0
5875
Газета Вооружения Интернет-версия

23.12.2021 20:13:00

Беспечный «Коннектикут»

Авария американской подлодки обострила проблемы морской безопасности

Владимир Лодкин

Об авторе: Владимир Сергеевич Лодкин – независимый военный эксперт.

Тэги: вооружения, сша, флот, АПЛ, подводная лодка, коннектикут


вооружения, сша, флот, АПЛ, подводная лодка, коннектикут По некоторым данным, подводную лодку USS Connecticut (SSN-22) ждет дорогостоящий ремонт. Хотя решение об этом еще не принято. Кадр из видео с канала San Diego Web Cam на YouTube

В интернете появилось фото атомной субмарины ВМС США Connecticut в ВМБ Сан-Диего. Корабль пришел с Гуама с сильными повреждениями – отсутствует носовой обтекатель гидролокатора. Несмотря на то что переход субмарины, как пишет издание The Drive, был засекречен, весь путь подлодка проделала в надводном положении, что и позволило оценить последствия ее столкновения «с неизвестным объектом» в Южно-Китайском море.

Война за море

В последние годы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) резко усилилось военное противостояние, прежде всего между стратегическими соперниками – США и Китаем, что особенно выражено в усилении активности американского флота в спорных районах Южно-Китайского моря (ЮКМ). К спорным районам Южно-Китайского моря относятся Парасельские острова, архипелаг Спратли, острова Пратас, риф Скарборо, а также район Тонкинского залива. В спорных районах Китай стремится установить свою полную юрисдикцию, касающуюся режима плавания иностранных кораблей и судов, разработки и использования недр, установки навигационного оборудования, создания портовой инфраструктуры и др.

Провоцирующая активность Тихоокеанского флота США в спорных районах Южно-Китайского моря систематически подрывает шаги китайской стороны по укреплению в них своей юрисдикции, что ведет к росту претензий по установлению своей юрисдикции и со стороны государств ЮВА, Вьетнама, Китая, Малайзии, Филиппин и Тайваня.

В нарушение юрисдикции Китая, касающееся режима плавания иностранных кораблей и судов в водах спорных районов ЮКМ, ВМС США все чаще устраивает провокационные походы своих боевых кораблей. Так, с 2018 года корабли ВМС США ежегодно осуществляют походы, провоцирующие ВМС КНР, создавая конфликтную обстановку в спорных районах Южно-Китайского моря под эгидой обеспечения и защиты свободы судоходства. Следует отметить, что такое развитие событий в АТР и у дальневосточных морских рубежей России было вполне ожидаемо.

После распада СССР, учитывая резкое ослабление ВМФ России и сокращение его присутствия во всех районах Мирового океана, военно-политическое руководство КНР взяло курс на увеличение темпов строительства, интенсивности боевой и оперативной подготовки своих ВМС, а также наращивание своих боевых возможностей, прежде всего в АТР и других районах Мирового океана.

Так, в настоящее время ВМС КНР располагают двумя авианосцами, 58 крупными десантными кораблями, крейсером, 65 подводными лодками (в том числе 6 многоцелевыми АПЛ, 4 стратегическими), более 90 эсминцами и фрегатами. Весьма существенно, что китайский флот растет не только количественно, но и качественно. Эсминцы Type 054 Jiangkai II вполне соответствуют западным аналогам, а новые корабли того же класса Type 055 Renhai по боевой мощи могут соперничать со стареющими американскими крейсерами типа Ticonderoga.

Китай опередил США по количеству кораблей и вышел на первое место в мире. Пентагон утешает себя тем, что по-прежнему лидирует по суммарному тоннажу ВМС. Но это пока. Согласно опубликованному Министерством обороны США докладу, военный флот КНР на текущий момент состоит из 350 кораблей против 293 американских.

Таким образом, военно-морские силы Китая постепенно становятся одним из ключевых «игроков» региона, и конкурировать с ними на равных пока может только флот США. Кораблестроительные планы КНР расписаны на несколько лет вперед и предусматривают дальнейшее развитие флота. Рост его показателей и расширение возможностей скажутся в долговременной перспективе на динамике военно-политической обстановки на Тихом океане.

