По сравнению с советской 10-й армией ПВО российская воздушная решает более широкий круг задач.

Одной из главных задач 45-й армии остается защита военных баз, промышленности и социальной инфраструктуры на Кольском полуострове и в Архангельской области. Также в приоритете прикрытие направления со стороны Северного полюса. Тем более что уже несколько лет американская стратегическая авиация проводит в этом регионе учения. К примеру, в августе прошлого года шесть бомбардировщиков В-52 провели совместные маневры с истребителями F-16 ВВС Норвегии.

В настоящее время у 45-й армии ВВС и ПВО в Заполярье появилось еще одно приоритетное направление – это защита Северного морского пути (СМП). В 1980-е годы климат в Арктике не позволял активно использовать СМП, но сейчас ситуация радикально меняется.

Свои претензии на Севморпуть уже заявили Соединенные Штаты. В конце 2019 года Пентагон опубликовал доклад, который описывал стратегию США в Арктическом регионе. В частности, говорилось, что главная задача Пентагона – «развертывание более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе». Помимо Северного Ледовитого океана речь идет о Беринговом проливе и морском коридоре в районе Гренландии, Исландии и Норвегии.

В сложившейся ситуации стратегическое значение приобретает острова архипелага Новая Земля. Фактически они являются воротами Северного морского пути. В 1990-е годы Россия сократила свое военное присутствие на Новой Земле, на архипелаге было закрыто много военных объектов. В это же время там прекратилось постоянное дежурство боевой авиации.

Ударные силы

Ныне в состав 45-й армии ВВС и ПВО входят три истребительных авиаполка. 98-й смешанный базируется в Мончегорске, а 279-й и 100-й отдельные истребительные корабельные авиаполки (окиап) находятся на аэродроме Североморск-3. Основные задачи обоих окиапов связаны с авианосцами и дальними морскими походами. Но их личный состав и авиатехника привлекаются для обеспечения противовоздушной обороны мест базирования кораблей и субмарин Северного флота.

С 2016 года в составе 279-го полка сформирована третья эскадрилья, оснащенная истребителями Су-30СМ. Правда, пока эта воинская часть не укомплектована до полного штата. С 2016 по 2020 год в 279-й окиап было передано только четыре новейших истребителя.

Но главная ударная авиационная часть в Заполярье – это 98-й авиаполк. В его составе одна эскадрилья разведчиков Су-24МР и фронтовых бомбардировщиков Су-24. Также в полку две эскадрильи тяжелых сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31.

До недавнего времени в 98-м полку было только одно подразделение «боевых воздушных кораблей». Но в 2019 году была сформирована вторая эскадрилья, получившая «тридцать первые» МиГи. Тогда же появилась информация, что 98-й полк будет разделен. Из авиаподразделений МиГ-31 заново сформируют 174-й гвардейский авиаполк.

Перед каждой из эскадрилий «боевых воздушных кораблей» стоят свои задачи. Одна охраняет воздушное пространство над Кольским полуостровом, защищая в том числе и места базирования атомных подводных лодок и стратегических ракетоносцев. Она действует совместно с МиГ-29К, Су-33 и Су-30СМ двух корабельных авиаполков.

Вторая эскадрилья с начала нынешнего года будет нести службу по ротации на различных аэродромах Заполярья. Именно МиГ-31БМ второй эскадрильи 98-го полка заступили на боевое дежурство на Новой Земле. Планируется, что в дальнейшем перехватчики будут использовать и другие места базирования.

В конце прошлого года Минобороны сообщило, что с 2016 года в Арктике были отремонтированы или реконструированы 19 аэродромов. На островах Земля Александры архипелага Земля Франса-Иосифа и Котельный на Новосибирских островах строятся всепогодные круглогодичные взлетно-посадочные полосы. Они способны принимать как боевые, так и транспортные самолеты, обеспечивающие построенные там военные базы.

Ранее российское военное ведомство уже провело реконструкцию северных аэродромов материковой части. С 2014 года работы были проведены в Воркуте и Анадыре. Теперь эти площадки используют для базирования дальние бомбардировщики Ту-22М3, а иногда и стратегические ракетоносцы Ту-160. В случае обострения ситуации МиГ-31 второй эскадрильи 98-го полка будут оперативно рассредоточены в зоне ответственности ОСК «Северный флот». Их боевых возможностей хватит, чтобы прикрыть весь Северный морской путь, архипелаг Новая Земля, а также выставить барьеры для стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет, действующих со стороны Северного полюса.

Боевую работу МиГ-31 будут обеспечивать наземные арктические базы, которые построены Россией на островах Северного Ледовитого океана. В том числе «Арктический трилистник» и «Северный клевер». На них размещены и дальнобойные радиолокационные системы. Поэтому базы своевременно предупредят о нападении, а также смогут эффективно обеспечить перехват воздушных целей.

Дежурство по ротации серьезно упростит работу пилотов и аэродромного персонала, а также радикально решит проблему логистики. На аэродромах не потребуется строить и поддерживать в рабочем состоянии огромную инфраструктуру, включая социально-бытовую. Достаточно содержать небольшое количество комфортных жилых помещений, места хранения вооружения, запасных частей и горюче-смазочных материалов. Личный состав не будет находиться в депрессивных условиях полярных гарнизонов. После ротации военнослужащие прибудут в комфортные места, где смогут восстановиться и приступить к боевой подготовке.

Перспективы

Между тем военное строительство в Заполярье еще не завершено. В 2019 году стало известно о планах привлечь для патрулирования Севморпути истребители-бомбардировщики Су-34. Ударные «сушки», в частности, могут применять новейшие противокорабельные ракеты Х-35У. А в конце прошлого года появилась информация, что в скором времени на вооружение ОСК «Северный флот» поступит гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 «Кинжал».

Скорее всего в ближайшее время, как уже было сказано, 98-й смешанный авиаполк разделят на две части. Из его состава выведут обе эскадрильи перехватчиков МиГ-31, на базе которых сформируют новую авиационную часть. Также в ее состав войдут и «тридцать первые», специально доработанные в качестве самолетов-носителей Х-47М2.

На базе эскадрильи Су-24 будет сформирована новая отдельная авиаэскадрилья, которая получит новейшие ударные Су-34. Не исключено, что в дальнейшем это подразделение будет развернуто в полнокровный бомбардировочный авиаполк.

Появление эскадрильи Су-34 и МиГ-31К с «Кинжалами» радикально меняет расклад сил в Заполярье. Эти машины смогут не только эффективно наносить удары по местам базирования, штабам, пунктам управления и другим важным объектам вероятного противника на западном направлении. Новые системы вооружения возьмут под полный контроль весь Северный морской путь.

Су-34 и МиГ-31К смогут быстро и эффективно разгромить корабельную группировку противника, даже если она оснащена современными средствами ПВО. В случае необходимости самолеты могут быть оперативно переброшены на другие аэродромы в Арктике, в том числе и размещенные на островах.

В настоящее время Россия выстроила воздушный зонтик над северной и северо-западной частями Северного морского пути. Но уже в ближайшее время боевые возможности в Заполярье будут усилены. При этом в отличие от советской 10-й армии ПВО авиационная группировка в Арктике получилась небольшой и компактной, но эффективной и многофункциональной. Ее боевых возможностей более чем достаточно для парирования любых военных угроз в регионе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1637
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1353
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
3140
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
3441

Другие новости