Спуск на воду патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». Фото с сайта www.aoosk.ru
Получаю истинное удовольствие от чтения интервью генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Львовича Рахманова. Глава ОСК всегда радует чем-то новым, ранее неизвестным. Так случилось и с его интервью РИА Новости, опубликованным 24 сентября. В нем речь шла преимущественно о военном кораблестроении.
Газотурбинно-котлотурбинная история
На вопрос, почему задерживается передача флоту находящегося с 2018 года в ремонте тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», Алексей Львович ответил: «У нас по контракту все доковые работы должны завершиться к началу 2023 года, с этим все в порядке. Проблема в другом. Когда подписывался контракт на ремонт и модернизацию крейсера и определялся необходимый объем работ, то предполагалось, что выгрузке и ремонту подлежит только один газотурбинный агрегат из четырех. На сегодняшний день ситуация изменилась – оказалось, что ремонт необходим всем четырем агрегатам, а это еще суммарно 10–11 месяцев работ. Но и в этом случае, если не вскроются другие дефекты, в 2023 году мы корабль передадим флоту, как и планировалось».
Но, во-первых, по контракту корабль должен быть передан ВМФ до конца 2022 года. Ранее Рахманов говорил, что это случится еще в 2021 году. Поэтому слова «как это планировалось» не отвечают действительности. Напомним, что «Адмирал Кузнецов» за время ремонта чуть не затонул, когда в октябре 2018 года плавучий док ПД-50, в котором находился корабль, камнем пошел на дно, в дополнение к чему на крейсер упал еще подъемный кран и проломил его палубу.
А в декабре 2019 года при проведении огневых работ он чуть не сгорел. При тушении пожара погибли два человека, а более десяти пострадали.
Второе докование авианосца должно было случиться в текущем году. Но в ОСК нашли такого подрядчика, который на 35-м судоремонтном заводе за два года не смог убрать узкую перемычку, разделяющую два дока, прихватив при этом аванс в 2,6 млрд руб.
Не случайно обычно сдержанный министр обороны РФ Сергей Шойгу, прибывший в апреле с инспекцией на 35-й СРЗ, пришел в ярость. Руководитель ОСК что-то лепетал том, что подрядчик был недобросовестным, работы проводил некачественно и пришлось его заменить. «Эти все объяснения не принимаются, – в гневе заявил руководитель военного ведомства. – Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»!» После этих слов Алексей Рахманов, который любит покрасоваться перед телекамерами, стал прятаться за спинами должностных лиц, сопровождавших министра.
Заметим, что данные заместителя главы ОСК по военному кораблестроению, бывшего главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Королева насчет сдачи авианосца заказчику существенно расходятся с рахмановскими. По его словам, авианосец в июне-июле 2023 года после завершения ремонта выйдет в море на испытания, которые продлятся около года. То есть флот получит корабль не ранее 2024 года – как раз к очередным президентским выборам. Так сказать, в качестве подарка. Правда, если припомнить оговорку Рахманова о том, что «если не вскроются другие дефекты», то срок сдачи корабля может сдвинуться еще вправо.
Кто же виноват в столь длительной задержке? По утверждению Алексея Львовича, все дело в газотурбинных агрегатах. Хотели отремонтировать один, а потребовалось обновить все четыре производства завода «Киров-Энергомаш». Вот это сенсационная новость! Газотурбинных энергетических установок на «Кузнецове» никогда не было, и «Киров-Энергомаш» их никогда не производил. Он выпускает корабельные котлотурбинные установки.
Рахманов, судя по всему, оговорился. Он большую часть жизни занимался автомобильными двигателями внутреннего сгорания, а после получения диплома «мастера делового администрирования» школы бизнеса Чикагского университета отдельные инженерные нюансы его вообще, похоже, перестали интересовать. Хотя за семь лет пребывания в должности руководителя Объединенной судостроительной корпорации Алексей Львович, по идее, должен был чему-то научиться.
Но вернемся к газотурбинно-котлотурбинным агрегатам, из которых планировалось отремонтировать один, а потребовалось все четыре. Похоже, перед постановкой в ремонт ревизия и дефектация агрегатов, механизмов, магистралей и приборов, которые должны были выполнить специалисты ОСК, на «Кузнецове» не проводились. А ведь на их основе составляются ремонтные ведомости, согласно которым и ведутся работы. Поэтому нельзя пенять только на «Киров-Энергомаш». Это серьезный просчет самой Объединенной судостроительной корпорации.
То же относится и к недобросовестным подрядчикам. Их выбирают специалисты ОСК, подведомственных корпорации заводов и конструкторских бюро.
Тут нельзя не напомнить, что еще с большим лагом срываются сроки завершения модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Он стал в ремонт в 1999 году, но фактически работы начались в 2013 году, а сроком сдачи был обозначен 2018 год. Но большой объем переоборудования и недостаточная квалификация людей, занятых на корабле, заставили все время сдвигать даты окончания модернизации. Теперь речь идет о 2023 годе «из-за проблем с поставщиками». Опять враждебные ОСК поставщики виноваты!
