Церемония передачи Военно-морскому флоту РФ подлодки «Белгород». Фото с сайта www.sevmash.ru
Морские безэкипажные системы находятся «в тени» аналогичных летающих систем, то есть беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Тем не менее они тоже развиваются весьма активно в рамках общей тенденции создания «безлюдных» боевых систем.
Как и БПЛА, морские беспилотники делятся на разведывательные и боевые, причем и в этом случае сначала появились разведывательные системы. Подводные аппараты могут управляться по кабелю (по нему же поступает на борт аппарата и электропитание), но длина такового заведомо ограничена (как правило, она не превышает 1 км). Соответственно, подводные беспилотники должны быть полностью автономными. Что порождает целый ряд проблем, причем не только технических.
ПОДВОДНЫЕ САПЕРЫ
В 1990-е годы началось развитие противоминных подводных аппаратов. В их задачу входит как минимум обнаружение вражеских мин. А как максимум – их уничтожение с помощью подрывных зарядов (подрыв, как правило, осуществляется по кодированному гидроакустическому сигналу). Подрывные заряды чаще всего являются сбрасываемыми (либо устанавливаемыми на минрепы якорных мин), хотя существуют и одноразовые противоминные аппараты, работающие в стиле «камикадзе». Для обнаружения мин используются гидроакустическая система (ГАС) переднего или бокового обзора и/или телекамеры, совмещенные с прожекторами.
Наиболее распространенными противоминными аппаратами, управляемыми дистанционно (по кабелю), являются французские РАР-104 и «Олистер», итальянские «Плуто» и MIN-77, американский AN/SLQ-48, немецкий «Пингвин-В3», английский «Рейл Блазер», шведский «Си Игл», испанский «Сопро». Глубина погружения этих аппаратов не превышает 300 м, скорость хода – менее 10 узлов. Масса составляет от 90 («Си Игл») до 1350 кг («Пингвин В3»).
Одноразовые аппараты-«камикадзе» заведомо являются автономными. Они либо обнаруживают цель самостоятельно, либо наводятся на мину по данным ГАС корабля-носителя. К таковым относятся американский EMD, британско-итальянский «Арчерфиш», немецкие «Си Фокс» (первый в мире аппарат такого типа) и «Си Вулф», французский «Коастер», норвежский «Майнснайпер». Они применяются на глубинах до 300 м на расстоянии 1–4 км от корабля-носителя. Данная концепция представляется сомнительной, поскольку одноразовые аппараты достаточно сложны и дорогостоящи.
Полностью автономные подводные аппараты гораздо сложнее технологически, но обладают гораздо более высокой дальностью плавания (до нескольких десятков или даже сотен километров, ограничена лишь емкостью аккумуляторов электродвигателей), глубиной погружения (до нескольких километров) и гибкостью применения.
Они могут использоваться не только как противоминные, но и как диверсионные или противодиверсионные. Могут вести различные виды разведки, в том числе гидрографическую и картографирование дна. Основным средством ведения разведки на таких аппаратах тоже, разумеется, являются ГАС переднего и бокового обзора.
Для ВМС США были созданы противоминные автономные аппараты AN/BLQ-11, BPAUV («Блюфин», «Найффиш») и целое семейство аппаратов «Ремус», «Скалпин», «Кингфиш». AN/BLQ-11 запускается через торпедные аппараты (ТА) атомных подлодок (ПЛА) и принимается также в ТА (с помощью специального манипулятора, размещенного в другом ТА; отрицательным моментом данной концепции является снижение боекомплекта ПЛА, поскольку аппараты занимают место торпед и ракет). Может вести разведку на расстоянии до 120 миль от ПЛА на глубинах до 450 м в течение двух суток. На основе этого аппарата создан усовершенствованный аппарат MRUUV.
