Храм-памятник во имя cвятого благоверного князя Димитрия Донского в Нижнем Тагиле – единственный в стране, где на стенах запечатлен подвиг танкистов. Фото АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
11 октября 2021 года Уралвагонзаводу исполняется 85 лет. Нижнетагильское предприятие известно как крупнейший в мире производитель танков и грузового подвижного состава на пространстве 1520. Одним из самых пронзительных символов трудового героизма тагильчан стала картина самодеятельного художника И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу, написанная на Уральском танковом заводе № 183 – так назывался Уралвагонзавод в военное время.
Все для фронта!
В 1930-х годах УВЗ (в составе Концерна «Уралвагонзавод» входит в ГК «Ростех») создавался для реконструкции железнодорожного транспорта. Доставшиеся от царской России «нормальные» двухосные крытые вагоны и платформы не могли обеспечить планы индустриализации страны. Требовалось массированное технологическое заимствование на вагоностроительных заводах США, известных поточно-конвейерными технологиями и большегрузными четырехосными вагонами на литых тележках.
На УВЗ была возложена миссия по освоению и адаптации к российским условиям американских методов и конструкций. Предприятие быстро стало ведущим в отрасли, в течение 1936–1941 годов на нем были собраны 35 373 вагона.
Вроде бы сугубо гражданская продукция. Но есть интересный нюанс: в 1939–1941 годах в КБ Уралвагонзавода была проведена унификация основных типов вагонов. В сохранившихся документах сообщается, что:
– крытые вагоны в обязательном порядке оснащались оборудованием для перевозки войск;
- Платформы изначально рассчитывались для транспортировки тяжелой военной техники.
Более того, лишь на них можно было размещать средние танки Т-34 и тем более тяжелые КВ и ИСы. «Нормальные» двухосные платформы для этого вообще не годились.
- 4-осные полувагоны, вообще-то предназначавшиеся для сыпучих грузов типа угля или руды, имели торцевые двери и при необходимости также могли использоваться для погрузки военной техники.
Что же касается военной техники, то в первоначальных проектах на УВЗ планировалось изготовлять бронированный подвижной состав – но только в военное время. Однако в 1938 году завод получил постоянное оборонное задание. На рубеже 1938–1939 годов были оснащены 3 цеха. В одном собирали передки и зарядные ящики для гаубиц калибром 122 и 152 мм, во втором – артиллерийские колеса. В третьем делали авиабомбы. По итогам 1939 года оборонная продукция составила 22% товарного выпуска УВЗ.
Приказ о переводе спеццехов на работу по мобилизационному плану, то есть по программе военного времени, вышел на УВЗ 17 июня 1941 года. В июле-августе номенклатура продукции резко расширилась: детали ракетных снарядов М-13, бронированные зенитные платформы «ПЗЛ-10», корпуса 152-мм фугасных снарядов, бронекорпуса для штурмовиков ИЛ-2 и броневые детали для бомбардировщиков. Вместо передков для 152-мм гаубиц начался выпуск передков для 76-мм полковой пушки.
Но в сентябре 1941 года все перечисленное отошло в сторону: Уралвагонзавод перешел в ведение Наркомата танковой промышленности и был использован для развертывания Уральского танкового завода № 183, самого мощного предприятия НКТП. Известно, что за шесть лет, с 1940-го по конец 1945 года, 6 предприятий СССР построили 58 681 средний танк типа Т-34. И почти половина из них, 28 952 единицы, появились на свет на УТЗ в Нижнем Тагиле».
Интересный нюанс. 27 мая 1945 года на Уральском танковом заводе торжественно отметили сход с конвейера своего 35-тысячного танка. Как это соотносится с приведенной выше цифрой? Завод был в своем праве и посчитал все Т-34, построенные в Харькове до эвакуации, а также танки типа БТ, тяжелые Т-35 и даже «маневренные» Т-24. Дело в том, что танковый завод № 183 еще в 1942 году был официально объединен с УВЗ в одно предприятие. После освобождения Харькова от захватчиков на его старой площадке был учрежден новый завод № 75, не имеющий формального отношения к довоенному. Поэтому все ордена, полученные заводом № 183 за создание танков БТ и первых тридцатьчетверок, так же как и оригинальные чертежи этих машин, по сей день хранятся в Нижнем Тагиле.
