Российский комплекс на шасси МЗКТ-7930 несет восемь ракет, вьетнамский на КамАЗе – четыре. Фото Reuters
Вьетнам провел испытания берегового ракетного комплекса собственной разработки, созданного на основе поставленного по линии ВТС российского БРК «Бал-Э». Согласно информации местных источников, в качестве средства поражения используется ракета VCM-01, аббревиатура от английского Vietnam Cruise Missile (Вьетнамская крылатая ракета). Она создана в рамках проекта A1 местным разработчиком Viettel Aerospace Institute (VTX). За основу взята российская Х-35УЭ, используемая в БРК и состоящая на вооружении боевых кораблей.
БРК «Бал» принят на вооружение Российской армии в 2008 году, примерно тогда же появился его экспортный вариант. Он представляет мобильную систему, все машины которой выполнены на самоходном шасси, способную самостоятельно и/или при помощи других средств обнаруживать надводные цели и наносить им огневое поражение. В состав комплекса входят командный пункт и до четырех самоходных пусковых установок с восемью противокорабельными ракетами семейства Х-35 на каждой.
Внешне вьетнамский комплекс отличается иным шасси – вместо МЗКТ-7930 применено шасси трехосного «КамАЗа». Мобильная пусковая установка несет четыре ПКР в транспортно-пусковых контейнерах.
Предположительно проведенные в январе успешные испытания нового БРК дали «зеленый свет» началу серийного выпуска комплексов по заказам Министерства обороны Социалистической Республики Вьетнам. Официальный Ханой не скрывает самого факта работы над собственными крылатыми ракетами, хотя и тщательно дозирует любую конкретную информацию об их возможностях и характеристиках.
Первый репортаж о проекте A1 показали по местному телевидению в 2019 году. Тогда стало известно о привлечении к разработке судостроительной верфи Z189, ранее выбранной для серийного производства ракет семейства Х-35Э по российской лицензии для ВМФ Вьетнама. По всей видимости, выпуск VCM-01 и ПУ налажен на тех же мощностях. Крайний раз вьетнамское телевидение выпустило репортаж о VCM-01 в конце прошлого года. Из видеоряда следует, что головным производителем ракет выступает M3 Communication Company, входящая в группу Viettel.
Другой вывод, напрашивающийся из информации открытых вьетнамских источников, состоит в том, что огневые испытания VCM-01 идут с 2018 года. Об этом можно судить исходя из фактов временного закрытия отдельных участков береговой черты в провинциях Нгеан и Тхайбинь, а также прилегающих к ним водных акваторий. Насколько успешно прошли пуски, не сообщалось, однако поступательный характер практического выполнения проекта A1 говорит сам за себя. Если бы не нанесенные на корпус надписи, отчетливо просматриваемые на видеокадрах, VCM-01 практически невозможно было бы отличить от российского аналога. Внешний облик снаряда определен его предназначением – поражение надводных и радиоконтрастных береговых объектов.
Заметим, что линейка отечественных ПКР в основном представлена тяжелыми сверхзвуковыми ракетами массой в несколько тонн, своей кинетикой и мощным боезарядом способными пустить на дно крупный боевой корабль. Семейство Х-35 представляет исключение: ракета выполнена дозвуковой в компактном корпусе, в качестве некоего аналога появившихся ранее западных ПКР, таких как американская «Гарпун» и французская «Экзосет».
Большую часть полета они проводят на сверхмалых высотах (считаные десятки метров над водной поверхностью), прокладывая путь по сигналам инерциальной системы и радиовысотомера. При приближении к предполагаемому району нахождения вражеского корабля ракета на короткое время набирает высоту для обзора подстилающей поверхности при помощи радиолокационной головки самонаведения. Обнаружив цель, снаряд пикирует на нее. По причине компактности вышеперечисленных ракет, а также низкой траектории полета их трудно обнаружить и сбить средствами ПВО. Сообразно, данные ПКР имеют нормальную аэродинамическую схему, сравнительное малые по площади крестообразное оперение и аэродинамические рули, а также полуутопленный в корпус воздухозаборник для подвода потока воздуха к турбореактивной силовой установке.