Аппараты серии «Ремус» уже принимали участие в разминировании акваторий иракских портов во время второй иракской войны. На их основе созданы аппараты типов «Скалпин» и «Кингфиш». Они применяются с надводных кораблей на глубинах до 100 м («Кингфиш» – до 300 м) и на дальностях до 60 миль от носителя. При этом разрабатывается вариант «Ремус-6000» с глубиной погружения до 6 км (разумеется, он уже не будет противоминным).
Также на глубинах 200–300 м работают аппараты BPAUV, «Блюфин», «Найффиш». Система разминирования «Си Лайон» включает три аппарата «Блюфин-9». В США проводились испытания, в ходе которых с одного аппарата «Блюфин-21» запускались малый автономный подводный аппарат «Сэнд Шарк» и контейнер с мини-БПЛА «Блэк Винг». Последний стартовал после всплытия контейнера на поверхность. «Сэнд Шарк» также всплыл, после чего БПЛА установил с ним связь и стал ретранслировать данные в центр управления.
Разрабатывался подводный аппарат «Манта», который должен был стать носителем других аппаратов (например, двух «Ремусов»), при этом американские ПЛА несли бы до четырех «Мант». Развития концепция не получила.
В Германии создан противоминный автономный аппарат «Си Оттер», имеющий глубину погружения 600 м. Он способен взаимодействовать с упомянутым аппаратом «Си Хок». При этом в Германии разрабатывается аппарат «Си Кэт», который может как управляться по кабелю, так и действовать автономно.
В Швеции на основе 533-мм торпеды ТР62 был создан запускаемый с ПЛ подводный автономный аппарат AUV-62F. В Исландии, не имеющей ни вооруженных сил, ни военно-промышленного комплекса, был разработан подводный аппарат «Гавиа» модульной конструкции, который может применяться как в военной (в первую очередь как противоминный), так и в гражданской сфере (поскольку может нести самое разное оборудование). «Гавиа» способен работать на глубинах до 2 км и на удалении от носителя до 60 миль. Этот аппарат закуплен ВС многих стран, включая Россию.
В Китае разработан противоминный аппарат «Оранжевая акула» с глубиной погружения до 250 м и гораздо более универсальный «Ланьшуй», способный погружаться на 2 км.
В России создан противоминный аппарат «Концепт-М» для замены «Гавии» в ВМФ РФ.
УНИВЕРСАЛЫ
Развитие автономных подводных аппаратов естественным образом привело к созданию не только противоминных, но и гораздо более универсальных с точки зрения решаемых задач машин.
Кроме того, появились аппараты с нетрадиционным способом движения. К последним относятся подводные планеры (глайдеры), не имеющие электродвигателей и гребных винтов (либо таковые используются в качестве запасных). Они передвигаются за счет управления плавучестью, которое обеспечивается перетеканием жидкости из балластной цистерны в специальную эластичную емкость и наличием стабилизаторов (типа самолетных). Благодаря этому происходит постоянное изменение дифферента с регулярными погружениями и всплытиями.
Подобные аппараты используются для гидрологических исследований, полученная информация передается во время всплытий. Они могут достигать глубин в несколько километров и находиться в море месяцами. Основным недостатком глайдеров является крайне низкая скорость (не более трех узлов).
Аппараты подобного класса созданы в США («Слокум», «Скарлет Найт», «Си Глайдер», «Вэйв Глайдер») и в Китае («Хайи», «Хайянь»). Американский «Вэйв Глайдер» пересек Тихий океан, затратив на это, впрочем, пять лет. А один из вариантов китайского «Хайи» достиг в том же Тихом океане глубины 6,3 км. В настоящее время несколько таких аппаратов осуществляют постоянное дежурство в Южно-Китайском море. В декабре 2016 года китайцам удалось захватить американский глайдер «Слокум», впрочем, потом он был возвращен. В России испытывается глайдер «Фугу», предназначенный для решения задач противолодочной обороны и обеспечения связи с подлодками.
