Пуск ракеты Aegis на испытаниях Армады (военно-морского флота) Испании. Фото с сайта www.navy.mil
Создание многофункциональной системы оружия «Иджис» стало знаковым событием в истории американских ВМС и позволило существенно нарастить их возможности по боевому применению различных видов корабельного вооружения, но в первую очередь – противовоздушного и противоракетного.
Масштаб реализации программы можно оценить по числу уже введенных в строй, а также строящихся и будущих надводных кораблей – носителей этой системы оружия в различных вариантах комплектации. Сегодня многонациональный «Флот «Иджиса» насчитывает более сотни фрегатов, эсминцев и крейсеров, и еще около 70 единиц запланированы к постройке.
В предыдущей публикации («НВО», «Первые шаги к «Иджису», 09.02.23) мы рассмотрели вопросы, связанные с начальным этапом реализации данной программы: возникновение идеи принципиально новой системы оружия и определение спектра ее боевых задач, анализ альтернативных вариантов и др. В этой публикации речь пойдет о первых мероприятиях по разработке компонентов будущего «щита» американского флота.
ВЫЖИТЬ В СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКЕ
Контр-адмирал Уэйн Мейер с 1970 года долгое время возглавлял отдел работ по программе «Иджис» (Aegis Project Office). За вклад в создание систем противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО) для ВМС США американские моряки присвоили ему титул «отец «Иджиса». В интервью с Полом Стиллвеллом из Военно-морского института ВМС США (US Naval Institute – USNI) адмирал вспоминал:
«Я думаю, что не позднее 1971 года мы приняли лозунг: «Aegis to sea, Aegis to sea, Aegis to sea» (троекратное «Иджис» – в море». – В.Ш.) …Первоначальный большой контракт на проведение конструкторской разработки, контракт в стиле ВВС, требовал постройки трех больших моделей, создания совершенно новой ракеты и совершенно новой пусковой установки... Это можно было сделать только в том случае, если у вас были правильная команда, правильное отношение и правильные решения. И тогда мы решили, что будем заниматься этим целыми неделями. Я назвал это «поведение людей в спасательной шлюпке». Мы все находимся в этой шлюпке, и у нас есть выбор: попытаться спасти себя или послать все к дьяволу... В моем распоряжении не было никого, кто не был бы добровольцем. И я горжусь этим... Они рисковали своим будущим, если потерпят неудачу. Если мы потерпим неудачу. И я с гордостью могу сказать, что многие из них добились выдающихся результатов. Но, конечно, это не выглядело так радужно в самом начале».
Принцип работы контр-адмирала Мейера дал результаты. После достаточно длительного этапа согласований и «притирки» пожеланий заказчика и возможностей исполнителя в декабре 1973 года компания Radio Corporation of America (RCA) – разработчик новой системы оружия – изготовила опытно-конструкторскую модель, которая получила наименование Engineering Development Model 1 (EDM-1).
Согласно информации, приведенной в цикле статей «История системы «Иджис» в спецвыпуске журнала Naval Engineers Journal (October 2009), данный образец включал следующие элементы: одно полотно антенной решетки главной радиолокационной станции (РЛС) комплекса AN/SPY-1 (сектор обзора 90 градусов); совмещенную следящую станцию подсветки и станцию управления огнем (данная станция была выпущена в единственном экземпляре); одну пусковую установку типа Mk 26; систему управления работой РЛС (в состав ее входили две электронно-вычислительные машины (ЭВМ) типа AN/UYK-7), а также систему управления оружием на базе ЭВМ того же типа.
Первый опытный образец системы «Иджис» EDM-1 в 1973 году установили на наземном испытательном полигоне компании-разработчика в Мурстауне, штат Нью-Джерси, где он с апреля по октябрь 1973 года прошел первый этап испытаний.
После завершения его первый опытный образец «Иджиса» был выключен и разобран, а в декабре того же года на борту военно-транспортного самолета С-5А «Гэлэкси» (Lockheed C-5A Galaxy) перевезен в Лонг-Бич, штат Калифорния, для установки на борт опытного судна «Нортон Саунд» (USS Norton Sound, AVM-1).
«Когда я пришел в программу, «Нортон Саунд» находился на частной верфи в Балтиморе, – вспоминал позже контр-адмирал Уэйн Мейер. – На нем располагались элементы системы вооружения, создававшейся в рамках программы «Тайфун». Но теперь этот корабль должен был стать носителем системы «Иджис».
Работы по монтажу опытной системы на судне «Нортон Саунд» были завершены к марту 1974-го, после чего начался этап морских испытаний.
