0
3755
Газета Вооружения Интернет-версия

14.07.2022 21:21:00

Винтокрылый хищник НАТО

Боевой вертолет «Тигр» адаптируется к войнам нового поколения

Владимир Щербаков
Заместитель ответственного редактора НВО

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков – военный эксперт, историк, писатель.

Тэги: вооружения, нато, вертолет, тигр, создание, конструкция, эксплуатация


вооружения, нато, вертолет, тигр, создание, конструкция, эксплуатация Российский вертолет Ми-35 выступает главным конкурентом европейского «Тигра». Кадр из видео Министерства обороны РФ

Боевые, или, как их еще часто называют, ударные, вертолеты – это отдельный подкласс винтокрылых машин, существенно отличающийся концептуально и технически от своих собратьев.

В отличие от многоцелевых или транспортно-боевых вертолетов, которые хоть и обладают иногда, как российские машины семейства Ми-24, достаточно мощным комплексом вооружения, «чистые» боевые вертолеты изначально создавались сугубо как «машины для убийства». Уничтожить врага – бронетанковую и автомобильную технику, личный состав, укрепленный объект, другой вертолет или даже легкий боевой самолет – смысл существования такого «хищника».

Сегодня ударный вертолет – это многофункциональный авиационный комплекс, способный решать широкий круг задач. Высокая мобильность, адаптивность к тактической обстановке и способность оперативного сосредоточения для удара на требуемом направлении делают такие машины уникальным боевым средством.

Из-за их высокой сложности успешным опытом разработки и серийного выпуска боевых вертолетов обладает ограниченное число государств. Не слишком велико и количество моделей. Одна из них даже является многонациональной – это германо-французский «Тигр». Причем машина, создававшаяся под требования сухопутных войск Германии и Франции, в итоге так и не смогла отвоевать значительное место на международном рынке, уступив американским и российским конкурентам.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

«Тигр» (Tiger/Tigre; фирменный шифр EC665) – классический ударный вертолет. Его особенности: преимущественно композитная конструкция планера, сниженная заметность в разных диапазонах, приборное оборудование по типу «стеклянной кабины», подтвержденные на практике надежность и боевая живучесть.

Разработка боевого вертолета, способного бороться с бронетанковой техникой противника, была начата немецкой Messerschmitt Bölkow Blohm GmbH (MBB) и французской Aerospatiale в 1977 году. Но вскоре выяснилось, что генералы двух стран по-разному смотрят на то, какой должна быть новая машина. Немцам требовался всепогодный вертолет, способный решать задачи в сложных метеоусловиях, а французам – легкая и простая однодвигательная машина, перспективный продукт на экспорт.

В 1984 году участники программы, стремясь удовлетворить разношерстные требования, решили вести разработку по трем направлениям.

1. Многоцелевой боевой вертолет НАР (Helicoptere d’Appui Protection) под требования СВ Франции. Вооружение – 30-мм автоматическая пушка GIAT FV-30781 (450 выстрелов), а на подкрыльевых пилонах – четыре управляемые ракеты (УР) класса «воздух–воздух» «Мистраль» с тепловой ГСН и два 22-ракетных блока 60-мм НАР SNEB (вместо двух пакетов с УР «Мистраль» можно установить два 12-ракетных блока НАР SNEB). Авионика – установленные на крыше кабины телекамера, инфракрасная (ИК) система обнаружения целей в передней полусфере, лазерный дальномер-целеуказатель плюс обзорная оптико-электронная система для пилота. Объем поставок с 1997 года – 75 машин.

2. Противотанковый вертолет HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) также под требования СВ Франции. Вооружение – 30-мм автоматическая пушка GIAT FV-30781 (150 выстрелов), а на подкрыльевых пилонах – четыре УР класса «воздух–воздух» «Мистраль» с тепловой ГСН и 2х4 пусковые установки противотанковых управляемых ракет (ПУ ПТУР) «Хот-2» (в дальнейшем – ПТУР «Тригат»). Авионика – обзорная оптико-электронная система в носовой части (для пилота) плюс прицельная система с ИК-системой, лазерным дальномером-целеуказателем и ТВ-камерой. Объем поставок с 1998 года – 140 машин.

3. Всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr Hubschrauder, второе поколение) под требования СВ Германии. Вооружение – 30-мм автоматическая пушка GIAT FV-30781 (150 выстрелов), а на подкрыльевых пилонах – четыре УР класса «воздух–воздух» «Стингер» с тепловой головкой самонаведения и 2×4 ПУ ПТУР «Хот-2» (с конца 1999 года – ПТУР «Тригат»). Авионика – обзорная оптико-электронная система в носовой части (для пилота), надвтулочная обзорно-прицельная система с ТВ- и ИК-камерами и лазерным дальномером-целеуказателем. Объем поставок с 1998 года – 212 машин.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Стоимость работ по всем трем проектам оценивалась в 2,36 млрд долл., что в итоге оказалось неподъемным для национальных военных бюджетов двух стран. С 1986 года реализация программы замедлилась. Лишь 13 ноября 1987 года стороны пришли к решению продолжить работы по «Тигру», но оставили только две модификации, объединив «национальные» противотанковые версии в единую САТН (Common Anti-Tank Helicopter, «единый противотанковый вертолет»). Стоимость создания ее оценивалась в 1,1 млрд долл. Продолжались также работы и над французской многоцелевой модификацией.

В мае 1989 года была сформирована специальная рабочая группа по управлению франко-германской вертолетной программой, а в ноябре 1989-го компания-разработчик получила полноценный контракт на разработку перспективного ударного вертолета и постройку пяти прототипов (противотанкового вертолета, многоцелевой машины и трех невооруженных машин в качестве стендов для испытаний). Контракт предусматривал закладку двух производственных линий для серийного выпуска – во французском Мариньяне и в немецком Донаувёрте.

В журнале Flight International указывалось, что от разработчика потребовали соблюсти ряд приоритетных требований:

– максимально снизить заметность вертолета, для чего выбрать узкий фюзеляж (ширина по кабине – 1 м) из полимерных композитов, что позволяло рассеивать значительную часть высокочастотного излучения РЛС противника;

– предоставить экипажу возможность обнаружения облучения радиолокационными, тепловизионными и акустическими средствами противника и применения по нему средств поражения, в особенности управляемых, а также эффективного уклонения (разработчик установил набор датчиков, предупреждающих о работе средств обнаружения и обеспечил вертолету возможность выполнять маневры уклонения с перегрузками от +3,5g до – 0,5g);

– обеспечить способность продолжать полет при огневом поражении, что подразумевало многократное резервирование и бронирование жизненно важных конструктивных элементов и систем вертолета.

Прототип РТ-1 был облетан 27 апреля 1991 года во Франции, продемонстрировав в ходе полета отличные летно-технические характеристики и хорошую работу планера, силовой установки, топливной и гидравлической систем и авионики. Машина продемонстрировала даже лучшую устойчивость, чем ожидали.

Но затем в программе наступила черная полоса. Окончание холодной войны побудило страны НАТО радикально уменьшить военные расходы. Заказ новых вертолетов для СВ ФРГ сократили с 212 до 138 единиц, хотя заказ французов сохранился: 75 машин в многоцелевой (НАР) и 140 – в противотанковой (НАС) версиях.

В первой половине 1992 года в немецком Оттонбруке завершили сборку второго прототипа РТ-2. А в ноябре 1992 года был завершен в постройке и прототип французского многоцелевого вертолета, названного «Жерфо». Результаты оказались выше ожиданий, так что немецкий заказчик даже пошел на доработку требований к своему варианту «Тигра». Кроме борьбы с бронетехникой и вертолетами противника теперь он должен был вести разведку на поле боя, оказывать огневую поддержку войскам и сопровождать транспортно-десантные вертолеты.