Другим направлением развития является создание более крупных, чем противоминные, подводных аппаратов универсального назначения. Они должны иметь повышенные скорость, автономность, дальность плавания и, возможно, нести вооружение. Поскольку аппарат является полностью автономным, в системе управления должны использоваться элементы искусственного интеллекта. Если речь идет о боевом аппарате, крайне важно добиться для него способности отличать «своих» от «чужих». На подобных аппаратах могут использоваться электрохимические генераторы (вместо обычных электродвигателей) в целях повышения автономности. Важной задачей является создание систем звукоподводной связи, обеспечивающей передачу команд на аппарат (сейчас это возможно на расстояниях не более двух-трех километров). В 2013 году американский аппарат «Релиант» прошел своим ходом без подзарядки батарей 315 миль за 109 часов, всплывая через каждые 20 км для уточнения своего местоположения и передачи информации.
ПОСЕЙДОН С КЛАВЕСИНОМ
В США создаются всё более крупные подводные аппараты. «Эхо Сикер» имеет длину 9,75 м, дальность плавания 430 км, глубину погружения 6,1 км. Затем были построены «Эхо Вояджер» длиной 15,54 м и водоизмещением 50–70 т (способен погружаться на глубину 3,4 км, дальность плавания достигает 6500 миль) и МАSТТ длиной 24 м и водоизмещением 64 т. Эти аппараты могут нести значительную полезную нагрузку, в частности иметь до двух 324-мм ТА. При этом они работают по тем же принципам, что традиционные подлодки (ПЛ) – аккумуляторные батареи заряжаются при работе дизелей во время регулярных всплытий.
В Великобритании предполагается построить безэкипажную ПЛ S201 длиной более 30 м с дальностью плавания до 3 тыс. миль. Во Франции разрабатываются аппараты D-19 и ASМ-Х, которые будут запускаться через ТА ПЛ для ведения разведки и борьбы с минами. В Норвегии создано семейство модульных подводных аппаратов «Хугин», предназначенных для ведения разведки, поиска мин и ПЛ.
В Китае строятся подводные аппараты серий «Чжишуй» и «Цзинхай», в России – серии «Клавесин» (масса – 3,7 т, глубина погружения достигает 6 км). На основе аппарата «Клавесин-ДМ» был создан двухтонный «Витязь», который в мае 2020 года совершил погружение в Марианскую впадину. Через полгода аналогичную задачу решил китайский аппарат «Фэньдоучжэ».
Все эти аппараты предназначены для решения разведывательных задач. Кроме того, в России создан подводный робот «Суррогат» для имитации ПЛ противника. В США, Китае и России ведутся также работы по созданию устройств, обеспечивающих подзарядку аккумуляторов подводных аппаратов в погруженном положении.
Уникальным автономным подводным аппаратом является российский «Посейдон» (он же «Статус-6»). Его точные тактико-технические характеристики неизвестны, но предполагается, что он может иметь скорость до 100 узлов, глубину хода до 1 км и неограниченную дальность плавания, поскольку оснащен ядерным реактором. «Посейдон» несет ядерную боевую часть мегатонного класса и предназначен для уничтожения крупных береговых объектов или даже для инициирования цунами у побережья противника. Носителями «Посейдонов» могут быть только специально оборудованные ПЛА.
Массовое развертывание боевых безэкипажных подводных аппаратов приведет к радикальному изменению характера морской войны. Их применение резко снижает риск собственных потерь, тем самым автоматически понижая порог их использования в боевых действиях. Бороться с подводными аппаратами будет достаточно сложно из-за их малых размеров, при этом способы такой борьбы вряд ли станут принципиально отличаться от традиционной противолодочной обороны.
Поскольку практически все аппараты (кроме противоминных) являются единичными и экспериментальными, специальных средств и методов для борьбы с ними не разработано. Будет чрезвычайно важно создать такие программы для автономных аппаратов, чтобы исключить их выход из-под контроля или перехват противником. Также важно наращивать количество носители беспилотных аппаратов. Отечественный флот несколько лет эксплуатирует подлодку «Саров», а в этом году принял от промышленности «Белгород».
комментарии(0)