Самый большой корабль ВМФ никак не может выбраться из доков. Фото с сайта www.mil.ru
Праздничные мероприятия на День Военно-морского флота, отмечаемый 25 июля, пройдут без участия флагманского корабля ВМФ России. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске в плохом техническом состоянии, ожидая восстановления после затопления и пожара.
При полном водоизмещении 55 тыс. т, габаритной длине 305 м и наибольшей ширине 72 м, ТАВКР проекта 1143.5 представляет крупнейший боевой корабль отечественного ВМФ. Таковым он остается с момента принятия в состав Северного флота 20 января 1991 года, существенно превосходя следующие за ним атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 (полное водоизмещение – около 26 тыс. т, длина 250, ширина 28 м).
Повреждения, полученные 30 октября 2018 года, когда обесточенный плавучий док ПД-50 пошел на дно, а на палубу «Кузнецова» свалился доковый кран, оказались довольно обширными. К ним прибавились последствия пожара 12 декабря 2019 года, возникшего при проведении сварочных работ. Общий ущерб оценили в полмиллиарда рублей, в связи с чем раздавались голоса разрезать корпус крейсера на металл, а взамен построить новый.
Вот уже три года летчики авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов» лишены возможности выполнять взлеты со своего корабля. Слишком длительный перерыв, вызванный отсутствием «палубы», неизбежно найдет отражение в снижении уровня профессионального мастерства экипажей корабельных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ.
Для сохранения квалификации экипажи пользуются летными тренажерами и имитаторами летной палубы, имеющимися в распоряжении 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России (в/ч 49371). Формирование Центра с дислокацией в городе Ейске началось в январе 2009 года. Расположенный здесь аэродром расширился за счет мероприятий по реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы и строительству новой, длиной 3500 м, а также здания КДП и учебно-тренировочного комплекса для подготовки летчиков-палубников. В июле 2013 года состоялся первый взлет самолета Су-25УТГ с трамплина НИУТК КА.
Вхождение Крыма в состав Российской Федерации сделало возможным восстановление возведенного в прошлом веке специализированного объекта в поселке Саки. Расположенный здесь наземный испытательный и тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА) предназначен для отработки летчиками приемов выполнения взлетов с носового трамплина и посадки на палубу авианосца. Ежегодно 859-й Центр планирует и осуществляет подготовку более 20 экипажей летно-инструкторского состава палубной авиации.
В 2016 году заново сформирован 100-й «крымский» авиаполк, получивший 24 новейших палубных истребителя МиГ-29К/КУБ. В составе МА ВМФ России он дополнил 279-й авиаполк на самолетах Су-33. Всего за последнее десятилетие прошлого века была построена серия из 26 машин, из которых в строю и на хранении остается около 20.
Обучить летчика-истребителя морской авиации, а затем поддерживать и совершенствовать его профессиональные навыки – задача непростая, требующая больших временных и материальных затрат. Еще больше ресурсов требуется на формирование полноценной авианосной группы с минимальным составом: один АВ или ТАВКР, по паре эсминцев, фрегатов и судов обеспечения. Сегодня эта задача под силу лишь считанным государствам мира. Если наша страна откажется от восстановления «Кузнецова» и строительства нового авианосца ему на смену, она лишится членства в элитном клубе. А вместе с этим уменьшатся и наши возможности по продвижению интересов государства в мировом масштабе.
Проектные организации отечественной судостроительной промышленности давно занимаются разработкой перспективных авианесущих кораблей, в порядке инициативы предлагая все новые и новые варианты их исполнения. Они нашли отражение в масштабных моделях, представленных на военно-техническом форуме «АРМИЯ» в подмосковной Кубинке и на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.
Представив широкой общественности масштабные модели перспективных авианосцев, отечественные проектировщики хотели прежде всего показать, что российская наука и промышленность обладают всеми необходимыми компетенциями по созданию подобных кораблей. Благодаря ряду ранее выполненных внутренних и экспортных программ в стране накоплен соответствующий опыт. Сегодня российские комплектаторы в состоянии произвести полностью всю номенклатуру современных систем и блоков для начинки авианосца.
