0
6601
Газета Вооружения Интернет-версия

22.07.2021 18:46:00

Вооружаясь быстрее всех в мире

Китайский кораблестроительный конвейер наращивает темпы

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: китай, вооружения, флот, промышленгсть, военпром, экономика, политика, подлодки, подлодка


китай, вооружения, флот, промышленгсть, военпром, экономика, политика, подлодки, подлодка Китайский подводный флот способен конкурировать с флотами ведущих мировых ядерных держав. Фото Reuters

После окончания Второй мировой войны и гражданской войны в Китае строительство ВС КНР полностью зависело от советской помощи. К ВМС НОАК это относилось в наибольшей степени.

Никакое военное кораблестроение в тот период Китаю и не снилось. Китайский флот получал корабли и катера советской постройки времен Великой Отечественной или первых послевоенных лет.

ТЯЖЕЛОЕ ПРОШЛОЕ

В частности, в Китай были поставлены десять ПЛ времен Второй мировой – по четыре типов «М» и «С», две типа «Щ» (последние – во временное пользование в качестве учебных), но прослужили они совсем недолго. Уже с середины 1950-х начались поставки в Китай из СССР кораблей и катеров послевоенных проектов, причем их сборка теперь частично или полностью осуществлялась на китайских верфях. Так, напрямую из СССР было поставлено пять ПЛ пр. 613, затем в Китае построена 21 такая ПЛ (под обозначением пр. 6603 или пр. 03).

В начале 1960-х советско-китайские отношения все более явно охлаждались. Тем не менее именно в этот период китайский флот получил наиболее важные для своего дальнейшего развития боевые системы. В частности, ВМС НОАК получили дизельную ПЛ пр. 629 (была собрана на китайских верфях) с тремя БРПЛ Р-11. Таким образом, у Китая появилась технология запуска баллистических ракет с подводных лодок. Также в Китай поступили две ПЛ пр. 033, затем в самом Китае были построены еще 82 такие ПЛ (из них четыре для Египта и семь для КНДР). Часть из них до сих пор остается в строю в качестве учебных.

Советская торпеда САЭТ-50 стала основой для первой китайской торпеды Yu-1 и ее значительно модернизированной версии Yu-4. В начале 1970-х для оснащения китайских ПЛ была создана универсальная торпеда Yu-3, которая затем прошла несколько модернизаций и до сих пор состоит на вооружении подводных сил ВМС НОАК.

В середине 1960-х советско-китайское военно-техническое сотрудничество в области военно-морской техники прекратилось и больше не возобновлялось. В связи с этим Китай был вынужден перейти к созданию собственных боевых кораблей и систем вооружений. Поначалу этот процесс сильно тормозился общей научно-технической отсталостью страны, которая существенно усугубилась из-за «культурной революции».

Однако в 1970-е годы Китай начал постепенно преодолевать последствия этой трагедии, организованной его собственным вождем. Строительство флота активизировалось. В частности, в 1974 году была введена в строй первая ПЛА пр. 091, полностью созданная в Китае. В целом эта серия включала пять ПЛА и строилась до 1990 года. Последние три из них были оснащены ПКР семейства YJ-8 (первые две ПЛА сейчас уже списаны, одна из них превращена в музей). Также в строй ВМС вошли две дизельные ПЛ пр. 035 «Мин», ставшие развитием ПЛ пр. 033.

Импорт западного оборудования и начавшиеся в КНР экономические реформы способствовали дальнейшему ускорению строительства китайского флота. В строй ВМС НОАК вошла первая ПЛАРБ пр. 092, которая так и осталась единственным кораблем данного типа. Она несет 12 БРПЛ JL-1 с дальностью полета 1,8 тыс. км (то есть, по сути, эту ракету сложно было считать даже БР средней дальности). Продолжилось строительство упомянутых ПЛА пр. 091. Также были введены в строй четыре дизельных ПЛ пр. 035А (немного улучшенный вариант пр. 035).

В 1990-е годы возобновилось военно-техническое сотрудничество Китая с Россией («Военное сотрудничество России и Китая», «НВО», 20.09.19), откуда были получены, в частности, по две ПЛ пр. 877 и 636. В самом Китае были построены 12 ПЛ пр. 035G (еще более усовершенствованные по сравнению с пр. 035/А), которые были оснащены французскими ГАС.

