0
5129
Газета Вооружения Интернет-версия

27.05.2021 21:19:00

Китай строит авианосцы и разрабатывает палубную авиацию

Красный дракон быстро бежит, но мелкими шагами

Роман Кузнецов

Об авторе: Роман Иванович Кузнецов – журналист.

Тэги: китай, флот, вооружения, авианосец


китай, флот, вооружения, авианосец Соединение ВМС НОАК во главе с авианосцем «Ляонин» постоянно участвует в боевых учениях. Фото с сайта www.81.cn

Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики уделяет повышенное внимание вопросу превращения государства в океанскую державу. Основные усилия сосредотачиваются на наращивании мощностей национальной судостроительной промышленности, модернизации предприятий под выпуск кораблей новых проектов, слиянии судостроительных заводов (ССЗ) и формировании на их основе судостроительных баз. Подчеркивается важность сокращения технологического отставания отрасли от уровня ведущих стран к 2025 году.

МОДЕЛИ И ПРОГНОЗЫ

Главное статистическое управление опубликовало доклад об итогах социально-экономического развития Китая в 2020 году. В рамках реализации национальной программы развития науки и техники под названием «863» проведены экспериментальные работы по 1165 различным проектам, в том числе и в области оборонного судостроения.

В рамках программы была продемонстрирована модель нового авианосца с бортовым номером 17, палуба которого оборудована тремя направляющими катапультами. По оценке зарубежных военных экспертов, на авианосце может быть установлена ядерная энергетическая установка, а основу группировки палубных самолетов могут составлять беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Лицзянь» и палубные истребители «Цзянь-31», а также четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и вертолеты.

По мнению экспертов США, поступление на вооружение НОАК авианосца с ядерной энергетической установкой, имеющего на борту БПЛА, разработанные по технологии «стелс», создаст серьезную угрозу для повседневной деятельности авианосных ударных групп ВМС США в западной части Тихого океана.

В китайских СМИ появились фотоснимки уменьшенной модели нового китайского авианосца с бортовым номером 18, который по внешним признакам аналогичен американскому авианосцу типа «Нимитц». Палуба оборудована четырьмя направляющими катапультами, тремя самолетными ангарами, а также бронированными площадками для вертикального взлета и посадки палубных самолетов и вертолетов. По оценке специалистов США, данный авианосец может быть оборудован ядерной энергетической установкой, а также лазерной пушкой. Срок завершения строительных работ – 2025–2028 годы.

Палубная надстройка авианосца расположена с правой стороны, в ее верхней части размещено электронное оборудование, предназначенное для передачи цифровых данных при управлении взлетом и посадкой БПЛА. Общая площадь авианосца и палубы больше, чем у авианосца «Ляонин». Водоизмещение составляет свыше 80 тыс. т. Палуба авианосца в отличие от «Ляонина» обеспечивает взлет и посадку самолета ДРЛО JZY-01. Авианосец имеет три ангара для размещения трех самолетов вертикального взлета. Два ангара расположены с правой стороны, а один – с левой стороны корпуса, что позволяет одновременное использование всех электромагнитных катапульт.

На авианосце планируется установка и традиционного вооружения – артиллерийского комплекса типа 1030 ближней обороны (скорострельность 10 тыс. выстрелов в минуту) и ракетного комплекса «Хунци-10». Дальность обнаружения малых целей РЛС комплекса 1030 достигает 8 тыс. м, больших и средних целей – 15–20 тыс. м.

Строительство авианосца с ядерной энергетической установкой подтверждается следующими фактами. 19 июня 2014 года руководство национальной корпорации тяжелого судостроения КНР официально объявило, что конструкторы 719-го НИИ добились успешных результатов по разработке ядерной силовой установки малого типа, которая может быть установлена на авианосцы собственной разработки.

Ранее ведущий военный эксперт КНР генерал-майор Ло Юань сообщил китайским СМИ о планах командования ВМС НОАК, касающихся строительства к 2025 году двух авианосцев с ядерной энергетической установкой и формирования авианосных ударных групп. Китайские специалисты утверждают, что в ближайшие пять лет в ВМС НОАК будут сформированы три АУГ, основу которых составят первый авианосец китайской разработки «Ляонин», второй – «Шаньдун» и третий – «Хайнань».

ПЛАНЫ ПАРТИИ, ПЛАНЫ НАРОДА

Вся программа по строительству авианосного флота в КНР разделена на два этапа. Первый этап предполагает строительство четырех авианосцев. На базе первых двух построенных авианесущих кораблей планируется сформировать две АУГ, а затем завершить строительство остальных двух кораблей. Эти авианосцы планируется оснастить обычными силовыми установками, а их водоизмещение составит 50–55 тыс. т. На палубах будет установлено оборудование, способное обеспечить взлет палубных самолетов способом скользящего подскока и посадку с помощью аэрофинишера. Строительство авианосцев будет производиться на судостроительном заводе в городе Далянь, предварительный срок строительства – шесть лет.

Внимание зарубежных военных экспертов привлекает второй этап. В китайских СМИ сообщалось, что после 2020 года начнется строительство двух авианосцев с ядерной энергетической установкой водоизмещением 65 тыс. т., оборудованных взлетными катапультами. Предварительный срок окончания строительства – конец 2020-х годов.

