0
4911
Газета Вооружения Интернет-версия

27.01.2022 20:38:00

«Светляки» ощетинились

Пограничным сторожевым кораблям вернули вооружение

Александр Иванин

Об авторе: Александр Сергеевич Иванин – военный журналист

Тэги: вооружения, россия, пскр, проект 10410, светляк, модернизация


вооружения, россия, пскр, проект 10410, светляк, модернизация Усиление артиллерийскими установками сторожевых кораблей существенно повысит их возможности при задержании нарушителей государственных границ. Фото Андрея Корзуна

В конце минувшего года петербургская судостроительная фирма «Алмаз» спустила на воду два пограничных сторожевых корабля: «Новороссийск» и «Сочи». Оба – проекта 10410 (ПСКР) «Светляк» разработки ЦМКБ «Алмаз». Но в их проект внесены изменения. ПСКР получили усиленное артиллерийское вооружение.

Таким образом, в судьбе этих сторожевиков произошел очередной зигзаг.

МАЛЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ КОРАБЛИ

Техзадание на создание нового пограничного сторожевого корабля выдали в 1982 году. Он призван был заменить в Морской пограничной охране ПСКР проекта 205П «Тарантул» (Stenka – по обозначению НАТО), ранее разработанный тем же ЦМКБ «Алмаз» на платформе ракетного катера проекта 205 «Москит». Сторожевик также должен был заменить ПСКР проекта 12412 «Молния-2» на базе ракетных катеров проекта 12411 «Молния», которые оказались дороги в постройке и эксплуатации.

Предполагалось, что новый ПСКР при меньшем водоизмещении будет более дешевым. Однако круг его задач останется прежним – и в смысле обеспечения безопасности морской государственной границы и 200-мильной экономической зоны, и в смысле статуса полноценной боевой единицы в военное время. Стоит напомнить, что в советские времена Морская пограничная охрана считалась резервом ВМФ и в военное время переподчинялась флотскому командованию.

Коллектив конструкторов под руководством Константина Аванесова успешно справился с поставленной задачей. Получился очень ладный корабль. При полном водоизмещении 375 т, длине 49,5 м, ширине 9,2 м и осадке 2,16 м ПСКР на трех дизелях М520 развивал максимальный 33-узловый ход (боевая скорость – 29 узлов). Дальность плавания на 13 узлах – 2200 миль. Автономность в зависимости от запасов и режима плавания составляла от 10 до 30 суток. Экипаж из 38 человек размещался в каютах и малогабаритных кубриках. Все обитаемые помещения впервые в отечественной практике обеспечивались круглогодичным кондиционированием. Была внедрена система дистанционного автоматизированного управления «Орион-10410».

При создании ПСКР проекта 10410 особое внимание уделялось достижению высокой эффективности корабля как сложной системы при максимальном использовании серийно выпускаемого оборудования, технических средств и вооружения. Это позволило избежать значительных затрат на НИОКР по разработке новых образцов. На ПСКР не было установлено ни одного опытного изделия. То есть новое качество было получено при использовании уже освоенных промышленностью машин, узлов, агрегатов и т.д.

На ПСКР были приняты круглоскулые обводы корпуса, обеспечивающие оптимальные пропульсивные качества практически во всем спектре эксплуатационных скоростей. Не исключено, что такая форма корпуса была внедрена исходя из опыта Константина Аванесова, который был главным конструктором правительственных яхт «Крым» и «Кавказ» проекта 1360 «Чайка», на которых во время отпусков любил путешествовать по Черному морю генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Корабли обладали мягкой вхожестью в волну, плавной качкой, меньшими перегрузками на волнении. Эти качества оказались как нельзя кстати на новом пограничном сторожевике.

Вооружение относительно небольшого корабля представлено широким рядом оборонительных и ударных систем. Универсальная автоматическая 76-мм артиллерийская установка АК-176М, предназначенная для поражения морских, воздушных и береговых целей, – главный калибр ПСКР. 30-мм шестиствольный автомат АК-630М с темпом стрельбы 6000 выстрелов в минуту выполняет функции ПВО и защиты от быстроходных катеров. Для усиления противовоздушной обороны на борту разместили ПЗРК «Игла-1М» с 16 ракетами.

Два 400-мм противолодочных торпедных аппарата ОТА-40–204А, два бомбосбрасывателя на 12 глубинных бомб ББ-1 обеспечивали противолодочную оборону. Обнаружение подводных целей возлагалось на опускаемую ГАС МГ-349 «Уж», которая могла «видеть» вражескую субмарину за слоем температурного скачка.