В том же году Aerospatiale и МВВ объединились в консорциум Eurocopter (ныне Airbus Helicopters в составе группы Airbus), а в начале 1993-го ФРГ объявила о сокращении заказа до 78 машин. В мае Берлин подтвердил участие в программе, но передвинул на 2000 год сроки начала поставок вертолетов. Последние уже закупались в новой многоцелевой версии, позднее названной UHT (Unterstutzungs Hubschrauber Tiger). Вооружение – ПТУР «Тригат» и «Хот», УР класса «воздух–воздух» «Стингер», 20-мм подвесной пушечный контейнер и блоки 68-мм НАР.

Французы тоже изменили планы: вместо 140 противотанковых и 75 многоцелевых вертолетов они решили закупать 100 и 115 машин соответственно. Позднее программа шла ни шатко ни валко: испытания прототипа РТ-3 выявили ряд серьезных недостатков в конструкции несущего винта, излишне высокую чувствительность автоматической системы управления полетом, превышение уровня вибрации в кабине экипажа и т.п.

В декабре 1996-го Берлин и Париж утвердили новый вариант программы, в рамках которого надлежало создать под новый вертолет средства поражения нового поколения, в том числе комплекс управляемого ракетного оружия. Были доработаны и тактико-технические требования к машине. Наконец, 18 июня 1999 года обе страны официально объявили о размещении заказа на партии серийных вертолетов по 80 машин для каждой общей стоимостью 3,3 млрд евро.

Серийный выпуск «Тигров» был начат в марте 2002 года. Первый вертолет версии HAP для Франции поднялся в воздух в марте 2003 года, а поставка их заказчику начата в сентябре 2003-го (официальная дата – 18 марта 2005 года). Всего французы заказали 80 вертолетов, первоначально по 40 машин версий HAP и HAD (вариант НАР для Испании с улучшенными двигателями и баллистической защитой), которые были запланированы к поставке начиная с 2012 года.

Однако распределение по модификациям было изменено – 60 вертолетов НАР и 20 «более дорогих» HAD (закупочные цены для них в 2013-м составляли 27,4 млн и 36,1 млн евро). В декабре 2015 года французы перевели еще 7 вертолетов в модификацию HAD, запланировав до 2025 года переоборудовать в стандарт HAD остальные свои машины.

В конце 2003-го была начата серийная поставка для СВ ФРГ (официальная дата – 6 апреля 2005 года), заказавших 80 машин «Тигр» UH в версии без носовой пушки, но в марте 2013-го сокративших заказ до 57 машин и определивших для своих «Тигров» главной задачей борьбу с бронетехникой.

26-8-1480.jpg
Американский противотанковый вертолет
«Апач» все чаще используется для поражения
живой силы противника.  Фото Reuters
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

«Тигр» – боевой вертолет традиционной схемы, с одним несущим и одним рулевым винтами, тандемным расположением двух летчиков, силовой установкой из двух газотурбинных двигателей и трехопорным шасси. Фюзеляж по массе на 66% изготовлен из композитов, на 11% из кевлара, на 17% – из металла (11% – алюминиевые, 6% – титановые сплавы).

Фюзеляж сделан узким для снижения заметности в передней и задней полусферах, хвостовая балка изготовлена из композитов как единое целое. Учитывались требования по безопасной повреждаемости конструкций и систем (стандарт НАТО MIL-STD-1290), что обеспечило вертолету высокую живучесть. Он может продолжать полет при попадании 23-мм осколочно-фугасного снаряда. В целях защиты вертолета от ударов молний и стойкости к воздействию электромагнитного импульса на поверхность фюзеляжа нанесены тонкая медно/бронзовая сетка и медная соединительная фольга.

Кабина экипажа – с откидными створками фонаря с бронестеклами. Ударопоглощающие бронесиденья расположены тандемом с уступом: спереди – пилот, сзади – оператор бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения (обычно на боевых вертолетах пилот находится в задней кабине, выше оператора). Кресла смещены в стороны относительно продольной оси для лучшего переднего обзора оператора. Форма кабины свела к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения. В распоряжении летчиков – нашлемные обзорно-прицельные системы и приборное оборудование по принципу «стеклянной кабины».