Для реализации этих планов правительство КНР в феврале 2013 года утвердило программу строительства первого надводного корабля с ядерной энергетической установкой. Программа предполагает разработку ядерной энергетической установки, которая может быть установлена на авианосец, подводную лодку, эсминец УРО или транспортный корабль.

В начале 2019 года появились фотоснимки о проведении испытаний в Китае палубной электромагнитной катапульты, полученные с помощью разведывательного спутника. Данные исследования начались в Китае с 2002 года, а первые испытания опытного образца были проведены еще в 2008-м. Анализ данных свидетельствует, что общая длина катапульты составляет 120–150 м, а длина электромагнитного участка – 100 м. Пока только в США разработана подобная катапульта под названием EMALS для атомного авианосца «Дж. Форд».

ИДЕАЛЬНЫЙ КИТАЕЦ

Как отмечают эксперты, на пути строительства авианосного флота правительство КНР по-прежнему придерживается принципа «быстро бежать мелкими шагами».

Поскольку процесс развития в мире авианосного флота, как правило, протекает без особых значимых изменений, от китайских конструкторов требуется лишь овладение технологиями в разработке отдельных узлов и систем. Например, выбора типов энергетического и палубного оборудования, типов и количества палубных истребителей и вертолетов. Как считают китайские специалисты, использование мирового опыта в строительстве авианосцев позволит им выбрать наилучший проект собственного авианосца, который будет обладать только ему присущими тактико-техническими особенностями, в том числе:

– ядерная энергетическая установка;

– электромагнитная катапульта и передовое оборудование аэрофинишера;

– конструкция корпуса открытого типа, которая впоследствии может изменяться;

– увеличенная дальность автономного плавания, сокращенная численность экипажа, высокий уровень обеспечения жизнедеятельности экипажа корабля и летного состава;

– высокий уровень потенциала по собственной защите от внешних угроз и по обеспечению самолетов палубной авиации авиационным горючим и вооружением;

– высокий технический уровень командного центра, объединяющего автоматизированную систему управления боевыми действиями на ТВД и в киберпространстве.

Специалисты КНР предполагают, что в дальнейшем на первых авианосцах с ядерной энергетической установкой собственной разработки можно будет использовать новейшие достижения в области высоких технологий. Например, лазерное и электромагнитное оружие может заменить традиционное ракетное, а сверхзвуковое противокорабельное оружие – традиционные артиллерийские и ракетные корабельные комплексы.

В ходе реализации третьего этапа конструкторами КНР может быть разработан инновационный проект авианосца нового поколения или же проведена глубокая модернизация отечественных авианосцев с обычной силовой установкой.

ПЛАВУЧИЙ ДРОНОДРОМ

В рамках создания авианосного флота в ноябре 2013 года в КНР был успешно осуществлен первый испытательный полет опытного образца нового ударного БПЛА «Лицзянь», разработанного по технологии «стелс».

По заявлению китайский специалистов, главная цель разработки ударного БПЛА «Лицзянь» – это использование его в качестве палубного самолета совместно с истребителем «Цзянь-31» в составе авианосной ударной группы. БПЛА способен вести воздушную разведку, наносить удары по наземным целям противника, обеспечивать наведение на цель других боевых самолетов.

Испытания проведены на одном из испытательных полигонов, расположенном в юго-западной части Китая. Летные испытания длились 30 минут.

По сообщениям китайских массмедиа, БПЛА обладает малой радиолокационной заметностью и высокими огневыми возможностями. При разработке проекта БПЛА была использована бесхвостовая конструкция фюзеляжа с верхним расположением воздухозаборников, с виду похожая на конструкцию американского самолета B-2.

По мнению зарубежных экспертов, Китай уже разработал для нового самолета несколько типов бортового ракетно-бомбового вооружения, управляемого с помощью систем глобального позиционирования GPS и «Бэйдоу».

По мнению тех же экспертов, дальнейшее развитие проекта нового ударного БПЛА «Лицзянь» может осуществляться по трем направлениям: в качестве палубного БПЛА, при базировании на отдельном отдаленном острове, при базировании в условиях горной местности. Использование «Лицзянь» в качестве палубного БПЛА авианосца является наиболее подходящим и вероятным вариантом.

Таким образом, реализация программы по оснащению сил флота современными вооружением и военной техникой, разработка и принятие на вооружение новых авианосцев и самолетов палубной авиации значительно повысят боевые возможности ВМС КНР при ведении боевых действий на море. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Беда на Тихом океане

Беда на Тихом океане

Александр Храмчихин

Российский Тихоокеанский флот стал игроком второй лиги

0
3967
Тендер на индийские подлодки –ловушка для неразборчивых

Тендер на индийские подлодки –ловушка для неразборчивых

Владимир Карнозов

Нью-Дели теряется в выборе партнеров

0
1842
От слова «мобильность»

От слова «мобильность»

Василий Иванов

Реформирование тыла и военных перевозок китайской армии

0
815
Новую Зеландию втягивают в "экономический AUKUS"

Новую Зеландию втягивают в "экономический AUKUS"

Данила Моисеев

Великобритания согласилась на невыгодную сделку, надеясь уменьшить влияние Китая в регионе

0
1749

Другие новости

Загрузка...