Это давало возможность использовать «вертолетную» тактику, отработанную МПК проекта 1124 «Альбатрос». Те, используя на малых ходах или на стопе опускаемые ГАС «Шелонь», «прощупывают» глубины. Если не обнаруживают цель, то на полной скорости меняют зону развертывания. Это позволяет посредством «подскоков» обследовать большую площадь, что обеспечивает гораздо большую вероятность обнаружения противника.

Имелось и оружие противодиверсионной защиты: гранатометы МРГ-1 и ДП-64 с ГАС МГ-747 для обнаружения боевых пловцов и их буксировщиков. Оборонительные средства также включали комплекс РЭБ «Слябинг» и комплекс постановки пассивных помех ПК-16.

Таким образом, ПСКР проекта 10410 представляли собой комбинацию небольших канонерских лодок и малых противолодочных кораблей. Они полностью вписывались в «архитектуру» советского флота в качестве боевых кораблей прибрежной зоны.

ПСКР проекта 10410 почему-то не получили собственного шифра. Зато его присвоили в НАТО. Пограничным сторожевикам дали кодовое название Svetljak («Светляк»). Это имя закрепилось и в отечественной практике.

«РАЗДЕВАНИЕ» ПСКР

Строительство этих удачных «погранцов» развернулось сразу на трех предприятиях: на «Восточной верфи» во Владивостоке, на Ярославском судостроительном заводе и на Ленинградском судостроительном объединении «Алмаз». Головной ПСКР-900, построенный во Владивостоке и позже получивший название «Корсаков», вошел в состав Морской пограничной охраны в апреле 1989 года.

Всего по проекту 10410 до крушения СССР было построено 12 вымпелов, а до нынешнего времени – 44 единицы разных модификаций. Из их числа семь кораблей по проекту 10412 были поставлены на экспорт.

Даже в провальные для отечественного судостроения 1990-е годы велась серийная сборка «Светляков». Фактически корабли данного типа стали основой Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Они несут вахту на самых разных театрах, включая арктический.

На рубеже 1990-х годов ЦМКБ «Алмаз» разработало проект 10411 с ракетным вооружением. Он, помимо артсистем, нес две счетверенные пусковые установки ПКР «Уран». Но из-за неготовности в то время этого комплекса проект не был реализован.

В новые времена в конструкцию кораблей вносились изменения. В первую очередь они касались вооружения. Сначала попало «под сокращение» противолодочное оснащение. Были убраны торпедные аппараты и бомбосбрасыватели.

Потом настала очередь артсистем. На вновь строящихся кораблях убрали 76-мм пушки АК-176М. Вместо них установили еще один автомат АК-630М. Но и этого показалось мало. Установки АК-630М стали заменять на АК-306 с темпом стрельбы 1000 выстрелов в минуту с управлением не от РЛС МР-123 «Вымпел», а при помощи визирной колонки.

Такое «раздевание» прежде всего диктовалось общемировой тенденцией. Под влиянием разрядки и снижения напряженности в международных отношениях корабли и катера Береговой охраны (БОХР) практически во всех странах перестали оснащать серьезным вооружением, а некоторые и вовсе не получали никакого. Но при этом они продолжали успешно выполнять задачи по охране границы и исключительной экономической зоны, по борьбе с наркотрафиком, контрабандистами, браконьерами, а позже с террористами и пиратами. При этом корабли и катера значительно удешевлялись.

На новых «Светляках» за счет снятия ряда систем вооружения улучшились условия обитания. ПСКР получили новые средства обнаружения, что повысило их эффективность в качестве пограничных кораблей. Но они стали практически непригодны для боевого применения – как, впрочем, и другие ПСКР и ПСКА Береговой охраны РФ.

Это отчетливо стало понятно после инцидента в конце ноября 2019 года в Керченском проливе, когда два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) типа «Гюрза-М» и буксир «Яны Капу» ВМС Украины предприняли попытку прорвать с провокационными целями государственную границу РФ. Российской Береговой охране понадобилось немало усилий, чтобы остановить нарушителей.

Да, пограничные скоростные катера типов «Соболь» и «Мангуст» без труда догнали украинских рейдеров. Но ничего не могли с ними поделать из-за слабости своего вооружения. К операции потребовалось привлекать малый противолодочный корабль Черноморского флота «Суздалец» и армейский вертолет Ка-52.

Только навалом на «Яны Капу» ПСКР «Дон» проекта 745П удалось остановить буксир. А ПСКР «Изумруд» проекта 22460, не поспевая за нарушителями, вынужден был открыть огонь из артустановки АК-306 по МБАК «Бердянськ», после чего украинский катер остановился. МБАК «Никополь» задержали после угрозы расстрела с вертолета Ка-52.

