0
4295
Газета Вооружения Интернет-версия

27.01.2022 20:35:00

Воздушные извозчики Поднебесной империи

Китай наращивает производство транспортных и вспомогательных машин

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт

Тэги: вооружения, китай, ноак, авиация, история, состав, перспективы


вооружения, китай, ноак, авиация, история, состав, перспективы Успехи Пекина в развитии боевой авиации не ограничиваются лишь истребителями, но и транспортными самолетами. Фото Reuters

Транспортная и специальная авиация традиционно остается в тени боевой, однако вторая не может эффективно функционировать без первой. Чем сильнее у страны ВВС (и ВС в целом), тем больше в них транспортных и вспомогательных машин. Китай вполне вписывается в данную тенденцию.

СТАНОВЛЕНИЕ

Разумеется, на первом этапе существования ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) единственным поставщиком техники для них был СССР. Сначала «народный Китай» получал поршневые самолеты времен Второй мировой и первых послевоенных лет. Среди них было не менее сотни транспортных Ли-2 и Ил-12, не менее 200 учебных Як-11 и Як-18. После корейской войны было поставлено 20 противолодочных амфибий Бе-6, 50 транспортных самолетов Ил-14.

При этом с середины 1950-х в Китае начало разворачиваться собственное производство авиационной техники – сначала по советским лицензиям, а затем без них (то есть путем воровства технологий).

Первым самолетом китайского производства стал CJ-5 – лицензионная копия Як-18, с 1954 года было выпущено 379 штук. С 1965 года уже без лицензии этот самолет выпускался под названием CJ-6 (ВТ-6 и РТ-6 в экспортных вариантах) общим количеством до 1,8 тыс. Затем было выпущено более 1,4 тыс. легких транспортных самолетов Ан-2 под названием Y-5 (включая гражданские машины).

В первой половине 1960-х между Китаем и СССР произошел полный политический разрыв, поставивший страны на грань войны. Впрочем, Пекин еще успел получить от Москвы до десятка транспортных самолетов Ан-12 и Ил-18, а также несколько гражданских Ан-24. В 1970-е годы, уже после разрыва с СССР, было начато производство транспортных самолетов Y-7 (скопирован с Ан-24) и Y-8 (скопирован с Ан-12). Каждого из них в первоначальных модификациях было произведено не менее 100 единиц. Кроме того, был создан собственный самолет-амфибия SH-5, который, впрочем, был принят на вооружение в количестве всего четырех машин.

В 1980-е годы был разработан первый специализированный вариант Y-8 (самолет ПЛО Y-8Х для авиации ВМС НОАК), также были созданы легкие транспортные самолеты Y-11 и Y-12. Последние очень широко до сих пор идут на экспорт и в различные силовые и гражданские ведомства самого Китая.

В 1990-е годы Китай, восстановив отношения с Россией, получил от нее 10 военно-транспортных самолетов Ил-76. В этот же период был создан оказавшийся весьма удачным учебный самолет JL-8 (экспортное название – К-8), оснащенный украинскими двигателями. По нескольку сотен экземпляров этого самолета произведено для китайских ВВС и на экспорт, в Египте он выпускается по китайской лицензии.

В начале ХХI века в странах бывшего СССР Китай приобрел военно-транспортные самолеты Ил-76 (девять в России, пять в Белоруссии, три в Узбекистане) и его производные (четыре из России как самолеты ДРЛО, местное название KJ-2000), данный проект был позже отменен, три с Украины в варианте заправщиков Ил-78). На Украине, кроме того, продолжались закупки двигателей для учебных самолетов JL-8 и JL-10. Сам JL-10 (экспортное название – L-15) создан на базе российского Як-130.

Продолжалось и совершенствование старых машин. На основе транспортного Y-7 был создан МА60, используемый как в военных, так и в коммерческих целях, он активно поставляется на экспорт. На основе Y-8 было создано множество вариантов специальных машин (ДРЛО, РЭБ, РЭР, ВКП, связи, патрульных) для ВВС и морской авиации, которые производятся до сих пор, хотя и в ограниченных количествах.

Усовершенствованным вариантом Y-8 стал Y-9, который уже считается полностью китайским самолетом и выпускается только в специальных вариантах. Чисто китайским проектом является и тяжелый транспортный самолет Y-20, находящийся в одном классе с Ил-76 и американским С-17.