Силовая установка включает два турбовальных двигателя MTR390–2С, разработанных для «Тигра» в MTU Turbomeca Rolls-Royce и имеющих модульную конструкцию и цифровую дистанционную систему управления FADEC с возможностью резервного ручного управления. Двигатель имеет взлетную мощность 958 кВт (1303 л.с.), максимальную продолжительную мощность – 873 кВт (1187 л.с.), мощность на чрезвычайном режиме – 1160 кВт (1577 л.с.), сухую массу – 169 кг. Двигатели расположены рядом и оснащены боковыми воздухозаборниками, их сопла отклонены вверх и снабжены экранно-выхлопными устройствами для снижения заметности.

Для Испании разработан двигатель повышенной мощности MTR390-E (Enhanced), в разработке участвовала испанская компания ITP. Его характеристики: взлетная мощность – 1094 кВт (1487 л.с.), максимальная продолжительная мощность – 995 кВт (1353 л.с.), мощность на чрезвычайном режиме – 1322 кВт (1797 л.с.), сухая масса – 179 кг.

Боевая живучесть «Тигра» обеспечена комплексом мер, включающих бронирование (броня – комбинированная AMAP-AIR, сдвижные боковые бронещитки у летчиков, бронеперегородка между двигателями), протектированием топливных баков и пр. По оценке старшего летчика-испытателя программы Эндрю Уорнера, боевая живучесть вертолета обеспечивается за счет его малой заметности и высокой маневренности. Часто сравниваемый с «Тигром» американский АН-64 «Апач» в большей степени может полагаться на огневую мощь, по которой он существенно превосходит европейскую машину.

ГЛАЗА И УШИ

Комплекс БРЭО вертолета построен на дублированной шине данных MIL-STD-1553B и включает:

– систему боевого управления (на поле боя) EUROGRID;

– подвижную цифровую карту местности;

– пилотажно-навигационное оборудование (ИК-станция переднего обзора, приемник космической радионавигации, дублированная инерциальная навигационная система, допплеровская РЛС, радиовысотомер, магнитометр, указатели скорости и др.);

– прицельное оборудование (надвтулочный гиростабилизированный обзорно-прицельный комплекс «Осирис», угол обзора 40×30 градусов), лазерный дальномер-целеуказатель и станция сопровождения ракеты либо же гиростабилизированный обзорно-прицельный комплекс на крыше кабины с ТВ- и ИК-камерами, лазерным дальномером-целеуказателем и т. п.);

– интегрированный комплекс радио- и спутниковой связи;

– систему обмена данными с внешними потребителями/источниками;

– цифровую четырехосевую автоматическую систему управления полетом (автопилот);

– две дублированные ЭВМ-системы управления комплексами БРЭО и вооружения;

– систему госопознавания.

Противотанковая и многоцелевая модификации несколько различаются по «специальным целевым комплектам оборудования» (specific mission equipment package – MEP):

– на противотанковом вертолете – система ночного видения, надвтулочная обзорно-прицельная система «Осирис» и две нашлемных обзорно-прицельные системы с возможностью управления ПТУР и УР класса «воздух–воздух»;

– на многоцелевом – индикатор на фоне лобового стекла, гиростабилизированная обзорно-прицельная система на крыше кабины, лазерный дальномер-целеуказатель и два нашлемных прицела, позволяющих вести огонь из 30-мм пушки, применять ПТУР, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) и УР типа «Мистраль».

В распоряжении каждого члена экипажа – цветной многофункциональный жидкокристаллический индикатор и нашлемный дисплей. Полетная информация также дублируется обычными приборами.