ЧТО НАС ЖДЕТ

ВМСУ и БОХР Незалежной не раз устраивали провокации в Черном и Азовском морях. С картонными бронекатерами типа «Гюрза-М», предназначенными для службы на реках, еще удается справляться. Для усиления сил на Азовском море с Каспия периодически перебрасываются до сих пор остающиеся в строю речные бронированные артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель». С Севера на Черное море для усиления Береговой охраны переведены два «пушечных» «Светляка» первых серий.

Но уже к концу текущего года ВМСУ получат от США первые два из 16 заказанных патрульных катеров типа Mark VI водоизмещением в 72 т и максимальной 45-узловой скоростью хода. Они будут нести две дистанционно управляемые 30-мм автоматические пушки Seahawk A2 и несколько пулеметов. Катера могут оснащаться противокатерными ракетами Griffin. Эти скоростные и высокоманевренные боевые единицы голыми руками, как МБАК «Гюрза-М», не возьмешь.

А к 2024 году планируется поставить ВМСУ первый из восьми ракетных катеров типа P50U британской фирмы Babcock. При водоизмещении около 450 т они будут развивать 40-узловую скорость. И получат на вооружение две четырехконтейнерные пусковые установки для ПКР пока не определенной модели, вертикальную пусковую установку на четыре зенитные управляемые ракеты малой дальности типа VL MICA, кормовую установку ЗУР ближнего действия, 76-мм артиллерийскую установку Leonardo Super Rapid и два пулемета. Эти РКА не только смогут устраивать провокации у крымских берегов, но и сковывать действия Черноморского флота.

В ближайшее время за древностью будут выведены из состава Черноморского флота ракетные катера проекта 12411 «Молния». Моторесурс «пушечных» ПСКР проекта 10410 тоже находится на пределе. Поэтому в ближайшее время противопоставить катерам типов Mark VI и P50U будет нечего.

БЫСТРЫЙ ОТВЕТ

Вот почему возобновление строительства «Светляков» с пушечным вооружением – решение своевременное.

Артустановка АК-176МА имеет скорострельность 125 выстрелов в минуту и дальность стрельбы 15,7 км. Ее огонь может корректироваться беспилотным летательным аппаратом, размещенным на самом ПСКР.

Полный состав вооружения проекта 10410 в варианте «Новороссийск» неизвестен, но хотелось бы, чтобы сторожевик получил противокатерные ракеты. В свое время головной ПСКР 4-го ранга проекта 14310 «Мираж» водоизмещением 120 т разработки того же ЦМКБ «Алмаз» в качестве противокатерного оружия оснащался комплексом «Штурм» с шестью ракетами «Атака», размещавшимися побортно на рубке в трубчатых направляющих. Во время испытаний катер успешно поражал цели этими ракетами на дальности до 6 км. Затем ПСКР, как и все остальные пограничные сторожевики, подвергся «раздеванию», а два последующих корпуса проекта 14310 «Штурм» с «Атакой» вообще не получили.

Кстати, размещение комплекса «Штурм» предусматривается на патрульном корабле Triglav, построенном для ВМС Словении по проекту 10412. Судя по всему, комплекс так и не был установлен, но место для него зарезервировано.

На последнем в серии ПСКР проекта 22460 «Расул Гамзатов» вместо АК-306 появился новый боевой модуль, предназначенный для стрельбы зенитными управляемыми ракетами комплексов «Игла» и «Верба», а также ПТУР семейства «Атака». Нетрудно разместить на «погранцах» и барражирующие боеприпасы. Другими словами, имеется несколько вариантов усиления вооружения ПСКР проекта 10410 новой модификации.

Как нам представляется, было бы целесообразно одновременно с «пушечными» «Светляками» начать строительство на той же платформе ракетных катеров проекта 10411 с ПКР «Уран» – конечно, с использованием современных технических решений. Это, помимо всего прочего, снизит стоимость закупаемых кораблей. Таким образом, Береговая охрана и Черноморский флот своевременно получат боевые единицы, способные сдержать провокационные поползновения ВМСУ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

0
264
Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Европа опасается новых нападений исламистов

0
1390
Звук лопнувшей струны

Звук лопнувшей струны

Максим Артемьев

От ковра-самолета к вишневому саду

0
1302
Япония открыта для россиян

Япония открыта для россиян

Василий Матвеев

Культурные и образовательные обмены выгодны народам двух стран даже в сложные времена

0
3644

Другие новости