Надо сказать, что в довоенном Харькове действовало мелкосерийное производство. На Сталинградском тракторном заводе в 1941-м – первой половине 1942 годов ориентировались на поточно-конвейерные методы, но освоить их в полной мере не успели. Творцом технологий поточно-конвейерного выпуска тридцатьчетверок, на которую так или иначе ориентировались все предприятия, стал именно Уральский танковый завод № 183 (сейчас Уралвагонзавод).
Эта было бы невозможно без участия заводского «отдела 520» – ведущего конструкторского бюро СССР по средним танкам. Первой его задачей на тагильской земле стало «отехнологичивание» Т-34. Затем настала очередь повышения боевых характеристик машины – ведь германские заводы выставляли на поле боя все более мощные танки. В 2000-х годах в среде самодеятельных экспертов распространилось мнение, что тридцатьчетверка это соревнование проиграла. В качестве доказательства выпячиваются те или иные преимущества противника, но умалчиваются его недостатки. Между тем существует комплексная оценка военно-технического уровня (ВТУ). Она была создана специалистами головного «танкового» института ВНИИ Трансмаш через многие годы после войны, когда все нюансы немецких боевых машин были хорошо известны. Получилось, что из всех германских машин тридцатьчетверку однозначно превосходила только «Пантера». Т-34–76 в 1943–1944 годах немного уступал еще и Pz/Kpfw IV. Но с Т-34–85 четверка конкурировать не могла. Что же касается «Пантеры», то она оказалась самой малочисленной из массовых германских танков. В погоне за могуществом немецкие конструкторы забыли о технологичности: трудоемкость Pz/Kpfw V оказалась как минимум в 8,5 раза выше, нежели у Т-34–85. Сам факт принятия «Пантеры» на вооружение привел к катастрофической нехватке танков в немецких войсках и в конечном счете к поражению Германии.
Помимо танков УТЗ № 183 дал фронту массу других оборонных изделий. Цех артиллерийских передков обеспечил ими полный выпуск 122-мм гаубиц и 76-мм полковых пушек. 10 августа 1944 года УТЗ доложил о сборке 50-тысячного передка, после чего выпуск продолжался еще год.
В течение всей войны изготовлялись детали ракетных снарядов М-13, в 1941–1943 годах – авиабомбы и бронекорпуса ИЛ-2. Последних успели сделать 3882 штуки, то есть каждый девятый штурмовик был «одет» в тагильскую броню. А вот с зенитными бронеплощадками дело не сложилось. После сборки одной или нескольких штук заказ был снят.
Горячие годы холодной войны
В декабре 1944 года на УТЗ была создана группа технологов, занявшаяся восстановлением вагонного производства. И уже 19 марта 1946 года с обновленного конвейера сошли первые платформы. В 1947 году начался выпуск полувагонов, в 1948-м – крытых вагонов. Затем с 1955 года основной продукцией стали полувагоны. Масштабы впечатляли – в 1949 году был выпущен 100-тысячный вагон, в 1959-м – 200-тысячный, в 1971-м – 400-тысячный. Вплоть до середины 1960-х годов доля тагильских вагонов составляла округленно от 38 до 48% общесоюзного их выпуска. И все они, как и прежде, могли использоваться в воинских перевозках.
Колебания же объемов были связаны с изменениями в танковых программах. Высочайшая эффективность УТЗ военных лет не осталась без внимания: завод не был возвращен Главтрансмашу и остался в танковой отрасли. В открытых документах его вновь именовали Уралвагонзаводом, но как только дело доходило до танков, в отчетах и приказах появлялся № 183.
Еще в 1945 году на заводе начались испытания нового среднего танка Т-54, вобравшего в себя весь опыт Отечественной войны. В 1946 году машина была принята на вооружение, но объемы выпуска до конца десятилетия оставались очень небольшими. С одной стороны – доводилась до ума конструкция, а с другой – разоренной стране срочно требовались вагоны.