В МОРЕ И НА ЗЕМЛЕ
Опытный образец был установлен на опытовом судне «Нортон Саунд» в следующей комплектации: один антенный пост новой радиолокационной станции на надстройке опытового судна (одно полотно антенны, включавшее четыре тысячи ферритовых фазовращателей), а также прототипы всех модулей, включая быстродействующую ЭВМ, многофункциональные дисплеи отображения тактической обстановки, консоли управления различными комплексами оружия, РЛС подсветки целей и другое специальное оборудование.
Опытный образец системы «Иджис» проходил интенсивные испытания на указанном судне с 1974 года по 1979–1980 годы. При этом, как указывается в справке, подготовленной аналитиками компании Forecast International, в течение 1974 года в ходе испытаний в акватории Тихого океана опытная система «Иджис» смогла обнаружить и в автоматическом режиме сопровождать 20 самолетов, находящихся в воздухе над океаном. «Я не помню, чтобы у нас были какие-то поломки», – вспоминал позже адмирал Мейер.
В мае 1977 года был сдан в эксплуатацию полигон по доработке опытных образцов боевых систем ВМС США (Combat Systems Engineering Development Site) в Мурстауне, штат Нью-Джерси. Здесь установили один из образцов «Иджиса»: комплекс аппаратуры и антенный пост основной РЛС были смонтированы в полноразмерном макете надстройки крейсера с управляемым ракетным оружием (УРО) типа «Тикондерога». Рядом был сооружен длинный ангар.
На этом полигоне разработчик и заказчик получили возможность осуществить испытания со стрельбами зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) по самолетам «противника» в условиях активного применения им средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В течение 1977 года система оружия «Иджис» и ЗУР комплекса «Стандарт» проходили испытания общей продолжительностью 88 часов.
В испытаниях, в частности, принимал участие самолет РЭБ EA-6B «Проулер» из состава морской авиации ВМС США. Даже при работе «на полную мощность» нескольких подвешенных на самолет спецконтейнеров РЭБ экипажу «Проулера» так и не удалось добиться успеха в глушении радиолокационного комплекса SPY-1(V) – ядра системы «Иджис».
Другим участником испытаний стал самолет – летающая лаборатория NKC-135, предоставленный ВВС США. Он оснащался одной из самых мощных американских станций РЭБ под названием TREE SHARK. По некоторым оценкам, потенциал одного такого контейнера РЭБ был сравним с мощью, которой обладали 32 самолета РЭБ типа ЕА-6В с полным комплектом штатной аппаратуры.
Свидетель, проходивший службу в американских ВВС и имевший опыт работы с системой TREE SHARK, так описывал ее:
«Данная система радиоэлектронной войны представляла собой большой подвесной контейнер, который мог нести только самолет NKC-135. В ее состав входили 18 ламп бегущей волны большой (400 ватт) мощности, которые были соединены вместе поэтапно и работали на антенное устройство, включающее линейку из 18 рупорных антенн (коэффициент усиления – более 20 дБ), которые были еще и управляемыми. Все должно было находиться в фазе (одинаковой длины) – электрические сети, высокочастотные волноводы и пр. Обеспечивать работоспособность всего этого было просто кошмаром.
Мы использовали систему TREE SHARK для испытаний и оценки работы флотских РЛС, поскольку она обеспечивала требуемый уровень помех, когда обеспечивающий самолет находится на расстоянии, безопасном для реальных стрельб (с корабля). Другая модификация, TREE SQUID, обеспечивала работу в двух различных радиочастотных диапазонах. Обе системы, по существу, представляли собой усилители радиочастоты. Возможно, кто-то построил что-то еще более крупное».
Впрочем, вспоминали очевидцы, даже такая мощная система РЭБ тоже оказалась бессильна против основной «иджисовской» РЛС. «Во всех случаях радар оказывался способен «пробиться» через плотную пелену помех и сымитировать пуск зенитных управляемых ракет», – подчеркивается в упомянутой справке компании Forecast International.
В ходе испытаний из нескольких сотен пусков ракет по различным воздушным целям, включая беспилотные летательные аппараты, управляемые ракеты и самолеты, было допущено лишь незначительное число промахов. Причем непосредственной вины РЛС типа SPY-1(V) тут почти не было. В основном причинами неудач были признаны сбои и ошибки в работе вычислительной системы, недостатки в работе пусковой установки или ошибки операторов (пресловутый «человеческий фактор»).
В процессе испытаний были выявлены недостатки в работе отдельных элементов системы, что потребовало дополнительного времени на доработку всего «щита Зевса». Но, несмотря на эти проблемы, отзывы заказчика о системе были в целом весьма положительными.
Особое же впечатление на представителей ВМС США произвел тот факт, что за весь период испытаний боеготовность новой системы не падала ниже 96%. Хотя экипаж судна «Нортон Саунд» существенно уступал по уровню подготовки личному составу боевых кораблей американского флота.