В ХХI веке морской компонент китайских СЯС получил две ПЛАРБ пр. 094 и пять пр. 094А с 12 БРПЛ JL-2 и JL-2А соответственно (дальность полета – более 8 тыс. км). Начато строительство ПЛАРБ пр. 096 с БРПЛ JL-3 (более 12 тыс. км). Также ВМС НОАК получили три многоцелевых ПЛА пр. 093 и пять пр. 093А, которые, кроме торпед, оснащены ПКР YJ-82/83 и, видимо, сверхзвуковыми КРМБ YJ-18. Начато строительство ПЛА пр. 095, сопоставимых по своим ТТХ с наиболее современными американскими и российскими ПЛА.

Были куплены в России восемь ПЛ 636ЭКМ с ПКР 3М54Э «Калибр» (именно на основе «Калибра» создана китайская ракета YJ-18), а также построены пять ПЛ пр. 035В, коими завершилось строительство «035»-х. После этого начато строительство «039»-й серии. Была построена одна ПЛ пр. 039 «Сун» и 12 ПЛ пр. 039G, оснащенные ПКР YJ-82. А затем 18 ПЛ пр. 039А/В «Юань» с ВНЭУ вместо традиционной дизель-электрической ЭУ. Возможно, что строительство этих ПЛ будет продолжено, также они будут строиться для ВМС Таиланда.

Основной универсальной торпедой китайских ПЛ является 533-мм Yu-6, созданная если не на основе, то под сильным влиянием американской Мк48. Торпеда может наводиться на цель по проводам или по кильватерному следу. Максимальная скорость достигает 65 узлов, дальность хода – более 45 км. На основе этой торпеды создается еще более совершенная Yu-9.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Таким образом, сегодня морской компонент китайских СЯС имеет в своем составе восемь ПЛАРБ. Две из них входят в состав Северного флота (СФ) НОАК и базируются в Циндао – единственная лодка пр. 092 и одна пр. 094А. Остальные ПЛАРБ (две пр. 094, четыре пр. 094А) входят в состав Южного флота (ЮФ) и базируются на острове Хайнань.

Также между СФ и ЮФ поделены 11 китайских ПЛА. В составе СФ – три ПЛА пр. 091 и четыре пр. 093А. У ЮФ соответственно три пр. 093 и одна пр. 093А.

Таким образом, сейчас китайский атомный подводный флот занимает третье место в мире после американского и российского. Но нас, видимо, он очень скоро обойдет, сначала количественно, затем и качественно («В деле обороны морских рубежей России есть проблемы», «НВО», 05.10.18).

Зато китайский флот дизельных (точнее – неатомных) ПЛ уже сейчас является крупнейшим в мире. Он насчитывает как минимум 56 единиц.

На СФ сегодня имеются четыре старых, но еще боеспособных ПЛ пр. 035G, одна гораздо более современная пр. 039 и восемь пр. 039G. А также 12 новейших ПЛ с ВНЭУ – четыре пр. 039А, восемь пр. 039В.

Восточный флот (ВФ) не имеет атомных лодок, зато в его состав входит большая часть ПЛ российской постройки – по две пр. 877 и 636, четыре пр. 636ЭМ. Также здесь имеются шесть ПЛ с ВНЭУ пр. 039В.

Наконец, в состав ЮФ входят четыре ПЛ пр. 035G, пять пр. 035В, четыре пр. 039G и четыре пр. 636ЭМ.

Кроме того, в составе всех трех флотов ВМС НОАК может еще оставаться некоторое количество ПЛ пр. 033, которые используются в качестве учебных. Много таких ПЛ находится в резерве. Также в резерве остается до семи «035»-х, в том числе четыре пр. 035А и одна пр. 035G. С учетом резервных ПЛ китайский подводный флот, видимо, превышает 100 единиц. Но неясно, насколько возвращение в строй «033»-х и «035»-х возможно и целесообразно.

В целом китайский подводный флот по своему потенциалу сегодня является вторым в мире после американского. При этом он продолжает быстро расти количественно и совершенствоваться качественно. В частности, он уже имеет полноценные ПЛ с ВНЭУ (у России их до сих пор нет). ПЛАРБ оснащаются «нормальными» БРПЛ, ПЛА и неатомные ПЛ, кроме традиционных торпед и мин, оснащены ПКР и КРМБ. Отдельные качественные недостатки быстро устраняются, кроме того, недостаток качества в Китае очень успешно компенсируется избытком количества.

Демонстрируемые Китаем темпы строительства ВМС не снятся даже США, с остальными странами их просто нет смысла сравнивать. Причем китайский кораблестроительный конвейер темпов не только не сбавляет, но даже их наращивает. Применительно к строительству надводных кораблей это проявляется гораздо более ярко, но это уже отдельная тема.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1203
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
542
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1601
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2231

Другие новости