На военно-морских салонах 2019 и 2021 годов ПАО «Невское ПКБ» выставляло модель авианосца «Ламантин» проекта 11430Э. Старейшее среди отечественных проектных организаций в составе ПАО «Объединенная судостроительная корпорация» НПКБ специализируется на крупнотоннажных боевых кораблях. В стенах предприятия на Васильевском острове появились все без исключения комплекты чертежей тяжелых авианесущих крейсеров, универсальных и больших десантных кораблей, а также кораблей-доков, построенных по заказам советского Военно-морского флота.
Проект 11430Э представляет следующий шаг в развитии линейки ТАВКР серии 1143. Согласно пояснениям сотрудников НПКБ, «Ламантин» предназначается для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы из летательных аппаратов нескольких типов, способных применять средства поражения по воздушным и морским целям, а также наземным объектам противника в океанской, морской и прибрежной зонах. Подобный корабль обеспечивает боевую устойчивость корабельных группировок, а также защиту морского десанта от ударов вражеской авиации, надводных и подводных кораблей.
Полное водоизмещение – около 80 тыс. т, длина по ватерлинии – 320 м, ширина – 41 м. Масса размещаемого на борту авиационного боезапаса – до 2 тыс. т. Эти и другие параметры «Ламантина» близки к соответствующим цифрам недостроенного (и впоследствии разобранного на металл) ТАВКР «Ульяновск» проекта 1143.7. На масштабной модели корабля не видно газоходов и труб, что говорит об энергетической установке на основе ядерных реакторов. Радиоэлектронное вооружение и авиационно-технические средства – самые современные, созданные на основе опыта практической эксплуатации «Кузнецова» и «Викрамадитья». Предусмотрена возможность установки электромагнитной катапульты в дополнение к паровой (на проекте 1143.7).
Несмотря на внешнее сходство, «Ламантин» значительно совершеннее «Ульяновска» по корпусному насыщению. Энергетическая система использует четыре паропроизводящих установки на основе ядерных реакторов типа «РИТМ». Они уже ставятся на новые ледоколы, отличаются высокой надежностью и достаточной производительностью для обеспечения всех корабельных систем как паром, так и электричеством. Поэтому атомный авианосец предпочтительнее по соображениям использования паровых и электромагнитных катапульт для начального разгона стартующих с палубы самолетов. Хотя атомных авианосцев в составе ВМФ России пока не было, нашими военными моряками накоплен огромный опыт практической эксплуатации подводных и надводных крейсеров неограниченной дальности плавания, так что технические риски здесь минимальны.
Строительство авианосца водоизмещением 80 тыс. т (как у «Ламантина») оценивается в полтриллиона руб. Речь идет о корабле на треть меньше, чем американский «Джеральд Форд». Последний – головной корабль нового проекта с авиагруппой из 75 летательных аппаратов, в основном истребителей пятого поколения F-35C. Вслед за ним планируется строительство серии на замену существующим десяти АВ типа «Нимиц».
Ближе к обозначенной цифре водоизмещения – перспективный французский авианосец типа PANG. В конце прошлого года президент Эмманюэль Макрон объявил о начале подготовки к строительству головного корпуса на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере. Согласно его планам, корабль войдет в строй в 2025 году, дополнив существующий «Шарль де Голль».
Пока что США и Франция единственные в мире страны – обладатели атомных авианосцев. До конца века к ним присоединится Китай. Накопив опыт эксплуатации АВ «Ляонин», созданного на основе проданного Украиной корпуса незавершенного ТАВКР «Варяг», китайцы спроектировали и построили собственный авианосец «Шаньдун». Корабль и его авиагруппа рапортовали о полной боевой готовности в июле прошлого года. Вскоре ожидается спуск на воду корпуса АВ проекта 003 – более крупного корабля, как и «Джеральд Форд», оснащенного электромагнитными катапультами.
Великобритания рассматривала программу авианосца с атомной энергетической установкой, но отказалась от нее в пользу газотурбинной. Страна построила пару новых 65 000-тонных кораблей: «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский». Меньше по габаритам «Викрант» – первый индийский авианосец собственной постройки. Он дополнит АВ «Викрамадитья», сделанный в России путем перестройки ТАВКР «Адмирал Горшков» по проекту 11430. Далее в списке идет Италия с авианесущим крейсером «Кавур», который недавно прошел модернизацию под прием истребителей пятого поколения F-35B. На плаву достраивается универсальный десантный корабль «Триеста», тоже способный нести F-35B.