С учетом складывающейся не в пользу США геополитической обстановки в Тихоокеанском регионе военно-политическое руководство США к 2020 году сосредоточило в зоне Тихого океана 60% боевого потенциала ВМС и ВВС.

В этой связи усиление активности и противоборства ВМС США и Китая сказалось и на деятельности подводных сил. Деятельность ПЛА ВМС США «Коннектикут» в Южно-Китайском море – это один из примеров реализации ВМС США геополитических целей в АТР.

Халатность или ошибка

По информации различных открытых, в том числе американских источников, складывается достаточно полная картина аварийного инцидента (навигационного происшествия), произошедшего с ПЛА ВМС США USS Connecticut («Коннектикут»). Американская атомная подлодка «Коннектикут» относится к одной из трех ПЛА типа «Сивулф» («Морской волк»).

Пресс-служба Тихоокеанского флота США опубликовала официальный пресс-релиз по поводу инцидента, согласно которому ПЛА «Коннектикут» во время погружения днем 2 октября в международных водах АТР сильно ударился о неопознанный объект.

«Безопасность экипажа остается главным приоритетом Военно-морского флота. Опасных для жизни травм нет. Подводная лодка остается в безопасном и стабильном состоянии. Ядерная двигательная установка и помещения американского корабля Connecticut не пострадали и остаются полностью работоспособными. Степень повреждения остальной части подводной лодки оценивается. Военно-морской флот США не обращался за помощью. Инцидент будет расследован», – проинформировало об этом инциденте Управление по связям с общественностью ТФ ВМС США.

Судя по информации американской стороны, установлены повреждения нескольких балластных цистерн, а также трубопроводов, входящих в систему всплытия и погружения корабля.

При этом ПЛА «Коннектикут» было предложено направить с ВМБ на Гуаме для капитального ремонта на судоверфь Бремертон (штат Вашингтон). Хотя при этом были риски, с точки зрения способности ПЛА, получившей серьезные повреждения, самостоятельно пройти несколько тысяч морских миль без соответствующего обеспечения и привлечения кораблей (судов) и авиационных средств.

По мнению американской стороны, потенциальной точкой интереса для «Коннектикут», наиболее вероятно, была китайская военно-морская база Юйлинь на острове Хайнань, на которой базируются субмарины КНР. Следовательно, «Коннектикут» мог находиться в позиции «перехвата» в ожидании выхода в море враждебной подлодки КНР, с тем чтобы осуществить контроль ее маршрута развертывания и выявления тактики действий.

Командование военно-морских сил США приняло первые кадровые решения в связи с инцидентом, произошедшим с подводной лодкой «Коннектикут» при столкновении с подводным стационарным препятствием в Южно-Китайском море. Точного места, где это произошло, в США, по понятным причинам, не называют.

В результате кадровых решений американского командования Тихоокеанского флота США сняты с должностей три военнослужащих ПЛА «Коннектикут» в связи с инцидентом в Южно-Китайском море. Это командир подводной лодки Кэмерон Алджилани в звании коммандера (аналог российского звания капитан второго ранга), а также вахтенный офицер лейтенант-коммандер Патрик Кашин и старший техник гидролокатора (ST) в звании старшего матроса Кори Роджерс, который на тот момент должен был вести подводное наблюдение. Обращает на себя внимание примененная при наказании виновных формулировка: «Из-за утраты доверия».

Командующий 7-м флотом США вице-адмирал Карл Томас заявил, что атомная субмарина допустила столкновение с подводной скалой (горой), добавляя, что такого рода столкновение можно было предотвратить:

«Столкновение можно было предотвратить, но отдельные члены экипажа не проявили необходимой осторожности, субмарина двигалась несколько быстрее, чем следовало бы в районе, где рельеф не так хорошо изучен, как хотелось бы».

Также в материалах, появившихся в ходе следствия в ВМС США, сообщается, что столкновение можно было бы предотвратить, если бы имело место «здравое суждение по поводу оперативной обстановки, четкое планирование и работа вахтенных».