Ситуация изменилась на рубеже 1940–1950-х годов. Холодная война вплотную подошла к горячей фазе. Образование НАТО, обострения вокруг Берлина, корейская война, регулярные полеты американских самолетов над территорией СССР не оставляли сомнений по поводу намерений бывших союзников. Дело усугублялось абсолютным превосходством американцев в атомных вооружениях и в авиационных средствах их доставки.
СССР мог противопоставить только развернутые бронетанковые и механизированные войска. Подготовка молниеносных прорывов к Ла-Маншу и Лиссабону до сих пор рассматривается как доказательство особой агрессивности СССР. Но есть и другое мнение: лучшим средством ПВО являются танки, ворвавшиеся на аэродромы противника. СССР, чтобы защитить свои города от ядерных бомбардировок, должен был максимально быстро захватить Западную Европу.
Для этого нужны были танки не просто мощные, но многочисленные и невероятно надежные. И то, и другое в первой половине 1950-х годов обеспечил Уралвагонзавод.
Сначала о количестве. В 1951–1955 годах пятью советскими заводами были построены 10 941 средний и тяжелый танк – соответственно Т-54 и Т-10. Из них 5843 единицы, или 53,4%, приходилось на долю УВЗ. И затем, вплоть до начала 1970-х годов, УВЗ исправно поставлял почти 2/3 новых танков.
Теперь о надежности. Танковый «отдел 520» в первой половине 1950-х годов ежегодно вносил до 3 тыс. изменений в конструкцию, причем не менее половины из них касались технологичности и улучшению эксплуатационных качеств. Параллельно работали технологи: в течение 1951–1954 годов на УВЗ действовал «Отдел № 2» – коллектив из лучших технологов всей страны, занимавшийся исключительно танком Т-54. В результате к 1956 году ресурс танка до ремонта удалось довести до 10 тыс. км – невероятный результат для тех лет!
За десятилетия работы Уралвагонзавод построил более 100 тыс. танков. Фото Reuters |
Т-55 и Т-62 до сих пор достаточно хороши, чтобы вкладывать в них средства и модернизировать – что и происходит во многих странах мира.
Обеспечив армию танками, Уралвагонзавод принял участие и в создании ракетных вооружений. Начиная с 1953 года на нем строились криогенные цистерны для перевозки жидких кислорода и азота на стартовые позиции ракет большой дальности. В Нижнем Тагиле спроектировали и изготовили подвижный заправочный комплекс, обеспечивший пуски ракет Р-7. В том числе и той, что 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. В 1960-х годах в Тагиле создали уже стационарные системы заправки ракет «Союз», а также боевых межконтинентальных ракет. «Лунная программа» СССР не увенчалась полным успехом, но УВЗ подготовил для нее системы заправки водородом и кислородом особой чистоты, а также цистерны для перевозки жидкого водорода ЖВЦ-100.
ОБТ, «Буран» и вагоны для Севера
1970-е годы вошли в историю международных отношений как эпоха разрядки. Осознав паритет сил, СССР и США пошли на ряд соглашений, отодвинувших угрозу прямого военного столкновения.
Однако для ВПК ничего не изменилось. Стороны не верили друг другу и боялись, что противник сможет получить преимущество. И потому старательно копили все новые «тузы в рукаве».
В области бронетанковых вооружений таким «тузом» стали «основные боевые танки», соединившие в себе подвижность средних с вооружением и броневой защитой тяжелых машин предшествующего поколения. В этом деле СССР вырвался вперед, поставив на конвейер первый в мире ОБТ Т-64А еще в 1969 году. В 1973 году начался серийный выпуск второго ОБТ типа Т-72, в 1976 году – третьего типа Т-80.
Конечно, наличие на вооружении сразу трех ОБТ – ситуация неприглядная. Не будем касаться причин этого и сразу обратимся к роли УВЗ в очередном перевооружении Советской армии и ее союзников.
