Китайский дрон Migun-5PRO разработан как гражданский, но специалисты ВСУ переделывают его в разведывательно-ударный. Фото Владимира Карнозова
Описанные в статье «Небо становится ближе» (см. «НВО» от 29.09.23) особенности тактики применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) практически в равной мере относятся к обеим сторонам украинского конфликта. Это массовое использование в разведывательных целях коммерческих квадрокоптеров (в основном китайского производства) и переделка таких квадрокоптеров в «микробомбардировщики» для сброса небольших боеприпасов. Это широкое применение дронов-камикадзе (барражирующих боеприпасов), включая БПЛА FPV класса (FPV – техническое устройство, передающее физическую реальность удаленному оператору в качестве виртуальной реальности; от англ. First Person View – «вид от первого лица»).
При этом для Украины беспилотная авиация имеет очень большое значение, поскольку Россия существенно превосходит ее в традиционной пилотируемой авиации и в классическом ракетном оружии всех классов. Соответственно Украина пытается компенсировать это отставание за счет максимально широкого использования БПЛА.
Украина получает значительную помощь от стран Запада. Кроме того, поскольку «классические» предприятия украинского ВПК находятся под регулярными ударами ВС РФ, значительная часть беспилотников на Украине производится гражданскими предприятиями и мастерскими (впрочем, России это тоже касается). Выявить и поразить все такие объекты весьма сложно из-за их количества и скрытности, поэтому Украине производить собственные БПЛА проще, чем традиционную военную технику.
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ И УКРАИНСКИЕ ПОДЕЛКИ
Основная часть дронов собственного производства разрабатывается и выпускается на нескольких частных предприятиях в Киеве, а также на заводах «Хартрон» и «Коммунар» в Харькове, в КБ «Южное» и «Сфера» в Днепропетровске. Видимо, в «Сфере» имеются подземные комплексы для сборки БПЛА. В Аэрокосмическом университете в Харькове разрабатывается программное обеспечение для украинских беспилотников. Возможно, БПЛА украинской разработки будут производиться также в Польше и других странах Восточной Европы.
В СССР упор делался на разработку и применение тяжелых (массой несколько тонн) скоростных реактивных разведывательных беспилотников. Это были Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс», причем выпускались они на Харьковском авиационном заводе. Всего было выпущено 152 «Стрижа» и 950 «Рейсов» (некоторое количество последних было поставлено в страны Варшавского договора и Ближнего Востока), и значительная их часть после распада СССР досталась именно Украине.
В настоящее время возобновление производства этих БПЛА не представляется возможным: утрачены как производственные мощности, так и рабочие и инженерные кадры, практически не осталось и запчастей. Также невозможно использовать их в первоначальной роли многоразовых скоростных разведчиков (они будут заведомо уничтожены российской ПВО). Поэтому сейчас с западной помощью (в первую очередь речь идет о новом программном обеспечении) их переделывают в крылатые ракеты, которые должны поражать стационарные цели в соответствии с заложенной в них перед полетом программой. Дальность полета в таком варианте может достигать 1000 км.
При этом техническое состояние «Стрижей» и «Рейсов» далеко не лучшее (самым новым из них уже 35 лет); кроме того, они являются невосполнимым ресурсом из-за вышеупомянутых нехватки запчастей и невозможности восстановления производства. Поэтому ценность «Стрижей» и «Рейсов» ограничена даже после модернизации.
Впрочем, имеется значительное количество дронов украинской разработки и производства.
Чисто разведывательный БПЛА ПД-1 может запускаться с катапульты (установленной на автомобиле) или со взлетно-посадочной полосы. Ведет разведку в оптическом и инфракрасном диапазонах на удалении до 85 км от станции управления, может находиться в воздухе до 8 часов. Максимальная скорость составляет 140 км/ч, потолок – до 2 км, масса – 33 кг, размах крыла – 3 м. Из-за значительной инфракрасной сигнатуры (дрон имеет бензиновый двигатель, притом что у большинства беспилотников электрические двигатели) весьма уязвим для наземной ПВО.
Разведывательный мини-дрон А1-СМ «Фурия» изготовлен из стеклопластика, его масса 6 кг, размах крыльев 2 м, максимальная скорость до 130 км/ч. Дальность полета составляет 200 км, но удаление от пункта управления не должно превышать 50 км (иначе связь с ним будет потеряна). «Фурия» способна осуществлять корректировку артиллерийского огня, координаты целей определяются с точностью до 20 м. В состав комплекса входят три БПЛА, станция управления и различное дополнительное оборудование. Развертывание комплекса производится за 15 минут.
Другим разведывательным мини-дроном является «Лелека-100», также изготовленный из стеклопластика. Размах крыла около 2 м, масса около 5 кг, максимальная скорость 120 км/ч, способен находиться в воздухе до 2,5 часа, потолок 1,5 км. Дальность полета составляет 100 км, но удаление от пункта управления также не должно превышать 50 км. Как и «Фурия», может вести оптическую и инфракрасную разведку.
К тому же классу разведывательных мини-дронов относится МП-1 Spectator. Он действует на расстоянии до 30 км от станции управления при дальности полета 200 км, может находиться в полете до двух часов. Имеет размах крыла 3 м и массу 5,5 кг, потолок – 3 км. В состав комплекса входят три беспилотника и различная наземная аппаратура. Подобно «Фурии» и «Лелеке», ведет разведку в различных диапазонах электромагнитного спектра. Все перечисленные мини-беспилотники имеют электрические двигатели.
Октокоптер Р-18 имеет дальность полета 4 км, может находиться в воздухе 40 минут. Несет две противотанковые кумулятивные гранаты РКГ-1600 массой 2 кг, оснащенные дополнительным оперением. Считается, что этими гранатами можно обеспечить попадание точностью до 1 м с высоты 300 м.