Из материалов расследования аварийного происшествия становится понятно, что командир был снят, возможно, за неправильно выбранный режим подводного хода и периодичность назначенных обсерваций. Вахтенного же офицера Патрика, вероятно, сняли за то, что он не обеспечил безопасность корабля на своей вахте. Видимо, в чем-то промахнулся и что-то проглядел. Возможно, не контролировал в требуемой степени параметры движения ПЛА, заданные командиром. Оператор ГАК Кори Роджерс, возможно, вовремя не отследил появившуюся отметку от скалы на экране ГАК...

В целом американские специалисты делают вывод, что Южно-Китайское море – район сложный для подводного плавания, где имеет место сейсмическая и вулканическая активность на дне, что приводит к периодическим изменениям рельефа местности.

По оценке американских специалистов, возможно, «Коннектикут» столкнулся с горой на малом ходу, а причиной этого могло стать именно изменение рельефа в силу появления на дне вулканической лавы и ее застывания. Что привело к увеличению высоты горы, о котором американские подводники не знали, и при попытке маневра в районе горы подлодка ее задела корпусом. В ходе аварийного происшествия пострадали 11 моряков, получив ушибы легкой и средней тяжести.

С другой стороны, так называемая гора может иметь и искусственное происхождение. Китайцы, как известно, активно меняют рельеф дна в Южно-Китайском море, засыпая тамошние рифы грунтом и создавая таким образом искусственные острова. Не потому ли сегодня китайцы так крепко вцепились в американцев, требуя от них дать четкие сведения, где именно произошло столкновение «Коннектикута» с подводным объектом?

48-7-1480.jpg
Освоение американскими моряками новых
районов патрулирования повышает риски
подводных катастроф. 
Фото с сайта www.dvidshub.net
Некоторые эксперты в области военно-морской деятельности первоначально, до завершения результатов расследования аварийного инцидента с ПЛА «Коннектикут, « выдвигали и такую версию, что виной аварийной ситуации с ПЛА «Коннектикут» могла стать подводная лодка, о чем указывает характер повреждений.

В целом из анализа статистики аварий и катастроф подводных лодок следует, что аварийные столкновения атомных подводных лодок с подводными и надводными объектами не являются большой редкостью. Так, за последние 50 лет американские ПЛА сталкивались с советскими (российскими) атомными подводными лодками не менее 10 раз, официально из которых командование ВМС США признало дважды: в 1991 году и в 1993 году.

Кроме того, американские же подводники внесли немалую лепту в аварийность своих подводных лодок при их столкновении с надводными кораблями и судами. Только за последние 20 лет американские атомные подводные лодки зафиксировались не менее чем в 6 аварийных инцидентах, связанных с навигационными происшествиями, включая столкновения с надводными кораблями и судами как своих, так и иностранных государств.

В случае с ПЛА «Коннектикут», если бы столкновение произошло с многоцелевой ПЛА ВМС Китая, не обошлось бы, во-первых, без более серьезных повреждений самой ПЛА «Коннектикут» и, возможно, катастрофических последствий для ПЛА ВМС Китая с гибелью личного состава. Ведь подводное водоизмещение ПЛА Коннектикут 9200 т, а китайской многоцелевой ПЛА (5500 т) – в 1,67 раза больше. И в этой ситуации, конечно, не обошлось бы без официального заявления китайской стороны, чего, к счастью, не произошло.

Поэтому версия столкновения ПЛА «Коннектикут» с подводным движущимся объектом малоубедительна, с учетом уже заявленных результатов расследования командованием ВМС США и наказанием виновных должностных лиц за промахи в управлении подводной лодкой в сложных навигационных условиях.

За аналогичный случай в 2005 году в ВМС США был снят с должности командир ПЛА «Сан-Франциско».

Так, 08.01.2005 многоцелевая атомная подводная лодка «Сан-Франциско» типа «Лос-Анджелес» столкнулась с подводной горой южнее острова Гуам на скорости 35 узлов и глубине около 150 м. Из 137 человек на борту 98 были ранены, из них 30 серьезно, один подводник позже скончался. →Лодка получила значительные повреждения корпуса, носового обтекателя гидроакустической антенны, балластных цистерн, торпедных аппаратов. Ремонт оценен в 88 млн долл. без учета стоимости ремонта восстановления 15 торпед и 2 ракет «Томагавк».