Как можно судить по видео- и фоторяду, VCM-01 довольно точно повторяет внешние очертания Х-35УЭ, в вот что у ракеты внутри – загадка. Главная интрига – силовая установка. Возможно, Viettel отказался от российского оригинала в пользу иностранного аналога – турбореактивного мотора SSE-750K. Известно, что в 2020 году Вьетнам и Южная Корея вели переговоры по данной теме. SSE-750K разработки 2015 года используется в ракете SSM-750K Sea Dragon («Морской змей») класса «земля-земля» и модернизированной противокорабельной SSM-710K Haeseong («Хаесонг»). Южнокорейские структуры открыто выражали свое желание передать Вьетнаму все необходимые технологии производства компактных турбореактивных двигателей для налаживания их выпуска по лицензии на территории иностранного заказчика.
Следующей опцией выступает украинский МС-400 разработки и производства компании «Мотор-Сич». Этот малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель используется на противокорабельной ракете «Нептун» разработки киевского бюро «Луч».
Поскольку технические характеристики российских, корейских и украинских моторов близки, выбор конкретной модели вряд ли серьезно отразится на характеристиках VCM-01. Согласно оценкам западных СМИ, при стартовой массе ракеты около 700 кг, включая головную часть 300 кг, предельная дальность пуска ограничена 300 км.
Заметим, что практическая дальность стрельбы зависит от выбранной траектории полета. Полет на высоких дозвуковых скоростях вблизи водной поверхности требует повышенного расхода топлива. Ради повышения дальности можно «поднять» траекторию, но при этом противнику будет легче обнаружить ракету и организовать противодействие.
Выше отмечалось, что VCM-01 – противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, предназначенная для поражения таких целей, как боевые корабли основных классов и крупные катера. Это – основное исполнение, и пока неизвестно, будет ли оно единственным. Как известно, на базе «Гарпуна» американцы сделали вариант воздушного старта для атаки наземных объектов. Согласно сообщениям информагентств, российские летчики опробовали Х-35 в аналогичном качестве, поразив объекты незаконных вооруженных формирований на территории Сирийской Арабской Республики.
Подобное применение противокорабельных ракет трудно оправдать с точки зрения экономики (они довольно дороги), но наличие самой такой возможности дает командованию больше гибкости при проведении боевых операций, особенно когда требуется быстро поразить только что обнаруженную важную цель. Для таких стран, как Вьетнам, обладающих ограниченными по численности вооруженными силами, очень важно иметь в своем арсенале подобные универсальные ракеты.
Сообщается, что электронные компоненты для VCM-01 поставляет Viettel Military Industry and Telecoms Group. Поэтому создание вариантов для поражения наземных целей и универсальных будет главным образом зависеть от возможностей этой промышленной организации и ее смежников. Как известно, первоначальный вариант Х-35 мог поражать ограниченный круг целей, который был расширен с появлением в 2009 году улучшенной Х-35УЭ. Она отличалась более компактным двигателем и оптимизированным для него воздушным каналом, что позволило увеличить запас топлива и поднять дальность стрельбы. Ракета получила комбинированную систему наведения, состав которой расширен за счет приемника системы спутниковой навигации. Установлена радиолокационная система большего (в 2,5 раза) радиуса действия. Повысились точность наведения и стойкость к воздействию вражеских средств радиоэлектронного подавления. При оснащении осколочно-фугасной проникающей боевой частью массой 145 кг Х-35УЭ способна уничтожить боевой корабль противника водоизмещением до 5 тыс. т на дальности до 260 км.