Стремление к обладанию авианосцами демонстрирует и Япония. Она перестраивает вертолетоносцы «Идзумо» и «Кага» в носители истребителей F-35B (приобретается 42 таких ЛА). Это означает возврат Страны восходящего солнца к авианосцам после поражения во Второй мировой войне. Всего в мире насчитывается до 20 авианосцев в строю, резерве и достраиваемых на плаву. Несколько стран, ранее обладавших кораблями подобного типа, отказались от них ввиду высокой стоимости.
Критики планов оснащения ВМФ России новым авианосцем прежде всего указывают на высокую стоимость проекта, а также уязвимость крупных надводных кораблей к ракетным ударам с моря и воздуха. Между тем они упускают из виду, что невозможно организовать сильную систему ПВО/ПРО корабельного соединения только на основе зенитных ракетных комплексов. Гораздо лучше получается, если задействовать палубные истребители-перехватчики.
Возможно, России действительно не потребуются авианосцы столь крупных размеров, как американские, французские или британские. Главное, каким будет боевой самолет морской авиации будущего. Последние достижения научно-технического прогресса позволяют создать гораздо более компактные истребители, чем американские F/A-18E/F и F-35B/C, французский Рафаль, китайский J-15 и российские Су-33 и МиГ-29К/КУБ, что сегодня летают с авианосцев. Максимальный взлетный вес этих машин составляет от 20 до 35 т.
Индия разработала и испытала палубный вариант истребителя LCA Tejas взлетной массой порядка 10 т, и это далеко не «нижний предел». Представляется, что ВМФ России следует проявить заинтересованность в продолжении работ по перспективному отечественному истребителю легкого класса, макет которого выставлялся на МАКС-2021. Особенно с учетом перспективы значительного снижения габаритов и массы на пути разработки беспилотных летательных аппаратов, специально разработанных для действий против авиации противника.
Промышленностью уже созданы образцы весьма продвинутых в техническом отношении беспилотных летательных аппаратов. Среди них – С-70 «Охотник» разработки ОКБ им. П.О. Сухого, опытный образец которого впервые поднялся в небо летом 2019 года. Это машина с размахом крыла 19 м, оснащенная одним турбореактивным двигателем тягой около 10 т. Этот БПЛА – ударный, но заложенный в него технологический уровень позволяет создать во многом похожий аппарат, способный сбивать себе подобных.
Накопленный научно-технический задел позволяет создать беспилотный истребитель, наделенный искусственным интеллектом, способный вести как дальний, так и ближний воздушные бои, одерживать в них победу над пилотируемыми самолетами. Среди преимуществ беспилотного истребителя будет его способность маневрировать с огромными перегрузками, гораздо более 9g, что выше общепринятого предела для истребителей 4-го и 5-го поколений ВВС США. Это значение определяется максимальной величиной перегрузки, которую способен кратковременно выдержать летчик с хорошим здоровьем и профессиональной подготовкой. Машина-робот будет лишена такого рода ограничений, к тому же ее можно выполнить гораздо более компактной за счет систем обеспечения жизнедеятельности человека.
Перспективный авианосец – носитель компактных беспилотных истребителей следующего поколения легкого класса – можно выполнить достаточно компактным. В том числе и путем использования ряда интересных инженерных решений, предложенных ФГУП «КГНЦ». Например, концепта легкого авианосца с корпусом «полукатамаран». Масштабную модель такого АВ можно было увидеть на МВТФ «АРМИЯ-2019». Достоинство проекта Крыловского центра – передовая схема, позволяющая при достаточных внутренних объемах обеспечить хорошие мореходные качества, прежде всего высокую устойчивость корабля с широкой летной палубой, что, безусловно, ценно при проведении взлетно-посадочных операций. Схема «полукатамаран» также обещает снижение гидродинамического сопротивления, а значит, сокращается потребная мощность энергетической установки для обеспечения заданной скорости хода.
Словом, будущее авианесущих кораблей отечественного флота зависит от способности отечественных руководителей и специалистов по-новому подойти к теме палубной авиации, отказавшись от догм в пользу применения новейших технологий и конструкторских решений.
комментарии(0)