Таким образом, специалисты в области военно-морской деятельности в большинстве своем в основном склоняются к выводу, что причина аварийного инцидента с ПЛА «Коннектикут» все же не технического характера, а непрофессионализм экипажа.

Атомные риски

На фоне частного случая аварийного инцидента с ПЛА «Коннектикут» остро встает в принципе вопрос безопасности деятельности кораблей с ядерной энергетической установкой в прибрежных районах с развитой морской инфраструктурой и интенсивной экономической, в том числе рыбопромысловой, деятельностью.

В целом, безусловно, деятельность кораблей с ядерной энергетической установкой, особенно подводных лодок в прибрежных шельфовых, относительно мелководных районах с интенсивным судоходством, влечет повышенные аварийные риски. А это, в свою очередь, ведет к повышенным рискам возникновения экологических катастроф в морских экономических зонах и огромным экономическим издержкам, связанным с ликвидацией последствий аварий и катастроф.

В начале 1990-х годов российский ВМФ так же, как и сегодня ВМС Китая, столкнулся с чрезвычайно активной деятельностью американских атомоходов в своих прибрежных районах, в первую очередь Баренцева моря. →Эта деятельность является скрытной, «по-ковбойски» агрессивной, в стиле американских подводников, и особенно опасной – вблизи пунктов и на маршрутах развертывания атомных многоцелевых и стратегических ракетоносцев.

Так, в феврале 1992 года в результате попытки скрытного слежения ПЛА «Батон Руж» (тип «Лос-Анджелес») столкнулась с российской ПЛА проекта 945 («Сьерра») в прибрежном районе Баренцева моря. Этот инцидент примечателен и тем, что он произошел на границе российских территориальных вод (12-мильной зоны). В районе столкновения проходят маршруты российских подводных лодок, базирующихся в Мотовском и Кольском заливах. Малая дальность обнаружения гидроакустического комплекса, ограниченная акватория, интенсивное судоходство и активное маневрирование, особенно в совокупности, резко увеличивают вероятность подобных событий.

Еще одно столкновение – ПЛА «Грейлинг» (тип «Стерджен») с российским стратегическим ракетоносцем «К-407» проекта 667 БДРМ («Дельта-4») произошло в марте 1993 года в Баренцевом море также в результате попытки скрытного слежения. К счастью, как и предыдущий, этот инцидент обошелся без человеческих жертв. Российские лодки получили повреждения легкого корпуса и были отремонтированы. Что касается американских подводных лодок – командование ВМС США приняло решение, что дешевле списать подводные лодки на утилизацию.

Однако случись столкновение «Грейлинг» и «К-407» на несколько десятков секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты в них. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. На глубине мелководного Баренцева моря оказались бы две лодки с незаглушенными ядерными реакторами и по меньшей мере 64 ядерные боеголовки. Вряд ли кто-либо из членов экипажей смог бы спастись.

Но и это только часть проблем, которые могут вызвать последствия катастрофы атомных подводных лодок. Проведение сложных спасательных работ, утилизация ядерного реактора, обеспечение экологической безопасности и т.д. – вот далеко не полный перечень тех направлений деятельности, которые могут повлечь аварии подводных лодок с ядерными энергетическими установками.

Так, например, в операции по подъему АПЛ «Курска» после катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море, были задействованы около 120 компаний из 20 государств! Все этапы операции проводились в течение года. Стоимость работ оценивалась в 130 млн долл.

Несмотря на окончание холодной войны, американские ПЛА по-прежнему предпринимают попытки слежения за российскими лодками, подвергая их и себя неоправданному риску.