Итак, в течение 1969–1990 годов в СССР силами пяти заводов были построены:
- 12 508 Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ (1969–1987 годы, Харьковский завод им. Малышева);
- 7006 Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80УД (1976–1990 годы, Кировский завод, Омский завод транспортного машиностроения, Харьковский завод им. Малышева);
- 22 096 Т-72, Т-72А и Т-72Б (1973–1990 годы, Уралвагонзавод и Челябинский тракторный завод).
В последнем случае 20 574 семьдесятдвойки изготовил собственно Уралвагонзавод, еще 1522 машины собрали с помощью УВЗ в 1981–1990 годах на ЧТЗ.
Часть Т-72 была поставлена за рубеж (ослабленные экспортные варианты). Шестьдесятчетверки и восьмидесятки шли только в Советскую армию. В итоге вооруженные силы получили с 1969 по 1990 год 17 831 семьдесятдвойку, 12 508 шестьдесятчетверок и 7006 восьмидесяток. Иначе говоря, 47,7% советского парка ОБТ к 1991 году составляли танки Т-72, преимущественно модификаций «А» и «Б».
Дискуссиям о преимуществах и недостатках разных советских ОБТ конца нет и не предвидится. Поэтому предлагаем отказаться от сравнения выпускавшихся небольшими партиями продвинутых модификаций и сопоставить только массовые, преобладавшие на заводских конвейерах в тот или иной период. Коэффициенты военно-технического уровня даны институтом ВНИИтрансмаш, никогда не питавшим пристрастий к семьдесятдвойке:
Как следует из таблицы, лучшим массовым ОБТ СССР в 1970-х годах был Т-72. В первой половине 1980-х годов на первое место вышел Т-80Б. Преимущество ему обеспечили не газотурбинный двигатель, но более совершенный прицельный комплекс и наличие управляемого вооружения. На Т-72А они также были апробированы, но на серийный выпуск столь дорогих систем Уралвагонзаводу просто не дали средств. На Т-72Б КУВ уже был, что вновь сделало тагильскую машину лучшей.
Если в Советской армии семьдесятдвойки составляли половину ОБТ, то в армиях союзников и партнеров СССР они стали главной ударной силой. Экспортные модификации Т-72 Уралвагонзавод успел поставить в 16 государств мира. В Польше, Чехословакии, Югославии и Индии было организовано лицензионное производство. Формально УВЗ в советское время не имел к этому прямого отношения, но во всех этих странах работали тагильские конструкторы и технологи.
Параллельно с танками продолжалась и ракетная тематика. УВЗ принял активное участие в программе создания многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». В Нижнем Тагиле создавались системы заправки жидким водородом, поставлялись усовершенствованные цистерны для перевозки жидкого водорода ЖВЦ-100М и средства доставки сжатых азота, аргона и гелия.
Доля УВЗ в производстве грузовых железнодорожных вагонов в 1970–1980-х годах снизилась до 28–30%. Предприятие, перегруженное танковой программой, просто не могло дать больше. Тем не менее за 20 лет завод построил 390 тыс. полувагонов. Основная их часть, как и ранее, имела торцевые двери и могла перевозить военную технику.
Причем ценность тагильских вагонов была связана не только с их количеством. В 1960–1980-х годах в планах военного и хозяйственного развития СССР все большую роль играли северные и восточные районы с экстремально низкими температурами в зимнее время. Обычный вагонный металл здесь становился хрупким и легко ломался.
Требовалось специальное легирование стали, но в стране не хватало ферросплавов. Да и стоили они немало. Между тем в 1960-х годах на соседнем Нижнетагильском металлургическом комбинате была освоена уникальная технология переработки титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд. Появилась возможность получать в неограниченных количествах дешевые ванадиевые передельный чугун и шлак. Используя эти материалы, технологи УВЗ в сотрудничестве с уральскими учеными в 1970–1980-х годах создали технологии производства новых марок ванадийсодержащей стали. Литые вагонные тележки из такого металла имели хорошую ударную вязкость при температурах до –600.
Оружие нового века
К середине 1980-х годов наше общество утратило иммунитет к идеологическим заболеваниям и инстинкт самосохранения. С этого времени и до конца ХХ века оборонительный потенциал страны только уменьшался.