23 сентября, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС относительно постановки на такую же модернизацию атомного ракетного крейсера «Петр Великий», Владимир Королев сказал: «Ход работ на «Нахимове» подтверждает, что северодвинским корабелам по плечу не только строительство атомных подводных ракетоносцев, но и восстановление технической готовности таких уникальнейших кораблей, как тяжелые атомные крейсера проекта 1144 «Орлан». Вряд ли «ход работ» вызывает энтузиазм у заказчика. Не говоря о том, что стоимость модернизации «Нахимова» увеличилась в разы.
Светлое авианосное будущее
В интервью собеседники не могли не затронуть тему перспективного авианосца. Алексей Львович посетовал, мол, нет от Министерства обороны заказа, а то бы запросто построили. «За сколько же лет вы сможете построить авианосец с учетом готовой документации?» – спросил корреспондент главу ОСК. «Думаю, лет за восемь управимся, – последовал ответ. – Возьмите американцев: они строят свои авианосцы десять лет, причем у них они серийные. Все-таки авианосец – это апофеоз судостроительной мысли, целая армия на воде». Насчет «апофеоза судостроительной мысли», согласитесь, сильно сказано. Но вот все остальное – фантазии генерального директора ОСК.
Мы знаем, что ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» будет продолжаться как минимум пять лет, а модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» растянется на десять. Американский атомный авианосец Gerald R. Ford (CVN-78) был заложен в ноябре 2009 года, хотя резка стали для него началась в августе 2005 года. Корабль спустили на воду в ноябре 2013 года, а формально передали флоту в мае 2017 года, однако он до сих пор не введен в линию из-за необходимости устранения множества недоделок. Почему же строительство нового авианосца в России займет всего лишь восемь-десять лет? На это потребуется при самых благоприятных обстоятельствах лет двадцать!
Как мы уже отмечали (см. «НВО» от 19.03.21), сейчас авианосцы в нашей стране некому проектировать и строить, негде собирать, их неизвестно где базировать, не говоря уже о невозможности создания полноценной авиагруппы. Для того чтобы «расшить» эти «узкие места», потребуются многие годы и огромные деньги, которых у страны просто нет.
Опыт переоборудования тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в легкий авианосец Vikramaditya не убеждает. Сроки работ по модернизации значительно превысили контрактные, стоимость увеличилась в два с лишним раза, а сама сделка оказалась убыточной для России.
А главное, непонятно, зачем огород городить? Уже сейчас на вооружении России и Китая есть оружие, способное потопить или вывести из строя плавающий аэродром. Через какое-то время такими системами будут располагать и США. Сегодня можно предположить, что в течение 10–15 лет появятся противокорабельные баллистические ракеты с гиперзвуковыми боевыми блоками континентального базирования, которые смогут атаковать любую крупную надводную цель в любой точке Мирового океана.
Думается, и в ОСК понимают всю никчемность затеи с авианосцами как с боевыми единицами. Так, ратуя, очевидно из-за корпоративной солидарности, за строительство плавающих аэродромов, Владимир Королев в то же время говорит: «Авианосец – прежде всего инструмент политики государства в невоенное время». То есть российские налогоплательщики должны «отстегивать» сотни миллиардов рублей, дабы пугать население других прибрежных государств для удовлетворения чьих-то политических амбиций.
И пример Соединенных Штатов здесь не подходит. В последние годы США, где за 100 лет построено 77 авианосцев и еще более сотни эскортных и УДК, продолжают их создание не столько исходя из внешнеполитических соображений, а все больше из-за внутриполитических и экономических. В сборке авианосцев задействовано порядка 2000 предприятий из 46 штатов. Свертывание работ по плавающим аэродромам грозит потерей рабочих мест для десятков тысяч квалифицированных американцев. Опасаясь социальных последствий, власти США не могут себе этого позволить.
Почему же Алексей Рахманов с упорством, достойным лучшего применения, продолжает оворить об авианосцах? Их строительство открывает огромные возможности для распиливания государственного бюджета на длительную перспективу.
Везде – минус один
В интервью речь зашла и о строительстве подводных лодок для ВМФ РФ. И снова глава ОСК посетовал на конструкторские бюро, которые он все порывается слить в один большой колхоз (см. «НВО» от 23.07.21). Дескать, они противятся внедрению двух новых технологий, которые позволят ускорить сборку АПЛ на «Севмаше». Речь идет о технологиях контроля качества сварных (у Рахманова – стальных. – А.И.) швов и стыковки секций корпуса с высокой степенью насыщения оборудованием, трубопроводами и кабельными трасами. Такая технология называется блочно-модульной. И использовать ее планируют вместо применяемого сейчас модульно-агрегатного метода. Она действительно позволит сократить время строительства субмарин. «Нужно насыщать секции по мере их строительства, и тогда можно будет сэкономить массу времени, – говорит Алексей Львович. – То есть если сейчас лодка строится семь лет, должна – шесть, если пять – то четыре, если три – значит, два. Везде минус один год».