Так, 09.08.2014 силы Северного флота ВМФ России обнаружили и «выдавили» новейшую многоцелевую ПЛА ВМС США четвертого поколения типа «Вирджиния» из приграничных вод России. По сообщению ВМФ России, когда американская ПЛА была обнаружена, для ее вытеснения из прибрежного района Баренцева моря направлена корабельная противолодочная группа, а также противолодочный самолет Ил-38. Благодаря слаженной работе противолодочных сил Северного флота американская подводная лодка была «выдавлена» из приграничных вод России. Противолодочная операция продолжалась менее часа, после чего американская субмарина, потеряв скрытность, спешно покинула российские прибрежные воды.

В 2020 году ВМС США направили к берегам Норвегии подводную лодку типа Seawolf с задачей противостоять усилению влияния России в северных водах. Американская субмарина прибыла с базы Бангор (штат Вашингтон) 21 августа 2020 года в район Тромсё (Норвегия), по заявлению ВМС США, с целью противолодочных действий «в непосредственной близости от маршрутов российских подводных ракетоносцев». Командующий подводными силами США вице-адмирал Дэрил Коудл тогда заявил: «Переброска ПЛА «Сивулф» демонстрирует глобальный охват подводного флота и его готовность обеспечивать постоянное и незаметное присутствие в любой точке мира для выполнения уникальных задач, находясь в состоянии наивысшей боеготовности».

Доктрина обороны

Учитывая активную деятельность американских ПЛА в наших прибрежных районах, российской стороной еще в 90-х годах ХХ столетия было предложено совместно с США разработать и заключить Договор об ограничении противолодочной деятельности. Однако американская сторона наши предложения оставила без должного внимания.

Подобная «ковбойская» деятельность американских ПЛА у наших берегов чревата возможными столкновениями подводных лодок, которые могут привести не только к их гибели и человеческим жертвам, но и катастрофическим последствиям для окружающей среды. →

Российско-американское соглашение об ограничении скрытной деятельности под водой явилось бы существенным дополнением к «Соглашению о предотвращении инцидентов в море и в открытом пространстве над ним», подписанному в период холодной войны в 1972 году.

Такой шаг соответствовал бы повышению взаимного доверия между США и Россией. На решение вопроса по ограничению опасной деятельности на Арктическом региональном направлении нацеливает и Морская доктрина Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 года № Пр–1210).

В основе национальной морской политики на Арктическом направлении определены целевые установки, в первую очередь снижение уровня угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности в Арктическом регионе. При этом одной из основных долговременных задач в рамках реализации Морской доктрины в Арктическом регионе является «ограничение иностранной военно-морской деятельности в согласованных районах и зонах на основе двусторонних и многосторонних соглашений с ведущими морскими державами».

В соответствии с положением Морской доктрины Российской Федерации (раздел V. Государственное управление морской деятельностью): «законодательное обеспечение деятельности по реализации национальной морской политики и осуществлению морской деятельности осуществляются Федеральным собранием Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий».

Законодательным обеспечением деятельности по реализации национальной морской политики в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации занимается 12 разнопрофильных комитетов!

Учитывая сложность и актуальность решаемых задач по законодательному обеспечению реализации национальной морской политики и осуществлению морской деятельности, по всей видимости, настало время рассмотреть возможность по формированию в обеих палатах Федерального собрания РФ профильных морских комитетов, аккумулирующих все законодательные инициативы, касающиеся реализации национальной морской политики и осуществления морской деятельности.

Таким образом, сложная международная обстановка, высокая активность ВМС ведущих мировых держав, в том числе с участием подводных лодок с ядерными энергетическими установками, требует тщательной проработки вопросов, связанных с повышенными рисками и обеспечением безопасности на море на законодательном уровне, в рамках соответствующих законодательных инициатив.

Эта работа должна проводиться как в рамках национальной юрисдикции, так и в рамках расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества с ведущими морскими мировыми державами, как определено Морской доктриной – на основе двусторонних и многосторонних соглашений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
2365
Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Данила Моисеев

СМИ предупреждают избранного президента о вреде очередного шатдауна

0
2722
Харрис пообещала бороться с Трампом

Харрис пообещала бороться с Трампом

Геннадий Петров

Избранному президенту напомнили, что он победил на выборах, а не в борьбе за сердца американцев

0
3282
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
4102

Другие новости