Для начала в СССР отказались от мобилизационного использования полувагонов. Они стали выпускаться без торцевых дверей. Но это хотя бы оправдывалось выгодами в производстве и эксплуатации.
Гособоронзаказ УВЗ на бронетехнику в течение десяти лет сократился в 31 раз – с 1559 танков в 1985 году до 50 штук в 1995-м, а затем и вообще исчез. Внешний рынок оказался закрыт, причем собственным правительством: после подписания соглашения Гор–Черномырдин УВЗ вынужден был отказаться от поставок танков Т-72С в Иран, а уже освоенный в производстве Т-90 не допускался на международные показы. Лишь в 1997 году и с огромным трудом руководству завода удалось вывезти новый танк на выставку в Абу-Даби.
В Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения продолжали работать над модернизацией Т-72 и созданием машин нового поколения – но перспективы увидеть их на сборочном конвейере вообще не просматривались.
Тагильское танкостроение спас контракт с Индией, подготовленный в 1999–2001 годах не без личного участия президента РФ В.В. Путина. И с этого времени началось победное шествие «девяностых» на мировом рынке вооружений. Американцы не любят признавать российские достижения, но недавно вполне уважаемый и профессиональный журнал National Interest вынужден был назвать Т-90С самым удачным экспортным танком мира в XXI веке. В США тщательно отслеживали поставки, журнал сообщает, что к лету 2021 года в вооруженных силах Индии имелось уже более 1000 ОБТ Т-90С, в Алжире – около 600, в Ираке примерно 70 единиц, во Вьетнаме – 65. Своими «девяностыми» располагают также Армения, Уганда, Туркмения.
Удивляться не приходится – рыночная ниша Т-90С уникальна. Эта машина несравнимо лучше всех дешевых новых либо бывших в употреблении танков, но в разы дешевле самых совершенных ОБТ мира – при сопоставимых с ними коэффициентах ВТУ. Тем более что «девяностый» непрерывно совершенствуется, сегодня заказчикам предлагается гораздо более могущественная его версия – Т-90МС.
Коммерческие успехи позволили восстановить уже распавшиеся кооперационные связи. Когда наша страна в очередной раз осознала, что лучшими ее друзьями на мировой арене являются армия и флот, Уралвагонзавод был готов. В 2004 году завод получил и в течение нескольких лет выполнил госзаказ на новые ОБТ Т-90А. В 2005 году приступили к модернизации танков Т-72Б.
Затем последовали более масштабные задачи, превышающие возможности одного, пусть и очень большого, предприятия. 27 августа 2007 года вышел указ президента РФ № 1102 «Об открытом акционерном обществе «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Поначалу УВЗ пришлось взять на себя восстановление прошедших через банкротство Челябинского тракторного завода и Омского завода транспортного машиностроения. Финансовая и технологическая помощь потребовалась и многим другим предприятиям корпорации.
Вложение сил и средств полностью себя оправдало. За 14 лет существования объединения Уралвагонзавод, опираясь на совокупную его мощь, организовал серийные модернизацию и новое производство самых современных машин для армии России:
- модернизированных танков Т-72Б3,
- боевых машин поддержки танков БМПТ,
- танков Т-90М «Прорыв» как вновь построенных, так и модернизированных из машин 1990-х годов;
- танков нового поколения Т-14 на платформе «Армата».
Что касается железнодорожных вагонов, то предприятие выпускает сегодня широкую номенклатуру инновационного подвижного состава. Последний более специализирован и не всегда пригоден для военной техники. Но когда в 2010-х годах российская армия начала маневры по массовой переброске войск на дальние расстояния, то заказ на разработку специальных платформ получил именно Уралвагонзавод. Его изделия способны перевозить боевые машины весом до 65 т, а выдвигающиеся торцевые аппарели позволили производить погрузку-выгрузку в полевых условиях.
За десятилетия работы Уралвагонзавод построил более 100 тыс. танков. Еще в 2011 году с его конвейера сошел миллионный вагон; сегодня дорабатываются еще две сотни тысяч.
Вот уже 85 лет Седой Урал кует победу.
комментарии(0)