ОГНЕННЫЕ ЗУБЫ

Состав комплекса вооружения «Тигра» зависит от конкретной модификации и может включать следующие средства поражения:

– многоцелевой вертолет или вертолет огневой поддержки «Тигр» UH (UHT) СВ ФРГ – восемь ПТУР PARS 3 LR или «Хот-3» либо два блока 70-мм НАР «Гидра 70», 2×2 УР «Стингер» плюс контейнер с 12,7-мм пулеметом или 20-мм пушкой. Благодаря комплексу «Осирис» боевое применение ПТУР можно полностью автоматизировать – летчик лишь назначает цели для обстрела (до четырех одновременно), обозначая их курсором, а затем система управления вооружением самостоятельно выполняет их сопровождение и поражение (залп по четырем целям выполняется за восемь секунд);

– «Тигр» HAP/HCP (Helicoptere d’Appui Protection – «вертолет огневой поддержки и эскорта» / Helicoptere de Combat Polyvalent – «многоцелевой вертолет»; испанские машины часто обозначают как HAP-E) – 30-мм автоматическая пушка Nexter 30M781 в носовой турели (150–450 выстрелов с осколочно-фугасными зажигательными снарядами и бронебойно-осколочно-зажигательными снарядами с самоликвидаторами), блоки 68-мм НАР SNEB, контейнеры с 20-мм пушками, а также 2×2 УР «Мистраль»;

– вертолет огневой поддержки «Тигр» HAD – восемь ПТУР «Хеллфайр» II или «Спайк» ER, блоки НАР и 2×2 УР класса воздух-воздух;

– разведывательно-ударный «Тигр» ARH – восемь ПТУР «Хеллфайр» II, блоки 70-мм НАР «Гидра 70», 2×2 УР класса «воздух–воздух».

На внешней подвеске возможно размещение специализированных контейнеров или двух подвесных топливных баков.

Бортовой комплекс обороны включает станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении (четыре и два датчика), станцию предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-60 MILDS компании EADS (ныне Airbus Group), включающую комплект из четырех датчиков ультрафиолетового диапазона и вычислительный блок, а также два автомата отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей компании MBDA. Также имеется комплекс РЭБ.

ЭКСПОРТ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ

Первоначально многообещающие экспортные перспективы «Тигра» на деле оказались скромнее – ряд стран, решивших купить такие машины, затем от своих планов отказались. Впрочем, в декабре 2001-го разработчик получил контракт от Австралии на 22 «Тигра» ARH (Armed Reconnaissance Helicopter – «вооруженный разведывательный вертолет», программа AIR 87). Четыре машины он должен был собрать на своих мощностях, а остальные 18 – на предприятии Australian Aerospace (дочка европейской Eurocopter).

По конфигурации австралийский «хищник» был близок к французскому «Тигру» НАР, но имел модернизированные двигатели и мог применять ПТУР «Хеллфайр» II и 70-мм НАР «Гидра 70» бельгийской компании Forges de Zeebruges вместо ракет типа SNEB. Кроме того, вертолет получил новые комплексы связи и другое БРЭО.

Первый вертолет был передан австралийцам 15 декабря 2004 года, а в декабре 2011-го поставки были завершены. Реализация контракта шла не без проблем – в 2007 году австралийское Минобороны даже приостанавливало платежи.

В сентябре 2003 года вариант «Тигр» HAP выбрала для себя Испания. Модификация получила обозначение «Тигр» HAD (Helicoptero de Apoyo y Destrucción – «вертолет ударный и огневой поддержки»). Было заказано 24 машины с поставкой в 2007–2008 годах (18 – новые, 6 – переоборудованные из «Тигра» HAP). Машины получили двигатели большей мощности, вооружались ПТРК «Тригат» и УР класса «воздух–воздух» «Мистраль», имели улучшенную бронезащиту. В июне 2006 года Испания объявила о решении заменить ПТРК «Тригат» на израильский ПТРК «Спайк» ER. Испанские «Тигры» могут применять ПТУР PARS 3 LR, которые предназначались для немецкого «Тигра» и ПТУР «Хеллфайр» II.