VIP, РЭБ, РЭР И ДРУГИЕ

В настоящее время в ВДВ НОАК на вооружении имеется 40 легких транспортных самолетов: 20 Y-5, два Y-7, шесть Y-8C, 12 Y-12D. Они используются в первую очередь, для парашютной подготовки военнослужащих. По два Y-7, Y-8С, Y-9 состоит на вооружении армейской авиации.

Наибольшее количество транспортных и вспомогательных машин находится, разумеется, на вооружении ВВС НОАК.

Самолеты ДРЛО, созданные на базе Y-8, – 13–19 KJ-500 и пять KJ-200 (он же Y-8W). Кроме того, как было сказано выше, приобретены в России четыре KJ-2000, созданные на базе российского самолета ДРЛО А-50, но с китайской РЛС.

В качестве воздушных командных пунктов (ВКП) используются четыре–шесть Y-8Т.

Самолеты РЭБ созданы на базе того же Y-8, всего их сейчас имеется до 10 (девять Y-8СВ, один Y-8XZ, последний используется как самолет психологических операций), а также четыре Y-9G. Кроме того, на вооружении состоят три самолета РЭР Y-9JZ/Х/XZ и 10–11 Y-8G (GX4), три американских «Лирджет-35» и два «Лирджет-36», не менее пяти советских Ту-154 (еще один на хранении). Для оптической разведки применяются один Y-8Н1 (еще три на хранении) и три Y-12С.

Для обеспечения испытаний баллистических ракет и контроля космических запусков используются два американских Boeing-737.

В качестве заправщиков применяются три советских Ил-78 и от 18 до 25 собственных HU-6, созданных на базе бомбардировщика Н-6 (Ту-16).

Собственно, транспортными и пассажирскими (VIP) самолетами являются 12 Boeing-737, три европейских А-319, шесть Ту-154 (еще до трех на хранении), 26 Ил-76, по пять канадских CRJ-200ER и CRJ-700, семь CRJ-702, не менее 35 новейших отечественных Y-20, 55–57 Y-8C (еще не менее 24 на хранении), 36–41 Y-9, от 46 до 59 Y-7 (еще не менее 16 на хранении) и 11 учебных HYJ-7, не менее 17 Y-5 (неопределенное количество на хранении). Постепенно списываются Ту-154, Y-5, Y-7, Y-8, приобретаются в России Ил-76, производятся Y-9 и Y-20.

Что касается учебных самолетов, то на вооружении имеется от 114 до 186 JL-8 (еще не менее трех на хранении), от 35 до 45 JL-9 (еще до 13 на хранении), 28 JL-10 и 6–7 L-15, остается не менее 65 устаревших CJ-6 (еще не менее 24 на хранении).

Почти все учебные и значительная часть транспортных и вспомогательных машин распределены между многочисленными испытательными и учебными частями и соединениями ВВС НОАК. Кроме того, в каждом из пяти командований НОАК имеются транспортная и спасательная бригады ВВС, в состав этих бригад также входит большое количество самолетов Y-5, Y-7, Y-8, Y-9.

34-я авиадивизия находится в двойном подчинении штаба ВВС НОАК и Центрального командования. Ее 100-й полк предназначен для перевозки высшего командного состава, оснащен Boeing-737, А319, CRJ, а также французскими вертолетами («Поднебесная винтокрылая империя», «НВО» от 17.12.21), все в варианте VIP.

102-й полк 34-й дивизии имеет на вооружении Boeing-737, Ту-154 и «Лирджеты», предназначенные для контроля за ракетными испытаниями и космическими запусками и для решения задач РЭР.

13-я авиадивизия Центрального командования (37-й, 38-й, 39-й полки) имеет на вооружении транспортные самолеты различных типов – в частности, все Ил-76 и Ил-78. В 37-й полк начали поступать Y-20. Самолеты оптической разведки Y-8Н и Y-12С входят в состав отдельного разведывательного полка Центрального командования.

Все ВКП Y-8Т и все самолеты ДРЛО, имеющиеся в ВВС, находятся в составе 76-го и 77-го полков 26-й авиадивизии Восточного командования. Все заправщики HU-6 – в составе 23-й бригады (бывший 23-й полк 8-й авиадивизии) Южного командования. 47-й полк 16-й авиадивизии Северного командования оснащен самолетами Y-8 различных модификаций (транспортными, РЭБ, РЭР).