Бензиновым двигателем оснащен более крупный по размерам БПЛА UJ-22 Airbornе, который является многоцелевым. Он может вести разведку на глубине нескольких сотен километров за линией фронта, а также использоваться в ударном варианте – причем либо как многоразовый носитель оружия, либо как камикадзе. Связь с наземной станцией осуществляется на расстоянии 120 км, но в роли камикадзе (то есть без возвращения) дальность полета достигает 800 км. Может применяться как в автономном, так и в управляемом режиме. Размах крыльев UJ-22 составляет 4,6 м, масса – 86 кг, масса полезной нагрузки (разведывательная аппаратура или боеприпасы) достигает 20 кг. В качестве сбрасываемых боеприпасов (если подразумевается многоразовое использование дрона) могут применяться, например, 82-мм минометные мины или гранаты от РПГ-7. Максимальная скорость полета достигает 180 км/ч, потолок – 6 км. Беспилотник может находиться в воздухе 8 часов.
Все перечисленные украинские БПЛА находятся в серийном производстве.
Заявлено о создании на Украине еще целого ряда ударных БПЛА (многоразовых и камикадзе). Это, в частности, «Сокол-300», ST-35, «Кобра», «Бобер», «Коса», «Ахилл», «Трембита», «Довбуш Т10». Реальный статус всех этих программ не вполне ясен (то есть неизвестно, запущены ли эти беспилотники в серийное производство, и если да, насколько массовым оно является). Это же относится к созданию крупных БПЛА самолетного типа D-80 Discovery и D-300 Enterprise.
В последнее время на Украине начато массовое производство ударных дронов-камикадзе FPV класса, заявлено о темпах производства до 10 тыс. таких аппаратов в месяц. Собираются эти БПЛА в основном из деталей, купленных в Китае.
ПОМОЩЬ КИТАЯ И ЗАПАДА
Также силовые структуры Украины используют большое количество иностранных коммерческих беспилотников, применяемых для разведки или переделываемых в «микробомбардировщики». Самыми массовыми и популярными из них являются китайские квадрокоптеры семейства DJI, в первую очередь DJI Mavic. Также весьма популярна модель DJI Matrice 30T, которая кроме стандартной разведывательной аппаратуры имеет лазерный дальномер и может, в отличие от большинства других коммерческих дронов, работать в условиях низких температур.
Украина также использует китайские беспилотники компании Yuneec, американские компании Autel Robotics, немецкие компании XDynamics. В больших количествах приобретаются китайские дроны «Мугин-5», которые применяются в ударном варианте (либо как многоразовые, либо как камикадзе).
От Запада Украина получает значительное количество специализированных военных беспилотников. К чисто разведывательным относятся американские Quantix Recon, «Скан Игл», RQ-20 «Пума», польские FlyEye, норвежские микродроны Black Hornet. Также чисто разведывательным является БПЛА Н10 «Посейдон», производимый некой кипрской фирмой. Он может работать на удалении до 150 км от станции управления и имеет разведывательную камеру с 40-кратным увеличением, что позволяет вести разведку с большой высоты.
Из боевых беспилотников, используемых ВС Украины, наиболее известным является турецкий «Байрактар» ТВ2, до этого успешно использовавшийся в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. Впрочем, уже в ходе тех конфликтов стало ясно, что противостоять сильной современной ПВО «Байрактар» не сможет. Однако Киев связывал с этим БПЛА очень большие надежды. Спецоперация на Украине подтвердила, что «Байрактар» очень уязвим для огня современных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и совершенно бессилен против истребителей. За первые полгода боевых действий большая часть украинских «Байрактаров» была потеряна, оставшиеся используются лишь для ведения разведки из глубины своего воздушного пространства.
Теперь ВС Украины используют иностранные барражирующие боеприпасы. Это американские Switchblade-300, Switchblade-600 и, возможно, Phoenix Ghost, польские Warmate.
Украина с весны нынешнего года активно применяет дроны-камикадзе (в первую очередь «Стрижи» и UJ-22) по территории РФ. Причем не только по ближайшим к ней регионам (Белгородская, Брянская, Орловская, Курская, Воронежская, Ростовская области, Крым и Севастополь), но и по более отдаленным (Москва, Московская, Тульская, Рязанская, Калужская, Тверская, Псковская, Новгородская, Саратовская области, Краснодарский край, Адыгея). Целями ударов являются в первую очередь военные аэродромы, предприятия ВПК, объекты инфраструктуры, а также различные гражданские объекты.
Значительная часть украинских БПЛА, атакующих территорию России, уничтожается средствами ПВО, подавляется средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или падает из-за столкновения с различными препятствиями. Некоторые удары нанесли определенный ущерб российским ВКС: поражено несколько складов боеприпасов в Крыму, нефтебаза в Краснодарском крае.
Тем не менее в целом последствия ударов крайне незначительны. Очевидно, они рассчитаны не столько на практический результат, сколько на психологический эффект. Впрочем, на население России никакого реального психологического воздействия эти удары не оказывают и воспринимаются как некое странное недоразумение. Насколько эти удары вдохновляют население Украины, сказать сложно, поскольку нет возможности объективно изучить состояние украинского общественного мнения.
В целом, однако, нет сомнений, что для ВС Украины роль беспилотных летательных аппаратов будет в дальнейшем лишь возрастать – и как важнейшее дополнение к артиллерии (включая целеуказание и корректировку огня), и как почти полный заменитель авиации. Однако обеспечить радикальный перелом в ходе боевых действий украинские беспилотники не смогут просто из-за недостатка их количества.