Но этой схеме, по утверждению главы ОСК, «сопротивляются проектанты, потому что для них возникают дополнительные технологические риски».
С каких это пор ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит» стали в нашей стране тормозами научно-технического прогресса? Насколько мне известно, оба КБ давно выступают за внедрение блочно-модульного метода. Но они против аврала при освоении новой технологии. Ведь при «кавалерийской атаке» дополнительные технические риски лягут на всю страну. Ядерные технологии требуют осторожности и ответственности. Но этого глава ОСК, судя по всему, не понимает.
Беседа коснулась и неатомного подводного кораблестроения. «Лодки проекта 677 «Лада» имеют лучшие боевые характеристики (по сравнению с ДЭПЛ проекта 06363. – А.И.) и представляют собой инновационный продукт, – заметил Алексей Львович. – Но в случае «Лады» необходимо отработать перспективные системы, чтобы не получить долгострой и соответственно убытки. На головной лодке «Санкт-Петербург» сейчас как раз ведется доводка систем».
Создается впечатление, что глава ОСК вообще не в курсе, что происходит на подведомственном ему предприятии. «Доводка систем» продолжалась на ПЛ «Санкт-Петербург» во время опытной ее эксплуатации на Северном флоте с 2010 по 2020 год. После модернизации на Кронштадтском морском заводе лодку недавно ввели в состав боевых сил ВМФ.
Главу ОСК окружают советники, помощники, есть пресс-служба. Неужели они не могут подготовить своего руководителя к выступлениям и пресс-конференциям? Или у них тоже «минус один» и эта армия аппаратчиков не способна генерировать ничего, кроме волн некомпетенции?
Курсом в элитный отель
Очень интересный сюжет в интервью стал развиваться, когда журналист спросил главу ОСК, обсуждается ли возможность вхождения в структуру корпорации кораблестроительного холдинга «Ак Барс» в Татарстане. Алексей Львович сразу же оживился. «Если бы перед нами поставили такую задачу – заняться этим активом, – мы бы подошли к ней со всей серьезностью, – заявил он. – Мне кажется, такие отрасли, как космос, атомная энергетика, авиация и судостроение, не могут жить в конкурентных условиях, аналогичных потребительскому рынку (где это обязательно). А для таких инвестиционно емких отраслей важна стратегия формирования национального чемпиона». Ясное дело, что ОСК – «национальный чемпион» в области судостроения.
Вряд ли в Чикагской школе бизнеса господина Рахманова учили только сколачиванию монополий. И в Китае, и в США действуют десятки больших и малых фирм, занятых в сфере кораблестроения. Да и успехи Илона Маска в космической сфере свидетельствуют о пользе конкуренции. И у нас в стране «Газпром» не является единственным добытчиком и экспортером голубого топлива.
Успехи ОСК в области кораблестроения – более чем скромные. И совершенно очевидно, что руководство корпорации избрало путь не интенсивного, а экстенсивного развития. За счет поглощения предприятий отрасли увеличивается оборот и прочие количественные показатели. А ведь монополизм – верный путь к стагнации.
В прошлом году ОСК поглотила рыбинский судостроительный завод «Вымпел» – одно из ведущих предприятий малого и среднего судостроения. Теперь в корпорации замахнулись на основного конкурента – судостроительный холдинг «Ак Барс». Это очень лакомый актив. В его состав входят не только несколько заводов и знаменитое конструкторское бюро в Татарстане, но и подконтрольный «Ак Барс» судостроительный завод «Залив» в Керчи, где сейчас ведется строительство крупнотоннажных кораблей и судов, в том числе универсальных десантных кораблей для ВМФ РФ. Думается, в ОСК понимают, что целиком поглотить «Ак Барс» не удастся, но отсечь «Залив» от татарстанского холдинга очень хочется.
Однако закончим нашу публикацию другим сюжетом. По сообщению пресс-службы ОСК, глава корпорации и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев обсудили использование территории бывшего судоремонтного завода в поселке Лазаревское, то есть в Сочи. 43 объекта недвижимости на территории предприятия сейчас не эксплуатируются. На их месте на площади 6,7 га планируется возвести гостиничный комплекс и создать парковую зону.
«Такого рода программы сейчас очень востребованы – страна развивает внутренний туризм, это очень перспективное направление, – заявил в этой связи Рахманов. – Надо учитывать и тот факт, что в корпорации десятки тысяч человек работают на Севере и им надо где-то укреплять свое здоровье». Благое начинание. Только десяткам тысяч судостроителей вряд ли найдется место в элитном сочинском отеле.
комментарии(0)