В июле 2006 года было объявлено о предварительном соглашении с Саудовской Аравией по закупке 142 вертолетов на 6,9 млрд евро, включая 12–18 «Тигров», но в конце 2007 года оно было денонсировано. С тех пор «Тигр» не получил ни одного экспортного заказа, хотя производитель принимал участие в тендерах и вел переговоры с рядом стран (Бразилия, Индия, Катар, Малайзия и др.).

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ НА ПОДХОДЕ

Сегодня эти машины стоят на вооружении армейской авиации четырех стран мира: Австралии (1-й авиаполк АА СВ), Германии (36-й вертолетный полк АА СВ), Испании (1-й батальон ударных вертолетов АА СВ) и Франции (5-й вертолетный полк (боевых вертолетов) АА СВ). Немецкие и французские вертолеты принимали участие в боевых действиях в Афганистане (потеряна одна машина), в Ливии и в Мали.

В последние годы поставки «Тигров» сократились: в 2019 году заказчики получили четыре машины, в 2020-м – одну, в 2021-м – ни одной. Имеет смысл говорить о стагнации этой программы европейского военного вертолетостроения и отсутствии перспектив для «Тигров» на международном рынке, где эту нишу прочно заняли американские и российские ударные вертолеты. Например, та же Австралия в январе 2021 года объявила о намерении заменить свои «Тигры» на американские «Апачи» последнего поколения – АН-64Е Apache Guardians.

Впрочем, компания-разработчик выполняет техобслуживание поставленных машин и ведет работы в рамках контракта по их модернизации до стандарта Tiger Mk III, который был заключен Организацией по совместному сотрудничеству в области вооружений (OCCAR) в интересах военных ведомств Испании и Франции в марте 2022 года.

По контракту Airbus Helicopters разработает проект модернизации и доработает 18 испанских и 42 французские машины (в перспективе французы могут запросить модернизацию еще 25). Возможно подключение к этой программе и ВС ФРГ. В программе участвуют предприятия компании в Испании (Альбасете), Франции (Мариньян) и ФРГ (Донаувёрт).

В рамках модернизации «Тигры» получат новый комплекс авионики Thales FlytX, систему боевого управления (ВС Франции – марки ATOS, ВС Испании – марки Indra), прицельные комплексы Safran Strix NG, средства навигации (инерциальная система компании Safran, система спутниковой навигации компании Thales), новый комплекс связи Thales Contact/Synaps, обеспечивающий возможность применения дронов, и (для Испании) модернизированные средства связи Link16 и SATCOM. А также обновленную НСЦУ Topowl DD, модернизированный приемник системы госопознавания Indra IFF и др. Планируется обеспечить экипажу возможность работы в «цифровом поле боя» и обмена тактическими данными в реальном масштабе времени.

В состав вооружения войдут: для ВС Франции – новые УР класса «воздух–поверхность» MAST-F (Future Tactical Air-to-Surface Missile) с двухканальной (оптико-телевизионной/тепловизионной типа IIR) головкой самонаведения и многоцелевой боевой частью (контракт на разработку ракеты компания MBDA получила от Франции – стартового заказчика – в ноябре 2020 года). УР класса «воздух–воздух» «Мистраль» 3, НАР, а также средства РЭБ (ВС Франции – марки Thales, ВС Испании – марки Indra); для ВС Испании – 70-мм управляемые (корректируемые) авиационные ракеты и новые управляемые ракеты класса «воздух–поверхность». Вертолеты также получат модернизированные скорострельные авиационные пушки.

Первый прототип модернизированного «Тигра» планируется облетать в 2025 году. В 2029-м обновленные винтокрылые начнут поступать французским военным, а в 2030-м настанет очередь и испанской армейской авиации. В перспективе возможна модернизация всего парка «Тигров», которые поставлены в количестве 185 машин и налетали на сегодня уже более 155 тыс. часов. 


Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3336
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
979
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2949
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
2813

Другие новости