10-й и 11-й полки 4-й авиадивизии Западного командования имеют на вооружении транспортный вариант самолета Y-9. В 12-й полк той же дивизии начали поступать самолеты Y-20. 20-я авиадивизия Западного командования (58-й, 59-й, 60-й полки) имеет на вооружении транспортные и специальные варианты самолетов Y-8 и Y-9.

НАД КИТАЙСКИМИ МОРЯМИ

Большое количество транспортных и специальных самолетов имеется также в морской авиации НОАК.

Противолодочная авиация представлена 18–22 самолетами берегового базирования (16–20 Y-8Q, два Y-8Х). На хранении, возможно, остается три самолета-амфибии SH-5.

Имеются шесть самолетов ДРЛО KJ-200, 19–23 KJ-500 и пять Y-8J, шесть заправщиков H-6DU. На вооружении состоит 8–10 самолетов РЭР Y-9JZ и четыре-пять Y-8JB.

Кроме того, в морской авиации имеется до 30 транспортных самолетов Y-7 (еще до трех на хранении) и восемь их учебных вариантов HY-7, а также 17–18 Y-8С/СН и до 20 Y-5. Имеется до 150 учебных самолетов: до 40 JL-8, 44–52 JL-9, от восьми до 12 JL-10, 39 CJ-6, три Y-5.

Как и ВВС НОАК, все учебные и часть транспортных самолетов находятся в учебных частях морской авиации. Роль виповского 100-го полка 34-й авиадивизии здесь выполняет отдельный 2-й авиаполк, подчиняющийся непосредственно штабу ВМС, он имеет самолеты Y-7 и Y-8С, из 100-го полка иногда передаются канадские CRJ.

В авиации Северного и Южного флотов имеются отдельные полки самолетов ДРЛО, такие же полки есть в 3-й и 9-й авиадивизиях Южного флота. Кроме того, самолеты ДРЛО входят в состав 4-го полка 2-й авиадивизии Северного флота, 1-го и 2-го полков 1-й авиадивизии Восточного флота.

Все самолеты РЭР Y-9JZ и Y-8JB находятся в составе 6-полка 2-й авиадивизии СФ, заправщики Н-6DU поделены между 17-м полком 6-й авиадивизии Восточного флота и 23-м полком 8-й авиадивизии Южного флота. Противолодочные самолеты Y-8Q/Х состоят на вооружении полка патрульной авиации 3-й авиадивизии ЮФ, также они имеются в 4-м и 6-м полках 2-й авиадивизии СФ, 2-м полку 1-й авиадивизии ВФ.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В основе всех китайских образцов транспортных, учебных и специальных самолетов лежат те или иные иностранные (в основном, разумеется, советские и российские) модели. Но постепенно Китай переходит к созданию собственных машин.

При этом надо иметь в виду, что транспортные самолеты и производные от них стареют гораздо медленнее, чем боевые (яркий пример – американский самолет С-130 «Геркулес», который, постоянно совершенствуясь, находится в производстве уже более 60 лет). Поэтому еще долго будет развиваться, казалось бы, морально глубоко устаревшее семейство Y-8/9. Вполне удачными являются легкие транспортные самолеты Y-11 и Y-12, учебные JL-8 и JL-10. На базе вроде бы безнадежно устаревшего «кукурузника» Y-5 создается беспилотный транспортный самолет.

А Y-20 можно считать настоящим прорывом – он не является копией никакого иностранного самолета или хотя бы производной от чего-то иностранного. При этом его массовое производство чрезвычайно сильно повысит мобильность НОАК, переводя ее в новое качество. На базе Y-20 уже создан самолет-заправщик – видимо, будут разработаны другие специальные машины.

Следующим китайским транспортным самолетом должен стать Y-30, схожий по конструкции с несостоявшимся российско-украинским Ан-70 и европейским А400.

Кроме того, совершенно не исключено, что мы увидим в небе китайский вариант «Мрии» («Кому достанутся украинские земли?», «НВО» от 22.11.19). И это станет следующим качественным скачком в развитии не только китайской авиации, но и НОАК в целом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
522
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
802
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
533
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
586

Другие новости