ЩИТ ОБРЕТАЕТ ФОРМУ
После первого успеха в области создания зенитного ракетного комплекса (ЗРК) было решено приступить к созданию остальных элементов системы «Иджис». В 1976 году компания RCA получила госконтракт стоимостью 159,2 млн долл., по условиям которого должна была осуществить разработку и сборку опытного экземпляра в составе РЛС с активной фазированной антенной решеткой типа AN/SPY-1, РЛС подсветки цели, аппаратуры РЭБ и комплексов ракетного оружия.
К тому времени система «Иджис» выросла до полностью многофункциональной: она должна была обеспечивать боевое применение не только средств ПВО И ПРО, но и комплексов УРО классов «корабль – корабль» и «корабль – подводная лодка», а также противолодочных торпед.
В апреле 1977 года разработчик смог успешно продемонстрировать возможность системы по одновременному перехвату нескольких воздушных целей – две ЗУР SM-2 «Стандарт» (RIM-66C) уничтожили две дозвуковые воздушные мишени BQM-34A «Файрби I» (Firebee I). Причем в данном случае, что особенно важно, не производилась постоянная подсветка целей специализированной РЛС, как это имело место в случае с другими ЗРК того времени, стоявшими на вооружении американского флота.
В данном же случае пуск ЗУР осуществлялся в расчетную точку нахождения цели, после чего ракета следовала к цели при помощи своей бортовой инерциальной навигационной системы, получая в полете с корабля-носителя периодические «обновления» по цели, вырабатываемые РЛС с активной фазированной антенной решеткой типа AN/SPY-1. А подсветка цели при помощи РЛС типа AN/SPG-62 осуществлялась только на конечном участке – перед непосредственным поражением цели.
В общей сложности в процессе испытаний комплекса «Иджис» с борта судна «Нортон Саунд» зенитными управляемыми ракетами (20 ЗУР типа SM-1 и 10 ракет типа SM-2 комплекса «Стандарт») были поражены 32 воздушные мишени (преимущественно дозвуковые типа BQM-34A «Файрби I», но также и сверхзвуковые типа BQM-34E «Файрби II»). Семь мишеней были поражены на большой дальности, 16 – на средних дальностях, а остальные девять – на малой дальности.
Это наглядно продемонстрировало высокую эффективность системы «Иджис» и боевых средств нового корабельного ЗРК «Стандарт» по обнаружению, сопровождению и перехвату воздушных целей различного класса и типа. Причем ЗУР типа SM-1 были использованы для перехвата почти всех низковысотных воздушных целей (кроме трех), а также при перехвате двух воздушных целей на больших высотах.
В общей сложности с апреля 1984 года на разных полигонах были проведены испытания с применением ЗУР SM-1 Block IV и SM-2 Block I (8 ракет и 81 ракета соответственно), противокорабельных ракет «Гарпун» (две ракеты), противолодочных управляемых ракет комплекса ASROC (пять ракет) и противолодочных торпед типа Mk 46.
Результаты испытаний были признаны успешными, что позволило разработчику приступить к изучению вариантов размещения системы «Иджис» на надводных кораблях. В рамках этой работы не только осуществлялся выбор конкретных типов носителя «Иджиса», но и выполнялось предварительное проектирование как самих кораблей, так и отдельных корабельных систем и образцов оборудования, которые должны были войти в единый контур новой многофункциональной системы оружия.
В первую очередь командование ВМС США стало изучать возможность размещения новой системы на атомных крейсерах УРО типов «Вирджиния» (головной корабль – CGN-38 Virginia, построено четыре корабля) и «Калифорния» (головной корабль – CGN-36 California, построено два корабля). А также на перспективных «атомных ударных крейсерах» («Strike Cruiser» / CSGN), проект их полным водоизмещением 17284 т был предложен во второй половине 1970-х Агентством по перспективным оборонным исследованиям и разработкам (DARPA), входящим в состав Минобороны США.
После закрытия проекта «ударного крейсера» специалисты ВМС США рассматривали возможность постройки модернизированного варианта атомного крейсера УРО типа «Вирджиния» (проект CGN-42 полным водоизмещением около 12100 т). Но и этот проект постигла участь его предшественника.
В итоге все эти варианты были признаны «экономически нецелесообразными» либо имеющими «оперативные недостатки». И командование ВМС США решило устанавливать систему «Иджис» на специально созданном корабле – эскадренном миноносце УРО проекта DDG-47, который позднее был переклассифицирован в крейсер УРО проекта CG-47 (тип «Тикондерога»). Более подробно об этом мы расскажем в следующей публикации.
комментарии(0)