Иллюстрацией универсальности Х-35УЭ служит тот факт, что ракета может стартовать с различных платформ, включая боевые корабли и катера, береговые комплексы, самолеты и вертолеты. Специально для Ка-52К «Катран» разработан вариант для запуска с предельно малых высот и скоростей полета, при волнении моря до шести баллов.
Другим показателем гибкости и универсальности можно считать возможность встраивания береговых ракетных комплексов разных типов в единую систему обороны побережья. Об этом, в частности, говорил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. По его словам, подобная система включает в свой состав БРК «Бал» и «Бастион».
Сможет ли Вьетнам самостоятельно создать нечто подобное? Опыт в области ракетостроения у него небольшой и не всегда положительный. Об этом, в частности, свидетельствует недавняя история «довооружения» корветов береговой обороны, приобретенных у Южной Кореи. Начиная с 1984 года эта страна эксплуатирует корабли класса «Пхохан», построенные в количестве 24 единиц, по мере износа выводя их в резерв. Вьетнам приобрел пару корветов модификации Flight III из наличия в 2015 и 2017 годах, присвоив тактические номера HQ-18 и HQ-20. Обладая водоизмещением 1220 т, они показали себя мореходными, но слабо вооруженными. Военное ведомство решило исправить этот недостаток постановкой ПУ с ракетами VCM-01. После нескольких месяцев испытаний дополнительное вооружение пришлось снять, о чем свидетельствуют свежие снимки корвета HQ-20, сделанные в начале года. Оказалось, что экипаж не может эффективно решать задачи целеуказания, поскольку РЛС обнаружения надводных и воздушных целей отсутствует, а имеющийся радиолокатор управления артиллерийской стрельбой не обладает необходимым функционалом. Простым решением могло бы стать размещение на корабле БРЛС типа «Монолит-Б» из состава БРК «Бал». Однако вьетнамцы, по всей видимости, оказались неспособны сделать это самостоятельно. Необходимо привлечение российских специалистов для оказания соответствующей помощи при проведении модернизации корабля путем постановки на него отечественных систем управления огнем. Однако неясно, обладают ли старые корветы достаточным потенциалом для столь сложных и затратных работ? Словом, неудача с «довооружением» корейских корветов во Вьетнаме наглядно показывает, что тема морского оружия – весьма сложная, требует тщательного планирования, обширных знаний и практического опыта.
Благо, что снятие ПКР с корвета № 20 не повлекло за собой сколько-нибудь значительного сокращения боевого потенциала вьетнамского флота. Сегодня его основное ядро составлено из надежных, ладных кораблей российской постройки. Это шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.1, вооруженных ракетами и торпедами, фрегаты типа «Гепард» с ПКР «Уран» и новейшими зенитными ракетами «Пальма», сторожевые корабли типа «Светляк», а также несколько ракетных катеров «Молния» проекта 12418 – носителей ПКР «Уран», строительство которых продолжается по российской лицензии на 10 единиц.
Нельзя исключать ситуацию, что вьетнамцы вернутся к теме «довооружения» корейских корветов после более тщательного изучения российского опыта. Определенно заслуживает внимания организация взаимодействия различных сил и средств в ходе крупномасштабных учений «Запад-2021». В частности, на Балтике для обнаружения целей и передачи их координат на БРК «Бастион» и «Бал» использовались беспилотные летательные аппараты. А на одном из учений разнородных сил Северного флота фрегат «Адмирал Касатонов» проекта 22350 обеспечил при помощи РЛС «Монолит» целеуказание для противокорабельных ракет. Они были выпущены расчетом БРК «Бастион» с самого северного аэродрома России в пункте Нагурское на северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Как и Россия, Вьетнам имеет протяженные морские границы. Организацию их надежной обороны можно провести по российскому образцу. За последние годы наши береговые ракетные войска прошли перевооружение на современную материальную часть – новейшие комплексы «Бал» и «Бастион», доля которых, согласно сообщениям СМИ, достигла 90%.
комментарии(0)